Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 50. Публицистические жанры. Эссе. Очерк. Интервью. Проблемная статья. Аналитическая статья. Заметка. Репортаж.



Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Жанрообразующие признаки:

▪ ведущая роль личности автора.

▪ анализ какого-либо объекта мысли, а не личности автора.

▪ особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.

▪ наличие образности, экспрессивности.

▪ диалогичность.

▪ логическая выдержанность рассуждения: 1) закон тождества (мысль о предмете рассуждения должна сохранять однозначность), 2) закон противоречия (не могут быть истинными два противоположных высказывания), 3) закон исключения третьего (два потиворечивых высказывания об одном предмете не могут быть вместе истинными или ложными), 4) закон достаточного основания (всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями – истинными или доказанными).

▪ ясность структуры текста.

Виды эссе:

· публицистическое (описание актуальных вопросов)

· литературно-критическое (рассуждения о литературном произведении)

· искусствоведческое(рассуждения об искусстве, о роли искусства в жизни)

· научно-популярное (описание общенаучных проблем)

· философское (общие вопросы бытия)

 

Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.

Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и художественное.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

▪ По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

▪ По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

▪ По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Существует три основных типа авторского повествования.

1. Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них.

2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.

- Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.

- Повествователь – исследователь. Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку.

3. Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.

В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д.

 

Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемая по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале.

Виды:

1) Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.

2) Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.

3) Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.

4) Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.

5) Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.

6) Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.

7) Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.

Структура:

▪ стадия подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы),

▪ собственно разговор

▪ написание текста или подготовка сюжета.

 

Проблемная статья – разновидность публицистической статьи.

Проблемная статья в большей мере, чем другие прикладные статьи, опирается на теорию. В ней излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Такая статья создается учеными и специалистами и, хотя она публикуется в периодических изданиях, обеспечивающих воздействие на массового читателя, главными ее потребителями являются также специалисты. В ее структуре находят отражение логические аспекты содержания, и строится она по правилам логики научного исследования.

Особенности:

▪ дискуссионный характер. Статья строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения.

▪ логизированность текста.

▪ рассуждение может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.

▪ широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.

 

Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода.

Ее целевая направленность – всесторонний анализ фактов, выводящий на решение научной задачи.

Особенности:

▪ обстоятельность разработки темы;

▪ оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации.

▪ строится на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, опирающихся на фактический материал.

▪ могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.)

Разновидности аналитической статьи: установочные, или программные, научные (теоретические и/или специальные) и обзорные статьи.

Установочные, программные статьи обычно содержат анализ и оценку развития и состояния сферы деятельности, которую представляет журнал. Этот вид статей требует особого внимания к фактическому материалу. В них требуется обеспечить доказательность, обоснованность выдвигаемых положений, что весьма важно, поскольку статьи содержат своего рода программы для определенных направлений научных исследований.

Научные статьи отличают четкая тематическая направленность, глубокий анализ и основательная научная проработка материала; широта теоретических и практических обобщений значительных явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационная новизна.

 

Заметка – жанр публицистического стиля, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления.

Цель – описание факта, случая.

Особенности:

▪ актуальность

▪ небольшой объем

▪ краткое упоминание о том, откуда взята информация, не рассказывается о глубине и методах изучения

▪ не излагается ход изучения, авторские эмоции

▪ точность и лаконичность

Языковое воплощение:

– экспрессивные варианты номинаций, перифразы

– необходимы точность и красочность за счет имен собственных, цифр и терминов, не требующих разъяснения

Жанровые виды:

· событийная заметка – итоговая, комплексная инф-я о событии

· анонс – сообщение о будущих мероприятиях

· аннотация – состоявшееся событие

· мини-рецензия – оценочная заметка об информационном явлении

· блиц-портрет – краткие сведения о человеке

· мини-обозрение – совокупность событий, явлений

· мини-история – история для развлечения читателей

· мини-совет

 

Репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным.

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).

Виды репортажа:

Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д.

Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы.

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2691; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь