Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Словесное ударение в английском языке
План лекции
Понятие словесного ударения Под словесным ударением, вслед за Т.И. Шевченко, в данном пособии понимается «выделение, или свойство выделенности, слогов на фоне других слогов в слове» [5, c. 113]. К примеру, в слове [ˈ ɪ nstɪ ŋ kt], первый звук [ɪ ] приобретает особую выделенность по сравнению с [ɪ ] во втором слоге, поэтому первый слог слова является ударным. Языки отличаются друг от друга средствами достижения выделенности слога в слове. Выделение слога в слове может быть а) динамическим, т. е. достигается силовым выделением (слог произносится громче по сравнению с другими слогами в слове), 6) музыкальным или тональным, т. е. достигается за счет произнесения ударного слога на другом тональном уровне по сравнению с другими слогами в слове или с помощью изменения направления движения тона ударного слога, в) количественным, т.е. достигается за счет удлинения ударного гласного, г) качественным (выделяется некоторыми лингвистами, в частности, Г.П. Торсуевым [4]). Выделение достигается за счет сохранения качества гласного в ударном положении. В безударной позиции гласный редуцируется. В.А. Васильев считает, что несправедливо отделять количественный и качественный тип ударения от динамического ударения, поскольку гласный динамически выделенного слога в тоже время длиннее, чем гласный в безударной позиции [6]. Последние инструментальные исследования акустической природы словесного ударения в английском языке показали, что эффект акцентной выделенности слога достигается не только за счет его произнесения с большей силой или интенсивностью на акустическом уровне или большей громкостью на перцептивном уровне, но и долготы. Словесное ударение представляет собой определенную модель взаимоотношений всех слогов слова, регулируемых с помощью силы высоты тона, качества и количества. Степень и позиция ударения в слове Функциональный подход к ударению позволяет анализировать слово с точки зрения акцентемы – фонологической единицы просодического уровня, которая представляет собой совокупность разных по силе ударений. Например, акцентема слова combination [ˌ kɒ mbɪ ˈ neɪ ʃ n] представлена 3 слогами, имеющими разную степень ударности: kɒ m – слабоударный, bɪ – безударный, neɪ ʃ n – сильноударный. Британские фонетисты выделяют три степени словесного ударения: а) главное ударение падает на основной ударный слог, б) второстепенное ударение падает на полуударной слог, в) слабое ударение приходится на безударные слоги. Главное ударение обозначается вертикальной чертой сверху перед началом слога, а второстепенное – чертой снизу. Слабое ударение не маркируется особыми значками. К примеру, слово infinitive [ɪ n-ˈ fɪ -nɪ -tɪ v] состоит из четырех слогов, третий от конца слог является ударным, остальные три слога безударные. Слово indivisibility [ˈ ɪ n-dɪ -ˌ vɪ -zɪ -ˈ bɪ -lɪ -tɪ ] состоит из семи слогов, из них третий и седьмой от конца слова слоги имеют главное ударение, пятый от конца слова слог имеет второстепенное ударение, остальные четыре являются безударными. Необходимо помнить, что в каждом пяти-шести-сложном слове с главным ударением на третьем слоге от конца должно быть и второстепенное ударение на первом или втором слоге от начала слова. Некоторые слова, состоящие из двух морфем, имеют два главных ударения: re-write [ˈ rɪ -ˈ raɪ t], fourteen [ˈ fɔ: -ˈ ti: n], что свидетельствует о семантической значимости этих морфем. Позиция словесного ударения в английском языке – продукт исторического развития, обусловленный влиянием двух тенденций: рецессивной и ритмической. Рецессивная тенденция (наиболее древняя) заключается в выделенности корневого слога. Большинство слов германского происхождения имеют ударение на первый слог: ˈ clever, ˈ body, ˈ water, ˈ singing. Если в состав слова входит приставка с референциальным значением, ударение сдвигается на первый корневой слог: beˈ gin, misˈ take. Рецессивная тенденция – результат влияния германской и французской акцентных моделей. Согласно данной тенденции ударным является третий слог с конца слова: arˈ ticulate. Ритмическое ударение характерно для слов c суффиксами -ate, -fy, -ize: ˈ situate, ˈ qualify, ˈ centralize. Большинство двусложных слов имеют рецессивное ударение на корневом слоге: ˈ finish, ˈ answer. Некоторые французские заимствования сохранили ударение на последнем слоге: poˈ lice, maˈ chine. В трехсложных словах ударным является третий слог с конца: ˈ cinema, ˈ enemy. Четырехсложные слова могут иметь как рецессивное, так и ритмическое ударение: ˈ architect, reˈ markable, ˈ criticism. Представители американской фонологической школы Б.Блок, Дж. Трейджер, Г.А. Глисон помимо трех указанных степеней ударения выделяют четвертую степень ударности – третичное ударение (tertiary stress). Третичное ударение по степени выделенности равно второстепенному и отличается от последнего лишь позицией в слове. Третичное ударение занимает положение за главным ударением, в то время как второстепенное ударение предшествует главному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суффиксами -ary, -ory, -ony предпоследний слог получает данный тип выделенности: dictionary [ˈ dɪ kʃ ə ˌ nerɪ ], territory [ˈ terɪ ˌ tɔ: rɪ ], ceremony [ˈ serɪ ˌ mə ʊ nɪ ]. Место ударения в слове По положениюв словеударение может быть фиксированным или свободным. В языках с фиксированным ударением ударение падает на один и тот же слог, который занимает определенную позицию во всех словах языка относительно их начала и конца. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог. В языках со свободным ударением ударение может приходиться на разные слоги относительно начала и конца слова. Ударение в английском языке свободное. С морфологической точки зрения внутри свободного ударения выделяют: постоянное ударение и подвижное ударение. Постоянное ударение – это ударение, которое сохраняет свою позицию в одном и том же слоге в различных грамматических или производных формах слова. Например, ударение постоянно во всех формах русского слова ˈ ноша, ˈ ноши, ˈ ноше, ˈ ношей, ˈ ношу, англ. ˈ finish, ˈ finishes, ˈ finishing, ˈ finished. Подвижное ударение падает на разные морфемы различных грамматических и производных форм слова: ˈ сад – саˈ ды, ˈ music – muˈ sician. Лингвистическая функция ударения Как любое фонетическое явление ударение должно быть проанализировано с функциональной (лингвистической) точки зрения. Первая функция словесного ударения – конститутивная. Словесное ударение придает слову форму, организует слово в сложную звуковую единицу, вместе с тем выделяя в нем какой-либо слог или слоги. Вторая функция словесного ударения – дифференциальная. Эта функция делает словесное ударение отдельной супрасегментной (сверхсегментной) просодической фонологической единицей, которая может быть названа акцентемой. Оппозиция главных и безударных слогов акцентем иллюстрирует дифференциальную функцию словесного ударении: 'import(n) – imˈ port (v). В данных паромерах ударение различает части речи. Словесное ударение играет существенную роль в смысловом различении слов: a ˈ blackbird (дрозд) – a ˈ black ˈ bird (черная птица), a ˈ blackboard (классная доска) – a ˈ black ˈ board (черная доска), a ˈ goldfish (золотая рыбка) – a ˈ gold ˈ fish (рыбка золотистого цвета). Третья функция словесного ударения – рекогнитивная. Рекогнитивная функция словесного ударения состоит в правильной акцентуации слов, которая облегчает их узнавание и понимание. Неправильная акцентуация слов не только указывает на акцент говорящего, но и затрудняет понимание его речи. Лекция 5 Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования В английском языке План лекции
Понятие слога. Теории слога Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха [2, c. 55]. Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога. Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений. Сонорная теория, предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью. Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения. Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения. Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи. Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин [2]. Его теория получила название теории громкости. Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога. Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ ], а маргинальными элементами [m], [p]. Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra. Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение. Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка. Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные [l, m, n], которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д. 2. Слогообразование в английском языке В английском языке к элементам слогообразования относятся все гласные звуки: монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды, а также три сонорных согласных звука – [l, m, n]. 2.1. Слогообразование с помощью гласных звуков Слогообразование с помощью гласных звуков имеет ряд закономерностей, которые состоят в следующем: 1) гласные звуки являются основными слогообразующими элементами английского языка; 2) гласные звуки образуют слог как самостоятельно, так и вместе с согласными звуками; 3) слог, образованный гласным звуком, может занимать любое положение в слове, быть ударным и безударным; 4) «немые» гласные звуки никогда не образуют слоги, т.к. не передают звука, а входят в слоги, образованные другими слогообразующими звуками. Если символами С и V обозначить соответственно согласный звук и гласный звук, то слоговую структуру в английском языке можно представить большим количеством сочетаний звуков, которые могут быть объединены в 4 типа слогов. Это а) абсолютно открытый, б) абсолютно закрытый, в) прикрытый в начале, г) прикрытый в финале слоги. Абсолютно открытый слог – слог, состоящий из одного гласного звука (V), например, are, or. Абсолютно закрытый слог – это слог, состоящий из одного гласного звука, находящегося между согласными (CVC, CVCC, CСVC и т.д.), например, bit, left, place. Прикрытый в начале слог – это слог, состоящий из одного согласного звука или последовательности звуков, предшествующих одному гласному звуку (CV, CCV, CCCV), например, too, spy, straw. Слог, прикрытый в финале, завершается одним или более согласными звуками (VC, VCC, VCCC), например, on, act, acts. Произведем упрощение приведенных формул:
В скобках размещены факультативные элементы слоговой структуры английского языка. Тот факт, что согласная буква/звук является факультативным элементом слога в английском языке, подтверждает статус гласного звука/буквы как основного слогообразующего элемента английского языка. 2.2. Слогообразование с помощью сонантов Некоторые сонорные согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом, до размыкания полной преграды произносятся протяжно, и их звучание по длительности сходно со звучанием гласных. Тем не менее только [l, m, n] из семи сонорных [l, m, n, r, j, w, ŋ ] являются слогообразующими. Причина этого состоит в следующем: а) [r, j, w] произносятся кратко и всегда соседствуют со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входят; б) [ŋ ] в конце слов произносится протяжно, как сонант, однако этот звук также всегда соседствует со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входит. Звук [ŋ ] имеет в английском слове определенную локализацию – в середине или в финале слова. Передается сочетанием ng и n+велярный согласный: long, tongue, sink, uncle, finger. Сонанты [l, m, n] локализуются во всех позициях в слове: в самом начале (many, now, little), в середине (summer, sunny, glad), в финале (seem, sin, tall). Сонорный согласный [w] появляется в инициале и в середине слова (медиали) warm, sweet, language, question передается w, wh, gu, qu. Аналогичную позицию в слове занимает [j], передается y, u, ew, eau, ui: yard, mute, few, feud, beauty, suit. Сонорный звук [r] появляется во всех трех позициях в слове: инициали, медиали, финали. Слогообразующий потенциал сонорного звука зависит от дистрибуции звука в словах языка, от протяжности/отрывистости артикуляции. Закономерности слогообразования с помощью сонантов проявляются в следующем: 1) слог должен иметь в своем составе «немую» гласную букву: table, idle, middle, handle, double, pupil, blossom; 2) сонант должен стоять либо после шумного согласного, либо отделяться от него «немой» гласной буквой (e, a, i): final pencil, medal, level; 3) слог, образованный сонантом, стоит в конце слова и очень редко в середине составных слов: gentlemen [ˈ ʤ en-tl-mə n]; 4) слог, образованный сонантом, всегда бывает безударным; 5) число слов со слогообразующим сонантом ограничено. Самое большое количество слогов образует сонант [l]: а) в конце слова после шумного согласного перед «немой» буквой «e», к примеру, dou-ble; б) в конце слова после шумного согласного в сочетании с «немой» гласной, например, le-vel. Сонант [n] образует слоги в следующих случаях: а) в сокращенных отрицательных формах вспомогательных и модальных глаголов: doesn't [dʌ z–nt], couldn’t [kʊ d–nt], isn’t [ɪ z–nt]; б) в формах Past Participle неправильных глаголов: driven [drɪ -vn], forgiven [fə -ˈ gɪ -vn], forgotten [fə -ˈ gɒ -tn]; г) в конце слов после сочетания согласной и «немой» гласной: e-le-ven, pre-sent, fas-ten, cot-ton, par-don. Сонант [m] образует слоги очень редко: blos-som [ˈ blɒ -sm]. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 6098; Нарушение авторского права страницы