Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Модификация гласных и согласных звуков в связной речи
План лекции
1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи Прежде чем приступить к изложению материала о комбинаторных и позиционных изменениях звуков в речевой цепи, необходимо разграничить термины «фонема» и «аллофон». Фонема представляет собой минимальную функциональную единицу языка, основной функцией которой является различение значения слов и грамматических форм слова. К примеру, слова bill [bɪ l] – pill [pɪ l] отличаются фонемами [b] и [p]. Если заменить [p] в слове pill на [m], то мы получим новую лексическую единицу mill. Произнеся звук [p] в слове pill без придыхания, мы не изменим значение слова, хотя и допустим произносительную ошибку. В случае замены [p] на [m], мы имеем дело с фонемами, в случае замены [ph] на [p] – аллофонами или вариантами фонемы [p], которые отличаются друг от друга, но сохраняют при этом основные отличительные признаки фонемы [p]. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речи приводят к появлению различных аллофонов тех или иных фонем. В ходе артикуляции отдельно взятого звука выявляются три этапа: 1) экскурсия или приступ, когда opганы речи двигаются и принимают исходное артикуляционное положение; 2) выдержка, когда органы речи в течение какого-то времени остаются в принятой артикуляционной позиции; 3) рекурсия или отступ, когда органы речи возвращаются в нейтральную позицию. Однако в процессе речи звуки сливаются в цепочки и фаза рекурсии предыдущей фонемы накладывается на фазу экскурсии последующей фонемы. При соединении фонем в цепочки органы речи приспосабливаются к быстрой смене артикуляционных движений, обеспечивая более удобный переход от одной артикуляции к другой. Как следствие звук подвергается комбинаторным изменениям, т.е. изменениям вследствие влияния соседних звуков. Другой тип изменений, затрагивающий звуки в потоке речи, – позиционные изменения. Они имеют место в случае изменения позиции звука в слоге, слове, синтагме, к примеру, ударный звук становится безударным. В результате комбинационных и позиционных модификаций звуков в речи возникают фонетические процессы ассимиляции, аккомодации, редукции, элизии, чередования. 2. Ассимиляция — это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием артикуляции соседнего согласного звука, при этом наблюдается уподобление одного звука другому. Ассимиляция существует в каждом языке, но ее законы и формы в каждом языке зависят от исторически сформировавшихся произносительных тенденций. Существуют различные виды ассимиляций: 1) по направлению; 2) по степени завершенности; 3) по степени стабильности; 4) по месту образования преграды; 5) пo работе губ; 6) no работе голосовых связок; 7) no способу образования шума. 2.1. Ассимиляция по направлению имеет 3 вида и подразделяется на: прогрессивную, регрессивную, двойную или взаимную. При прогрессивном направлении ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий. Например, в словах stay [steɪ ], style [staɪ l] взрывной звук [t] теряет аспирацию под влиянием предшествующего щелевого [s]. При регрессивном направлении ассимиляции последующий звук влияет на предшествующий. Например, в слове tenth [tenθ ] согласный [n] становится дентальным под влиянием межзубного согласного [θ ]. При взаимной или двойной ассимиляции два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием, сообщая друг другу какие-то черты артикуляции. В языке встречаются несколько случаев смешанной ассимиляпий. В сочетании смычного взрывного [t] и щелевого заальвеолярного сонанта [г] наблюдается комбинация двух видов ассимиляций. Имеет место ассимиляция по месту образования преграды, так как место образования смычки для альвеолярного [t] переносится за альвеолы. С другой стороны, можно также засвидетельствовать ассимиляцию по работе голосовых связок, так как сонант [г] несколько оглушается под влиянием предшествующего глухого звука. Двойную ассимиляцию можно зафиксировать и в сочетании смычного взрывного альвеолярного [t] и губно-губного сонанта [w]. Ассимиляция по работе губ приводит к лабиализации апикально-альвеолярного звука [t], а ассимиляция по работе голосовых связок приводит к лёгкому оглушению звонкого [w]: [twaɪ s]. 2.2. Ассимиляция по степени завершенности может быть полной и частичной. При полной ассимиляции два рядом стоящих звука полностью уподобляются друг другу: cupboard [ˈ kʌ pbə d] → [ˈ kʌ bbə d] → [ˈ kʌ bə d], less shy [ˈ les ˈ ʃ aɪ ] → [ˈ leʃ ʃ aɪ ], does she [ˈ dʌ z ʃ i˙ ] → [ˈ dʌ ʃ ʃ i˙ ]. Чаще всего полная ассимиляция возникает в сочетаниях [s], [z] и [ʃ ]. Там, где не происходит полного уподобления соседних согласных, имеет место частичная ассимиляция. Например, потеря аспирации звука [p] после глухого [s] в слове sport. 2.3. Ассимиляция по степени стабильности Стабильная ассимиляция зафиксирована нормой языка. Так, зубной аллофон фонемы [t] должен произноситься на зубах, если за ним следует межзубный. Многие случаи ассимиляции, происходившие на более ранних стадиях развития языка, стали устоявшейся нормой. Они могут быть как зафиксированы спеллингом, так и нет. Такие случаи ассимиляции получили название исторической ассимиляции, e.g. orchard (ort+yard) – [ˈ ɔ: tjə d] → [ˈ ɔ: ʧ ə d]. Случаи нестабильной ассимиляции чаще встречаются на стыках слов и характеризуют беглую и небрежную речь. Их необходимо избегать, к примеру, ten minutes ['ten 'mɪ nɪ ts] → ['tem'mɪ nɪ ts]. 2.4. Ассимиляция по месту образования преграды имеет несколько случаев и наблюдается: 1) в сочетаниях звуков альвеолярных [t], [d], [n], [1] и межзубных [θ ], [ð ], при этом альвеолярные звуки становятся зубными, например, that theme [ˈ ð æ t ˈ θ i: m]; 2) когда альвеолярные [t], [d] произносятся как заальвеолярные перед заальвеолярным [r]: at rest, trip; 3) когда [m] становятся губно-зубным перед фрикативными [f], [v]: comfort [ˈ kʌ mfə t]. 2.4. Ассимиляция по работе губ характерна для сочетаний согласных звуков и сонанта [w], в которых вышеупомянутые согласные становятся огубленными: [kwaɪ t], [dwel], [kwi: n], [swɒ n], [twelv]. 2.5. Ассимиляция по работе голосовых связок наблюдается в сочетаниях глухих и звонких согласных. В сочетаниях «глухой согласный + сонорный+ гласный» [m], [n], [1], [r], [j], [w] частично оглушаются. Например, в словах [pleɪ ], [traɪ ], [ˈ twentɪ ] имеет место частичная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок при произнесении сонантов [l], [г], [w]. 2.6. Ассимиляция по способу образования шума также возникает в нескольких случаях и именуется терминами носовой взрыв, боковой (латеральный) взрыв, щелевой (фрикативный) взрыв, потеря взрыва или неполный взрыв. Носовой взрыв наблюдается, когда за смычными взрывными [р], [b], [t], [d], [k], [g] следуют носовые сонанты [m], [n]. При произнесении сочетаний типа [pm], [tn] взрыв или фаза рекурсии происходит не в результате снятия преграды, а в результате опущения мягкого нёба и прохождения воздуха через носовую полость: button [bʌ tn], paid money [ˈ peɪ d ˈ mʌ nɪ ]. Боковой взрыв имеет место в сочетаниях смычных взрывных согласных и бокового сонанта [1], когда взрыв или отступ смычного согласного не реализуется вплоть до фазы отступа сонанта [1]. При этом края языка опускаются и воздух проходит вдоль них, создавая эффект бокового взрыва: plan [plæ n], good looks [ˈ gʊ d ˈ lʊ ks]. Щелевой взрыв образуется в сочетаниях смычных взрывных и щелевых согласных [s], [z]. В таких сочетаниях, как, например, [ts], [dz] фаза рекурсии взрывного согласного совпадает с фазой выдержки щелевого согласного, т. е. взрыв реализуется в момент образования щели: stops [stɒ ps], put salt [ˈ put ˈ sɔ: lt]. Потеря взрыва – это явление, наблюдаемое в случае соседства двух смычных взрывных согласных одинакового или разного места артикуляции [рр], [pb], [tt], [td], [kk], [kg], [kt], [dg], [db], [tb] или соседства смычных взрывных и аффрикат [ʧ ], [ʤ ]. При наличии двух взрывных одинаковой артикуляции в месте стыка взрыв реализуется только во время отступа второго звука после немой артикуляции первого. На слух это воспринимается как краткая пауза перед произнесением второго взрывного согласного: stop pouring [ˈ stɒ p ˈ pɔ: rɪ ŋ ], big ground [ˈ bɪ g ˈ graʊ nd]. Аккомодация Аккомодация – это частичные изменения в артикуляции согласногозвука под влиянием смежного гласногозвука в разговорной речи и, наоборот, под влиянием согласногозвука происходят частичные изменения в артикуляции смежного гласногозвука. Так, согласный звук становится частично лабиализованным под влиянием последующего лабиализованного гласного звука: tooth [tu: θ ], look [lʊ k], noon [nu: n]. Долгие гласные перед носовыми согласными назализуются, т. к. в момент произнесения гласного мягкое небо опускается для артикуляции сонорного согласного: morning [ˈ mɔ: nɪ ŋ ], aunt [a: nt]. 4. Элизия В беглой разговорной речи часто происходит выпадение некоторых согласных звуков. Это фонетическое явление называется элизией . Примерами исторической элизии некоторых согласных звуков являются: выпадение согласных звуков [w, k, g] в начале слова: knee [ni: ], write [raɪ t], gnat [nӕ t]; согласных звуков [t] и [d] в сочетаниях, состоящих из трёх согласных звуков в середине слова: listen [lɪ sn], Wednesday ['wenzdɪ ], often [ɒ fn]; coгласного звука [b] в сочетании [mb] в конце слов: lamb [læ m], dumb [dʌ m], tomb [tu: m], comb [kə ʊ m]. В современном английском языке процесс элизии согласных звуков продолжает развиваться. Рассмотрим наиболее распространенные случаи элизии. Взрывные согласные [t], [d] в конце слов могут выпадать в беглой разговорной речи, когда за ними следует слово, начинающееся с согласного звука: last time [ˈ la: s ˈ taɪ m], next day [ˈ neks ˈ deɪ ], old man [ˈ ə ʊ l ˈ mæ n], kept quiet [ˈ kep ˈ kwaɪ ə t]. Гортанный согласный [h] часто не произносится в личных и притяжательных местоимениях и глаголах, стоящих в безударной позиции: he, his, him, her, have, has, had. Tell him [ˈ tel ɪ m]. Гласные также могут подвергаться элизии. Наиболее часто не реализуется артикуляция гласных [ɪ ] и [ə ]: different ['dɪ fə rent] → ['dɪ frə nt], similar ['sɪ mɪ lə ] → ['sɪ mlə ]. Редукция В английской речи происходит ослабление гласных звуков в безударных слогах. Под ударением гласный звук является более сильным и произносится отчетливо. В безударном слоге гласный звук редуцируется. Редукция – это процесс ослабления, сокращения долготы гласного в безударном слоге в речи. Различают три вида редукции. 1) Качественная редукция – изменение качества гласного, в результате чего звук переходит в редуцированную форму [ɪ, ʊ, ə ]. Если слово can произнести изолированно, то оно звучит как [kæ n], однако в предложении “You can easily read it.” [ju˙ kə n ˈ i: zɪ lɪ ˎ ri: d ɪ t] звук [æ ] в безударной позиции ослабляется до [ə ]. Процесс качественной редукции привел к появлению нейтрального гласного [ə ]. Правила чтения английских гласных в безударных слогах также является отражением процесса редукции гласных звуков. Редукция гласных проявляется в произношении большинства английских служебных слов в безударном положении. В результате качественной редукции английские служебные слова имеют по две формы: сильную и слабую. Сильная форма употребляется под ударением, слабая – в безударной позиции. 2) Количественная редукция – сокращение долготы гласного. Данный тип редукции характерен только для долгих фонем [i:, a:, ɔ:, u:, ɜ: ]. Все они подвержены количественной редукции в безударном положении. Местоимение me [mi: ] во фразе “Let me spell it.” [ˈ let mi˙ ˎ spel ɪ t] произносится с полудолгим [i˙ ] без изменения качества фонемы. Зачастую качественная и количественная редукция происходят одновременно. 3) Нулевая редукция – полное выпадение гласного в безударной позиции (элизия): history [ˈ hɪ strɪ ], factory [ˈ fæ ktrɪ ].
Лекция 4
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 5808; Нарушение авторского права страницы