Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы изучения Средневековой России в работах советских историков (Б.Д. Греков, В.В. Мавродин, Б.А. Рыбаков, А.А. Зимин, И.Я. Фроянов и др.).
Греков Б.Д. «Главнейшие этапы крепостного права в России» (1940), «Крестьянин Руси с древних времён до XVII в.» (1946). Греков рассматривал проблемы русского крестьянства, как основного производящего класса феодального общества. Греков поднимает вопрос о смене общественно-экономических формаций, широко рассматривает роль народных масс в истории. Отстаивает идею общности славянских народов. Тихомиров М.Н. «Псковское восстание 1650 г.: Из истории классовой борьбы в русском городе XVII в.», «Ремесло в Московском государстве в XVI в.», «Древнерусские города», «Крестьянские и городские восстания на Руси XI – XII вв.», «Средневековая Москва в XIV в.». Занимался изучением истории народных масс Руси в период феодализма. Придерживался идеи единства путей развития русских и европейских городов. Древнее государство – страна городов, центры ремесла и торговли. Черепнин Л.В. «Русские феодальные архивы XIV – XV вв.», Образование русского централизованного государства», «Земские соборы древнерусского государства XVI – XVII вв.». Отстаивал принцип однотипности верующих России и Европы. Благодаря этим трудам была создана неизвестная дореволюционная историография – марксистская. Советские учёные доказали, что зарождение государства у славян было итогом внутреннего развития. При исследовании социально-экономических процессов, основное внимание уделялось изучению крестьянства, как основного производящего класса феодального общества. Зимин А.А. – их продолжатель в части изучения проблем социального движения в средневековой Руси. Основная проблема – роль социальной борьбы в XVI в. Подъём народного движения и обострение классовых противоречий. «Роль социальной борьбы в XVI в.», «Народные восстания 20-х гг. XV в. и ликвидация системы баскачества», «Реформы Ивана Грозного», «Иван Болотников и падение Тулы». Кобрин В.Б. «Власть и собственность в средневековой России XV – XVI вв.», «Иван Грозный», «Очерки. Иван Грозный: избранная рада или опричнина», «Смутное время – период утраченных возможностей», «Опричнина. Генеология. Антропонимика», «Кому ты опасен, историк? ».
А.А.Зимин (1920—1980). Проблематика его научных занятий была весьма широка: история и право Древней Руси, Российская держава и государственность (ХII—ХVI вв.), в особенности эпоха Ивана Грозного, актовое источниковедение ХV—ХVII вв. и др. Он почти всю жизнь преподавал в Московском историко-архивном институте, а с 1942 г. и до конца дней работал в Институте истории АН СССР. Зимин прошёл прекрасную школу, был аспирантом С.В.Бахрушина, участвовал в семинарах Б.Д.Грекова, С.Д.Сказкина, Н.Н.Дружинина. Его выдающееся научное дарование, трудолюбие и стремление ответить на проблемные вопросы отечественной истории вызывали уважение и одобрение как руководителей Зимина, так и других учёных. Недаром Греков поручил совсем ещё молодому специалисту подготовить 1—4 выпуски «Памятников русского права». До сей поры это издание остается образцовым и прежде всего публикация «Русской Правды» (почти через 40 лет после кончины учёного, благодаря усилиям последователей и вдовы — В.Г.Зиминой, вышло подготовленное им в конце 1970-х гг. новое издание «Русской Правды»). С 1950-х гг. Зимин сосредоточился на исследовании общественно-политической мысли России ХVI в., уделив особенное внимание сочинениям Пересветова.. Учёный посвятил немало работ эпохе Ивана IV и самой его личности. Считал, что опричнина была направлена против трех очагов феодального сепаратизма, которые могли представлять угрозу царскому самодержавию — Старицкого удела, церкви и Новгорода. Выступал как против апологетики политического курса Ивана Грозного, так и против того, чтобы представлять этот курс следствием исключительно маниакального психоза царя. В последних работах пришёл к выводу о том, что процесс централизации в средневековой Руси носил противоречивый характер. Признавая историческую закономерность централизации и её положительные стороны, обращал внимание на тяжёлые последствия роста самодержавия, подавлявшего свободолюбивые устремления народа, ликвидировавшего политические свободы. Отошёл от «промосковской» интерпретации хода и результатов династической борьбы на Руси. Был склонен рассматривать участвовавших в феодальной войне XV века галицких князей как носителей определённого прогрессивного начала, как представителей некой демократической вольницы, за которыми стояло населения, ещё не подчинившееся московскому диктату, напр., жители Вятской земли. Зимин — автор концепции о времени создания «Слова о полку Игореве» и его авторе, согласно которой это произведение было написано в 80-х годах XVIII в. российским духовным писателем архимандритом Иоилем (Быковским) и является выдающейся имитацией памятника древнерусской литературы. Он считал, что произведение в то время откликалось на актуальные политические проблемы и могло восприниматься как «призыв к присоединению Крыма и победоносному окончанию русско-турецкой войны». По мнению Зимина, источниками «Слова о полку Игореве» были «Задонщина», русские летописи (по преимуществу Ипатьевская), памятники русского, украинского и белорусского фольклора. Версия Зимина опирается на его трактовку текстологической проблемы соотношения «краткой» и «пространной» редакции Задонщины, которую он детально разрабатывал на протяжении многих лет. Свою концепцию изложил в книге «„Слово о полку Игореве“. Источники, время написания, автор», изданной ротапринтом тиражом 101 экз. и розданной (с условием возврата) участникам дискуссии, состоявшейся в Отделении истории АН СССР 4—6 мая 1964. Большинство участников дискуссии не согласилось с точкой зрения Зимина, а его работа так и не была опубликована, что было связано с административным запретом, притом, что целый ряд оппонентов Зимина считали, что его исследование носило серьёзный аргументированный характер и имело право на публикацию. До конца жизни продолжал придерживаться своей точки зрения, уточняя и дополняя текст рукописи. Частично точка зрения Зимина изложена в его статьях, посвящённых «Слову о полку Игореве». Окончательный вариант книги А. А. Зимина о «Слове о полку Игореве» (увеличенный в два раза по сравнению с ротапринтным изданием), был опубликован лишь в 2006 году тиражом 800 экземпляров.
В 30-е гг. Б. Д. Греков стал ведущим специалистом по истории феодальной Руси.его монография «Очерки по истории феодализма в России» (1934 г.).процесс феодализации шел параллельно с государственным строительством.Проблемы истории Древней Руси в 30-е гг. достаточно интенсивно разрабаты-вал историк-юрист С. В. Юшков. Б. Д. Греков опубликовал свое капитальное исследование «Крестья-не на Руси», в 1949 и 1953 гг. переиздал монографию «Киевская Русь».восточнославянское общество пришло к феодализму, минуя рабовладельческую общественно-экономическую формацию. Феодальные отношения, утвердившиеся на Руси примерно в XI в., привели к глубоким социальным изменениям, в первую очередь внутри основного производительного класса.В работах С. В. Юшкова «Общественно-политический строй и право Киев-ского государства» (1949) и «Русская Правда» (1950) излагался иной подход, суть которого заключалась в признании Киевской Руси обществом не феодальным, а пе-реходным от (первобытнообщинного строя к классовому, где соседствовали три ук-лада: феодальный, рабовладельческий и первобытнообщинный. В целом общественно-политический строй Киевской Руси расценивался как феодальное, или «варварское», государство.В конце 40-х - начале 50-х гг. стала складываться иная точка зрения на соци-ально-экономическое развитие русских земель эпохи феодализма. Ее оформление связано с выходом в свет работ Л. В. Черепнина, М. Н. Тихомирова, Б. А. Рыба-кова. Им удалось показать, что товарное обращение возникло раньше конца XV в. и существовало уже в Киевской Руси. Кроме того, они доказали, что понятие рынка связано с товарным производством, а не с товарным обращением. Поэтому XVII в. следует рассматривать не как завершение, а как начало формирования всероссий-ского рынка.Л. В. Черепнин, «Русские феодальные архивы XIV-XV вв.» (1948-1951). литература об эпохе Ивана IV Грозного (С. В. Бахрушин, И. И. Смирнов, С. Б. Веселовский, П. А. Садиков и др.). Авторы указывали на историческую обусловленность реформ середины XVI в. и все заметнее идеализировали Ивана IV Грозного. Генезис феодализма на Руси с наибольшей полнотой был представлен Б. А. Рыбаковым, концепция которого изложена в главах коллективной монографии «Очерки истории СССР. III-IX вв.» (1958) и авторской работе «Первые века русской истории» (1964). Он показал, что начавшийся у наиболее развитых славянских племен в первые века нашей эры кризис первобытных отношений к VI в. достиг отчетливых форм. Работы по истории материальной и духовной культуры Древней Руси. Данная тематика получила отражение в работах Д. С. Лихачева, М. К. Каргера, И. П. Еремина и др.В рассматриваемое время в изучении феодализма ведущей оставалась соци-ально-экономическая тематика.Политическая история феодальной России, относительно слабо разрабатывае-мая прежде, становится во второй половине 50 - 60-х гг. объектом пристального внимания. Уже в 1956 г. вышла в свет монография В.Т. Пашуто «Героическая борьба русского народа за независимость (XIII век)», в которой автор характеризует по-литический строй Руси того времени как органическое порождение социально-экономических отношений Проблемы генезиса феодализма на Руси решались в конце 60-х — начале 80-х гг. впервые через призму серьезного сравнения с аналогичными обществами. Б. А. Рыбаков приступил к разработке вопросов язычества у древних славян.При разработке проблем периода феодальной раздробленности были осущест-влены попытки выявить её предпосылки. В 1980 г. вышли научно-популярные книги о Куликовской битве, авторами которых были В. В. Мавродин, В. В. Каргалов, В. И. Буганов. К юбилею были изданы памятники Куликовского цикла - «Задонщина» и лицевая рукопись «Сказания о Мамаевом побоище». И. Я.Фроянов доказывает доклассовый и общинный характер общественного и государственного строя Древней Руси. В докторской диссертации и вышедшей книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» он отказался от господствовавшего в советской историографии представления о классовом и феодальном характере Руси и показал, что в древней Руси крупное частное землевладение было развито слабо и базировалось на труде рабов, а не феодально зависимых людей. В книге 1974 года он воздержался от прямой оценки общественного строя Руси IX—XIII веков как феодального или рабовладельческого, а в книге 1980 года «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» прямо заявил о дофеодальном характере древнерусского общества. Согласно концепции И. Я. Фроянова, население Киевской Руси было свободным и непосредственно участвовало в управлении государственными делами на вечевых собраниях. Территориальная община решала вопрос о власти, призывала и изгоняла князей. Таким образом, государство на Руси возникло до разделения общества на классы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2781; Нарушение авторского права страницы