Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Критический реализм в зарубежной литературе 19 века.
Реализм и романтизм 1. Исторические предпосылки развития реализма 19в. 2. Термин “критический реализм”, указывающий на общность с другими типами реализма и на историческую специфику искусства 19 века. 3. Связь критического реализма с предшествующими литературными направлениями. Реализм и романтизм. Критический реализм и просветительский реализм. 4. Основные черты критического реализма. Реалистический роман.
Реализм как «подражание природе», как стремление отразить действительность, характерные черты человека и мира вокруг него можно найти ещё в наскальных рисунках древности. Но как литературное направление, связанное с созревшими буржуазными отношениями, реализм складывается в 30-е – 40-е г.г. 19 столетия. Реализм 19 века называют «критическим», так как ему присуще аналитическое начало (реалисты в своих произведениях исследуют жизнь общества и человека), и «классическим», потому что именно в 19 веке формируются основные его черты. По определению В.М.Жирмунского, «классический реализм 19 века представляет литературное направление, возникшее после французской революции в условиях зрелого развития европейского буржуазного общества, сделавшего возможным правдивое критическое изображение современной общественной жизни в социально типических лицах и обстоятельствах ». Данную характеристику можно дополнить замечанием М.Б.Храпченко о том, что реализм изображает личность и общество в постоянных изменениях и динамических связях. Исторические и культурно-философские предпосылки возникновения и развития реализма: 1) к 30-м г.г. окончательно оформилось основное классовое противоречие буржуазного общества (между буржуазией и рабочим классом; ширится рабочее движение и усиливается национально-освободительная борьба); 2) стремительно развивается естествознание (открытия Ч.Дарвина и Ламарка, идеи Бюффона и Сент-Илера), достижения которого оказали большое влияние на развитие аналитического и синтезирующего мышления реалистов; 3) успехи в области философии (диалектика Гегеля, научный социализм) рождают стремление «понять общественные явления». 30-е – 40-е г.г. – время кризиса просветительских и романтических концепций. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. И просветители, и романтики боролись с социальным злом. Но в этой борьбе просветители уповали на силу слова, силу морального примера, а революционные романтики – на героическую личность. И те, и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории. В отличие от просветителей, представители критического реализма делают предметом изображения повседневную жизнь, обыденные заботы человека; показывают, что зло коренится не в человеке, а в обществе; преодолевают тенденцию риторичности и назидательности искусства. По времени становление критического реализма почти совпадает с развитием романтизма. И романтизм, и критический реализм имеют сходные социально-философские предпосылки; и тому, и другому свойственны неприятие буржуазной действительности и интерес к истории. И романтиков, и реалистов волнуют общие проблемы, но они по-разному подходят к решению этих проблем. Они глубоко различны по методу. Субъективное мировосприятие романтиков реалисты заменяют строго научным анализом, типизацией явлений, а следовательно – философским осмыслением мира в его развитии и противоречиях. На смену фантазии и воображению романтиков приходят правдивость деталей и правдивое изображение типичных характеров в типических обстоятельствах. Определённую абстрактность ситуаций и образов сменяет социально-историческая конкретность. Наиболее полное выражение критический реализм находит в жанре социального романа.
РОМАНТИЧЕСКИЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
ТЕМА 9 Литература Франции 30-40х годов. Творчество Беранже 1. Франция в 30-40-х г.г. 19 века. 2. Общая характеристика французской литературы 30-40-х г.г. 19 века. Критический реализм во Франции. 3. Путь Беранже в литературу. 4. Периодизация творчества Беранже. 5. Основные темы и мотивы поэзии Беранже. 6. Сатирические произведения Беранже. 7. Политические песни. 8. Своеобразие поэтики Беранже. 9. Новаторство поэта.
Французская литература критического реализма дала миру имена таких писателей, как Ф.Стендаль, О. де Бальзак, П.Мериме, произведения которых дают глубокий анализ современной авторам действительности. Наибольшую популярность из всех эпических жанров в это время приобретает роман. Этот жанр позволяет писателю с наибольшей полнотой обнажить все стороны общества и показать причины возникновения социального зла. По меткой характеристике В.Г.Белинского, «содержание романа – художественный анализ современного общества, раскрытие невидимых основ его…»; «задача современного романа – воспроизведение действительности во всей её нагой истине»; в романе «общество видит своё зеркало и, через него, знакомится с самим собою, совершает великий акт самосознания». Необыкновенной значимости и выразительности достигают картины буржуазного общества, созданные в романах французских реалистов. Основные эстетические принципы реалистического искусства: (1) Аналитизм. Установка на анализ социальной действительности. Установки на анализ у поздних романтиков нет. (2) Установка на имитацию жизни, на правдивость изображения. Поздние романисты исходят из референциальной иллюзии (вера в то, что литература может дать правдивое изображение действительности). Отсюда – метафора зеркала (у Стендаля). Оноре де Бальзак: «Я – секретарь действительности». (3) Универсализм. Стремление к максимальному охвату в изображении социального мира, к изображению всего общества и социальной структуры. Бальзак – наиболее типичен: например, «Человеческая комедия», в которой «Сцены из сельской жизни», «Сцены из военной жизни» и т.д. (4) Принципиально новое изображение человека: человек как существо, включенное в социальный процесс. Реалисты: «Человека формирует среда, которой он принадлежит, à социальный детерминизм». (5) Критицизм. Буржуазный миропорядок уничтожает свободу человека. Человек мыслится как жертва общества. (6) Изображение типического. Эта литература обращается к типам: обычный, массовый, а не исключительный человек. (7) Научность. Литература принимает вид научного дискурса, исследования. Художник мыслит себя как естествоиспытатель, психолог, исследователь. Наиболее ярко все эти эстетические принципы воплотились в жанре романа – зеркала современной действительности. Но не менее выразительно критика буржуазного общества звучит и в произведениях поэтических жанров. И Бальзак, и Ф.Стендаль, и П.Мериме гордостью Франции считали П.-Ж.Беранже – поэта-демократа, поэта-гуманиста, своими песнями боровшегося за прогресс и свободу против современной ему дворянско-клерикальной и буржуазной реакции. По словам Ф.Стендаля, песни Беранже – «национальные оды: они обращаются к задушевным мыслям французов». Бальзак относил Беранже к «литературе идей» и особо подчёркивал «правдивость», «естественность и строгую наблюдательность». Писатели-реалисты рассматривают Беранже как своего соратника, внутренне близкого к ним по эстетическим позициями по художественному методу. По словам В.Г.Белинского, «у него политика – поэзия, а поэзия – политика; у него жизнь – поэзия, а поэзия – жизнь». Писать стихи Беранже начал с 12-ти лет. В мае 1812 года поэт впервые записал свои песни, жившие до этого лишь в его памяти. Большой успех ожидал песню «Король Ивето» (иносказательная сатира на Наполеона). Периодизация творчества Беранже: 1) период ученичества (1798 – 1815); Беранже называет себя учеником Аристофана и Ювенала; восхищается произведениями классицистов, пробует себя в «высоких» жанрах, а затем выступает против эпигонского классицизма; поэт обращается к песне; первый сборник песен – «Песни нравственные и другие» (1815 г.); основная тональность – жизнерадостная и беспечная весёлость; в произведениях сборника звучат эпикурейские мотивы; здесь много анакреонтических песен; герой первого сборника аполитичен и лишён социальных связей – это одиночка, который ищет общения с другими людьми лишь в любви и дружбе; положительный герой – пока ещё образ бытового реализма; 2) 1815 – 1830 – время наивысшего расцвета песенного мастерства Беранже; выходит в свет 2-хтомный сборник «Песни» (антидворянская, антиклерикальная, антимонархическая, антивоенная темы; песни демократического содержания; автобиографические песни); издаются сборники «Новые песни» (политическая лирика, послания, любовные песни, шутливые песенки) и «Неизданные песни» (здесь Беранже впервые объявляет себя певцом народа); 3) 1830 – 1857: душевное смятение ведёт к противоречивости творчества; сатирическая песня занимает всё меньше места, а на первый план выступают песня элегическая и песня интимная.
ТЕМА 10 Творчество Ф.Стендаля 1. Жизнь и деятельность Стендаля. Формирование мировоззрения писателя. 2. Эстетические взгляды Стендаля. 3. Философская концепция личности. 4. Проблематика и герои романа «Красное и черное». Смысл заглавия романа и эпиграфа. Путь Жюльена Сореля; развитие характера героя. Художественное своеобразие произведения. 5. Идейно-художественное своеобразие романа «Пармская обитель». Образ Фабрицио. 6. Три цвета времени в творчестве Ф.Стендаля. 7. Художественное мастерство Стендаля.
Ф.Стендаль (литературный псевдоним Анри Мари Бейля) (1783-1842) – один из наиболее ярких представителей французской литературы критического реализма. Считается основоположником реалистической эстетики, хотя не считал себя реалистом и относил себя к романтикам. Его творчество открывает новый период в развитии не только французской, но и западноевропейской литературы - период классического реализма. Именно Стендалю принадлежит первенство в обосновании главных принципов и программы формирования реализма, теоретически заявленных в первой половине 1820-х годов, когда еще господствовал романтизм, и вскоре блестяще воплощенных в художественных шедеврах выдающегося романиста XIX в. Истоками мировоззрения писателя являются: 1) философские идеи просветителей (в первую очередь – Д.Дидро); 2) события первой французской революции. Ф.Стендаль увлекается философией, наукой, языками. Знание итальянского языка позволяет ему в Италии во время походов Наполеона прочитать в оригинале произведения итальянских авторов и познакомиться с древнеримской культурой и литературой. Поносив военную форму и приняв участие в ряде походов Наполеона, Стендаль отказывается от службы и уезжает в Италию. С тех пор Италия становится любимой темой писателя, который пытается противопоставить «скучному» пути Франции пламенный итальянский национальный характер. Утверждая эстетическое равноправие высоких и низких сторон действительности, что станет характерным для реализма, Стендаль считает искусство «зеркалом», отражающим «то небесную лазурь, то грязь дорожных луж». Но это зеркало, которое отражает действительность не фотографически. Стендаль отстаивает право писателя на выбор ситуаций и персонажей, необходимых для решения авторской задачи, на их обобщение, типизацию, предполагающие свободу творческого воображения, которое, однако, не должно вступать в противоречие с «железными законами реального мира». Пример «математически точного» анализа, строго учитывающего эти факторы, Стендаль дал еще в 1822 г. в трактате «О любви», проследив процесс «кристаллизации» одного из самых сокровенных чувств - любовной страсти, которая вскоре станет предметом его постоянного внимания в художественном исследовании современной действительности, постигаемой через внутренний мир человека. Последнее определит своеобразие творческого метода Стендаля. Тогда же определится и тот жанр, в котором Стендаль сделает свои главные художественные открытия, воплотив принципы реалистической эстетики. Своеобразие его творческой индивидуальности сполна раскроется в созданном им типе социально-психологического романа. Первым опытом писателя в этом жанре стал роман «Арманс» (1827), предваривший создание общепризнанных шедевров «Красное и черное», «Люсьен Левен» и «Пармская обитель». Сюжет романа основан на истории любви двух молодых людей - Арманс Зоиловой и Октава де Маливера. Общественный фон ее - жизнь аристократического салона маркизы де Бонниве в Сен-Жерменском предместье Парижа времен Реставрации, с которым герои связаны родственными узами: Октав принадлежит к аристократической среде от рождения, Арманс - бедная родственница маркизы де Бонниве, русская по происхождению. Однако как бы ни была значительна история взаимоотношений юных героев со средой, их погубившей, главный интерес и новаторство стендалевского романа заключены в изображении самой любви героев, представленной в сложном процессе «кристаллизации» - от первых смутных толчков пробуждающегося чувства до трагического финала. Здесь Стендаль-реалист в противовес туманно-зыбким описаниям «тайн души» романтиками, утверждавшими непознаваемость этих тайн, впервые художнически осуществляет научно обоснованный им прежде «математически» точный анализ «человеческого сердца» с учетом всех объективных факторов, определивших природу личности и судьбу героев. На первом романе Стендаля еще лежит печать своеобразного художественного эксперимента. И тем не менее он свидетельствует, что писатель нашел свою дорогу в литературе, свой жанр и стиль психолога-аналитика. Первый роман Ф.Стендаля изображает чисто романтические страсти. В духе романтизма созданы и характеры героев – это возвышенные души, страдающие по воле судьбы. В ряде теоретических работ Ф.Стендаль так же обращается к итальянской теме: «История живописи в Италии», «Рим, Флоренция, Неаполь», «Жизнь Россини», «Прогулки по Риму». В 1829 г. начинается публикация «Итальянских хроник» Стендаля. Наконец, Италия дала ему сюжет одного из крупнейших романов – «Пармская обитель». Первая попытка осмысления итальянского национального характера – новелла «Ванина Ванини»: ложь и предательство как способ овладения возлюбленным, как высшая жертва любви. В литературной борьбе 20-х годов центральное место занял трактат Стендаля «Расин и Шекспир». Как все романтики, Стендаль выбрал два имени, которые олицетворяют две различные традиции, два противостоящих друг другу типа творчества. Стендаль принимает сторону романтиков и вступает в спор с приверженцами классицизма. Классицизм, по его словам, «искусство умирающих париков». Стендаль: «Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые могут доставлять им наслаждение. Классицизм же давал такие произведения, которые доставляли наслаждение их предкам». Расин - воплощение классицизма, но классицизм не годится для современного французского театра, à новые драматурги должны отбросить Расина как образец для подражания. Образец для создателей нового драматического искусства – Шекспир. Но романтизм у Стендаля понимается специфически: «Романтизм – это искусство, которое доставляет наибольшее наслаждение современникам, то есть в свое время все великие писатели были романтиками, ибо удовлетворяли потребности современников, поэтому подражать им сейчас было бы противоестественно, так как это не способно отразить новое время: требование современности». Рекомендации новым драматургам: 1) строить пьесу по-шекспировски (перенять у Шекспира его способ создания сценической иллюзии). А классицистический театр препятствует возникновению сценической иллюзии, т.к. не дает поверить зрителю в реальность конфликта. В классицистическом театре конфликты изображаются неестественно. Нужно: 1) отказаться от «трех единств» и от «напыщенного расиновского театра». Полемизируя с классицизмом, Стендаль отстаивает те принципы, которых не было в романтизме, перешагивая исторические рамки романтизма; защищает современность, реальность (а этого не было в романтизме) à поэтому Стендаля принято считать реалистом. Стендаль высказывает мысль об историчности искусства. Эстетика Стендаля развивает взгляды просветителей в новой исторической обстановке. Философские взгляды: идея гармонично развивающейся личности; идея служения во благо родины, государства; идея господства разума. Вслед за Д.Дидро Стендаль выдвигает культ сильных страстей, ибо страсть – явление прежде всего общественное ( «О любви»). Ф.Стендаль вносит в литературу 19 века дух революции и Просвещения, веру в разум, веру в гармоничную личность. Но он видит, что священные для него идеалы чужды современности. В современном мире господствует проза буржуазной жизни. Это мир карьеризма и погони за наживой. В этом мире нет места человеку сильных страстей, человеку, который жаждет героического. Трагедия главных героев Стендаля в том, что они неизбежно вступают в противоречия с буржуазной действительностью («Красное и чёрное»). Фабула романа «Красное и чёрное» основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. ТЕМА 11 Творчество П.Мериме 1. Жизненный и творческий путь П.Мериме. 2. Литературные мистификации Мериме. 3. Исторический роман в творчестве Мериме. Идейно-художественное своеобразие романа «Хроника царствования Карла IX». 4. Народная тема в драме «Жакерия». 5. Темы и герои новелл Мериме. Основные циклы новелл. Особенности «современных» новелл и новелл «экзотических». Проблема художественного метода П.Мериме. Идейно-художественное своеобразие новелл П.Мериме.
П.Мериме родился в Париже, в семье художника и художницы. Поэтому не удивительно, почему он так хорошо знал искусство и любил его – с самого раннего детства он жил в атмосфере прекрасного, в атмосфере искусства. Окончил юридический факультет В 20-х годах 19 века – первые литературные выступления Мериме. Увлечение историей сближает писателя с романтиками. Подобно тому, как романтики «открывают» иные страны, иные литературы, Мериме открывает Испанию. Он печатает статьи об испанской драматургии, а в 1825 году выступает в печати с мистификацией, приписав авторство своих пьес некоей Кларе Газуль, вымышленной испанской актрисе (« Театр Клары Газуль»). Мистификация носила тактический характер, так как французу трудно было от своего имени выступать против французов и критиковать негативные стороны французской действительности. Первое опубликованное произведение Мериме - «Театр Клары Гасуль» (1825) - одна из самых ранних и решительных попыток, направленных на разрушение канонов классицизма и утверждение новых принципов искусства. Важно отметить, что молодой Мериме, включившийся в романтическое движение, избрал наиболее сложный путь для осуществления своих новаторских замыслов. Он вошел в литературу как драматург, посягнув тем самым на цитадель классицистского искусства - его театр, в то время как первые французские романтики еще разрабатывали прозаические жанры, мало интересовавшие классицистов. Романтическому театру потребовалось еще целое десятилетие, чтобы утвердиться на основных сценах Франции. В «Театре Клары Гасуль» проявились тенденции, ставящие под сомнение эстетику романтического театра. На первый взгляд в «Театре» утверждается романтический мир с его интересом к интригам, тайнам, эффектным ситуациям, испепеляющей любви, сокрушающей даже сословные преграды, и, конечно, к «местному колориту», столь увлекавшему романтиков. Однако романтические страсти поданы в театре Мериме как «африканские страсти», т. е. не без иронии. В пьесе «Африканская любовь» они накаляются до предела. Две художественные системы, романтическая и реалистическая, тесно переплетаются в творчестве писателя. В романтический контекст пьес органично вписывается жизнь в ее реалистических, а не условно-литературных формах. Это подчеркивается реалистическими деталями, вносимыми автором в тексты своих произведений. Например, в «Испанцах в Дании» точно определены время и место действия: 1808 год, остров Фюн. Отличительная особенность театра Мериме – его антиклассицистская направленность. В «Прологе» к пьесе «Испанцы в Дании» появляется сама Клара Газуль. В её уста Мериме вкладывает свою эстетическую программу, противостоящую канонам классицизма и в первую очередь отказывающуюся от правила «трёх единств». На смену пятиактной пьесе Мериме предложил одноактные комедии, лёгкие и весёлые. Действие в них развивается бурно и стремительно. Значение первого сборника пьес Мериме в том, что здесь драматург освободил путь романтизму. Созвучие романтизму в первом сборнике пьес проявилось в интересе к исторической теме, в обилии интриг, тайн и эффектных ситуаций, в преобладании любовной тематики. Но иногда романтические страсти преподносятся с некоторой иронией. То есть Мериме одновременно утверждает романтический мир, изображая его, и в то же время отрицает его как мир «выдуманный», «сыгранный». Таким образом, в творчестве Мериме сосуществуют два художественных принципа – романтический и реалистический; из второго проистекает иронический комментарий к первому; возникает сомнение в достоверности и правдивости романтических преувеличений. Исключительное стало обыденным – изменился не объект, а метод изображения. Вторая мистификация Мериме – сборник баллад «Гюзла», представленный как собрание народных славянских баллад. В 1828 году выходит в свет историческая драма «Жакерия» - в атмосфере, предшествовавшей революции 1830 года, зазвучала тема народного восстания (восстания крестьян 14 в.). Драма построена таким образом, что в ней одновременно можно обнаружить полемику с принципами классицистского театра (это и многократный перенос места действия: глубокий овраг, готическая зала, деревенская площадь, дороги на опушке леса, внутренний двор мятежников и т. д., и отсутствие единства действия и времени, а также идеального главного героя благородного происхождения); ремарки к 36 сценам «Жакерии» свидетельствуют о том, что для постановки пьесы Мериме неприменимы и принципы переноса действия, использовавшиеся в театре Шекспира. Драматург вновь спорит и с зарождающимся театром романтизма. Так, коллизия «Жакерии» подлинно жизненна: феодалы не только жестоко эксплуатируют своих крестьян, но и попирают их права. Из столкновения феодалов и крестьян и проистекает драматическая ситуация пьесы. И народное восстание - жакерия - воспринимается как закономерный взрыв народного гнева, постепенно назревавшего в народе. Мериме отвергает романтическую тенденцию связывать идеал героя с «отверженными», людьми, находящимися по своему общественному положению вне сословий. Атаман воровской шайки Оборотень - вовсе не романтический благородный разбойник. Он смел и умен, но озлобление и жестокость превратили его в человека безнравственного. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что в «Жакерии» представления Мериме о социальной обусловленности характеров носят вполне реалистический характер: поведение его героев диктуется не субъективной волей автора, к обстоятельствами, психологией персонажей. Реалистичны и принципы типизации. Писатель вывел на сцену множество героев, придав каждому индивидуальный облик, но «стянув» поступки, помыслы, внутреннее развитие характеров к определенному историческому событию. Поэтому пьеса отличается художественной цельностью, и, хотя и страдает фрагментарностью, в ней чувствуется мощь народного движения. В конце 20-х годов, подобно романтикам, Мериме обращается к жанру исторического романа («Хроника царствования Карла 1Х»). В центре повествования – события Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.). Исторические события оказывают решающее воздействие на жизнь героев произведения. Но исторические события, реальные исторические лица не являются главным – они отодвинуты на задний план. Задача автора – создать «подлинную картину нравов и характеров данной эпохи». Следует отметить влияние В.Скотта и новаторство Мериме в жанре исторического романа (лаконизм, тонкий психологизм, объективная манера письма, отсутствие романтической экзотики в интригах и дуэлях и др.). В романе преобладают драматургические изобразительные средства (диалог и действие). В романе Мериме – освоение романтических схем, игра в романтизм, его преодоление. Игра не иронического характера, а характера открытой полемики с романтическими концепциями. Глава VIII «Разговор между автором и читателем». Романтические черты: историческое повествование + выдающиеся персонажи. Установка на объективное изображение нравственного колорита прошедшей эпохи, Мериме провел много исследований («Варфоломеевская ночь»). Декоративный отказ от романтической эстетики. Особенности письма: (1) отказ от эстетизации какого-либо события (нет романтического приукрашивания); (2) отказ от романтических штампов (канонов), характерологическое повествование. Но поначалу повествование приблизительно романтическое, à данная схема разрушается. Любая интрига описана «со стороны», например религиозный поединок, в котором нет романтической патетики. Мериме создал собственную оригинальную эстетику жанра новеллы: (1) лаконическое повествование о каком-то ярком происшествии [традиционная черта этого жанра, ибо ит. Novella – «новость»]; (2) новое: стремление предать новелле тон объективно рассказываемой истории (эффект достоверного повествования). Всё многообразие новелл П.Мериме можно разделить на два цикла – «экзотические» новеллы и новеллы «современные». ТЕМА 12 Творчество О.де Бальзака 1. Раннее творчество Бальзака. 2. Эстетические взгляды писателя. 3. Своеобразие художественного метода Бальзака. 4. Замысел и структура «Человеческой комедии». Жанровое и тематическое многообразие произведения. 5. Социальная и нравственная проблематика романов цикла. Связь между произведениями цикла. 6. Бальзак – обличитель буржуазного общества. Центральные типы «Человеческой комедии».
В период юношества О. де Бальзак испытывал интерес к классицизму (трагедия «Кромвель» - бледное подражание Расину). Писатель никогда не разделял антипатий романтиков к классицизму, их борьбу с его эстетикой. В начале 20-х годов Бальзак пишет ряд романов, имеющих в основном подражательный характер: «Последняя фея» ( влияние идей Ж.-Ж.Руссо), «Столетний старик» (влияние готического романа). Одновременно с этими произведениями идёт работа над «Физиологией брака» (серия бытовых зарисовок частной жизни буржуа и дворян). «Физиология брака» - это единственное юношеское произведение, которое Бальзак включил в «Человеческую комедию». Значительную роль в становлении Бальзака-реалиста сыграли его статьи и очерки, опубликованные во второй половине 1820-х годов в парижской прессе. Знаменуя решительный поворот к современности, очерки представляют собой талантливые зарисовки типических характеров или жанровые сценки из жизни различных слоев французского общества. Многие из них послужат впоследствии основой для образов и ситуаций в произведениях «Человеческой комедии». Тогда же Бальзак работает над романом «Шуаны», вскоре опубликовав их уже под собственным именем и позднее включив в свою эпопею. Общая направленность юношеских произведений Бальзака близка демократическому крылу романтизма. Первое приметное произведение Бальзака, принёсшее ему известность, - роман «Шуаны» (исторический роман в духе В.Скотта), обращающийся к эпохе французской революции. Таким образом, подлинная история творчества Бальзака начинается с 1829 года. «Шуаны» - первый роман, который сам Бальзак впоследствии включил в «Человеческую комедию». Сопряжение реалистической основы с романтическими элементами характерно и для повести «Гобсек» (1830, первое заглавие - «Опасности беспутства»). Если «Шуаны» примечательны антифеодальной направленностью, то в «Гобсеке» критика нравов аристократии соединяется с началом антибуржуазным. Главный герой повести миллионер-ростовщик - один из властителей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внутренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», - говорит о нем адвокат Дервиль, от имени которого ведется повествование. Ростовщичество - сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него. Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-вексель»), Гобсек для Бальзака - живое воплощение той хищнической силы, которая настойчиво пробивается к власти. Пытливо всматриваясь в лик этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могущества и неколебимой уверенности в себе. Тут-то Гобсек и поворачивается к читателю второй своей стороною. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу, проницательному аналитику. Исследуя законы современного мира, Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги, золото, ибо «в золоте сосредоточены все силы человечества... что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?., золото - вот духовная сущность всего общества». Эстетические взгляды Бальзака подробно изложены в предисловии к «Человеческой комедии» (1842) и ряде других работ и произведений и («Этюд о Бейле», «Неведомый шедевр» и т.д.). Бальзак подчёркивает, что и классицизм, и романтизм имеют и свои заслуги, и свои недостатки: характеризуя «литературу идей» и «литературу образов», писатель предлагает найти третий путь, который бы сочетал достоинства обоих методов. Свобода творческой фантазии должна идти рука об руку с правдивостью. Третий путь оказался полнокровным критическим реализмом. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать. Ты не жалкий копиист, но поэт! » – говорит Бальзак устами одного из героев. «Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины, которые нераздельны – одно в другом». В предисловии к «Человеческой комедии» Бальзак пишет: «Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось только быть его секретарём»; «Создавая типы путём соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столькими историками – историю нравов». Влияние романтизма проявилось в следующем: изображение противоречий и контрастов, экзотических нравов и исключительных страстей; гипербола и гротеск; обилие загадок, тайн, символов; яркие, укрупнённые характеры. Но все эти элементы обретают в произведениях Бальзака совсем иной смысл. Все художественные достижения романтического искусства переосмысляются в иных творческих целях – целях реалистического осмысления действительности. Основная цель Бальзака: «Воспроизводить черты грандиозного облика своего века, изображая характерных его представителей». Достижению этой цели посвящён цикл произведений «Человеческая комедия». Бальзак хотел написать «историю нравов» современной ему Франции. Произведение состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды». Центральное место занимают «Этюды о нравах», которые Бальзак разделил на «сцены» частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни. Жанры «Человеческой комедии» – роман, новелла, повесть с элементами новеллы. Реализация невиданного дотоле замысла потребовала огромного количества персонажей. Их в «Человеческой комедии» более двух тысяч. И мы знаем о каждом из них все необходимое: их происхождение, родителей (а порою даже и дальних предков), родственников, друзей и врагов, прежние и настоящие доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир, содержимое гардеробов и даже имена портных, у которых сшиты костюмы. История бальзаковских героев, как правило, не кончается в финале того или иного произведения. Переходя в другие романы, повести, новеллы, они продолжают жить, испытывая взлеты или падения, надежды или разочарования, радости или мучения, так как живо общество, органическими частицами которого они являются. В процессе работы над эпопеей кристаллизуется бальзаковская концепция типического, являющаяся основополагающей для всей эстетики реалистического искусства. «Тип, - утверждает Бальзак, - персонаж, обобщающий в себе характерные черты всех тех, которые с ним более или менее сходны, образец рода». При этом тип как явление искусства - существенно отличен от явлений самой жизни, от своих прототипов. «Между этим типом и многими лицами данной эпохи» можно найти точки соприкосновения, но, предупреждает Бальзак, если бы герой «оказался одним из этих лиц, это было бы обвинительным приговором автору, ибо его персонаж не стал бы уже открытием». Центральные типы «Человеческой комедии»: (1) Тип буржуазного приобретателя (дельца) – «Гобсек» (1830). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 5482; Нарушение авторского права страницы