Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологические взгляды древнегреческих философов



Психологические взгляды древнегреческих философов

В античной Греции знания о душе формировались по мере эволюции мышления, опосредования наблюдаемых психических процессов естественно-природными факторами и божественными причинами. Уже в работах Гераклита Эфесского (ок. 544 – ок. 483 до н.э.) и Парменида (ок. 540 – ок. 470 до н.э.) были выделены ступени познания, в контексте которых упоминаются когнитивные процессы.

Эфесский полагал: «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить». По его мнению, существуютчувственноеи рациональное познание. Разумом люди наделены от природы. Мудрость состоит в том, чтобы прислушиваться к природе и поступать сообразно ей. между чувственным и рациональным познанием наиболее рельефно отражены во взглядах Парменида. К различным уровням психических процессов он относит мнение, характерное для чувственного познания, иистину, свойственную познанию рациональному. Парменид первым осознал необходимость понятийно-категориального аппарата описания психических явлений. Он употреблял следующие термины: «стремление», «ощущение», «чувства», «желания души», «умозрение» и «познание»., восприятиюи умузначительное внимание уделяли философы Эмпедокл (490-430 до н.э.) и Анаксагор (ок. 500-428 до н.э.). Эмпедокл полагал, что «подобное познается подобным». Исходя из этого ощущение есть процесс проникновения частиц вещества в органы чувств. Согласно его теории зрительного восприятия, глаз состоит из элементов: огняи воды. Они выходят через поры оболочки и соприкасаются со встречными частицами воспринимаемого объекта. Причина зрительного восприятия – активность глаза. основой познавательного процесса являются ощущения. Он сформулировал первые закономерности ощущений и восприятия: прежде всего, сила ощущения согласуется с величиной органа чувств. Однако одних ощущений недостаточно – необходимо вмешательство разума как подлинного критерия истины. Все ощущения идут от головного мозга. Даже душа, как полагал Анаксагор, производна от ума. Только ум является высшим началом, обладающим способностью к познанию. Разумом наделены все существа, но человек – самое разумное из всех животных. У него есть два преимущества перед животными: руки и речевой, а не только деятельный, разум, так называемый «переводчик ума».

Философско-психологическая система Б. Спинозы

Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. В чувственном опыте знания о предмете смешаны с тем, что привносит от себя субъект, поэтому трудно достичь точности и объективности познания. Чувственное знание носит фрагментарный характер. В то же время оно является наиболее распространенным и имеет практическое значение, являясь важной ступенькой в получении истинного, достоверного знания.
Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.
Достоверное знание, согласно Спинозе, достигается на основе логического мышления и выступает в форме " общих понятий". К нему он относит, в первую очередь, математические понятия как наиболее объективные и истинные, логически связанные друг с другом. То есть понятийное знание противопоставляется опытному, что является выражением гносеологического дуализма. Антогонизм понятийного и чувственного выражается в утверждении о негативном влиянии чувственности на рациональную деятельность ума.
Высшей формой познания является интеллектуальная интуиция, посредством которой душа приобщается к Богу и к истине.
Если в понимании природы знания Спиноза консолидируется с Декартом, то в вопросах онтологии он выступает в качестве его оппонента, критикуя, прежде всего, Декартов дуализм. Ему Спиноза противопоставляет монистическое учение о субстанции, определяя последнюю как " причину самой себя". Он считает, что существует единая, вечная субстанция - природа, или Бог, характеризующаяся бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых, качественно определенных свойств). Субстанция бесконечна, неизменна; модусы (вещи природы, выражающие состояния субстанции, ее фрагменты) конечны, пребывают в движении.
Человеческому разуму открыты только два основных атрибута природы - протяженность (тело) и мышление (душа) (Хрестомат. 6.6).
Человек у Спинозы - один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции - мыслящую и телесную субстанции. Преодолению дуализма Декарта способствует выдвинутая Спинозой концепция психофизического параллелизма: связь идей та же, что и связь вещей; мышление человека не противоречит тому, что происходит в природе. Отсюда логически вытекает вывод о телесно-духовном единстве человека.
Спиноза выделяет и причину дуализма Декарта - механицизм его воззрений, понимание организма как машинообразного устройства, ограничивающее возможности телесной детерминации психических явлений. То есть человек предстает в учении Спинозы как целостное существо.
Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения (Хрестомат. 6.7).
Выделяюся три главные фундаментальные силы, управляющие людьми и лежащие в основе всего многообразия чувств: влечение (или собственно сущность человека), радость и печаль. Регулирующая роль аффектов проявляется в том, что радость увеличивает способность тела к действию, печаль - уменьшает ее.
Этическая система Спинозы

В " Этике" Спиноза ставит вопрос о свободе человека, связывая его решение с понятием субстанции. Свобода проявляется в автономной самоорганизующейся активности субстанции, определяющей себя к действию. Два условия, определяющие свободу: 1) нет зависимости от другого в своем существовании и 2) наличие самоопределения (свободы действия). С этой точки зрения, человек как конечный модус не имеет свободы, ибо он в своем существовании зависит от другого. Но он может быть свободен в своих действиях, поставив свои страсти под контроль. Сделать это можно лишь на основе осознания того, что все в мире совершается с необходимостью. В трактовке свободы позиция Спинозы близка к идеям стоиков. В решении этого вопроса для него характерен фатализм, являющийся следствием механистического мировоззрения.
Но если свобода и необходимость у Спинозы органически связаны, то свобода и принуждение рассматриваются им как антагонистические понятия.
Человек, согласно Спинозе, стремится к самосохранению. Поэтому добром и злом является то, что соответственно способствует или препятствует его сохранению.

 

Соотношение души и тела

Лейбниц исходит из представления о том, что монады - замкнутый в самом себе мир, невосприимчивый к каким-либо влияниям извне: " У монад нет окон, через которые что-либо может войти или выйти". Ни одна монада не может оказать физического влияния на внутреннее бытие другой. По сути, речь идет о существовании изолированных субстанций (подход, развиваемый Декартом, Спинозой). Применительно к человеку, эта проблема переформулируется как вопрос о соотношении души и тела.
Высшим началом в любом телесном организме выступает доминирующая энтелехия, определяющая уровень совершенства организма, его связь с миром. У животных доминирует душа в классическом смысле, у человека - духовное начало, умственные способности. Но душа в живом организме связана с телом, обнаруживает и проявляет себя через телесное.
Как же осуществляется связь душевной и телесной субстанций? Рассматривая вопрос о соотношении духовных и телесных явлений, Лейбниц руководствуется принципом психофизического параллелизма: душа и тело автономны, совершают свои операции самостоятельно и независимо друг от друга. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

  • " Я объяснил согласованность души и тела примером синхронного движения двух маятников часов различной конструкции в момент, когда показывают одинаковое время. Это могло произойти тремя способами:
    • 1) согласовать их таким образом, чтобы они непременно качались синхронно;
    • 2) поручить кому-нибудь регулировать их движения, делая их синхронными;
    • 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции.
    • Без сомнения, последний путь наилучший".

То есть Лейбниц, в отличие от Декарта, говорившего о механическом взаимодействии души и тела, впервые вводит принцип психофизиологического параллелизма, или функционального соответствия, психических состояний и телесных изменений. Основой этого соответствия выступает Бог как создатель самого принципа " предустановленной психофизиологической гармонии". Благодаря ему явления одной субстанции согласуются с феноменами другой, обеспечивается целостное бытие и функционирование организма и мира.
. Теория познания и концепция врожденных идей Лейбница

В работе " Новый опыт о человеческом разуме" Лейбниц критикует теорию Дж. Локка, отвергающего врожденные идеи и уподобляющего сознание человека " чистой доске". Он не разделяет в то же время и Декартову концепцию врожденных идей. Ученый пытается определить свой, средний путь в решении этого вопроса.
Он соглашается с Локком в оценке роли чувств как необходимого условия познания, но считает чувственное знание неточным и ошибочным. Истинное знание, по Лейбницу, достижимо только на основе разума и интуиции. Он критически оценивает односторонний эмпирический подход Локка, его вывод, что " нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве" и видоизменяет его: " Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувстве, кроме самого разума". Это означает, что душа " врождена сама себе", что интеллект и его деятельность предшествуют опыту. Лейбниц считает, что душа заключает в себе " бытие, единство, тождество, причину, восприятие, рассуждение" и другие понятия, не выводимые из чувств. То есть им признается наличие априорных идей. Но, в отличие от Декарта, он считает, что идеи находятся в разуме в зародышевом состоянии, они " врождены" как наклонности, естественные природные способности. Пытаясь установить связь эмпирического и рационального, Лейбниц отказывается от индуктивной стратегии и отталкивается от рационального как основы развития чувственного опыта. Соответственно, в самом разуме он видит причину много ошибок познания.
Идеи Лейбница оказали воздействие на И. Канта, И. Гербарта, стали предметом серьезных обсуждений в научной мысли XVIII в. Продуктивными были его идеи об активности и изменчивости состояний сознания, о разных уровнях восприятия, о наличии, наряду с осознанными также бессознательных психических явлений (Хрестомат. 6.9).

 

Основные идеи психоанализа

Диапазон трактовок психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому мы приведем его характеристики, данные Фрейдом в своих работах разных лет. Итак,

- Психоанализ- часть психологии как науки, исследование бессознательного,

- незаменимое средство научного исследования,

- способ исследования психических процессов,

- беспартийный инструмент, как например, исчисление бесконечно малых величин,

- наука о бессознательном психическом,

- орудие, которое дает возможность Я овладеть ОНО (сознанию- бессознательным),

- исследование, признающее факты переноса и сопротивления как исходные положения работы,

- вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни,

- один из видов самопознания,

- искусство толкования,

- ненаучное, свободное от тенденциозности, исследование о терапевтических приемах,

- метод для облегчения душевных страданий,

- медицинский метод, направленный на лечение отдельных форм нервности посредством определенных методов.

 

Таким образом, психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией.

Наиболее полное определение психоанализа Фрейд дал в энциклопедической статье " Психоанализ и теория либидо":

- способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию,

- метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании,

- ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постоянно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

 

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики и исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека.

 

Причиной большинства психических и эмоциональных расстройств является то, что уходящие своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Рождается психический конфликт, разрешаемый путем вытеснения из сознания " дурных" влечений и желаний. Но они не исчезают бесследно, а загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают о себе знать. Благодаря механизмам сублимации (переключение сексуальной или агрессивной энергии на социально приемлемые цели) они могут выливаться в творчество, занятие наукой, но могут толкнуть человека к " бегству в болезнь", невротическому способу разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.

 

В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека.

Основные психоаналитические идеи:

- в психике нет ничего случайного,

- события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни,

- эдипов комплекс (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям) является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры,

- психический аппарат состоит из трех областей- бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и проявляющиеся в неосознаваемых формах), сознательного Я (несущего функции самосохранения и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования, совесть,

- основополагающие влечения человека- влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), включающее в себе инстинкт разрушения.

 

В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя.

 

Теория К. Хорни

Родители, которые сталкиваются с проблемами в отношениях со своими детьми, часто вынуждены перелопачивать множество книг и публикаций чтобы составить, хотя бы общее и непротиворечивое представление о том, что хорошо, а что плохо. Я решил написать инструкцию в формате «не думай – просто читай и делай», включающую в себя все самое главное:

1. Твердо решите, что ваш ребенок в том виде как он есть - плох и никчемен. И это надо исправлять. Поверьте сами и убедите ребенка, что он родился испорченным и порочным, а задача взрослых сделать из него «настоящего человека». Это основа для формирования его невроза.

2. Сразу ставьте реалистичные цели. Хороший пример: ваш годовалый ребенок должен научиться следить за чистотой своей одежды и заботиться о ваших чувствах, 3-летний - овладеть этикетом, основами эстетики поведения и отличать мораль от нравственности, 6-летний должен уметь часами сидеть неподвижно без возможности почесаться, 9-летний - понимать основы многозначной логики и субъективного идеализма, 12-летний – определиться со своим жизненным выбором, 15-летний уметь искренне сожалеть, что еще не может зарабатывать деньги и жить самостоятельно.

3. Помните, что идеальный ребенок – это послушный ребенок. Через пару десятков лет ко всем послушным и задерганным детям прилетает добрая фея и превращает их в активных и самостоятельных взрослых людей. Те родители, которые вынуждены твердить своим взрослым детям «займись чем-нибудь», «не сиди дома», «мы нашли тебе работу - сходи» вызывают сочувствие и сожаление. Их ребенок, скорее всего, не был достаточно послушным. Вот она и не прилетела.

4. Для достижения целей кон­цент­ри­руй­тесь на искоренении плохого в ребенке. Не по­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать новое – он будет отвлекаться от мыслей о том, какой он плохой.

5. Следите за тем чтобы у ребенка не появлялось ощущение без­опас­нос­ти — если оно укоренится, то в будущем ему всегда будет с чем сравнивать и он будет лишен возможности доверять подлецам и обманщикам. И какими бедами из своей несчастной жизни он тогда сможет с вами поделиться? Вам не о чем будет поговорить.

6. Если не умеете, то научитесь использовать обобщения: «ты всегда», «ты никогда», «ты ничего», «все кроме тебя», «ты постоянно». Идеальное построение фразы: «ты постоянно всегда всё делаешь не так и никогда ничего хорошего от тебя не дождешься».

7. Кричите. Давно замечено, что скорость звуковой волны, идущей от взрослого, при приближении к ребенку заметно падает. Компенсируйте этот эффект.

8. Прерывайте ребенка когда он чем-то увлечен. Ведь не может 2-летний ребенок, если он конечно нормальный, в тридцатый раз возвращаться и снова переступать через высокий порог, когда это у него уже получилось на десятой попытке. У него впереди еще лет двенадцать на то, чтобы овладеть своим телом. Сейчас для него есть более важная цель – соблюдение распорядка дня.

9. Высмеивайте и наказывайте за неуклюжесть. Вообще - вы­сме­и­вайте почаще. Тогда он научит­ся быть роб­ким. А, если он будет жалким, то его сочтут безопасным и не будут обижать, а будут жалеть. Смеловысмеивайте физические недостатки. Ведь нет ничего забавнее, чем когда «зубы как у крыски», «нос картошкой». Почаще спрашивайте: «А, почему ты такой лопоухий? » При этом фраза «что-то ты стала толстой», обращенная к девочке, возможно, откроет ей дорогу к славе. Ведь знаменитая актриса, анорексия и известность – синонимы.

10. Продуктивно используйте стремление подражать всему, что видит и слышит ваш ребенок. Произнес еще неумело, но также как вы, слово «бьять» - в угол. Взял вашу сигарету и ходит в образе «я курю» – по попе. Если он такое вытворяет в три года, то что будет дальше? Хочет попробовать так же красиво как вы нарезать помидор – по рукам. Положить белье в стиральную машину – ущипните как будто его ударило током. Он раз и навсегда должен понять, что в силу своей изначальной никчемности, он не достоин стать таким, какими ему видятся эти сильные, умелые, знающие взрослые.

11. Обвиняйте ребенка в том, чему он научился у вас. В крайнем случае, виноваты фильмы, детский сад, его друзья, школа или гены прадедушки по маминой линии, «у которого был точно такой же ужасный характер».

12. Комментируйте все его действия. Будьте максимально критичными. Он должен привыкнуть, что быть лучше чем он есть и никогда этого не достичь – это теперь его работа на всю оставшуюся жизнь. Слова-помощники: «не трогай», «не беги», «не кричи», «сиди ровно», «тебе в руки ничего давать нельзя», «лучше не делай это», «еще раз так поступишь», «руки из одного места», «дай я сам». В будущем ваш голос должен стать голосом из радио в его голове, которое невозможно выключить и, даже понять, что это звучат не собственные мысли, а трансляция старой программы.

13. Никогда и ничего на объясняете. Руководствуйтесь простыми правилами: он всегда «мал еще, чтобы что-то понимать» и когда «вырастет - сам поймет». Используйте непонятные формулировки: «хорошо себя вести», «не быть дураком», «делать как люди», «поступать правильно». Пусть знает, что есть непостижимые и сложные вещи и их взаимосвязи, в которые посвящены все кроме него. Не лишайте себя будущей радости третировать подростка за то, что «не понимает элементарных вещей».

14. В то же время, отдайте его в развивающие центры, группы, ясли. Ведь именно в вашего ребенка природа не заложила способность естественного, органичного для него, поступательного познания мира. Там лучше знают в каком порядке и что он должен изучить. Вы победили, если первое сказанное им слово будет слово «квадрат».

15. Но если есть возможность, то как можно раньше отдайте в детский сад. Воспитатель с группой из 30 детей позаботится о нем лучше вас. Ведь место собственного детского Я, еще до его появления, должно быть занято коллективным Я и мнением Натальи Альбертовны, что «не хорошо обижаться и быть таким гордым, когда все дети уже построились парами и держаться за руки».

16. Уверьте ребенка в своем всеведении. Вы видите и знаете что он делает даже когда вас нет рядом, читаете по глазам его мысли, заранее знаете все его намерения и что «вот прямо сейчас он нагло врет». В связке с изощренными наказаниями это поможет ему скорейшим образом познакомиться с привидениями, монстрами в темноте, страхом оставаться одному. И скуки - как не бывало!

17. Он должен знать, что среди прочих, есть идеальные люди и таким как они ему ни стать никогда. Сравнивайте его не в пользу ребенка с другими детьми, сестрами и братьями, а лучше всего с некими неизвестными ему Другими или самим собой в детстве. Другие всегда должны быть лучше. В своем прошлом вы – абсолютный идеал. Иначе он разленится и совсем не будет развиваться. Слова-помощники: «не умеешь не берись», «можешь когда захочешь», «у тебя никогда не получится», «вот я в твоем возрасте», «посмотри как у других хорошо получается», «тебе должно быть стыдно».

18. Договоритесь с членами своей семьи, чтобы они поощряли его делать то, за что вы сами его наказываете. И сами наказывайте за то, за что вчера хвалили. Запрещайте и тут же разрешайте. Отменяйте свои обещания. Пусть ребенок поймет, что его поведение и результат который он получает – независимые вещи. Это развивает у ребенка интеллект и интуицию.

19. Пугайте бабаями, бабами-ягами, волками и милиционерами, которые «придут и заберут». И к привидениям и чудовищам из темноты присоединятся монстры под кроватью. А, в большой компании, как известно, веселей. Искренне высмеивайте его страхи, ведь по сравнению с вашими, его монстры – это пустяк. Уж, вы то знаете.

20. Угрожайте, а лучше просто при удобном случае отбирайте у ребенка игрушки, а любимую еду выдавайте за хорошее поведение. Он должен знать, что в любой момент он может быть чего-то лишен. Так он вырастет жадным и не будет «каким-то лохом».

21. Старайтесь не давать ребенку то, в чем он нуждается. Пусть знает, что ресурсы мира крайне ограничены и никто с ними просто так расставаться не намерен. Единственный способ получить что-то – это научиться воровать. И, кстати, неужели что-то кроме зависти может быть хорошим стимулом для развития?

22. Соревнуйтесь с ребенком. При этом вы должны выигрывать чаще, а лучше всегда. Ведь, с одной стороны, нет ничего приятней обыграть в шахматы 5-летнего ребенка, а, с другой – для него это наука. Пусть поймет, что в конкуренции с другими он заведомо проигрывает и привыкнет сразу обманывать и хитрить, меняя правила игры для своего удобства.

23. Когда ребенок первый раз закатил истерику не отвлекайтесь сами и не отвлекайте его - дайте ему то, что он просит. Повторите много раз. Он должен закрепить этот полезный навык.

24. Бейте ребенка. По рукам, по губам, по попе. Обязательны пинки и подзатыльники. Это поможет ребенку воспринимать насилие как норму и с достоинством и терпением переносить издевательства и побои в будущем: от сверстников, в полиции, в армии, от мужа или случайного насильника.

25. Втирайтесь в доверие, а потом, узнав все что вам было нужно, наказывайте. Устраивайте допросы и обыски. Помните - он вам не друг и никогда таким не станет. Ваша миссия изобличить и искоренить в нем врага. Враг коварен – он все понимает и делает вам на зло. Он должен понять, что с вами нельзя найти общий язык. Слова-помощники: «расскажи честно и я не буду тебя наказывать», «почему ты так сделал», «кто тебя просил», «кто тебя подговорил» «ты понимаешь, что ты делаешь», «сколько раз тебя предупреждать».

26. Шантажируйте. Это упорядочивает и конкретизирует бессмысленный хаос детских желаний и потребностей. Слова-помощники: «если не прекратишь, то пойдем домой», «тогда мороженного ты не получишь», «иначе будешь наказан».

27. Говорите что любите ребенка и требуйте любви от него. Ведь любовь это и есть: унижение, ложь, наказания, принуждение. Не беспокойтесь что ваш обман будет раскрыт. Ребенок вырастет и легко и не задумываясь заменит, не найденное им удовольствие от отношений с людьми, эйфорией от алкоголя, наркотиков или азартных игр. Некоторые восполняют эту пустоту верой, но нужен ли вам столь не радикальный вариант?

28. Принуждайте ребенка. Принуждайте во всем. Сделайте из приятного тяжкий труд. Еда, чтение, познание нового, прогулки – все должно стать работой, а любая работа - адом. Это просто: дождитесь когда ребенок что-то делает сам, а потом раскритикуйте и прервите. Пусть вместо этого делает то, что как вам кажется, сейчас важно, нужно и правильно. Отличный результат – это когда у ребенка совсем не остается времени на самого себя и он перестал различать что хочет он сам, а что хотите вы.

29. Для блага вашего ребенка искорените сочувствие и сострадание. Он должен научиться терпеть боль когда прищемит палец, не плакать когда раздерет до мяса коленку. Пусть развивает выдержку и понимание, что никто его не жалеет и жалеть не будет. В то же время, оградите ребенка от невидимых опасностей. Страшные бактерии, немытые ягоды с грядки, чихнувший ребенок в песочнице – вот его главные враги.

30. Го­во­ри­те о ре­бен­ке плохо. Без не­го, а особенно при нем. При других задавайте ему неприятные и унизительные вопросы, вспоминайте «забавные» случаи из его жизни. Выставляйте напоказ его ошибки, недостатки и промахи – так он быстрее от них избавится, а вы получите алиби. Ведь вы не имеете к ним никакого отношения.

31. Не хвалите своего ребенка. Иначе, он может научиться сам себя оценивать. Не одоб­ря­йте — он научит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся. Зачем тогда вы?

32. Контролируйте чтобы ребенок находился в постоянной тревоге и физическом напряжении. Длительное мышечное напряжение когда-нибудь, да приведет к появлению качественного хронического заболевания внутренних органов, спины или сердечно-сосудистой системы. И у вас с ребенком появятся дополнительные, связывающие вас, общие интересы.

33. Отвлекайте ребенка от тягостных переживаний. Кроме случаев, конечно, когда вы сами погрузили его в них в воспитательных целях. Если ребенок загрустит - заставьте радоваться. Научите радоваться и когда ему страшно. Пусть он любит в ответ на презрение, и злится когда ему доверяют. Исподволь подмените его эмоции вашими. Пусть научится игнорировать свои. Иначе как вы собираетесь им управлять? И какая может быть радость, если вы сами не рады? Слова-помощники: «перестань реветь», «что за нежности», «не будь трусом», «прекрати на меня злиться», «тебе не больно», «мало ли, что ты хочешь», «ты еще не устал», «это не обидно», «ржешь как лошадь», «ешь – это вкусно», «не горячо, нормальная вода».

34. Лишайте выбора. «Разве нормальный человек будет это делать, слушать, читать, хотеть». Навязывайте свое мышление. Ведь вам с таким трудом приходится убеждать себя, «что оно правильное». Пусть пользуется готовым и выстраданным результатом. Твердо решите, что ваш ребенок должен достичь того, чего не смогли достичь вы и ни в коем случае не сделать того, что вы сделали не правильно.

35. Для усиления эффекта, производимого вашими словами, используйте интонации: снисходительно-обесценивающие, многозначительные, саркастические, наставительные, констатирующее-утвердительные, обольщающие, угрожающие. Ребенок постепенно привыкнет и перестанет искать смысл в словах и будет полностью ориентирован на эмоции других людей. Это позволит ему бесконфликтно воспринимать указания начальства и с максимальным комфортом смотреть новости по телевизору.

36. Вымещай на ребенке свои обиды и плохое настроение. Это удобно и безопасно. Кроме того, когда родителю полегчало и к нему вернулось хорошее расположение духа, то и ребенок будет счастливее.

37. Будьте нетерпеливы. Ребенок должен уметь в ответ на ваши замечания изменяться прямо сейчас. Не будьте сни­схо­ди­тель­ны — пусть в своем воображении, но ребенок должен это сделать. Реальность подтянем потом. Или не подтянем. Не важно. Ведь главное казаться кем-то, быть – не обязательно. Вы это точно знаете, пусть поймет и он.

38. Как можно чаще пугайте будущим. Любое его нечаянное действие в настоящем через 30 лет приведет к краху всей его жизни. «Эффект бабочки» все же смотрели? Вместе с тем, покажите, что вас интересует немедленный и измеримый результат. Слова-помощники: «как ты мог проиграть. это провал», «вырастешь - станешь дворником», «опять за тебя приходится краснеть», «только на отлично».

39. Для аргументации всегда используйте крайности: катастрофизируйте, преувеличивайте, возводите в абсолют, окрашивайте в черное и белое. Путайте причины и следствия, общее и частное, форму и содержание, привязываетесь к мелочам. Манипулируйте и сбивайте его с толку в любых удобных случаях. Это научит его умело изворачиваться и гладко оправдываться, выводить врунов на чистую воду и язвительно торжествовать. Как минимум - в интернете, он теперь точно не пропадет.

40. Ловите ребенка на мелкой и непредумышленной лжи – дети склонны фантазировать. Наказывайте за это. Ребенок должен научиться врать более изощренно. Слова-помощники: «ты говоришь чушь», «твое мнение никого не интересует», «ты опять врешь», «не выдумывай», «придумай что-нибудь по-лучше», «как ты можешь это не знать», «не тупи», «думаешь самый умный».

41. Продвинутый родитель знает, что абсолютное послушание абсолютно хорошо только для домашнего использования. Научите ребенка избавляться от чувства стыда, перекладывая ответственность на, подходящих для этого, других, на обстоятельства и случай. Пусть во всех его бедах станут виноваты те, кто много мнит о себе - лицемерные, жалкие, завистливые людишки. Это они провоцируют драки. Это они врут и воруют, а он мухи не обидит – «посмотрите такой хороший». Когда никто не слышит унижайте других детей и их родителей. Ведь это правда – они этого заслуживают.

42. Восхищайтесь ребенком за то, что он хотел сделать, но так и не сделал. Ведь хорошие намерения лучше плохого поступка.

43. Как можно раньше навяжите ребенку его роль. Мальчики не плачут, не обижаются, не боятся. Девочки опрятны, следят за своим поведением и скромны. Пусть мальчик сразу учится скрывать свои чувства, а когда они накопятся - срывать их на других. Пусть девочка заранее отшлифует навык находить хитрые пути чтобы получать свое.

44. Ребенок должен участвовать в конфликтах между папой и мамой. Излишняя наивность в семейных вопросах будет потом ему мешать. Поэтому в 5-летнем возрасте должен знать, что если бы не он, вы бы давно развелись. Перетягивайте его на свою сторону. И он должен знать все подробности. В том числе, что его бы могло и не быть, потому что мама «хотела сделать аборт, но ее тогда отговорили».

45. По возможности раскройте ребенку всю правду. Девочка должна знать, что все мужчины сволочи, а мальчик, что все женщины стервы. И только вы действительно его любите. Пусть понимает, что ваша гиперопека и слежка за любыми действиями – это вынужденная необходимость и его защита от болезненных разочарований.

46. Если ребенок что-то делает не так – вы чудовищно страдаете, болеете и вот-вот умрете. Он не должен стать эгоистом, который «думает о себе больше чем о вас». Напоминайте о себе и о том, кем бы он стал если бы не вы. Слова-помощники: «смерти моей хочешь», «ты сведешь меня в могилу», «все нервы мне истрепал», «не пороли бы – покатился б по наклонной».

47. Никогда не при­слу­ши­вай­тесь и не отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам. Иначе он может решить, что он важен для вас и тогда обязательно «сядет вам на шею». В крайнем случае встречайте все что он говорит с тревогой, предполагая самое худшее. Слова-помощники: «ну, что опять», «как ты достал», «отвяжись», «сходи поиграй, пока мы разговариваем».

48. Требуйте просить прощения и обещать «я так больше не буду» за любую мелкую шалость. Чем мельче проступок, тем сильнее должно быть наказание. Смело ставьте в угол, днями оставляйте без общения, угрожайте отдать, демонстративно уходите, хорошенько выпорите, наконец. Ребенок должен с ужасом гадать какие чудовищные наказания ждут его в более серьезных случаях: «смерть? нет – этого, скорее всего окажется, мало». Это отобьет у него любое желание «делать не так».

49. Сюсюкайте. Говорите с ним притворным детским голосом. Называйте его зайчик, мышонок, солнышко, котя. Вместе с тем, когда вы собираетесь его наказать произносите его имя таким тоном, чтобы он вздрагивал от страха. Окончательно обозначьте, что вы его очень любите когда он – это не он и ненавидите в противоположном случае.

50. Вы не можете ошибаться. Вы знаете все потому, что вы родитель. Не показывайте ребенку сомнений и своей слабости – дети это чувствуют. Не бойтесь применять противоречащие друг-другу методы: ребенок вам верит - он так устроен. Чем более запутанным будет сознание ребенка, тем насыщенней его будущая жизнь. Если у вас что-то не получилось – виноват сам ребенок.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Прочитайте исторические документы №1–4 и охарактеризуйте взгляды Петра I на некоторые государственные проблемы.
  2. XIV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖ.М. КЕЙНСА.
  3. В. Иван Грозный и Андрей Курбский: различные взгляды на государственное развитие Московского царства
  4. ВАШИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ — ВАШИ СОЮЗНИКИ
  5. ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК Ф.Ф. ФОРТУНАТОВА И ЕГО ШКОЛЫ
  6. Вопрос 3. Психологические аспекты судебных прений
  7. Вопрос 4: Представления древних философов о душе.
  8. Глава 31. Организационно-психологические аспекты менеджмента в туризме
  9. ГЛАВА 9. ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  10. Главными мотивами поведения, действий людей являются психологические мотивы. Они могут быть социально обусловлены, но могут иметь специфическую индивидуальную природу.
  11. Занятие 13. Гуманизация процесса воспитания. Гуманистические взгляды К.Д. Ушинского на воспитание.
  12. Значение греческих поэтов и философов в истории воспитания


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1876; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь