Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Титул VIII. Делении и качестве вещей⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
1. (Гай) Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, Другие -человеческого права. Вещи божественного права - это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата города, также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного права не входят в чье-либо имущество. То же, что относится к вещам человеческого права, входит большей частью и в чье-либо имущество; но эти вещи могут и не входить в чье-либо имущество, ибо вещи, входящие в состав наследства, не входят в чье-либо имущество, пока не явится какой-либо наследник. Вещи, которые являются вещами человеческого права, суть или публичные, или частичные. Те, которые являются публичными, не считаются находящимися в чьем-либо имуществе, но считаются вещами, принадлежащими самой общности; частные же вещи - это те, которые принадлежат отдельным лицам. § 1. Кроме того, некоторые вещи суть телесные, некоторые бестелесные. Телесные вещи — те, которые могут быть осязаемы, например, участок земли, раб, золото, серебро и, наконец, другие неисчислимые вещи. Бестелесные вещи - те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве, как наследство, . узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом. Для вещи не имеет значения, что в составе наследства имеются телесные вещи, ибо и доходы извлекаемые от участка земли, являются телесными вещами и то, что нам должно быть дано на основании какого-либо обязательств, большей частью является телесными вещами, как например, участок, человек, деньги; ибо само право, наследования и само право пользоваться вещью и извлекать доходы, и само право обязательства являются бестелесными. К этой категории относятся и права городских и сельских имений, называемые сервитугами... Титул XXI. О должности того, кому поручена юрисдикция 1. (Папиниай) То, что специально предоставлено законом, или сенатусконсультом, или конституцией принцепсов, не передается посредством поручения осуществлять юрисдикцию; то же, что принадлежит кому-либо на основании его права, может быть поручено другому. Таким образом, совершают ошибку те магистраты, которые осуществляя дело государственного суда, вверенное им на основании закона или постановления Сената, например, по Юлиеву закону о прелюбодеяниях и по другим подобным законам, поручают кому-либо осуществлять свою юрисдикцию. Убедительнейшим доказательством этого является то, что в Юлиевом законе о насилии особо указано, что тот, кто осуществляет этот закон, может перепоручить это дело, если он уезжает... И если говорят, что господин убит своими рабами, то претор не может предоставить другому производство расследования, которое возложено на претора сенатусконсультом. § 1. Кто осуществляет юрисдикцию в силу возложенного на него поручения, тот не имеет своей юрисдикции, но пользуется юрисдикцией того, кто дал поручение, ибо правильнее, что по обычаю предков можно передать юрисдикцию, но не может перейти высшая власть, дарованная законом. Поэтому никто не говорит, что легат проконсула может приговаривать к смертной казни в силу порученной ему юрисдикции. Павел замечает: более правильно, что и высшая власть, связанная с юрисдикцией, переходит в силу получения юрисдикции. /…/
Книга 2-я Титул ХП. О сделках 1. (Ультшн) Справедливость этого эдикта вытекает из самой природы. Ибо что более соответствует человеческой честности, соблюдать то, о чем они договорились. § 1. Слово " pactum" происходит от " pactio", оттуда происходит и слово " мир" (pax). § 2. Договор является соглашением двух или нескольких об одном и их согласием. § 3. Слово " соглашение" имеет общий смысл и относится ко всему, о чем соглашаются ведущие друг с другом делая, в целях заключения сделки или мирового соглашения: как говорится " соглашался" о тех, кто собираются и сходятся из разных мест в одно место, так это слово прилагается и к тем, которые соглашаются об одном и том же, исходя из различных побуждений души. Слово " соглашение" является настолько общим, что, как хорошо сказал Педий, нет никакого договора, никакого обязательства, где бы не содержалось соглашения, вне зависимости от того, совершается ли оно: посредством вещи, или слов (ибо и стипуляция, которая совершается посредством слов, ничтожна, если нет согласия), § 4. Но многие соглашения получают другие названия - например, купля, Наем, залог, стипуляция. 2. (Павел) Лабеон говорит, что можно достигнуть соглашения либо посредством вещи, либо, посредством письма либо, даже при помощи вестника, если стороны не находятся в одном месте; признается даже, что можно достигнуть соглашения молчаливым согласием - так, если моему должнику я возвращу долговую расписку, то ясно, что между нами имеется соглашение о том, что я не буду предъявлять требования и ему в будущем предоставляется возможность заявить экспенцию, вытекающую из соглашения.
Книга 4-я. Титул 2. О том, что совершено вследствие страха 2. (Павел) Сила есть натиск более значительной вещи, который не может быть отражен... 5. (Улыгиан) Лабеон говорит, что страх означает не какое угодно опасение, но перед более значительным злом... 8. (Павел) Под действием Юлиева закона о прелюбодеянии подпадают и те, кто взял что-либо при обнаружении бесстыдных действий. Претор, однако, должен вмешаться, чтобы они возвратили, ибо совершено безнравственное действие, претор обращает внимание не на то, является ли тот, кто дал, прелюбодеем, но лишь на то, что принявший возбудил страх возможностью смерти. §1. Если кто-либо взял деньги, угрожая, что если деньги не будут даны, то доказательства моего юридического положения будут сокрыты, то это лицо несомненно совершает принуждение посредством возбуждения величайшего страха, например, если я заявляю требование, находясь в положений раба, и не смогу быть объявлен свободным после потери этих доказательств. §2. Если даст деньги, чтобы не подвергнуться изнасилованию, то применяется этот эдикт, так как для честных людей этот страх должен быть сильнее страха смерти. §3. В указанных нами случаях применения эдикта не имеет значения, опасался ли кто-либо за самого себя или за своих детей, так как в силу своей привязанности родители более страшатся за своих детей., 9. (Ульпиан) Мы должны " признавать лишь наличный страх, а не опасения того, что страх появится в будущем... 22. (Павел) Если кто-либо ввергнет другого в заключение, чтобы вынудить о него нечто, то сделанное по этой причине не имеет никакой силы.
Книга 16-я. Титул 2. О зачете 1. (Модестин) Зачет есть взаимный расчет долга и требования. 2. (Юлиан) Каждый устраняет предъявляющего к нему требование кредитора, который вместе с тем является и должником, «ели он готов произвести зачет. 3. (Помпоний) Зачет является необходимым потому, что для нас важнее не платить, чем требовать обратно уплаченное. 4. (Павел) Правильно то, что полагал Нераций и говорит Помпоний, в силу самого права долг поручителя уменьшается на такую сумму, которую ответчик может удержать в силу зачета, подобно тому, как если я, требуя от ответчика все, требую дурно, так и поручитель в силу самого права не является ответственным в большем размере, чем может быть присуждено ответчику.
Олег Алексеевич Кудинов РИМСКОЕ ПРАВО Практикум по курсу
Редактор Баранова И.В. Лицензия ЛР № 020563 от 07.07.97 Подписано к печати 22.12.2000 Формат издания 60x90/16 Бум. газетная Печать офсетная Печ. л. 10, 5 Уч.-изд. л. 10, 0 Тираж 3000 экз. 3аказ № 4955 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы