Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Труды по истории, литературе и искусству Ассирии⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Амусин И. Д. Социально‑ экономическая история древнего мира в трудах академика А. И. Тюменева. – Сборник памяти А. И. Тюменева. М.– Л. 1963. Арсанис Б. Нпалта д Малькута д Атур (Падение Ассирийского государства). Тегеран, 1952 (на ассир. яз.). Арутюнян А. В. Биайнили (Урарту). Ереван, 1970. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. Л., 1925. Бецольд К. Ассирия и Вавилония. СПб., 1904. Белов А., Вильскер Л. От Ахикара до Джано. М.‑ Л., 1960. Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнего мира. Т. 1. – «Восток». Пг., 1923. Волков И. С. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Пг., 1914. [243] Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961. Герасимов О. 10000 километров по Месопотамии. М., 1968. Голенищев В. С. Описание ассирийских памятников. Гос. Эрмитаж. СПб., 1895. Григорьев А. Д, Повесть об Акире Премудром. М., 1913. Давид Ишаи. Ташыта д Атур (История Ассирии). Тегеран, 1964 (на ассир. яз.). Дандамаев М. А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки развития религии. М., 1962. Дьяконов И. М. Вавилонское политическое сочинение VIII–VII вв. до н.э. – «Вестник древней истории». 1946, № 4. Дьяконов И. М. Возникновение деспотического государства в древнем Двуречье. Л., 1957. Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э. М.‑ Л., 1956. Дьяконов И. М. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту. – «Вестник древней истории». 1952, № 1. Дьяконов И. М. Купля‑ продажа земли в древнейшем Шумере. – Доклады советской делегации на XXIII Международном конгрессе востоковедов. М., 1954. Дьяконов И. М. Образ Гильгамеша (к вопросу о соотношении мифа и эпической поэзии). – Труды Гос. Эрмитажа. Т. 2. Л., 1958. Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Востока. Шумер. М., 1959. Дьяконов И. М. Очерки истории древнего Ирана. М., 1961. Дьяконов И. М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949. Дьяконов И. М. Этнос и социальное деление Ассирии. – «Советское востоковедение». 1958, № 6. Идеи гуманизма в литературе Востока. М., 1967. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967. Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1968. Косидовский З. Библейские сказания. М., 1968. Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965. Липин Л. А. Аккадский язык. М., 1964. Липин Л. А., Белов А. Глиняные книги. Л., 1955. Липин Л. А. Из истории социальных отношений в Ассирии. – Палестинский сборник, 1957, 2/64. Магазинер Я. И. Основные черты старовавилонского права как права рабовладельческого общества (Законы Хаммурапи). – «Эос». 1957, 48/3. Масперо Г. Египет. Ассирия. СПб., 1905. Масперо Г. Во времена Рамзеса и Ашшурбанипала. Т. I и II. М., 1916. Никитина В. Б. и др. Литература Древнего Востока. М., 1962. Никольский М. В. Документы хозяйственной отчетности древней эпохи Халдеи. I, II. М., 1908, 1915. Никольский М. В. Древний Вавилон. М., 1913. Никольский М. В. Саргон, царь ассирийский. 1. СПб., 1881. Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Минск, 1959. Никольский Н. М. Частное землевладение и землеиспользование в древнем Двуречье. Минск, 1948. Памятники мирового искусства. Искусство Древнего Востока. М., 1968. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. Пиотровский Б. Б. История и культура Урарту. Ереван, 1944. Пиотровский Б., Флиттнер Н. Очерки по истории техники древнего Востока. М., 1940. Поставская Н. М. Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе. М., 1961. Рифтин А. П. Старовавилонские документы в собраниях СССР. М., 1937. Сармас П. Ахнан Мани вах (Кто мы? ). Тегеран, 1965 (на ассир. яз.). [244] Соловьева С. С. Элам и завоевательная политика Ассирии при Ашшурбанипале. – Древний Восток и античный мир. М., 1972. Струве В. В. Государство Лагаш. М., 1961. Струве В. В. Диалог господина и раба о смысле жизни. – Религия и общество, 1926. Струве В. В. Община, храм и дворец. – «Вестник древней истории». 1963, №3. Струве В. В. Очерки социально‑ экономической истории древнего Востока. М.‑ Л., 1934. Струве В. В. Советское востоковедение и проблема общественного строя древнего Востока. – «Вестник Ленинградского государственного университета». 1947, № 11. Тураев Б. А. Русская наука о Древнем Востоке до 1917 г. Л., 1927. Тюменев А. И. Государственное хозяйство древнего Шумера. М.‑ Л., 1956. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья. М., 1958. Xину В. Государство Элам. М., 1977. Церен Э. Библейские холмы. М., 19Р6. Чааб М. Город в песках. М., 1963. Чайльд Г. Древнейший Восток в свете новейших раскопок. М., 1956. Шахнович М. А. Закат иудейской религии. Л., 1965. Шилейко В. К. Колыбельная песенка из Ассура. – «Доклады АН СССР. Серия В». 1929. № 1. Янковская Н. Ю. Некоторые вопросы экономики ассирийской державы. – «Вестник древней истории». 1956, № 1.
[1]В книге Д. Ч. Садаева использовано большое число источников – трудов советских и зарубежных ассириологов, отрывков из анналов ассирийских царей, их законов, описаний сражений, строительной деятельности и т. д. Редакция не сочла нужным в каждом случае, за исключением больших отрывков, давать ссылки на источник, чтобы не загружать книгу научно‑ популярного характера обширным аппаратом (Прим. ред.).
[2]Так у ассирийцев и вавилонян назывался Персидский залив в отличие от Верхнего моря (т. е. Средиземного и Черного, считавшихся единым водным пространством).
[3]Вопрос о дошумерском населении Месопотамии является спорным. Если шумеры, как иногда предполагают, придя в Месопотамию, застали там какие‑ либо иные племена, то они, очевидно, и ассимилировали их. Во всяком случае даже названий этих предполагаемых древнейших племен Южной Месопотамии мы не знаем. Возможно, что они были генетически связаны с шумерами и их можно именовать протошумерами. Семитические племена, как считает большинство исследователей, проникли в Месопотамию с юго‑ запада и притом позже шумеров, пришедших с востока. Иногда, впрочем, высказывается мнение, что они были предшественниками шумеров. К сожалению, в решении всех этих сложных вопросов приходится ограничиваться гипотезами.
[4]Этот поход, зафиксированный в весьма позднем документе («Царь битвы»), подвергается в настоящее время сомнению. По мнению советских ассириологов Н. Б. Янковской и И. М. Дьяконова, он был совершен не Саргоном Аккадским, а одноименным ассирийским царем Саргоном I.
[5]Согласно Ниппурскому списку, аккадская династия правила 197 лет, но эта цифра является преувеличенной. Впрочем, и при власти гутиев в Аккаде держалось еще несколько эфемерных правителей, о которых мы почти ничего не знаем.
[6]Халдеи – семитические племена, родственные вавилонянам. Нововавилонские цари были халдейского происхождения и опирались на халдейскую военную знать. Поэтому Вавилонию часто называют Халдеей.
[7]Подробнее об этом см.: Л. Липин и А. Белов. Глиняные книги. Л, 1956, с. 92.
[8]Впервые принадлежность надписей шумерам определил в 1850 г. ирландский филолог Э. Хинкс, а затем французский востоковед Ю. Опперт, доказавший, что шумеры были народом, резко отличавшимся от семитических.
[9]Двузернянка, или полба, – культура, отличающаяся от обычной пшеницы тем, что ее колосковые чешуйки плотно прилегают к зернам и не отделяются при молотьбе.
[10]К. Бецольд. Ассирия и Вавилония. СПб., 1904, с. 14‑ 17.
[11]Ушпия упоминается в надписи Салманасара I (около XIII в. до н. э.), а Кикия – в надписи Ашшур‑ Рим‑ Нишешу (XVI в. до н. э.). Обоим правителям Ашшура приписывается активная строительная деятельность.
[12]Некоторые лингвисты ставят вопрос о структурном сходстве хуррито‑ урартского языка с картвельским (а возможно, и другими кавказскими языками). Были ли субареи и хурриты исконными обитателями Северной Месопотамии? Это весьма сомнительно. Большинство исследователей считают, что до них здесь жили племена, названия которых нам неизвестны. Хурриты и родственные им субареи, по‑ видимому, пришли с севера и северо‑ востока (с берегов Вана и Урмии). Прежде субареев и хурритов считали одним народом. Последнее время наблюдается другая крайность, и их (на основании различия некоторых названий, особенно географических, в их диалектике) считают совершенно различными этническими группами. Истина, скорее всего, лежит где‑ то посредине.
[13]Некоторые исследователи (Нельдеке, Бецольд) считают, что древнейшей родиной семитов была Северная Африка и лишь оттуда они проникли в Аравию и двинулись дальше на север. Существует также теория Б. Грозного, предполагающего, что семиты происходят из Средней Азии.
[14]Поэтому не следует удивляться часто употребляемому термину «сирийская степь» по отношению к современной сирийской пустыне. Даже во‑ времена Ашшурбанапала (VII в. до н. э.) кое‑ где в этих районах сохранились купы деревьев и заросли кустарников.
[15]Верблюды до II тысячелетия до н. э. были в Передней Азии неизвестны. В значительном количестве они появляются лишь к XII в. до н. э., в период, когда на Сирию и Месопотамию надвигалась новая семитическая волна арамеев, разводивших одногорбых верблюдов – дромадеров.
[16]Древнейшие слои, обнаруженные в Калат Шергате (на месте древнего Ашшура), относятся к IV тысячелетию до н. э., т. е. эпохе, когда признаки семитизации еще не выявлены. Впрочем, вопрос о времени первого проникновения семитов в Месопотамию остается пока спорным.
[17]Библейская традиция превратила бога Ашшура в племенного вождя, который вышел из Вавилонии (страны зверолова Немврода – Нимруда) и, придя на север Месопотамии, основал Ниневию, Калах и другие города. Это предание далеко не всегда соответствует исторической действительности. Так, Ниневия, например, возникла гораздо раньше Калаха.
[18]В 1957 г. датская археологическая экспедиция обнаружила письма Шамшиадада I в Тель‑ Шемшаре (бассейн Нижнего Заба). В одном из них Шамшиадад жалуется на своего лукавого вассала Яшубадада, который за три года ухитрился четыре раза нарушить клятву верности, отдаваясь под власть различных правителей.
[19]Прежде считали родиной касситов горы Загра. В настоящее время австрийский ассириолог К. Яриц выяснил, что касситы пришли с запада, из Каппадокии, где они обитали по соседству с хеттами. Лишь позднее (к концу II тысячелетия до н. э.) значительная часть касситов переселилась в горные районы, на восток от Вавилонии. Надо, однако, оговориться, что не все исследователи приняли теорию К. Ярица.
[20]Зиккурат – ступенчатая башня или пирамида.
[21]Такая религиозная система, характерная для родо‑ племенного строя, носит в науке название генотеизма в отличие от монотеизма, появившегося на более поздней стадии развития.
[22]Ассирийцы и вавилоняне считали Средиземное и Черное моря частями одного водного бассейна, который они называли Верхним морем заката солнца в отличие от Нижнего моря восхода солнца (т. е. Персидского залива и Аравийского моря). Тиглатпаласар I под Верхним морем, конечно, разумел Черное море, к берегам которого он вышел в районе современного Трабзона.
[23]Этот громкий титул носил правитель маленькой области на правом берегу Евфрата, в районе г. Милид (греч. Мелитена), которая осталась от огромной хеттской державы. Однако Илу‑ Тешуб продолжал считать себя наследником могучих хеттских царей.
[24]Химме, которая была расположена, очевидно, где‑ то между верховьями Большого Заба и Тигра, завоевывал, кстати, в свое время еще Салманасар I. Баргун находился невдалеке от нее.
[25]За деятельностью ассирийских царей этого времени, их военными походами и завоеваниями можно проследить по вышеупомянутым спискам лимму. Наиболее ранние из них дошли до нас с большими пробелами. Зато от 911 до 648 г. до н. э. сохранился полный перечень этих ежегодно сменяющихся вельмож. С помощью этого списка мы можем датировать события с точностью до одного‑ двух лет.
[26]Ее греческое имя – Семирамида.
[27]Г. Масперо. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916, с. 229‑ 235.
[28]Подробнее см. «За рубежом». 1973, № 28, ноябрь.
[29]Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963, с. 278‑ 279 (пер. В. В. Струве).
[30]А. Д. Григорьев. Повесть об Ахикаре Премудром. – «Чтения в Московском обществе истории и древностей российских». Кн. I, СПб., 1912.
[31]Кроме них в это число входили триада Ану‑ Бел‑ Эа, а также богиня Белит (супруга Бела) и бог бури Адад. Ассирийцы, восприняв почитание этой божественной группы, поставили над ней в качестве верховного главы своего бога Ашшура.
[32]И. М. Дьяконов. У стен Ниневии. – Древний Восток. 1951, с. 118‑ 119.
[33]Г. Масперо. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала. II. Ассирия. М., 1916, с. 110‑ 118.
[34]Г. Масперо утверждает, что этот акт подлинный, составлен в царствование Асархаддона (декабрь 673 г. до н. э.).
[35]Эти повествования, явно анекдотического характера, записал в середине V в. до н. э. Геродот, который не был знаком с ассирийским и вавилонским законодательством.
[36]Этот обычай, засвидетельствованный в среднеассирийских законах, носит в юридической литературе название левират. Здесь предусматривается возможность несогласия младшего брата на брак с вдовой старшего. В таком случае обиженная невестка имеет право снять с ноги своего деверя сандалию и плюнуть ему в лицо в присутствии старейшин. После этого обидчика все будут презирать и именовать «разутый». Закон не предусматривает обратного случая, то есть возможности отказа невестки выйти замуж за деверя. Считалось, что вдове не придет в голову отказаться от такого счастья.
[37]От XXVI в. до н. э. сохранился лечебник на шумерском языке, перечисляющий компоненты из растительных, животных и минеральных элементов, из которых приготовлялись припарки и микстуры (см.: С. Н. Крамер. История начинается в Шумере. М., 1965). Вполне возможно, что аналогичными старинными лечебниками, переведенными на аккадский язык, пользовались полторы тысячи лет спустя ассирийские врачи. Ассирийская медицинская литература пока еще не обнаружена, но врачи в документах упоминаются. Утверждение Геродота о том, что Ассирия не имела врачей, ошибочно.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы