Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Занятие 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)
1. Основные идеи философии Возрождения. 2. Предпосылки философии Нового времени. 3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода. 4. Рационалистическая концепция Р. Декарта. 5. Сенсуализм Локка, с убъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма. 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции.
Основные понятия Реформация, Возрождение, Ренессанс, гелиоцентрическая система, имморализм, гуманизм, утопизм, диалектика, пантеизм, антропоцентризм, метафоричность, механицизм, «мыслящий тростник», гносеоцентрическая субстанция, модус, эмпиризм, рационализм, индукция, «идол», методическое сомнение, атрибут, психофизический параллелизм, дедукция, сенсуализм, врожденные идеи, монада.
Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. Дополнительная литература Всемирная история [Текст]: в 24 т. Т. 10: Возpождение и pефоpмация Евpопы. - Минск: Литература, 1996. Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для студ. вуз. / Под ред. Л. М. Брагиной. - М.: Высшая школа, 1999. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Фишер К. История Новой философии. Декарт. Его жизнь. Сочинения и учение. - СПб.: Мифрил, 1994. 1. Основные идеи философии Возрождения XV-XVI вв. знаменовались серьезными подвижками в экономической, социальной и политической областях жизни Европы. Развитие экономических связей способствовало консолидации централизованных государств, где значимость церковной присяги вассала сеньору обретала чисто ритуальный смысл. Влияние церкви падает, как и статус отношений государя и папы. Новые экономические и геополитические обстоятельства требовали значительной социальной мобильности, массовых перемещений в социальном и географическом пространствах. Это приводило к дезинтеграции социальных структур средневековья, основанных на принципе жесткой привязки индивида к сословию и корпорации (каждый обязан служить Богу на предназначенном ему от рождения месте). В мировоззренческом отношении имел место разлад реальности и ее образа. В самом слове " мировоззрение" заложено некое равновесие " мира" и " воззрения" и если второе не соответствует первому, то налицо мировоззренческий кризис. В юридический процесс проникает обычай действовать по правилу " закон - что дышло". Так, в знаменитой инквизиторской книге " Молот ведьм" содержится " модернизированная" интерпретация суда божьего: " Ведьмы с помощью бесов могут быть защищены от ранений при испытании раскаленным железом... Поэтому-то ведьмы, меньше чем кто-либо другой, могут считаться очищенными, если вынесут испытание раскаленным железом. Более того! Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, дает право подозревать их в том, что они - ведьмы". Поиск выхода из мировоззренческого кризиса осуществлялся по двум направлениям: в теологии Реформации (кальвинизм, лютеранство и др.) и в духовной культуре Возрождения . Идеология Реформации своеобразно синтезировала практику первоначального христианства, августиновское учение о предопределении и дуалистические мотивы схоластики. Связующим звеном двух миров является человек, именно ему надлежит своим трудом " обожить" проклятую землю, осуществить божественные планы относительно нее. Трудиться следует не ради собственного спасения (вследствие предопределения это бессмысленно), но если земные дела идут успешно, то это считается свидетельством благоволения со стороны Бога, который не станет помогать тому, кто не предназначен к спасению. С тех времен осталось присловие: " Протестанты славно вкушают, католики мирно почивают". Действительно, католики могут пребывать в душевном спокойствии, поскольку уверены, что своевременные религиозные действия (исповедь, причащение, покупка индульгенции и т. п.) обеспечат спасение. Напротив, протестанты всего этого лишены, но они компенсируют душевный дискомфорт методическим трудом, приносящим моральное и материальное вознаграждение. Немецкий социолог Макс Вебер считал протестантскую трудовую этику духовным основанием капитализма. Духовная жизнь Возрождения носит очевидный антидогматический, творческий характер. В искусстве, науке, морали формулируются новые принципы и каноны. Человек как будто заново открывает для себя мир: взамен бледных письмен, повествующих о подлинной, божественной реальности, он вдруг узрел красоту, величие и благость мира сего. Удар по догматической религиозной картине мира нанесла гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543). Аристотелевско-птолемеевский геоцентризм, подкрепленный авторитетом церкви, перестал быть абсолютным. Естествознание заявило о претензиях на познавательную независимость от церковных и древних авторитетов. Схожая картина проявляется и в гуманитарном знании. Новый образ общества и места человека в нем содержится в произведениях Никколо Макиавелли (1469—1527), Эразма Роттердамского (1469-1536), Томаса Мора (1478-1535) и других мыслителей. Макиавелли обосновывал имморализм государственной власти. По его мнению, дозволены все средства для достижения политических целей, и государь может не считаться с нормами морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Идеи гуманизма раскрывал Эразм Роттердамский, отстаивая свободу и ясность духа, миролюбие, воздержанность, образованность, простоту, здравый смысл и обличая фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, нарочитый схоластический интеллектуализм. Томас Мор был родоначальником утопизма . Выдвигая альтернативу тогдашним английским реалиям, когда вследствие экономической конъюнктуры и роста цены на шерсть крестьяне были согнаны с земель и мирно пасущиеся овцы вместе с травой " пожирали людей", Мор нарисовал картины жизни вымышленного острова Утопия. Здесь на базе общественной собственности достигнуты высокая организация производства, целесообразное управление, справедливое распределение богатства. Теоретическими отличиями философии эпохи Возрождения были диалектика, пантеизм и антропоцентризм. Пантеизм – философская традиция, прямо не отрицающая существования Бога, но отождествляющая его с природой. Антропоцентризм – мировоззренческая позиция, утверждающая человека важнейшим средоточием и целью бытия мира. В формах выражения философских идей превалировала образная метафоричность как своеобразная реакция на столетия господства схоластического логицизма. Наиболее яркими представителями возрожденческой философской мысли были Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1543-1600) и Якоб Бёме (1575-1624). Николай Кузанский был иерархом католической церкви, кардиналом, но его воззрения выходят за рамки средневекового теоцентризма. В своем учении об " ученом незнании" он продолжает традиции апофатической, т. е. отрицательной теологии Дионисия Ареопагита. С мерками обыденного, ограниченного знания невозможно постичь мир абсолютных, божественных предметов. Здесь может помочь ученое незнание. Обыденный разум подчинен закону непротиворечивости, но ученое незнание, контрастно отрицая обыденную ограниченность, свидетельствует нам, что в бесконечности противоположности сливаются. Диалектические рассуждения Кузанца оборачиваются пантеистическими выводами. Если Бог - абсолютный максимум (как утверждал еще Ансельм), а абсолютный максимум совпадает в бесконечности со своей противоположностью - абсолютным минимумом, то, следовательно, Бог присутствует в каждой мельчайшей частице мира, он разлит в мировом пространстве. Николай подчеркивал автономность человеческого бытия. Человек - микрокосм, он представляет собой целостность, а не часть целого. В своих космологических представлениях Кузанец утверждал бесконечность мира, отсутствие единого центра (центр везде и нигде). Такие его воззрения подготавливали преодоление аристотелевско-птолемеевского геоцентризма. Горячо поддержал и проработал в мировоззренческом плане коперниканскую систему Джордано Бруно, трагически погибший на костре, но не отрекшийся от своих взглядов. Он утверждал, развивая идеи Кузанца, что Солнце - относительный центр, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли. Небесные тела " движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их внутренняя душа". Целью философии Бруно считал не постижение потустороннего, надприродного Бога, но познание самое природы, которая выступает как " Бог в вещах". Эта формула стала классическим выражением пантеизма эпохи Возрождения. Возрожденческие идеи в протестантской среде развивал немецкий сапожник Якоб Бёме , чем навлек на себя преследования со стороны ортодоксального лютеранства. Его труды содержат переложения библейской мифологии, полны поэтических образов. Бог и природа - одно и то же: " на что ни взглянешь - везде Бог". Первоначально Бог был ничто, " бездной" (Ungrund), через " саморазделение" Бога возникает " слово жизни", " основа" (Grund). Чувственный мир представляет собой истекшее слово. Через диалектическое " саморазделение" Бог переходит в мир и в этом мире правят противоположные начала. " Вне двух начал, которые постоянно между собой борются, все предметы были бы ничем, остановились бы, перестали бы двигаться". Антропоцентрические мотивы ощутимы в учении Бёме о человеке, который представлен как " подобие божества", единство телесного и божественного. Утверждая свободу воли как выражение собственной божественности человека, Бёме выступил против августиновско-лютеровской традиции. В XVII столетии вследствие великого научного взлета в европейской культуре сложилась совершенно новая духовная ситуация, решительным образом изменившая проблематику и стиль философствования. Однако предпосылки такого взлета вызревали ранее, в рассмотренные нами времена. О влиянии идей Возрождения и реформации на становление науки Нового времени, об обретении философией новых форм и социального статуса пойдет речь в следующей главе.
2. Предпосылки философии Нового времени Семнадцатое столетие знаменует собой колоссальный мировоззренческий переворот. После тысячелетия владычества в духовной культуре веры и столетий - чувственного эстетического образа утверждается авторитет познающего разума. Возникновение науки Нового времени, науки экспериментальной и математизированной, имело солидные социально-культурные предпосылки. Социально-практическая предпосылка выступала как потребность в научном (главным образом физическом) знании особого рода. Такая потребность стимулировала исследование проблем простых механизмов, свободного падения и траектории брошенного тела, гидро- и аэростатики, атмосферного давления, движения тел в сопротивляющейся среде, небесной механики. Знание такого рода было необходимо для развития горнорудной промышленности и строительства, артиллерийских расчетов, для сооружения каналов и шлюзов, судостроения, для мореплавания и ориентирования судов и т. п. Гносеологическая предпосылка предполагает наличие позитивного познавательного и методологического опыта предшествующих поколений исследователей. В содержании этого опыта можно выделить евклидову геометрию, арабскую алгебру и тригонометрию, логические исследования европейского средневековья, наработки экспериментального познания (Р. Бэкон, Л. да Винчи и др.). В содержание мировоззренческой предпосылки входит оформление такого представления о мире, которое обеспечило бы должную селекцию и распространение познавательных способов освоения действительности. Эксперимент, например, как активная, деятельная познавательная процедура, может получить мировоззренческое одобрение в том случае, если мир, который познается человеком, берется в качестве материала, поля приложения деятельности людей. Однако, то обстоятельство, что из всех отраслей естествознания механика получила ранее других систематическую разработку и широкое практическое применение, обусловило господство механицизма - понимания природы как механического устройства, мира как машины (machina mundi). Для механицизма характерно игнорирование специфики сложного по отношению к простому, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме частей. Возрождается демокритовский образ мира как состоящего из вечных и неделимых атомов, перемещающихся по неизменным траекториям в пустом пространстве. Механистические взгляды проникают и в обществоведение. В этом отношении показательно произведение английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) " Левиафан". Библейский образ морского дракона привлечен для выражения сущности государства как колоссального общественного механизма, призванного обеспечить интересы и права граждан. В своем " естественном состоянии", по Гоббсу, человеческие индивиды автономны и самодостаточны, подобно атомам (латинское " индивид" тождественно греческому " атом" ), они находятся в состоянии перманентной и самоизнуряющей " войны всех против всех". Подобно тому, как человек в своей практике, перекомбинируя атомы, создает нужный ему предмет, люди-атомы вступают в договорные отношения между собой, делегируя часть своих прав государственным органам, и создают искусственное тело Левиафана. Следует отметить, что стартовая позиция развития научного знания в XVII в. была компромиссной по отношению к религии. Ученые стремились по возможности разграничить познавательные полномочия - свои и теологии (опыт такого размежевания содержался уже в средневековой схоластике). Очевидно, что теологические особенности протестантизма с его явным разграничением земного и божественного миров в большей степени соответствовали такому мировоззренческому запросу. Не случайно многие из ученых того времени были одновременно и деятелями Реформации. В частности, великий естествоиспытатель Исаак Ньютон (1643-1727), трудами которого были заложены основания механической картины мира и который считал " желательным вывести из начал механики и остальные явления природы", являлся также и богословом, всерьез занимался толкованием пророчеств из библейских книг Даниила и Апокалипсиса. Еще более трагической двойственностью отличалась деятельность Блеза Паскаля (1623-1662). Место Паскаля в истории философии определяется тем, что он, пройдя через опыт механического естествознания, с предельной остротой поставил вопрос о границах научности, о демаркации научного знания и веры. " Реальность такова, что основы веры запредельны для природы и разума. Ум человеческий слишком слаб, чтобы достичь своими силами вершин, на которые возносит сила всемогущая и сверхъестественная". Паскаль подчеркивал трагизм и хрупкость человека и одновременно его величие и достоинство, состоящие в его способности мыслить. Человек слаб, как тростник, но это — " мыслящий тростник" , который в мысли может объять вселенную. Отвечая на запросы культуры, в которой все отчетливее прослеживаются приоритеты разума, познания, философия становится гносеоцентрической. Она мыслит себя во главе величественного похода за знанием, причем это последнее утратило античную бескорыстность и призвано служить практическим потребностям человека. После едва ли не тысячелетнего пребывания в роли " служанки" и нескольких столетий в качестве " лица свободной профессии" (в эпоху Возрождения познавательный и социальный статус философии был довольно неопределенным) философия становится " царицей", наукой наук. Соотношение предметов философии и частных наук понималось как отношение субстанции (т. е. фундаментальной первоосновы) и модусов (т. е. отдельных проявлений субстанции). Постигая умозрительным путем субстанциальную природу, философия одновременно берет на себя функции методологического руководства научным познанием, теоретического объяснения и систематизации его результатов.
3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
Математизация и экспериментальный характер естествознания Нового времени обусловили две разновидности гносеоцентрической философии. В зависимости от выбора методологических приоритетов сформировались эмпиризм и рационализм Нового времени. Первый отстаивал опытные, экспериментальные пути достижения всеобщего и необходимого знания, второй эти пути усматривал в логическом дискурсе (рассуждении). Родоначальниками этих направлений считаются англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650). Последователей Декарта принято называть " картезианцами" (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта). Бэкон поставил цель найти путь к глубокому познанию природы, овладению ее стихийными силами. Резко выступив против схоластической философии, Бэкон отстаивал природоведческие, практические познавательные приоритеты. Необходимо отсеивать, проверять истины, выводить их из кропотливого наблюдения за природой и практикой человека. Юрист по образованию, видимо, не понаслышке знакомый с пыточной практикой своего времени Бэкон призывал к применению ее в познавательных актах. Только та природа откроет свои тайны, которую " мучит и терзает" естествоиспытатель. Бэкон настойчиво проводит идею экспериментального насилия, испытания природы. Лучший метод познания по Бэкону - индукция , т. е. восхождение от единичных фактов к обширным познавательным обобщениям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает материал для широких обобщений и выводов. Препятствия, которые стоят на пути истинного познания природы, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), осаждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе человека, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры суть субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения, из навязываемого этим последним ходячего словоупотребления. Таким образом, Бэкон выдвигает нормативное требование терминологической строгости и соответствия понятий реальности. Наконец, под идолами театра Бэкон понимает вымышленные миры ложных и устаревших философских систем, которые завлекают человека, подобно пышным театральным действам. Философия Бэкона имеет явные дуалистические черты. Он признавал материальную субстанцию, состоящую из атомов. Вместе с тем Бэкон считал реальными божественные предметы. Он предостерегал против вмешательства науки в дела веры, придерживаясь, таким образом, принципа двойственной истины.
4. Рационалистическая концепция Р. Декарта Дуалистические идеи в рационалистическом варианте разрабатывал Рене Декарт, который был не только выдающимся философом, но и крупнейшим ученым. Исходным пунктом философии Декарта является методическое сомнение. Если в поисках достоверности " вынести за скобки" все более или менее сомнительное в наших знаниях, то что же останется? Декарт дает ответ: абсолютно достоверным будет сам акт сомнения, мышления. Достоверность мыслящего " я" выражается знаменитым декартовским тезисом " cogito ergo sum" (" мыслю, следовательно, существую" ). Для обоснования перехода от реальности мыслящего " я" к реальности мыслимого мира Декарт прибегает к ансельмовскому онтологическому доказательству. Бог существует в силу собственного понятия. Предикат существования неотделим от Бога подобно тому, как гора - логически и физически - неотделима от долины. Бог не может обманываться и обманывать. Бог - абсолютный создатель, он является гарантом реальности сотворенного им мира и тех идей, которые были заложены в план творения. Для Декарта Бог — источник гносеологического оптимизма; рациональное познание, обладающее божественной гарантией, имеет самые благоприятные перспективы. Бог бесконечен и свободен, но мир, им созданный, конечен и лишен свободы воли. В таком мире обретают предельную силу истины математики, физики и философии. Роль Бога сводится к сотворению материи и приданию ей первого толчка. Все дальнейшее происходит по своим законам. Материя является субстанцией всех вещей, основной ее атрибут (неотъемлемое свойство) - протяженность. Материя заполняет собой все пространство, без пустот. Механическое движение передается от тела к телу, не уничтожаясь. Декарт создал умозрительную гипотезу о развитии мира из движущегося первоначального хаоса частиц материи. Помимо материальной субстанции, Декарт постулирует и бытие духовной субстанции с основным атрибутом в виде мышления. Обе субстанции сосуществуют, не будучи связанными друг с другом. Такое учение получило название психофизического параллелизма. Соответствие двух изолированных субстанций установлено Богом, что и позволяет мышлению постигать явления материального мира. Узловыми точками мыслящей субстанции являются врожденные идеи, отличительными чертами которых являются самоочевидные ясность и отчетливость. Из несомненных посылок можно и должно, используя правильный метод, вывести все необходимые истинные следствия. Таким методом Декарт считает дедукцию. В «Рассуждении о методе» Декарт предлагает следующие правила познания: 1) допускать в качестве истинных только такие утверждения, которые ясно и отчетливо представлены уму и не могут вызывать никаких сомнений; 2) расчленять сложные задачи на части, более простые и доступные для решения; 3) последовательно переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать пропуска звеньев в цепи логических рассуждений. Применение этих правил обеспечит истинные знания. Нетрудно заметить, что все рассуждения Декарта касаются в первую очередь деятельности разума. И такого рода система получила название рационализма (от латинского «racio» — «разум»).
5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма Философские инициативы Бэкона и Декарта имели своих продолжателей. В эмпирическом варианте таковыми были Джон Локк (1632-1704), Джорж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776). Учение о чувственной природе познания (сенсуализм) разрабатывал Локк. Чувственный опыт — основа всякого знания, никаких врожденных идей в душе нет. Последняя может быть уподоблена чистой доске (tabula rasa), письмена на которой оставляет только опыт. Проблема объективности знания решается Локком в его концепции первичных и вторичных качеств. Первичные (присущие самим вещам) качества - это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, массы, движения и т. п., а вторичные (не свойственные вещам) - это субъективные ощущения цвета, вкуса, запаха и т. п. Таким образом, Локк не признавал объективных свойств предметов, не сводимых к механическим. Теоретически разрушить представление о материальной субстанции стремился епископ Беркли. Он отрицал локковское разделение первичных и вторичных качеств на том основании, что и фигура, и вкус в равной степени суть ощущения. Вещи - это комбинации ощущений, а вовсе не проявления материальной субстанции, которая, по Беркли, есть измышление и фикция. Скептическую позицию в философии занимал Давид Юм . По его мнению, вопрос о бытии материальной или духовной субстанций принципиально лежит за пределами чувственного опыта и поэтому неразрешим. Единственная данность - некий поток " впечатлений", причины которых непостижимы. Задача философии - исследовать яркие и устойчивые моменты в потоке сознания и составить соответствующие практические руководства.
6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции Картезианские идеи в монистическом ключе развивал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), нидерландский мыслитель, принадлежавший к иудейской религиозной общине, но порвавший с ней под влиянием идей пантеизма и рационализма. Спиноза исходил из единого начала, коим является Бог. Для доказательства необходимого существования Бога (или субстанции) Спиноза использовал усовершенствованный онтологический аргумент Ансельма-Декарта. Однако Бог Спинозы пантеистически отождествляется с природой. Субстанция, объединяющая Бога и природу, является причиной самой себя и обладает атрибутами мышления и протяжения. Помимо атрибутов имеются модусы — конкретные мысли и вещи. Порядок и связь мыслей тождественны порядку и связи вещей. Познание должно осуществляться математическими методами, чему сам Спиноза подает пример, излагая свой главный труд " Этика" геометрическим способом. Спинозу интересует прежде всего проблема человеческой свободы. Человек согласно его воззрениям является модусом особого рода. Для него характерны как телесная протяженность, так и мышление. Поведение человека находится под влиянием аффектов (страстей) - радости, печали, влечения и т. п. Покуда человек им подчиняется, он несвободен. Свобода согласно Спинозе есть познанная необходимость. Рациональное постижение единой бесконечной субстанции, а также необходимой связи с ней человека как модуса дарует мыслителю свободу и блаженство. Это состояние мудреца, обретшего безмятежность и овладевшего своими страстями. В политическом отношении Спиноза усматривал главную цель государственного устройства в гарантировании свободы, чтобы в обществе разумные существа не превращались в автоматы, а свободно пользовались своим разумом. Своеобразное преломление рационалистические идеи получили у великого немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716). В отличие от спинозовского субстанциального монизма Лейбниц разрабатывал плюралистические идеи (от лат. «pluralis» - «множественный»). Согласно его воззрениям все сущее состоит из неисчислимого множества бытийных элементов - монад, своеобразных одушевленных атомов. Каждая монада есть самодовлеющее бытие, она вечна, непроизводна и развивается исключительно из внутренних побуждений. Каждая монада содержит в себе полноту бытия, но эта полнота проявляется с различной степени ясности и отчетливости. Все монады, несмотря на их самостоятельное развитие, представляют собой гармоничное целое. Эта гармония предустановлена Богом - единой первичной монадой. Каждая культура также представляет собой монаду и должна раскрывать свое внутреннее духовное содержание в общем плане мировой гармонии. Ко второй половине XVIII в. философия созрела для того, чтобы единолично принять к рассмотрению любой вопрос - о бытии, познании, человеке и обществе. Философия становится энциклопедической.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Какие изменения происходят в Европе в эпоху Возрождения? 2. Какие новые направления в философии появляются в эпоху Возрождения? Расскажите о них. 3. Дайте определение пантеизму и антропоцентризму. 4. Что такое механицизм? Какую роль он играет в Новое время? 5. Расскажите о философских убеждениях Ф.Бэкона. 6. Какие идеи развивает Р.Декарт? 7. Каких взглядов придерживались Д.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм? 8. Как понимает свободу Б.Спиноза?
Занятие 7. ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА XVIII – XIX ВВ.
1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки. 2. Теория познания (гносеология) и методология. 3. Учение о человеке и обществе.
Основные понятия Диалектика, монады, диалектический материализм, феномен, ноумен, " вещь в себе", агностицизм, антиномии, диалектический метод, иррационализм, " категорический императив", сверхчеловек. Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. Дополнительная литература Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. - М.: Канон-пресс. Кучково поле, 1998. Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с фр. - Новосибирск: Наука, 1992. Кант: pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции [Текст]: антология. - СПб.: Русская Христианская гуманитарная академия, 2005. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. - М.: Юристъ. 1998. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Рудаков С. И. История марксистской философии Х1Х в.: Пособие для студентов и аспирантов. - Воронеж: ВГУ, 2003.
Интересующий нас период характеризуется событиями, которые предопределили цивилизационный прорыв в социально-экономической, политической и культурной областях европейских стран. Интенсивное развитие естественных наук и техники, а также машинного производства, Французская буржуазная революция 1789-1793 гг., наполеоновские войны, революционные преобразования в европейских странах в 1848 г., Парижская коммуна 1871 г. (72-дневная власть пролетариата) - эти и другие события оказали сильнейшее влияние прежде всего на направленность и темпы общественного развития во всех странах. В то же время они привели к обострению социальных противоречий и усилению влияния в духовной жизни людей тех мыслителей, которые, используя идейно-нравственное брожение народов, неустанно проповедовали именно духовные ценности: свободу, справедливость, истину, добро, красоту. Особенно ярко это проявилось в философии Германии, которая благодаря работам ее выдающихся представителей стала занимать ведущее место во всей мировой культуре. Немецкая философия XVIII-XIX вв. на первый взгляд не является однородной, так как она состоит из различных течений: объективного идеализма (Лейбниц, Вольф, Гегель), субъективного идеализма (Фихте), реализма (Шеллинг, Кант), антропологизма (Фейербах), материализма (Маркс, Энгельс), иррационализма (Шопенгауэр), философии жизни (Ницше). Однако более внимательное ознакомление с ними раскрывает принципиальную общность их основной проблематики, образуя некую единую философскую преемственность. Это прежде всего относится к диалектике - философскому учению о всеобщих связях и взаимодействии, о противоречиях и формах их возникновения и разрешения, о развитии. Именно диалектические идеи легли в основу их онтологических, гносеологических и методологических исследований, а также понимания ими человека, общества, государства, различных форм общественного сознания (политики, права, морали, религии, философии и науки). 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки В начале XVIII в. механистическая картина мира перестала соответствовать новому этапу развития естествознания, требовавшего рассматривать природу не в ее статическом состоянии, а в динамике. В Германии первым мыслителем, усмотревшим эту проблему, был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). В своем основном философском произведении " Монадология" (1714) он выдвигает и по-своему обосновывает ряд основополагающих диалектических идей-принципов. Так, он считает, что, кроме Бога как изначальной деятельной причины всего существующего, имеется бесконечное количество " отдельных деятелей" - монад. Mонады - это " истинные атомы" вещей, неделимые субстанции, сущности (принцип элементаризма); они не материальные (как у Демокрита), а идеальные начала (принцип одухотворенности всего существующего); они не похожи друг на друга и в то же время едины в своей духовной основе, взаимодействуя друг с другом (принципы индивидуализации, всеобщей связи и взаимодействия, единства противоположностей, противоречивости); каждая монада отражает в себе весь мир (принципы отражения и единства конечного и бесконечного); они обладают внутренней активностью (силой) и действием (принцип внутреннего динамизма, самодвижения); они постепенно, без скачков, изменяются не только количественно, но и качественно, реализуя при этом свои бесконечные возможности, достигая максимальных результатов с минимальной затратой средств — от смутных неосознаваемых восприятий, которыми они обладают, до осознаваемых " цельных" представлений и идей (принцип непрерывного развития). Все эти принципы образовали основу всей философской системы Лейбница. Благодаря ним он в своей натурфилософии рассматривает природу как единую, постоянно изменяющуюся систему, где одни ее формы необходимо сменяются другими по эволюционной лестнице развития. Отсюда он логично делает вывод о единстве и взаимопереходах неживой и живой природы, а также единстве тела и души человека (так как душа в конечном счете связана и с Богом, и со всей Вселенной, со всеми сущностями и существованиями). Христиан Вольф (1679-1754) - видный представитель эпохи Просвещения. Следуя просветительско-практическому подходу к философии и науке, ее понимания как средства образования и воспитания людей, он сделал попытку обобщить и систематизировать едва не все современные и доступные ему знания. В результате он создает свою метафизическую систему. Однако под влиянием диалектических идей Лейбница пытался выйти за ее границы. Делает он это своеобразно, обращаясь не к естественным, а к сверхъестественным, потусторонним предметам и божественным сущностям. Однако бог у него выступает не как библейский творец мира, предмет и источник веры, а как философское понятие и предмет рационального познания и обоснования. Идеи Лейбница глубоко были поняты другим великим немецким философом Иммануилом Кантом (1724-1804). В одной из первых своих работ " Всеобщая естественная история и теория неба" (1755) он разрабатывает небулярную теорию, которая вошла в науку под именем космогонистической гипотезы Канта-Лапласа. Он, отказываясь от божественного первотолчка, утверждал, что вселенная не создана, а возникла во времени из хаотического облака разнообразных частиц и пребывает в бесконечном изменении под действием законов механики. Закон тяготения он дополнил концепцией притяжения и отталкивания и действием этих совокупных сил объяснил всю небесную механику, выводя ее из неких энергетических центров, в том числе и Солнца. Теория Канта явилась важнейшим достижением в разработке проблем объективной диалектики. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1220; Нарушение авторского права страницы