Правосудие как вид государственной деятельности
За рубежом, в отечественной теории права и в самом российском законодательстве правосудие подразумевает всю сферу юстиции или процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России при рассмотрении понятия преступлений против правосудия термин правосудие охватывает досудебную (дознание и предварительное следствие) и судебнуюпроцессуальнуюдеятельность, а также исполнение судебных решений.Это – понимание правосудия в широком смысле.
Однако КонституцияРоссийскойФедерации, принятая в 1993 г., указывает: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»1(при этом определения того, что такое правосудие, она не содержит).
То же указывает, например, Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» в части первой статьи 4: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается»2.
Поэтому в содержание понятия «правосудие» в отечественной юриспруденции часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел.
Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Единство законности и нравственности в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание.
Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Анализ нравственного содержания международно-правовых документов о правах человека представляет для нас особый интерес, поскольку в них сформулированы как нравственные принципы, так и нравственные нормы (и те, и другие положены в основу реформирования российского законодательства)3. Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»4, и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.
Ознакомление с историей формирования институтов прав человека показывает постепенный, неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий5 (свободы и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признания лица виновным лишь по приговору суда, права на участие в решении государственных дел, свободы совести и т. д.), ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества.
Рассмотрим некоторые международно-правовые документы, которые вошли в золотой фонд гуманистических ценностей, в которых были заложены эти и другие права.
Великая хартия вольностей
В Большом юридическом словаре написано: «Великая хартия вольностей – грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Великая хартия вольности сыграла известную роль в политической борьбе XIII–XIV веках, приведшей к возникновению английской сословной монархии. Забытая в конце XV и XVI вв., она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской буржуазной революции (XVIII в.) для обоснования права парламента контролировать действия королевской власти. Входит в число действующих актов некодифицированной конституции Великобритании»6.
Иоанн Безземельный подписывает
Великую хартию вольностей
Правовыми источниками Великой хартии вольностей (лат. MagnaChartaLibertatum, англ. The Great Charter)7являются феодальные обычаи , о соблюдении которых идет речь во многих статьях хартии (всего в Великой хартии вольностей – 63 статьи), а также издаваемые при вступлении на престол хартии вольностей прежних английских королей (особенно Генриха I8). Формально до подписания Великой хартии вольностей она представляла собой петицию с изложением требований баронов и называлась «Баронские статьи». Большая часть статей посвящена установлению законности, правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права».
Ознакомившись с самим текстом Великой хартии вольностей, мы увидим, что здесь большинство из статей посвящены защите норм феодального права. Церкви предоставлялись ее традиционные привилегии. В нескольких статьях речь идет о правах городского среднего класса.
Некоторые статьи, относившиеся к сфере права, оказались в высшей степени важными по причине того влияния, которое они оказали на юридические процедуры. И здесь следует обратить внимание на 39 статью Великой хартии вольностей , в которой записано следующее: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны»9.Тем самым король обещал, что всякий свободный человек должен предстать перед судебным органом прежде, чем против него будет предпринято какое-либо действие. Подписание этого документа явилось началом фундаментального принципа надлежащей юридической процедуры, гарантирующей, что люди не могут быть произвольно лишены свободы или подвергнуты наказанию, и обеспечивающей им судебное разбирательство10.
Великая хартия вольностей
Колоссальное значение Великой хартии 1215 г. заключалось в том, что королевские вассалы впервые заставили короля согласиться с принципом верховенства закона, тем самым она стала символом ограничения королевской власти.
В XIX в. историки и государственные деятели превозносили Великую хартию вольностей как великую гарантию английских свобод. В такой трактовке она оказала влияние на политические и правовые идеи в Америке и сыграла ключевую роль в колониальный период ее истории, в ходе Американской революции, при разработке основных положений конституции США.
В настоящее время Великая хартия вольностейявляется не только памятником средневекового праваАнглии, но и частью британской конституции (наряду с таким документами, как: Habeas Corpus Act 1679 г.; Билль о правах 1689 г.; Акт о престолонаследии1701 г. и др.). Описанные законодательные акты составляют так называемую Библию британской конституции . Ограничение королевской власти, зависимость правительства от парламента, правовые гарантии, записанные в Habeas Corpus Act и ряде законов, принятых в начале XVIII века, независимость судей от короля и правительства – все эти черты английской конституции стали предметом гордости не только рядовых граждан Англии, но и английских государстововедов.
Английский Билль о правах
Первые гуманистические ценности, которые были заложены в Великой хартии вольностей в 1215 г., в дальнейшем были развиты в нескольких документах, в том числе и в английском Билле о правах (Bill of Rights) – законодательном акте, принятом парламентом Великобритании в 1689 г. Он стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.
Английский Билль о правах
Характерно, что первоначальное название Билля было иным – «Акт, декларирующий права и свободы подданных и устанавливающий порядок наследования короны». В связи с этим в литературе встречаются такие названия этого документа, как Билль прав и Декларация прав.
Как и ранее принимавшиеся документы конституционного характера, Билль о правах начинается с перечисления нарушений законов, допущенных королем Яковом II11: «Так как последний Король Иаков Второй при содействии различных злоумышленных советников, судей и чиновников, состоявших на его службе, пытался ниспровергнуть и искоренить протестантскую веру и законы и вольности этого Королевства, причем: присваивал себе и применял власть освобождать от действия законов и приостанавливать законы и исполнение их без согласия на то Парламента; заключал под стражу и подвергал преследованию некоторых достойных прелатов за всеподданнейшее ходатайство об освобождении их от участия в осуществлении этой присвоенной Королем себе власти; набирал и содержал в пределах этого Королевства в мирное время постоянную армию без согласия Парламента и размещал солдат на постой противно закону; приказывал многих добрых подданных протестантского исповедания разоружать, между тем как паписты были вооружены и вопреки закону состояли на службе; нарушал свободу выборов членов Парламента…»12.
Билль о правах определил: 1. положение парламента в системе органов власти, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, тем самым ограничив права монарха; 2. провел, правда, не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. В документе написано, что король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власти. Но, между тем, он лишался следующих прав: приостанавливать действие законов либо их исполнение; устанавливать и взимать налоги на нужды короны; формировать и содержать постоянную армию в мирное время.
Помимо этого Билль о правах гарантировал гражданам:
– свободу (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
– свободу подачи петиций королю;
– свободу от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
– свободу от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
– свободу слова в Парламенте;
– свободу выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля13.
Билль о правах, принятый еще в 1689 году, безусловно, заложил основы развития демократии в Великобритании и стал долговременной основой английской конституционной монархии, закрепив тем самым раз и навсегда верховенство парламента в области законодательной и финансовой политики.
4. Декларация независимости
4 июля 1776 г. Вторым Континентальным конгрессом представителей британских колоний в период войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг. был принят исторический документ – Декларация независимости. В основу этого конституционного документа был положен проект Томаса Джефферсона14, составленный в республиканском и демократическом духе.
Декларация независимости
Декларация независимости объявляла об отделении колоний от Англии и образовании ими нового независимого государства – Соединенных Штатов Америки.
От принятия Декларации начинается отсчет времени американской независимости.
Текст Декларации независимости гласил: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа»15.
Таким образом, Декларация независимости:
– во-первых, противопоставила господствовавшей в то время теории божественного происхождения власти идею суверенитета народа, его право на революцию;
– во-вторых, провозгласила равенство всех людей перед законом;
– в-третьих, юридически закрепила неотъемлемые права на «жизнь, свободу и стремление к счастью».
Под давлением рабовладельцев был, однако, исключен пункт проекта Декларации, осуждавший рабство16.
Этот документ был подписан президентом конгресса Джоном Хенкоком и секретарем Чарльзом Томсоном.
Декларация независимости имела большое историческое значение, так как была воспринята как призыв к борьбе с абсолютизмом и феодальными порядками. Тем самым «впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были конкретизированы в конституционных установлениях, закреплены в конституционных документах. Так, Декларация независимости Соединенных Штатов, провозглашая образование США как независимого государства, закрепила… идеи народного суверенитета и права народа на революцию»17.
Американский Билль о правах
Отсутствие в тексте конституции США18 статей, гарантирующих гражданские права, уже в самые первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий. На протяжении четырех лет после принятия конституции в конгресс начали поступать многочисленные предложения штатов.
Джеймс Мэдисон –четвертый президент США
Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном 19дополнениях к конституции США, которые содержали следующие гарантии и права на:
– свободу вероисповедания;
– свободу слова и печати;
– свободу собраний;
– хранение и ношение оружия;
– неприкосновенность личности и жилища;
– справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных.
Эти статьи составили десять первых поправок к конституции США, утвержденных конгрессом 25 сентября 1791 года. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 г. они стали составной частью конституции США под общим неофициальным названием «Билль о правах» (англ. BillofRights)20.
Билльоправах .15 декабря 1791г. . Подлинник.
Особенно важна первая статья Билля, которая провозглашала демократические свободы слова, печати, исповедания, собраний и петиций, а также отделение церкви от государства. Второй пункт (соответственно, вторая поправка в конституции) утверждал право народа иметь и носить оружие.Другие положения «Билля о правах» устанавливали, неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг, предусматривали соблюдение прав граждан, привлеченных к судебной ответственности21.
Американский Билль о правах (Bill of Rights) поистине можно назвать одним из важных документов, который вошел в золотой фонд мировых гуманистических ценностей.
Этот документ провозгласил: буржуазно-демократические свободы слова, печати, собраний, религиозного исповедания; отделение церкви от государства. Кроме этого, он запрещал принудительное расквартирование войск в мирное время, устанавливал неприкосновенность личности, имущества и личных бумаг.
В настоящее время прогрессивные силы Соединенных Штатов Америки продолжают вести борьбу за соблюдение Билля о правах, против расовой дискриминации и притеснения политических свобод. Безусловно, этот документ сыграл огромную роль в развитии демократических традиций всего американского народа.
Популярное: