Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СКИТАНИЯ ПО МИРУ СТАРОВЕРОВ МУРАЧЕВЫХ



Три с половиной века гнала судьба староверов по России. Из Европейской части России шли пехом семьями, скарб на телегах, в Сибирь, на восток России к океану, в поисках счастливой земли с названием Беловодье. С позапрошлого века в Приморье в глухой тайге староверами было образовано около пятидесяти селений. Нашли они свое Беловодье. Жили большими трудами на земле, крепко, спокойно. Главное – хранили веру Христову старую, старый уклад и традиции жизни. Пока советская власть их не трогала, но в 30-е годы в коллективизацию, не принятую староверами, они вынуждены были покинуть родину и осесть в большинстве своем в Китае. В конце 50-х и оттуда их выжили, и поехали они кто куда по миру – в основном в Южную Америку.

Братья Мурачевы оказались в Боливии. Отец родом из Нижегородской губернии - Урень. У деда с бабкой на каждого члена семьи была своя кружка, своя тарелка, своя ложка, своя вилка. Чужую взять - ни ни. Одночашечники. Род Мурачевых в Южной Америке широко расплодился, но родниться старался с земляками из Уренщины.

С начала 2000-х годов российские власти, обеспокоенные скверной демографической ситуацией в стране, вспомнили о ценном кадровом резерве. Появилась программа содействия добровольному переселению соотечественников. Южноамериканских староверов стали активно зазывать в Россию. Приглашения нашли свою благодатную почву. Перед неискушёнными людьми разворачивается завораживающая картина далекой родины, где наконец-то стали у руля умные и честные правители, желающие сделать всё для её возрождения и процветания; возвращающихся трудолюбивых староверов ждут там золотые горы, молочные реки и кисельные берега.

В результате многие стали собираться в дальнюю дорогу. Братья Иосиф и Терентий Мурачевы с семействами на это решились тоже. Продавали имущество, готовились к перелету через океан, к началу «новой жизни на старом месте». Прилетали, спускались с трапов и сталкивались с реальностью, весьма далекой от того, что им наобещали из диппредставительств.

Первым в Россию в 2011 году прибыл Терентий Мурачев с женой и семью детьми и поселился на Дальнем Востоке. У жены Терентия – Ксении – родовая фамилия чисто уренская – Реутова. По условиям репатриации переселенцы из Боливии должны были жить именно в Приморском крае. К сожалению, условия проживания и возделывания земли здесь оказались неподходящими, поэтому большая часть переселенцев переехала в другие поселки Приморья, а семья Терентия Мурачева с семерыми детьми вслед за Иосифом перебралась в Калужскую область, объявившую приглашение староверам.

Огорь – большое село, расположенное примерно в 350 километрах от Москвы. Несколько сотен человек. Колхоз давно разорился, пашни запущены, скот отдан за долги, техники нет.

Староверы живут на окраине. Состояние жилищ далеко от удовлетворительного, мужики подлатали, что могли, но, конечно же, по-хорошему, надо ставить новые срубы. Но об этом пока нет и речи из-за недостатка средств.

Мурачевы пекут на дому хлеб (мука, правда, пока что не своя), - пекут для себя, как всю жизнь с детства привыкли. Преподнес как-то Терентий каравай в подарок некоему чиновнику, тот по случаю угостил друга-предпринимателя, держащего в округе магазин; предприниматель попробовал и заинтересовался; встретился с Терентием и предложил печь хлеб для его магазина. Тот не отказался. Таким образом, включились в местную микроэкономику и стали получать небольшой дополнительный доход. Терентию удалось приобрести десяток кур-несушек, что, конечно, стало существенным подспорьем для многодетной семьи.

Они – опытные земледельцы, «на ты» с любой сельхозтехникой. Полагали сразу взять несколько десятков гектаров пашни и приняться за дело с размахом, вдохнуть новую жизнь в вымирающую и спивающуюся глубинку. Однако здесь им очень быстро пришлось узнать, что «здесь вам не тут».

Приехавшим из-за океана людям, не имеющим стартового капитала, естественно, для начала деятельности требовалось на первоначальном этапе какая-то помощь, содействие. Вот тут-то и нашла коса на камень...

У Терентия в Боливии было 600 гектаров земли, несколько тракторов и комбайнов. Жил небедно. Но завещание деда помнил всегда. Когда от российских дипчиновников прозвучало приглашение, богатое хозяйство было отдано за бесценок, фактически брошено.

Упомянутая госпрограмма полна абстрактных пожеланий и деклараций. Пожалуй, единственное, что в ней есть реального – это т.н. подъёмные: денежная сумма, которую выплачивают переселенцу. Сумма варьируется от 40 до 120 тысяч рублей, в зависимости от региона. Любому «россиянину» очевидно, что сумма – мизер, начинать с ней, например, серьезный сельскохозяйственный проект, если у тебя на шее многодетная семья, просто смешно.

Терентий надеялся, что на родине предков его знания, опыт и трудолюбие окажутся востребованными. Еще в Боливии дипломаты красочно описали ему, в каком плачевном состоянии пребывает сельское хозяйство в России. Терентий представлял, как он будет «делать прогресс» в русской глубинке… Реальность оказалась иной.

Для нормальной деятельности братьям требовались трактор, грузовая машина и комбайн. Получили только трактор. Комбайн через какое-то время также удалось временно заполучить, однако здесь приходится вспомнить народную мудрость о том, что дорога ложка именно к обеду, а не к отбою.

Винить администрацию Калужской области не совсем корректно: программа по переселению в этой области, как оказалось, не действует, однако при этом Мурачевым не отказывают в помощи, стараются сделать что возможно.

Терентий рассказал, что продукты он сейчас вообще не покупает, семья питается прошлыми запасами риса и муки. Хорошо ещё, что в рационе есть яйца из-под кур, а куриное мясо Мурачевы могут себе позволить разве что по большим праздникам. Терентий даже возил двоих дочерей в поликлинику: какие-то недомогания, делали кардиограммы. Причина в недоедании.

Если помочь этой семье на первых порах, а впоследствии не создавать искусственных препятствий, то можно не сомневаться, что Мурачевы встанут на ноги и прекрасно заживут. Это тот тип людей, который не пропадёт нигде – сохранившийся до наших дней тип древнерусского пахаря, труженика, покорителя дремучих лесов и бескрайних просторов. Их можно сбросить с вертолёта в тайгу – и там они выживут, расчистят место, срубят дом, распашут целину и пустят корни".

Дети Иосифа и Терентия в России между тем стали ходить в школу. Это небесспорное решение, конечно, далось староверам нелегко и, кстати, привело к ухудшению отношений с многими родственниками. Затевались разговоры на эту тему, и Терентий высказывал такое рассуждение: «Нужно или бежать в леса, к инокам – там да, никаких школ; но если мы уж живём в миру, среди людей – нужно учиться, без этого невозможно». Детям в школе нравится. Но каково-то юным Мурачевым среди современного «продвинутого» молодняка?

Сельские «мирские» сверстники оказались, однако, вполне дружелюбными и терпимыми к «странностям» новичков. К тому же школа в с. Огорь крайне малочисленна: например, в 9-м классе учится всего четыре человека. Правда, учиться Мурачевым нелегко: они очень стараются, но сказывается отсутствие всей предыдущей базы. 17-тилетняя Катерина Терентьевна, поступившая «в первый раз в 9-й класс», очень хотела бы успешно сдать ЕГЭ, но с сожалением понимает, что шансов немного… Тут как Бог даст, а главное - всегда можно утешиться тем, что настоящее-то образование – умение читать Писание и богослужебные книги, петь столповым напевом и др., которое Мурачевым привили с детства – стОит не в пример дороже.

Соборная молитва у Мурачевых совершается пока что у Иосифа в избе, перед совсем еще скромным иконным углом. Надеются в скором времени выпросить у муниципальных властей и отремонтировать соседскую пустующую избушку и сделать там моленную. Богослужебных книг и икон братья с собой не привозили (что разумно, учитывая ценность этих книг и икон на фоне нашей криминальной действительности); запаслись, совершив пару поездок в Москву, на Преображенском и Рогожском. Иконы и кресты – в основном медное литье. Книги тоже все привычные: современные издания иосифовских Часослова, Шестоднева, Псалтыри и проч.

ПО СЛЕДАМ БЫЛЫХ СКИТОВ

В России на сегодня насчитывается более 300 приходов РДЦ и примерно 250 тысяч прихожан-старообрядцев. В Нижегородской области действует 10 приходов, крупнейшие - в Семенове и Урене. Общая численность прихожан составляет около 30 тысяч человек. Нижний Новгород – центр Верхневолжской Епархии, правящий епископ – Василий (Лаврентьев). В регионе 20 храмов и несколько десятков моленных.

Староверие подразделяется на два главные отдела: на поповщину и беспоповщину. Беспоповщину составляют следующие главные секты:

1) Поморская или Даниловская.

2) Федосеевская.

3) Филипповская.

4) Спасовская (нетовцы).

5) Странническая (бегуны).

6) Немолицкая (немоляки).

За два десятка лет, проведенных мной в экспедициях с ребятами-скаутами по территории Уренского и соседних районов, довелось побывать на многих местах, связанных с вероисповеданием наших предков. Конечно от древних скитов почти ничего, а чаще всего и вовсе ничего, не осталось. И все-таки, все-таки немалое и осталось.

Остались староверские кладбища, а на новых кладбищах – могилы старообрядцев, которые выделить очень легко. Стремление к сохранению старой веры усилило у старообрядцев тенденцию к сохранению всего старого вообще. Благодаря этому именно в старообрядческой среде сохранились древние намогильные памятники, которые можно разделить на три основных типа: резные столбики-часовенки (голубцы), гробницы и срубы.

Наиболее распространенной формой древних намогильных памятников на севере Заволжья являются столбики-голбцы. Различные исследователи, писатели по-разному называют эти точеные столбики — столбцы, голубцы. Среди заволжских староверов они носят название часовенок, реже — голбцов или голбчиков, как и сами кладбища, называемые на Севере погостами, за Волгой именуются исключительно могилами.

Часовенки представляют собой столбик с двускатной кровлей, стилизованной под крышу дома, часто со всеми, присущими ей деталями В.И. Даль подобные столбики относил к древнейшему периоду истории нашей культуры.

Гробницы представляют в сущности избушки-часовни, то есть небольшие срубы, покрытые двускатными крышами. Многовековая эволюция древних обычаев и форм привела к возникновению открытых часовен, точнее, навесов над крестами. Есть в этом типе и практическое начало — предохранение креста от дождя и снега. В Нижегородском Заволжье гробницы-часовни ставились над могилами известных старообрядческих подвижников — местночтимых святых.

В Нижегородском Заволжье можно встретить несколько типов часовенок. Наиболее редко встречаются плоские тесины под небольшой кровлей. Поверхность стойки тесин бывает обработана контурной резьбой, и почти всегда тесины имеют причудливые резные торцы.
Гораздо чаще встречаются так называемые «даниловские» столбцы (по поморскому старообрядческому монастырю на реке Выг, основанному в конце XVII столетия Даниилом Викулиным). Даниловский тип столбцов — круглые или восьмигранные, без декора стойки с длинноскатной кровлей высотой от 1,5 до 2 метров. В верхней части, под кровлей — киот с медной иконой, крестом или частью складня. Иногда наверху сооружали макет церкви или часовни.

Другой вид часовенки — столбики с одним или несколькими перехватами в середине в виде небольшого цилиндра, края которого обработаны в форме городков или крупных зубцов. Удивительное впечатление производят часовенки с несколькими перехватами, со сложной и обильной резьбой на всех частях стойки. Из века в век передавались традиционные формы деревянного зодчества, хотя созданы они были давным-давно, и корни, вскормившие их, тоже давным-давно ушли в небытие. Часовенки возвышаются на лесных заволжских могилах, как последние свидетели давно минувших дней, последние реликвии русского крестьянского мира, ушедшего от нас навсегда...

За Ветлугой, в Урень-крае, распространены были упрощенные типы срубов в 2-3 венца тонких бревнышек с зазорами до 20 см между венцами. Скорее всего, это наиболее архаичная форма срубов.
Такие срубы вы и можете видеть на могилах святых старцев в полукилометре к востоку до деревни Малая Арья.

О данных могилах и поселении при нем под названием Городные расскажу поподробнее. Побывать на месте скита в июле 1995 года предложил мне с ребятами-скаутами местный житель 75-летний Дмитрий Андреевич Смирнов. С незапамятных времен место это привлекало паломничество жителей окрестных деревень в Иванов день (7 июля). Кресты, стоявшие над могилами, правда, подгнили и давно упали. Один из них был прислонен к дереву у первой могилы, а изображение другого креста было вырезано над второй могилой. Метрах в пятнадцати к югу от могил старцев - многочисленные холмики, бывшие когда-то намогильными. То есть, поселение раскольников было довольно многолюдным. О чем свидетельствуют и ямы на берегу реки Арьи, обнаруженные позднее, являвшие в стародавние времена полуземлянки-келейки.

В следующую побывку к скиту нам довелось услышать потрясающе неожиданный рассказ от старейшего жителя Малой Арьи деда Артемия. Он назвал и примерное время появления старцев в скиту – 20-е годы XIX века, и время их почти одновременной смерти - середина 50-х годов того же XIX века. И вспомнилась тут версия «ненастоящей смерти» царя Александра Первого (1777-1825), который ударился в религиозность и б удто бы не скончался скоропостижно, а тайно ушел отшельничать в леса. Живет легенда, что Александр, якобы измученный угрызениями совести (как соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и с приятелем начал скитальческую, отшельническую жизнь. И по датам жизни двух старцев эта легенда в Урень-крае обретает плоть!

Но завершим рассказ о Городненском ските. Помимо могил и келейных ям в двадцати шагах к западу от могил старцев стоит ель с вырубленным дуплом-киотом, куда вставляется икона во время молений. Мы этот «вещдок» с моим напарником по исследованию скитов Владимиром Зайцевым, проживающим в деревне Никитино, также запечатлели. Кстати, Владимир побывал практически на всех известных местонахождениях скитов с металлоискателем. С помощью его при поверхностных обследованиях обнаружил множество реалий тех стародавних времен. На снимке вы видите только малую долю того, что ему удалось найти.

Еще одно любопытное сооружение находится в районе Городненского скита. Насыпная гряда, предназначение которой не помнят даже деды современных малоарьевских стариков. По некоторым соображениям, это может быть коллективная могила, дошедшая до нас от древнейших времен. В Древней Руси был способ хоронения людей методом присыпа: к высокому могильному холму присыпали следующий. Но это уже тема для другого рассказа.

Побывали мы с Владимиром Зайцевым и на месте другого скита - Макридинского в 9 километрах от Уреня в надежде разыскать место кладбища при деревне, которую основали в середине XIX века изгнанные из скита раскольники. Деревня обезлюдела в 60-е годы ХХ века, и кладбище стало бесхозным. В одной из скаутских экспедиций в конце

90-х мы еще обнаружили признаки его, но в 2012 году от кладбища не осталось и следа. Варварская рука лесорубов по недомыслию уничтожила еле видимые останки его. Единственное, что нам удалось обнаружить, импровизированный подсвечник для молений в обрубке березы, да обломок креста-распятья.

Кстати, Владимир Зайцев задался целью составить карту всех уренских кладбищ, для чего мы и обследуем их места. А еще он по доброй воле и безвозмездно оказал мне финансовую помощь в издании «Истории Уренского района». Щедрой души человек! Причем путешествия свои он совершает, будучи инвалидом по случаю ампутации ноги. За таких людей молиться – не замолиться!

 

ЖИВА ВЕРА СТАРОРУССКАЯ, ЖИВА!

 

Уренский район по-прежнему является одним из оплотов старообрядчества. Не случайно 3 из 5 церквей принадлежат последователям старой веры. Кроме того, сохранились беспоповские и беглопоповские общины. Усилиями подвижников древлеправославия при содействии местных организаций и предприятий, но уже в рабочем поселка Арья, была воздвигнута старообрядческая церковь в честь Иконы Владимирской Божией Матери (на снимке 1). Приходской совет, ведущий строительство храма, возглавила Лидия Дмитриевна Дурнева. Истовые прихожане помогали в строительстве по выходным дням. На их средства, в основном, и строился храм Владимирский да на пожертвования спонсоров. 26 апреля 2003 года старообрядческая Владимирская церковь была освящена.

А в селе Семеново вместо каменного здания православной церкви Рождества Пресвятой Богородицы отстроено и освящено в 2011 году здание деревянное (на снимке 2), но уже церкви старообрядческой.

А вместо отжившей свой век старообрядческой кладбищенской часовни в Песочном прихожанам древлеправославного прихода в честь святого пророка Илии выделено в 2006 году просторное здание в центре деревни (на снимке 3). При написании книги «Пески» мне довелось встретиться с ревнителем древлего благочестия, иереем Михаилом Николаевичем Целиковым. Человек чрезвычайно благодушный и совестливый, он как нельзя более соответствует чину настоятеля Песочновской древлеправославной общины верующих.

День посещения выпал в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В помещении моленной собирались богомольцы на вечернюю службу. И ведь как точно все с погодой совпало, коль на связь ее с этим великим двунадесятым праздником поговорка имеется: «На Благовещение весна зиму поборола». Именно в этот день дороги в Песочном рухнули окончательно, превратив дальний конец деревни в настоящую Венецию, по которой только на лодке и справляться можно было. Тем не менее прихожане в резиновых сапогах успешно преодолели эту весеннюю преграду.

И вот перед собой я увидел настоятеля домашней церкви во имя пророка Ильи во всей красе. Михаилу Николаевичу за семьдесят лет, в чине иерея он служил шестой год и усердием своим сумел завоевать авторитет не только у жителей Песочного, но и дальних деревень. В школе я преподавал, в частности, предмет «Религии России», так что молебен Благовещенский мне понятен, а еще и предки мои по Малой Шалеге все были староверами, а я, стало быть, благоверный их отпрыск, и потому разговор наш «клеился».

Собственно, к Михаилу Николаевичу у меня единственный вопрос, благо, что и время начала службы подпирало.

- Крепка ли вера древлеправославная в Песочновской округе?

- Не перевелась, не перевелась,- без особого энтузиазма сообщает настоятель. – Молодого бы только притоку не помешало, а то у меня самым «молоденьким» молельщицам около семидесяти…

- Будет приток, обязательно будет,- ободряю я Михаила Николаевича.- Ребята в школе на моем уроке очень верой интересуются.

А про себя думаю-вспоминаю: «Спроси во времена моего обучения в школе, кто в классе верующий в бога – ни одна рука не поднимется. Сейчас же поднимется лес рук, только не совсем честно это. В силу-то небесную детва, может, и верит, но ни заповедей божьих не соблюдает, ни самой крохотной молитвы в большинстве своем не знает. Впрочем, все это до разу. К истинной вере обычно в результате жизненных проблем, а то и несчастий приходят. А какие у учащихся еще проблемы? Потому я и уверен: не иссякнет, не иссякнет вера старорусская, и церкви пустовать не будут, и не зря кладут песочновские прихожане во главе с иереем Михаилом поклоны во спасение народа русского и в сохранение того душевного начала, что и дает право называть жителей Песочновской округи «особым народцем».

Не замирает старообрядческая жизнь и в соседнем рабочем поселке Тонкино, связанном с Уренем изначальными корнями. Любопытно, что иерей Иоанн, настоятель Б. Непряхинской православной старообрядческой церкви, затеял здесь сооружение старообрядческой же церкви. И обратился к прихожнам через районную газету «Красное знамя» с посланием:

«Изучив ситуацию и желание прихожан, мною было дано бла-гословение на строительство старообрядческой православной церкви в р.п. Тонкино во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Этот вопрос был согласован с руководством района, и нам был выделен земельный участок под строительство. Все вопросы по организации начала строительства были поручены прихожанам Котюргиной Надежде Михайловне, Зориной Наталье Николаевне, Вилковой Светлане Ивановне, Воеводкиной Валентине Александровне и другим, которые провели много работы по оформлению земельного участка, его разработке, получению разрешения на строительство, по подключению электроэнергии, по сбору пожертвований. Мною лично был заказан рабочий проект храма. 5 сентября 2012 года были установлены железобетонные конструкции под основу фундамента.

8 сентября состоялся молебен в честь Владимирской иконы Божией Матери, был освящен участок и на месте строительства установлен крест. 25 сентября работы по закладке фундамента были закончены.

Следующим этапом строительства будет изготовление сруба из оцилиндрованных брёвен.

Православные христиане, жители поселка, руководители учреждений и организаций, предприниматели и все добрые люди! Только общими усилиями мы можем построить Храм Божий в вашем поселке».

А еще в поселке Уста строится древлеправославный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (на снимке). Руководителем прихода является Надежда Сергеевна Баронова.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 







Читайте также:

  1. Во-вторых, не включайте ретроспективные сцены в повествование до тех пор, пока не сформируете у зрителей потребность и желание узнать, что тогда происходило.
  2. Все элементы ОбПФ нормируются.
  3. Деформируемые магниевые сплавы.
  4. Интеллигенция стала социальной базой, на основе которой в конце XIX - начале ХХ вв. формируются различные политические партии. Рассмотрим основные политические партии России указанного периода.
  5. ИНФОРМИРУЯ ЛИНДОНА Б.ДЖОНСОНА
  6. Как зародилось и созрело дело о смерти Господа Спасителя у врагов его со времени явления им Себя миру, и как относился к этому Сам Господь
  7. Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир.
  8. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы 030300 Психология
  9. Конструктивно-технологические типы современных программируемых элементов
  10. Местные финансы, — это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
  11. Определение основных элементов (операций) нормируемого упражнения и закрепление их за номерами боевого расчета.
  12. Подготовительный этап принятия государственных решений представляет собой определение действий, формирующих цель, направленных на выработку решений.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.026 с.) Главная | Обратная связь