Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этика русской религиозной философии



Этика русской религиозной философии XIX в. она находит отражение в работах таких русских писателей и философов, как: Николай Федорович Федоров (1829–1903) – русский религиозный философ, деятель библиотековедения, педагог; Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – русский религиозный философ; Николай Александрович Бердяев (1874–1943) – русский религиозный философ; Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) – русский писатель и философ; Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель и мыслитель, публицист и др.

От Владимира Соловьева и Николая Федорова можно вести отсчет русского философско-религиозного ренессанса. Можно сказать, что это явление не только российского, но и мирового порядка, поскольку в среде философов круга Соловьева(Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, Н. Н. Розанов и др.) и впоследствии – русского Зарубежья (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Зеньковский, Л. П. Карсавин,

И. А. Ильин, Н. О. Лосский и др.) были созданы философско-педагогические произведения, которые вошли в золотой фонд общечеловеческих ценностей25.

Этическое учение В. С. Соловьева современники считали «первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии», «единственной законченной системой этики на русском языке»26.

Самыми главными работами Соловьева с философско-этической проблематикой можно считать «Философские начала цельного знания», «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра. Нравственная философия» и др.

Владимир Соловьев считал, что у этики есть свой специфический предмет исследования – «идея добра» в непосредственной связи с нравственным смыслом жизни. Он считает, что совершенство выражается в трех видах: первый – в Боге; второй – в действительном сознании; третий – в историческом процессе совершенствования 27.

В конце XIX в. Соловьев, исследуя духовно-нравственную природу человека, устанавливает основы нравственной жизни, три основы морали (три первичных атрибута человеческой природы):

стыд (стыдиться животных черт в себе), который относится к основным нравственным чувствам;

жалость (быть солидарным со всем живым) – находится в природе самого человека;

благоговение (ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенство), которое также относится к первичным нравственным чувствам.

В этом тройном отношении к окружающим и к себе самому – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Все прочие явления нравственной жизни могут представлять собой видоизменения этих трех основ или результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека28.

По мнению Н. А. Бердяева, творчество, свобода и любовь являются достоянием каждого человека, а не уделом избранных мудрецов. Развивая тему свободы и любви, философ выходит на понимание первоочередности роли творчества в деле самосозидания духовной личности. Проблеме самосозидания духовного человека Бердяев посвятил книгу, изданную уже после смерти философа в 1949 г., которая так и называется – «Самосозидание».

Источник развития человека, по мнению Бердяева, находится

в таких «дарах свободы», как: опыт свободы выбора между добром и злом; опыт творчества, воссоздание творческих актов по образу и подобию сотворения мира Богом; ответственность за свое духовное восхождение.

Главная заслуга русских религиозных философов состояла в том, что они осуществили возрождение святоотеческих идей восточно-европейского средневековья, а затем совершили поворот философской мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности, что, безусловно, являлось важным не только для русского народа, но и для всего человечества.

Этика марксизма

Рассматривая этические концепции XIX в., невозможно не упомянуть этические взгляды таких немецких философов, как Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях, и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов.

Маркс, Энгельс, а также их последователи объявили современное им общество несправедливым и эксплуататорским. Причина данной ситуации – свободное предпринимательство и частная собственность на средства производства. Исходя из данного положения, ими обосновывается перспектива морального преобразования общества – коммунизма, понимаемого как практический гуманизм .Коммунизм – это высшая общечеловеческая ценность и цель всего человечества, интересы которого приоритетны, а человек рассматривается как средство достижения поставленной цели. К. Маркс и Ф. Энгельс критикуют индивидуализм морального сознания. Революционное действие «упраздняет» мораль, делает ее излишней.Основная цель морали – это классовая борьба пролетариата. Эта тенденция в дальнейшем развивалась в работах выдающегося политического и общественного деятеля, теоретика марксизма –

В. И. Ленина. В дальнейшем в советском обществе формируется авторитарная коллективная этика , в которой общество напрямую отождествляется с государством, а личность призвана безоговорочно служить и подчиняться ему, отдавая себя полностью, не щадя своей жизни.

Этика «философии жизни»

Философия жизни одно из ведущих течений европейской философии XIX – н. XX вв. «Центральным в нем стало понятие «жизни» как исходной интуитивно постигаемой целостной реальности, отличающейся от «материи» и от «духа»»29.

Основными представителями этого философского направления являются: Артур Шопенгауэр (1788–1860); Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900); Анри Бергсон (1859–1941).

Начало новому типу философствования положил А. Шопенгауэр. Критикуя моральные принципы индивидуализма, он в качестве основополагающего выдвигает понятие «воля к жизни»30, присущее всему живому.

Мыслитель считал, что зло неискоренимо, «человек должен быть дьяволом для другого» по своей сущности, что и заставляет людей вредить друг другу, воевать и эксплуатировать друг друга. Эта проблема в философии решается только частично, путем подавления индивидуальной воли через отвлеченное эстетическое созерцание воли к жизни как таковой в мировом масштабе.

Для Ф. Ницше, так как он являлся сторонником сильных личностей, в основе всего находится не «воля к жизни» (как у Шопенгауэра), а «воля к власти».

В учении Ницше происходит переоценка всех существующих идеалов и традиционных моральных ценностей Запада. Он критикует мораль и утверждает, что в сердце современного человека «Бог умер». Он развивает учение о «воле к власти», возвышающей «сильную личность» над толпой. В философии Ницше ставится задача переоценки всех ценностей, суть которой сводится к тому, чтобы не сужать и ограничивать ценностные притязания, а напротив, максимально расширять их. В конечном итоге провозглашает приход «сверхчеловека», возвышающегося над любыми предрассудками, стоящего «по ту сторону добра и зла», носителя свободной творческой морали будущего.

Основные идеи этики Ницше – оправдание преступления, права сильного, отождествление гения и злодейства, отрицание христианства (так как христианство вреднее всякого порока, потому что призывает к деятельному состраданию ко всем неудачникам и слабым, тем самым внося порчу в самый разум духовно-сильных натур). В соответствии с его учением слабые и неудачники должны погибнуть.

В мире должна царствовать мораль господ, т. е. людей сильных, злых, гениально-преступных.

Французский философ А. Бергсон понимал жизнь в космологическом плане. В основе всего он видел творческий порыв, развертывание жизненного процесса, поток непрерывных качественных изменений и творений.

В своей работе Бергсон «Два источника морали и религии» разрабатывает учение о двух типах общества или двух типах культуры: закрытых и открытых. Закрытые общества трактуются им как тупиковые в эволюционном процессе, открытые – как постоянно развивающиеся. Бергсон полагает, что мораль и религия в закрытом обществе являются безличными, а в открытом – имеются отдельные люди, например, такие как древнегреческие мудрецы, пророки Израиля, христианские мистики31.

Этико-философские идеи Бергсона оказали значительное влияние на европейскую и особенно французскую философию первой половины XX века.

Этика Новейшего времени

Следует отметить, что те тенденции, которые сложились в этике XIX в., сохраняются и в этике XX в., а именно:

1. Продолжается этический поиск в рамках научно-рационалистического направления: позитивизм и прагматизм.

2. Возникают новые иррационалистические этико-философские системы: психоанализ, экзистенциализм, персонализм.

Возникают неорелигиозные этические системы: неотомизм и неопротестантизм.

Научно-рационалистическое направление развивается на основе аналитической философии позитивизма , которая отдает приоритет строгому – позитивному– естественно-научному знанию и стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Представителями этого направления являются: Бертан Рассел (1872–1970), Рудольф Карнап (1891–1970), Джорж Эдвард Мур (1873–1958), Стивен Эделстон Тулмин (1922–1998)32.

Другая попытка интерпретации морали в рамках рационалистического подхода – этика прагматизма (Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914), Уильям Джемс (1842–1910), Джон Дью (1859–1952), возникает в США в конце XIX в. Она критикует мораль за абсолютизацию моральных ценностей. Прагматизм придает моральным понятиям ситуационный характер. При этом мораль интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворенности жизнью33.

Иррационалистические этико-философские системы пытаются решить нравственные проблемы современности, обращаясь к новым теориям: неофрейдизму, экзистенциализму, персонализму.

Неофрейдистская этика за основу берет теорию психоанализа

З. Фрейда. Представители неофрейдизма: Карл Густав Юнг (1875–1961), Вильгельм Райх (1897–1957), Эрих Фромм (1900–1980), частично отходят от узкого толкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Неофрейдисты вводят понятие «коллективного бессознательного», обусловленного социальными факторами.

Экзистенциализм (от слова «экзистенция», что значит существование) получил свое развитие в трудахМартина Хайдеггера (1889–1976) – немецкого философа, основателя экзистенционализма, а также Карла Ясперса (1883–1969) – немецкого философа, Альбера Камю (1913–1960) и Жана-Поля Сартра (1905–1980) – французских философов. Их этические позиции не всегда совпадали. Сартр пытался определить и дать обоснование «конкретной морали», которая бы перешла от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования.

Персонализм получил свое развитие в трудах французских философов Эммануэля Мунье (1905–1950), Жана Лакруа (1900–1986), Поля Рикера (1913–2005).Центральным понятием этики является понятие личности .Личность – духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к ценностям, свободно принятым, преобразованным и переживаемым через постоянное творческое самосовершенствование. Основное моральное качество личности – свобода выбора.

Неорелигиозные этические системы. Данные системы решают традиционные религиозные и моральные проблемы с учетом современных тенденций.

Неотомизм (Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978))переосмысливает на основе новейших тенденций томизм – наследие Фомы Аквинского. В неотомизме научно-рационалистическое миропонимание соединяется с религиозно-мистическим подходом.Основной призыв – восстановить утраченное единство науки и религии, гарантией которого является Бог.

Неопротестантизм (Карл Барт (1886–1968), Пауль Тиллих (1886–1965)).Выход из ситуации отчуждения современного человека от Бога – в индивидуальной вере, в подражании Иисусу Христу как жизненной модели. Критерий морали должен переместиться внутрь сознания субъекта, стать эквивалентом его совести34.

Мы видим, что проблемы морали, нравственности, духовности, самосозидания человека волновали ученые умы на протяжении многих тысячелетий. Всей полноты этих проблем нам не осветить в небольшом разделе нашего учебного пособия. Ее решению посвящали свои творения такие гении этико-философской мысли, как Конфуций, Сократ, Августин Аврелий, Лоренцо Вала, Рене Декарт, Джон Локк, Карл Маркс, Иммануил Кант, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и многие, многие другие. И нельзя сказать, что ими эта проблема разрешена. Эти проблемы были обстоятельно поставлены и тонко исследованы с самых неожиданных для нас сторон.

Итак, подведя итог рассмотрению вопроса истории развития этики, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, этика как часть философии начинается с решения вечных проблем, а именно: откуда человек приходит в мир, в чем состоит смысл его существования, что с ним будет после смерти (это характерно для этики Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции).

Во-вторых, христианская этика становится резкой противоположностью этики античности. Этика периода Средних веков становится религиозной. Реальностью, определяющей все сущее в мире, в религиозной этике является не природа, космос (как в античной этике), а сверхъестественное начало – Бог.

В-третьих, этика эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма, т. е. философами того времени ставится акцент на безграничные возможности человека, так как именно он, по их мнению, становится центром всей Вселенной, а основное предназначение человека виделось им в познании и преобразовании мира.

В-четвертых, в Новое время происходит переориентация ценностей с религиозных на земные, человеческие. Главной задачей мыслителей этого периода становится желание опустить нравственность на землю и связать ее с условиями реальной жизни.

В-пятых, в XX веке в лице новых направлений этика усомнилась в доводах разума. Примером тому послужило возникновение в европейской философии таких направлений, как скептицизм и пессимизм. Завершился еще один этап развития этики, основанный на научности, следующий после антично-христианского. Окончание этого этапа совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом.


 

Тема 2. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции.
Мораль и право

План

1.Мораль: понятие, структура, функции.
2. Историческое развитие морали.
3. Мораль и право: их единство, различия и взаимодействие


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3466; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь