Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Категории этики: их генезис и специфика



Категориями (от греч.kategorein– суждение, определение, высказывание) называются основные понятия морального сознания, с помощью которого люди ориентируются в жизни, оценивают человеческое поведение и поступки с точки зрения их классификации как нравственных и безнравственных.
Этические категории (они же категории морального сознания) отличаются от категорий других наук рядом особенностей:
– во-первых, категории этики отражают многогранные связи людей, возникшие в обществе в системе общественных отношений;
– во-вторых, с помощью этических категорий дается положительная или отрицательная оценка поведения людей;
– в-третьих, категории этики имеют значение нормы, побуждая каждого к определенным действиям, которые одобряются общественным мнением.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; долг и совесть; здравый смысл; честь и достоинствои др.
Имеются основания полагать, что к числу важнейших компонентов профессионального и нравственного сознания юристов, определяющих их способность успешно выполнять профессиональный долг, в соответствии с требованиями закона и юридической этики, относятся такие категории, как: долг и совесть, честь и достоинство, справедливость.

2. Долг и совесть


Долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая не только под воздействием внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Он представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг становится нравственным феноменом лишь тогда, когда выполняется добровольно. Поэтому долг не только не отрицает свободы человека, но и предполагает ее.


Долг перед Родиной

Как категория этики долг означает отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.
Долг может быть личным : родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может и не имеет права мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

Совесть – это один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. В академическом словаре русского языка дается такое определение совести: «Совесть – внутренняя оценка своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение»1. Под совестью понимают особый морально-психологический механизм, с помощью которого мы оцениваем свои поступки и мысли, осознаем и переживаем их несоответствие требованиям долга.

Как категория этики совесть характеризует способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку
с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Совесть включает в себя:
внутреннюю(рациональную и эмоциональную) оценку нравственного достоинства своих намерений и поступков с учетом усвоенных личностью нравственных норм и идеалов данной личности, выступающих в качестве ее внутреннего «закона» и «судьи»;
чувство личной нравственной ответственности за свое поведение перед людьми, обществом и самим собой.
Формами проявления совести могут быть: нравственное удовлетворение, сомнения, нерешительность, угрызение совести, раскаяние, исповедь и, как следствие, стыд2. Стыдливость, застенчивость, внутренне связанная с жертвенностью и сострадательностью, способность забывать себя ради высокой цели являются характерными чертами русской культуры.

3. Честь и достоинство


Честь и достоинство являются формой нравственного самосознания. Они говорят нам об особой ценности человеческой личности. Понятия чести и достоинстваразвиваются в истории культуры в единстве и параллельно друг другу.
Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Честь – это оценка человека с точки зрения норм социальной группы.Поэтому существуют такие понятия, как честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя и т. д. Чувство чести побуждает совершать определенные поступки, чтобы добиться первенства, высокой оценки своей деятельности именно в пределах той социальной группы, к которой принадлежит человек. С понятием чести связаны обязательные для членов данного сообщества требования, жесткие стандарты поведения, которые получили название «кодекса чести»3.
Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
Достоинство– собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несет в себе, под своим «я».
В то же время достоинство личности требует от других уважения
к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.
Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.
Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.
В современном цивилизованном мире достоинство является одной из фундаментальных ценностей. «Хартия прав человека» в XX веке отразила понятие о достоинстве как высшей ценности человека, независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Не случайно Преамбула «Хартии прав человека» начинается со слов: «…Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…»4.
Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена резолюцией 217 А на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г . Она начинается также с признания достоинства человека: «Все люди рождены свободными и равными в своем достоинстве и правах»5.
Право на достоинство личности не было записано в Конституции нашей страны 1936 г., и в этом проявилась особенность данной ступени социально-политической, экономической, культурной зрелости общества. В этом проявился и низкий уровень правовой культуры общества. Можно предположить, что в сознании правоведов первых десятилетий советской власти идея достоинства была скомпрометирована представлениями о крайностях феодальной чести, дуэльных кодексов, соотнесением достоинства человека с размерами его богатства в буржуазном обществе.
Долгое время, даже в 60–70-е годы, юристы испытывали теоретические затруднения при исследовании феномена достоинства. Юристы связывали понятие достоинства со сферой субъективности, со всей сферой идеального, со сферой сознания, поэтому не находили объективных оснований для постановки, закрепления права на достоинство в качестве исходного конституционного статуса личности. Следует сказать, что в подавляющем большинстве в юридической литературе идея достоинства личности рассматривается только в «негативном плане» – в случае возникновения отношений, конфликтных с точки зрения права. Именно таким образом идея достоинства была зафиксирована в Конституции СССР 1977 г. 6 Статья 57 (ч. 2) гласила: «Граждане СССР имеют право на судебнуюзащиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество»7.
Статья 7 п. 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. указывала: «Гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности»8.
Однако практически таких дел в советских судах не было: никто и никогда не обращался за защитой в суд; вопрос о диффамации(от лат. diffamo – порочу; распространение порочащих сведений) в нашем обществе просто не возникал. Между тем право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина – вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности – была не гарантирована9.
Только в новой, принятой 12 декабря 1993 г. Конституции России, появилась, наконец, статья 21 о праве на достоинство личности в ее позитивном-статусном варианте, в которой говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»10.
В Гражданском кодексе Российской Федерации, принятом
21 октября 1994 г. , для повышения эффективности и действенности судебного решения появилась специальная статья 152 «Защита чести, достоинства и деловой репутации»11. В статьях 150, 151 ГК РФ также речь идет о защите чести и достоинства личности. Эти статьи Гражданского кодекса РФ очень востребованы. Судебная практика показывает, что в настоящее время очень много дел, связанных
с защитой чести, достоинства и деловой репутации людей. Это означает, что Россия делает очень мощный прорыв к демократическим достижениям современной цивилизации.

4. Справедливость


Наряду с добром и долгом справедливость является одним из основных понятий нравственного сознания.
Справедливость в обществе понимается, как правило, в двух аспектах:
а) морально-политическом; б) правовом.
В профессиональной деятельности юристов категории справедливостиотводят главное место. Само понятие «юстиция» происходит от латинского слова justitia и обозначает справедливость. Следовательно, юрист является представителем справедливости.

Сама идея справедливости пронизывает все законодательство современного демократического общества. Вот лишь некоторые из них.
Так, в Кодексе поведения для юристов в Европейском сообществе, принятом 28 октября 1988 г. Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского союза в Страсбурге, в главе 4 «Отношения с судами» в пункте 4.2. «Справедливое ведение судебного разбирательства» говорится: «Юрист должен всегда уделять надлежащее внимание справедливому ведению судебного разбирательства. Он не должен, например, вступать в контакт с судьей без того, чтобы сначала проинформировать юриста, действующего от противостоящей стороны, или представлять вещественные доказательства, записи или документы судье без того, чтобы сообщить о них вовремя юристу другой стороны, если только такие шаги не разрешены соответствующими процессуальными нормами»12.
В главе 5 «Отношения между юристами» пункте 5.1. (5.1.2.) «Корпоративный дух профессии» этого же документа записано: «Юрист должен признавать всех других юристов государств-участников как профессиональных коллег и действовать справедливо и вежливо по отношению к ним»13 (см. приложение 2).
Правовое выражение требования справедливости содержится и во Всеобщей декларации прав человека , в том числе применительно к деятельности суда. В частности, статья 10 Декларации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом»14.
Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении15.
Итак, в пункте 3 указанной статьи зафиксировано: «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:
a) быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему уголовного обвинения;
b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
c) быть судимым без неоправданной задержки;
d) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом таком случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника;
e) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;
f) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке;
g) не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным»16.
Проблема соотношения законности и справедливости в юридической деятельности принципиальна. Иногда в жизни могут возникнуть ситуации, когда решение соответствует букве закона, но, между тем, является несправедливым или наоборот.
Прежде чем принять решение, юрист обязан:
во-первых, юрист должен знать законодательство и способы решения этических проблем;
– во-вторых, юрист должен знать, каким образом похожие проблемы решались и решаются другими специалистами, что одобряется и не одобряется профессиональным сообществом;
– в-третьих, взвесить все «за» и «против» и прислушаться
к голосу своей совести17.
Незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела. И не случайно в нашей стране уже созданы суды присяжных, которые могут принять решение в соответствии с их совестью, как еще говорят, с народным пониманием справедливости.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что такие категории этики, как долг, совесть, честь, достоинство, справедливость, а также другие нормы нравственности, которые регулируют поведение людей в обществе, человек усваивает в течение всей своей жизни, начиная с процесса воспитания, образования и всей его трудовой деятельности.


 

Тема 4. Понятие и виды профессиональной этики.
Профессиональная этика юриста

План

1.Понятие и содержание профессиональной этики.
2. Нормы и принципы профессиональной этики.
3. Профессиональная мораль.
4. Особенности профессиональной этики юриста и их нравственное значение.

1.Понятие и содержание профессиональной этики

Профессиональная этика является одной из составных частей этики.
Профессиональная этика представляет собой совокупность правил поведения определенной социальной группы, которая обеспечивает нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с их профессиональной деятельностью. Кроме этого, она является и отраслью науки, которая изучает специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Выделяются следующие виды профессиональной этики: педагогическая; медицинская; юридическая; этика ученого; инженерная этика; журналистская этика и др.Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
Обычно термин «профессиональная этика» употребляется как своеобразный нравственный кодекс людей определенной профессии. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности, профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа» – для врача, «Кодекс профессиональной этики адвоката» – для адвоката и т. д. Именно в кодексах (лат. codex– книга) отражены конкретные запреты, процедуры, основные этические проблемы, с которыми сталкивается специалист в любой сфере деятельности.
Профессиональные кодексы представляют собой руководства для деятельности членов профессиональной группы. Посредством этого документа мораль обретает относительно завершенный вид.
С позиции сегодняшнего дня, значение профессиональной этики
в регулировании различных видов трудовой деятельности, безусловно, возрастает. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям. Но между тем, следует учесть, что новые разработки должны опираться на тот моральный запас, который был создан предшествующими поколениями.
Итак, профессиональная этика появляетсяв рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведенииспециалистов.
Безусловно, в каждой профессии есть свои нравственные проблемы, обусловленные выполнением специфических профессиональных обязанностей.
Особенности профессиональной этики дают возможность нам не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений прикладной этики, но и рассматривать, анализировать и изучать ее проявления. Будущий специалист должен выработать у себя систему личностных норм – ориентиров в своей профессии, являющихся основой обобщенного морального кодекса профессии в целом.
Все профессии можно подразделить на две категории .
К первой категории относятся профессии обслуживающего труда (продавец, официант, почтальон и др.). Своеобразие этих профессий состоит в том, что присущие им специфические установления, как правило, не несут на себе нравственной нагрузки. Нравственную направленность они получают лишь при определенных условиях (во взаимоотношениях с постоянными клиентами, при принадлежности работника к учреждению с традициями высокого качества обслуживания, при отступлении, как в позитивную, так и в негативную сторону, влекущем определенную санкцию и др.)1.
Ко второй категории относится группа таких профессий, в которых нравственно-психологические проблемы возникают очень часто. В первую очередь профессиональная этика имеет значение для профессий, объектом которых является человек. Представители этих профессий в силу их специфики находятся в постоянном общении с другими людьми, а порой им приходится воздействовать на внутренний мир, жизнь и судьбу человека. К таким профессиям можно отнести профессии учителя, врача, юриста.
Итак, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что особенности профессиональной этики дают возможность современному человеку не только признать ее право на существование как одного из важнейших направлений прикладной этики, но и рассматривать, анализировать и изучать ее проявления. Что же касается будущего молодого специалиста, то он должен выработать для себя систему своих личностных норм – ориентиров в своей профессии, которые должны быть основой обобщенного морального кодекса профессии в целом.

2. Нормы и принципы профессиональной этики

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Нормы профессиональной этики призваны нейтрализовать возможность злоупотребления со стороны специалистов.Чем более сложно организовано и структурировано общество, тем обширнее будет список профессиональных групп, вырабатывающих свои специфические нормы и принципы. Кроме того, они должны считаться с теми особыми повышенными требованиями, которые предъявляются обществом к представителям этих профессий.
Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного.
Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональная мораль

В содержательном плане следует различать такие понятия, как «профессиональная мораль» и «профессиональная этика».
Профессиональная мораль возникает значительно раньше и определяется наличием ряда определенных черт:
Во-первых, это объективный характер требований, которые регулируют отношения внутри конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная мораль независима от воли и желаний людей, она возникает и развивается в ответ на запросы общественной практики. Таковыми, например, являются требования к адвокату (адвокатская этика), вырабатываемые в силу наличия нужды в защитнике прав и законных интересов.
Во-вторых, формирование требований, которые впоследствии воспроизводятся в виде определенных норм и требований, происходит стихийно.
В-третьих, процесс эволюции требований профессиональной морали осуществляется преимущественно на уровне обыденных представлений и в повседневной жизни реализуется через соблюдение работниками неких привычных правил2.
Все вышеизложенное позволяет определить профессиональную мораль как совокупность моральных норм, ценностей и идеалов, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу3.
Как мы видим, профессиональная мораль не ставит перед собой задачу составить представление об иерархии ценностей внутри той или иной сферы деятельности. Эта задача входит в компетенцию профессиональной этики, т. к. именно она выступает как теоретический срез сознания по отношению к профессиональной морали.
Профессиональная мораль регулирует три типа отношений:
1. Моральные взаимоотношения между индивидами в той или иной сфере профессиональной деятельности.
2. Моральные взаимоотношения, возникшие в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом.
3. Моральные взаимоотношения этих профессиональных групп с обществом4.
Структура профессиональной моралиопределяется наличием этического аспекта практики, отношений и сознания, которые формируются в конкретной сфере деятельности. Моральная практика со временем обогащается, усложняется характер отношений не только с коллегами по работе, но и по линии «специалист – клиент».


4. Особенности профессиональной этики юриста и их нравственное значение

Юридическая этика характеризуется особенностями осуществляемого трудового процесса, связанного с тем, что объектом деятельности юриста выступает человек, сама же деятельность протекает строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами.
В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было положено выдающимся судебным оратором А. Ф. Кони (1844–1927) в 1902 г.


А. Ф. Кони

Кони А. Ф. по праву можно назвать отцом судебной этики в России.
В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был советский юрист и дипломат А. Я. Вышинский (1833–1954) , который утверждал, что в Советском Союзе существует лишь общая для всех единая социалистическая мораль, а, следовательно, и единое учение о ней – это этика.


Лишь в 70-е гг. XX в. появились первые монографические работы по юридической этике, которые становятся излюбленным жанром советской этики.
В настоящее время нравственно-этическая проблематика, связанная с профессиональной деятельностью юристов, находит отражение в работах ведущих ученых-юристов, специалистов, таких как: А. Д. Бойков, С. Н. Гаврилов, А. Я. Гришко, В. С. Каменков, О. Г. Ковалев, Л. М. Колодкин, В. Н. Соловьев, В. В. Мельник и др.
В формировании правового государства все более возрастает значение этических проблем деятельности суда, прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры. Многоплановая деятельность работников юридической профессии опирается не только на правовые, но и на нравственные нормы, правила и принципы. Поэтому в настоящее время в центре научных исследований многих юристов-ученых и практиков находятся проблемы нравственности юриста, его профессиональной этики5.
Профессиональная этика юриста, или юридическая этика, является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идет о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.
Существует мнение, что под профессиональной юридической этикой понимаются как нравственные требования, которыми должен руководствоваться работник любой юридической профессии (адвокат, судья, прокурор, нотариус, сотрудник милиции), так и наука, которая изучает эти правила. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика.
Профессиональная этика юриста включает в себя исследование:
а) своего предмета и стоящих перед ним задач;
б) проблемы взаимодействия нравственных норм с другими социальными нормами, прежде всего, с нормами права, в юридической профессии и соответствующей форме деятельности;
в) предъявляемые к личности юриста нравственные требования;
г) основы общения юристов с представлениями иных профессий, людьми и обществом;
д) особенности проявления норм морали и осуществляемой представителями определенной юридической профессии конкретной деятельности6.
Мы указали лишь некоторые вопросы, которые входят в круг рассмотрения юридической этики. Но, между тем, все они, безусловно, являются очень важными и требуют очень глубокого и всестороннего изучения специалистов.
Юридическая этика – это достаточно сложная категория, которая включает определенные стандарты и правила поведения членов юридического сообщества. Требование соблюдать стандарты юридической профессии обусловлено необходимостью слаженной работы всей судебной системы и правоохранительных институтов, которые обеспечивают гарантии прав и свобод человека и гражданина.
В рамках юридической этики выделяются следующие виды : судебная, прокурорская, следственная, адвокатская, этика работников органов внутренних дел, этика юрисконсульта, нотариуса, ученых-юристов и преподавателей юридических учебных заведений и т. д.
Каждая разновидность юридической этики наряду с общими моральными принципами должна включать испецифические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. Но, между тем, в основном для всех работников юридической профессии главными нравственными категориями должны быть: долг, совесть, честь, справедливость, гуманность, требовательность к себе и неуклонное следование правовым предписаниям.
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Итак, юридическая этика – это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области7.
Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие не только на законодательство, но и на правоприменение. И последнее, она способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.


 

Тема 5. Нравственные основы международно-правовых норм
о правах человека

План

1. Правосудие как вид государственной деятельности.
2. Великая хартия вольностей
3. Английский Билль о правах
4. Декларация независимости
5. Американский Билль о правах
6. Декларация прав человека и гражданина
7. Роль Организации Объединенных Наций в вопросе прав человека.
8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
9. Нравственный аспект Российского законодательства:
9.1. Нравственное содержание Конституции Российской Федерации 1993 г.
9.2. Нравственные основы в уголовном праве.
9.3. Нравственные аспекты уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь