Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Занятие 2. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ,



ЕЕ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Происхождение философии.

2.Философия в системе наук.

3. Философия как наука. Критерии специфики философского знания.

4. Объект и предмет философии.

5. Функции философии.

6. Структура философии.

 

Основные понятия

Объект, субъект, объект философского исследования, предмет, предмет философии, основной вопрос философии, материализм, идеализм, дуализм, монизм, дуализм, агностицизм, скептицизм, оптимизм, функции философии, структура философии, онтология, гносеология, эпистемология, метафизика, логика, методология, философская антропология, аксиология, социальная философия, философия истории, этика, эстетика, теология, история философии.

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Ильин В. В. Философия для студентов технических вузов [Текст]: [краткий курс]. - СПб.: Питер, 2004.

Канке В. А. Философия для экономистов [Текст]: учебник. - 2-е изд., стер. - М.: ОМЕГА-Л, 2010.

Канке В. А. Философия для юристов [Текст]: учебник. - М.: Омега-Л, 2009.

Кемеров В. Е. Социальная философия: учебник для студентов вузов. - Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический проект, 2004.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Нерсесянц В. С. Философия права [Текст]: учебник для вузов. - М.: Норма, 2005.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Плотников В. И. Онтология: хрестоматия. - Екатеринбург; М.: Деловая книга: Академический проект, 2004.

Родчанин Е. Г. Философия для технических вузов. Исторический и систематический курс [Текст]: учебник для студентов вузов. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2004.

Тематика рефератов

Философия и наука: общее и особенное.

Философия и религия: варианты взаимодействия.

Философия и искусство: пути коэволюции.

Философские идеи в классической литературе (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, др.).

Философская поэзия.

Философия и медицина: взаимовлияние в прошлом и настоящем.

 

1. Происхождение философии

Появление философиисвязано с приходом цивилизации на смену дикости и варварству. Наиболее явственно это наблюдается в древней Греции VI–V вв. до новой эры. Первые классики европейской философии Платон и Аристотель полагали началом философии интеллектуальное чувство удивления — тому, что большинству людей кажется простым и обычным, либо слишком уж сложным и бесполезным. Как устроен космос? Что есть истина? Добро или зло правит миром? Как добиться справедливости в общественных делах? Что ждёт нас после смерти? Объективна ли красота или она есть дело личного вкуса? В чём заключается счастье жизни? Эти и похожие по своей смысложизненности, судьбоносности вопросы специально трактуются философами, у которых слушатели и читатели ищут на них более или менее правдоподобных ответов, идейной пищи для собственных размышлений. Так что в узком, собственном смысле термин “философия” означает особую отрасль научного (или, по крайней мере, наукообразного) знания о самых общих и принципиальных вопросах. Рассмотрение таких вопросов обычно переходит в духовную практику самопознания личности и общества.

Само слово “философия” дословно переводится с древнегреческого (“phileo” — “люблю” + “sophia” — “мудрость”) как “любовь к мудрости”, “любомудрие”. Согласно достоверной легенде, это выражение придумал Пифагор. Он имел в виду, что подлинная мудрость доступна только бессмертным богам, а слабый (по сравнению с природными стихиями), ограниченный человек способен лишь стремиться к ней, самозабвенно искать ее всю жизнь. «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов).

 

2. Философия в системе наук

Философия в ее онтологической ипостаси родственна естест­венным наукам, ибо, как и все естественные науки, она изучает характеристики объективного мира. Поэтому категории философии и естественных наук во многом совпадают, являются зачастую об­щими (движение, пространство, время, причинность, свойство, от­ношение, элементы, система, изменчивость, прогресс и т. п.). Не случайно также в русле философии зародилась натурфилософия как учение, органически сочетающее философское и естественнона­учное знание.

Антропологическая, человековедческая составляющая филосо­фии посвящена проблемам человеческого бытия в этом мире, сущ­ности и предназначения человека, смысла и ценности его жизни. То есть в этой своей ипостаси философия является чисто гуманитарной наукой, поэтому классическое образование с необхо­димостью включало в себя философию и сейчас мы возвращаемся к этой традиции.

В гносеологии, понимаемой как логика и методология научного познания, философия наиболее близка к техническим наукам, по­скольку речь идет здесь о технических в известном смысле приемах, способах правильного достижения истины. Именно в этом разделе философии больше всего формул, схем, графиков, что считается от­личительной особенностью технической науки. Показательно также, что методологию нередко определяют как технологию мышления. Итак, спецификой философии является ее способность быть одно­временно естественной, гуманитарной и технической наукой, что де­лает философию (и только философию! ) " своей" для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук.

 

3.Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Вопреки обывательским о ней представлениям, философия устремлена к точности, ориентирована на точность, несет ее в себе. Объясним почему! Философия родилась из практической потребности объективно и точно познавать мир. Мифологическое и религиозное мышление оказалось беспомощным в новых условиях активного освоения' всех сторон бытия. Философские идеи проходили проверку практикой, увязывались в систему с элементами научного знания, реально работали. Это возможно только в том случае, если философия адекватно, точно отражает действительность.

Одним из важных направлений философской деятельности является обработка инструментов познания - понятий, категорий, их обновление, развитие, уточнение. Неточные понятия опасны, их использование ведет к ошибкам в познании и практике.

Философия разработала ряд принципов познания, применение которых обеспечивает высокую точность результатов, - это принципы историзма, конкретности, всесторонности, связи с практикой.

Наконец, в философии есть своеобразные «формулы» гуманитарного знания, по глубине не уступающие формулам физики.

Это красивые, точные мысли, кристаллы смысла, сгустки смысла спрессованные в философских афоризмах разной степени насыщенности, глубины. Они показывают сущность, закономерности сложных явлений бытия, дают толчок мыслям человека, прочитавшего их, служат надежной опорой в системах умозаключений. В качестве примера такой формулы можно привести актуальный сегодня афоризм К.Маркса: «Совесть привилегированного класса, есть привилегированная совесть».

Еще одной фундаментальной основой собственно философской точности является то, что она в отличие от любой науки черпает свои знания не из исследования какого-то фрагмента действительности, опирается не на какую-либо конкретную науку. Философия интегрирует знания, добытые всеми науками, впитывает весь интеллектуальный опыт, накопленный развивающимся человечеством, включая и обыденное знание.

На таком мощном основании философия гораздо менее конкретных наук склонна к односторонности, заблуждениям, неточности.

Но в отличие от естественных и технических наук, философия не так жестко привязана к критериям научности, поэтому философское мировоззрение более гибко, пластично, легче отказывается от заблуждений и принимает новое.

Критерии специфики философского знания предполагают и дополняют друг друга; их соотношение варьируется в отдельных разделах философии.

Первый критерий философствования — его устремленность к обобщениям значительного масштаба; ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с ее помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого.

Второй критерий отличительности философии называется рефлективностью, имеется в виду, что философия всегда - мысль о мысли, размышление о размышлении. Ученый изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Когда же сам ученый или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим.

 

4. Предмет и объект философии

В научной и философской литературе термин " объект" всегда соотносится с термином " субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: " Познаваем ли окружающий мир? " При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

5. Функции философии

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.

3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.

6. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.

Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных раз­делов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Но­вые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрас­таются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одно­временно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной фило­софии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстети­ки. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социаль­ной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.

Вместе с тем, за последнее время от философии “отпочковался” целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология, культурология, политология, математическая логика, науковедение, праксеология и некоторые другие.

Основные разделы философии следующие:

Онтология (греч. “ontos” — “сущее”) — учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”, «пространство», «время», «развитие», «эволюция»).Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией? Онто­логия стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология (греч. “gnosis” — знание) — теория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей. Она отвечает на воп­росы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др.

Теория научного, особо сложного и ответственного познаниянередко называется эпистемологией (греч. “episteme” — “мнение”).

Метафизика — так называются онтология и гносеология вместе взятые. Метафизическими называют вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

Логика (греч. “logos” — “слово”, “понятие”, “разумение”) — часть теории познания, а именно учение о мышлении, его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Логику интересует правильное мышление, процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений.

Методология (греч. “metodos” — путь, имеется в виду — исследования, порядок совершения умственных и практических действий) — учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности ученого и профессонала-практика.

Философскаяантропология — раздел философского знания, спе­циально занятый осмыслением человека. Антропологию как философ­скую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, преж­де всего культурологической, науки. В мировой литературе под куль­турной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философия рассматривает человека как особый род суще­го, отличный от всех других существ. В философской антропологии ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.

Аксиология (греч. “axia” — “ценность”) — трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.

Социальная философия— раздел философского знания, изучаю­щий наиболее общие характеристики общественной жизни.

Философия истории— изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.

Этика(греч. “ethos” — нрав, обычаи) — учение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

Эстетика(греч. “aistethicos” — ощущение, чувство) — учение о канонах красоты, формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

Философия религии обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути ее исторического развития и роль в современном обществе.

История философиирассматривает историческое развитие фило­софии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепции с культурой и особеннос­тями общества. В задачу истории философии входит также сопоставле­ние различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущею. История философии является фундаментальной основой для разви­тия всех отраслей философского знания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение философии. Можно ли, определяя эту науку, обойтись буквальным переводом входящих в название слов?

2. Как еще можно назвать вопрос об отношении сознания к бытию? Какие направления возникают при его обсуждении?

3. Как соотносятся между собой понятия «объект» и «субъект»?

4. Какие философские направления вырастают из вопроса «Познаваем ли мир»? Какие точки зрения они отражают?

5. Перечислите функции философии.

6. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы философии.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

 

1. В состав мировоззрения не входят:

1) убеждения;

2) идеалы и ценностные ориентации;

3) знания;

4) все перечисленное входит в состав мировоззрения.

 

2. Интеллектуальной компонентой мировоззрения является:

1) миропонимание;

2) мировосприятие;

3) мироощущение;

4) все перечисленное.

 

3. Кто, по легенде, ввел в употребление слово «философия»:

1) Архимед;

2) Пифагор;

3) Птолемей;

4) Фалес.

 

4. Какое из древних определений наиболее точно характеризует философию:

1) любовь к мудрости;

2) видение истины;

3) стремление к смыслу;

4) божественная мудрость.

 

5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:

а) совокупность правил достойного поведения;

б) наиболее общие понятия человека о первоначалах природы, общества и познания;

в) практика духовного самоусовершенствования;

г) методология научного познания.

 

6. Чем занимается онтология:

1) сознанием;

2) бессознательным;

3) бытием мира и человека;

4) обществом.

 

7. «Сознание – первично, материя – вторична», - утверждает…

1) идеализм;

2) материализм;

3) монизм;

4) дуализм.

 

КЛЮЧ: 1г, 2а, 3б, 4б, 5б, 6в, 7а.

 

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

История философии - это отрасль знания, пред­ставляющая собой не описание жизни интересных людей, не коммента­рии их изречений, а является совокупностью системно-рацонализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, обеспечивающих преемственность эпох и по­колений. Критическое отношение к миру и к самому себе, усиленное сомнением, формировало философию как особый способ освоения мира.

Никакая другая наука так не интересуется своей историей, как философия. Рассмотрение любой современной философской проблемы интересно начинать с первых попыток ее постановки и вариантов решения. Философию называют «квинтэссенцией культуры», так как она в теоретической и систематизированной форме выражает наиболее передовые, значимые идеи того этапа истории, в котором сформировалась.

Вместе с тем, необходимо понимать, что философия – развивающееся знание, оно непрерывно совершенствуется и уточняется. Поэтому история философии представляет собой прочный фундамент, на котором строят новые концепции современные философы.

 

 

Занятие 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

1. Особенности философии древнего мира.

2. Становление философского сознания в ДревнейИндии

- «ведический» период;

- «эпический» период;

- джайнизм.

3. Легенда происхождения буддизма и его истины.

4. Основные направления буддизма.

5. Главные школы китайской философии.

Основные понятия и персоналии

Характерные черты древневосточной философии, протофилософия, принцип недея­ния, " Веды", ведическая литература Ригведа, Брахманы, Упанишады, первосубстанци, субстанция, Брахман, атман, сансара, кар­ма, джайнизм, буддизм, нирвана, Сиддхартха Гаутама, Будда, Восьмеричный путь Будды, закон Кармы, махаяна, хинаяна, индуизм, даосизм, эмбри­он Дао, Лаоцзы, Конфуций, моизм, Мо Ди, легизм, Шан Ян, школа " инь-ян", школа " имен".

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

История религии: Учебник для студ. вуз.: В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2002.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Религиоведение [Текст]: учебное пособие / под ред. М. М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с. - (Учебное пособие).

1.Особенности философии древнего мира

Философия древнего мира рождается в классовом обществе, ко­торое неспособно решать новые проблемы традиционными способа­ми. Она ориентирована на формирование того идеала, который по­зволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое " Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм.

Предпосылкой становления философии явилось развитие язы­ка, письменности; совершенствование способности человека к от­влеченному мышлению и познанию мира. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира до­полняются поисками субстанции. Поиск субстанции и ее последую­щее осмысление приводит к деантропоморфизации и демифологиза­ции мира. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот про­цесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сло­жилась из-за отсутствия должного уровня свободы как меры самовы­ражения.

Восточная философия, как и европейская, прошла длительный исторический путь развития от своих ранних форм к зрелым классическим учениям.

Характерные черты древневосточной философии:

- ей присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим мировоззрением;

- предпочитает принцип недея­ния;

- духовная природа человека еще переплетена с природным содер­жанием, осознает себя через природные формы (классический об­раз древневосточной духовности - Сфинкс, чудовище, из звериного туловища которого вырастает человек).

- может быть оха­рактеризована как протофилософия, характерны пережитки мифологии, практически отсутствует философская терминология и кон­цептуальный характер, но, тем не менее, протофилософия - это пер­вый шаг становления философии и освобождения ее от мифологи­ческих архетипов.

 

2. Становление философского сознания в Древней Индии

Философское наследие Индии вклю­чает этапы: ведический (первая половина I тыс. до н.э.), эпиче­ский (вторая половина I тыс. до н.э.) и классический (с первого тыс. н.э. до XVII-XVIII вв.).

Борьба за выживание и освоение новой среды обитания нашла свое отражение в так называемой ведической литературе. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение ряда исторических эпох. " Веды" — история и регламент определенного этапа жизни народа ариев, когда они еще не разделились на касты, но изолировались от коренного населения. К этим священным текстам могла иметь доступ только мужская часть ариев, ибо веды (знания) изначально были основанием их мировоззрения. Это основание включало священные тексты гимнов, описание ритуальных дейст­вий, исторические зарисовки событий прошлого и различного рода откровения, пророчества.

" Ведический" период подготовил " брахманский" период раз­вития культуры и заложил основания для формирования ее ду­ши - философии. В этот период происходят существенные соци­альные изменения, что нашло свое отражение в законах " Ману". Эти законы обеспечили достаточно жесткий регла­мент развития общества, определив роль и место каждого чело­века, его права и обязанности. Кочевые племена ариев превра­щаются в оседлое общество с развитым земледелием, ремеслом и торговлей. Социальная структура этого общества включала че­тыре варны (сословия): брахманов (жрецов), кшатриев (воен­ной знати), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (аборигенов).

Верховное положение жрецов обусловило перекомпоновка ве­дической литературы, изменение ее направленности. Выделяются Ригведа (знание гимнов), Брахманы (руководство ведическим ри­туалом) и Упанишады (своеобразный комплекс ведической идеоло­гии - мировоззрения).

Уже в Брахманах встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира, рассматривается положение о воде как первосубстанции. Но характер этих высказываний свидетельствует, что брахманы продолжают линию мифологии, выступают своеобразным ее правопреемником.

Упанишады несут в себе не только поучения и наставления, но и определенную рационализированность основных понятий. В Упанишадах оформляется философская категория субстанции как начала и завершения всего сущего. В качестве пер­воосновы бытия выступает универсальный принцип - безличное сущее (Брахман), отождествляемое с духовной сущностью каждого человека (атман).

Брахман - это субстанция " бытия мира", это то, из чего все воз­никает и все возвращается. " Брахман — это бессмертие, Брахман - впереди, Брахман - позади, справа и слева, он простирается вверх и вниз..." Тогда как атман употребляется как субстанция человека, од­ного из компонентов " бытия в мире". Атман соотносится с Брахманом как субъективный дух соотносится с объективным, абсолютным ду­хом. Будучи носителем субъективного духа, человек обретает инди­видуальное, универсальное и космическое бытие. В этом качестве атман - начало, основа и завершение сущего, он тождественен Брахману воплощенному, смертному в отличие от Брахмана абсолютного, истинного и бессмертного.

С учением о соотношении Брахмана и атмана тесно связана концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (кар­ма). Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Чело­век не может избавиться от перевоплощения. Причем в последую­щих воплощениях душа входит в такую телесную оболочку, кото­рую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Тот, кто совершал добро, кто жил в согласии с моралью, кто восприни­мал земную жизнь как тлен и суету, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не разумны, в будущей жизни выступает как член низшей варны. Его ждет не мокша (освобождение), а карма (воздаяние). Тот атман, который осознает свое тождество с Брахманом, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью.

Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий ха­рактер. Другими словами " бытие в мире" призрачно, иллюзорно, его познание бессмысленно, ибо оно преходящее. Такая мировоззренческая установка формировала и соответствующее отношение к миру.

В середине I тысячелетия до новой эры углубляется имущест­венное различие. Приходит в упадок и теряет свое прежнее влия­ние институт племенной власти. Ведический ритуализм не отвечает требованиям нового времени. Возникает ряд доктрин, выражающих сомнение в идеологии ведического брахманизма и пересматриваю­щих отношение человека к миру, его место в обществе. Среди мно­жества школ и направлений наибольшую известность получили джайнизм и буддизм.

Джайнистское учение длительное время существовало лишь в устной передаче, обрастая дополнениями и интерпретациями. Со­гласно джайнизму сущность человека дуалистична. Составляющие ее материальный и духовный компоненты связаны кармой. Соеди­нение тела и души узами кармы приводит к возникновению кон­кретного индивида. В процессе своей последующей жизнедеятель­ности этот индивид может контролировать состояние материального компонента своей сущности и управлять им.

Поэтому джайнизм уделяет большое внимание этике. Этика джайнизма опирается на три принципа: правильное понимание ми­ра и своего места в этом мире; правильная вера и правильная жизнь. Следование принципам этики обеспечивает освобождение души от сансары. Целью является личное спасение. Человек может освободиться только сам. Отсюда индивидуалистический характер этики, ставка на собственные силы. Общественный фактор не при­нимается во внимание.

По своей природе душа совершенна, а ее возможности безгра­ничны. Ей доступны безграничное знание, безграничная мощь и безграничное счастье, ибо душа наделена сознанием. Но душа склонна отождествлять себя с телом и попадать в зависимость от его желаний и страстей. Посему главная задача индивида освобо­дить свою душу от телесной зависимости. " Освобождение" - основ­ная цель учения джайнизма. Средствами освобождения является правильное понимание и правильная вера в духе джайнизма, а также правильная жизнь: аскеза, непричинение зла живым су­ществам, половое воздержание, отказ от материальных ценностей, погашение страстей и желаний, недеяние. С появлением буд­дизма влияние джайнизма начало падать, хотя он сохранился и в современной Индии.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь