Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священная Римская империя и эпоха костров



 

Западная Римская империя потеряла значительную часть своей силы в V и VI веках, пока не пришла в полный упадок. К 500 году н. э. римляне в беспорядке покинули Британские острова, отбиваясь от саксонских завоевателей. Это стало предвестником периода Камелота Короля Артура, хотя реальные исторические обстоятельства значительно отличаются от романтизированной литературной версии. Тогда существовала кельтская христианская церковь, на которую сильное влияние оказывали языческие традиции.

В 800 году н. э. была создана Священная Римская империя, для чего Папа Лев III короновал Шарлемана как «императора римлян». Когда пала оригинальная западная Римская империя, католическая церковь, возглавляемая Папой, осталась единственным стабильным и обладающим властью институтом того времени. Сила Церкви угрожала западной византийской империи и мародерствующим ломбардцам. Церковь обратилась за защитой к франкским королям и с помощью недавно обращенных язычников построила христианскую империю. Хотя многие обратились в христианство, некоторые не сделали этого и хранили свой образ жизни в тайне, в деревнях. Практики старой веры обычно не одобрялись властвующей церковью, даже «белое» ведовство, более того, некоторые христиане считали «белых» ведьм даже более опасными, чем «темных», потому что считалось, что они делают «работу дьявола», выдавая ее за целительство.

Инквизиторы призваны были разыскивать и усмирять еретиков. Все, что противоречило официальной церковной доктрине, объявлялось ересью. Изначально ведовство и волшебство находились в рамках гражданского права и наказывались штрафами или тюремным заключением. Но в результате деятельности инквизиции всякое ведовство, которое по сути своей является формой почитания богов, не освященных церковью, клеймилось как ересь и каралось смертью. Ирония в том, что корень слова «ересь» происходит от греческого hairesis, которое означает «свобода выбора».

Теперь мы переходим к холокосту ведьм, эпохе костров – так называют современные ведьмы долгий период судов и казней в Европе и американских колониях. Название напоминает о распространенном способе казни через сожжение на костре, хотя повешение и утопление также были распространены.

Начиная с XV века разные люди, обычно враги церкви или политические фигуры, обвинялись в ведовстве, их судили и приговаривали к смерти. Суды не прекращались вплоть до XVIII века, и общее число смертей неизвестно до сих пор, но традиционно определяется в пределах от нескольких тысяч до девяти миллионов. Наиболее разумные цифры – ближе к 200 тысячам. В любом случае, эпоха костров была первым, часто забываемым холокостом в западной истории.

Итак, всякий, кто не соглашался с церковью, в том числе практиковавшие старую языческую и народную магию, евреи, целители и другие «еретики», обвинялись в том, что отрицают единственного Бога и заключают сделку с дьяволом. Когда христианство разделилось на секты, они обвиняли друг друга в почитании дьявола. После открытия Нового Света этот ярлык навесили на коренных американцев.

Считалось, что частью сделки с дьяволом являются акты магического насилия против простого народа. Если случалось что-то нехорошее, немедленно стремились найти ведьму в округе, и часто ею оказывался человек, менее всего любимый другими жителями. Неприятных соседей обвиняли в практике ведовства, чтобы попросту избавиться от них. Знахарки, травники и повивальные бабки входили в это число, потому как они противостояли силе развивающегося медицинского сообщества. Если вы исцеляете, не являясь медиком, то наверняка сотрудничаете с дьяволом. Если же вы творите магию для церкви, это чудо. Если вы не сотрудничаете с церковью, то очевидно связаны с дьяволом, что становится синонимом ведовства. Истерия вокруг ведовства стала удобным способом избавиться от всех, кто обладал собственными силами и собственным мнением в обществе, а также от стариков, которые считались бременем для нищенствующих деревень. Большинство осужденных, скорее всего, не имели никакого отношения к истинной практике. В лучшем случае они пользовались народной магией.

Истерия усиливалась на этом этапе истории в результате экономических провалов, плохих социальных условий, распространения заболеваний и угрозы церкви со стороны религиозных сект и теологических расколов. Как следствие, официальной церкви нужен был некто со стороны, чтобы взять вину на себя; выбор пал на «злых ведьм».

Хотя казни происходили и раньше, но публикация «Malleus Maleficarum» подбавила огня. Руководство, названное «Молотом ведьм», как предполагалось, служило описанием ведовских практик и инструкцией по охоте на них, поимке и получению признания с помощью испытаний и пыток, которым немногие могли сопротивляться. Ничто в этих материалах не относилось к настоящим языческим практикам, но основывалось на христианской доктрине и полете воображения авторов, а также и женоненавистничестве. Хотя существуют предположения, что этот материал позднее использовался как руководство по практике «ведовства», в том числе проведению Черных месс, являющихся издевательским искажением мессы католической. Это корни сатанизма, но не ведовства. Эта форма «сатанистского ведовства» не имеет никакого отношения к истинным духовным корням ремесла. Практики ведьм предшествуют христианству. Для того чтобы верить в дьявола, для начала следует поверить и в догматы христианства. Дьяволу не было места в дохристианских языческих мифах, потому что древние язычники не признавали источника абсолютного зла. Они почитали природные силы Творения. Современные традиции сатанизма значительно отличаются друг от друга – начиная с тех, что вдохновлены дешевыми кинокартинами ужасов, и заканчивая сложными магическими философиями. Некоторые называют себя сатанистами, но даже не верят в существо по имени Сатана. Эти мнимые сатанисты и сатанистские ведьмы не имеют ничего общего с целительскими корнями языческого ведовства.

Из соображений безопасности все носители древних языческих верований и искусства народной магии ушли в подполье и отныне передавали знания лишь немногим избранным, чаще внутри семьи, потому как только кровным родственникам можно было доверять. Для сохранности таинства магические действия скрывались в повседневности и бытовых атрибутах. Метла, нож, ложка и котел – отныне все это стало применяться в магии. Такими предметами пользовались все, и потому нельзя было обвинить человека в ведовстве лишь на основании владения ими.

К слову сказать, гонениям подвергались не только ведьмы. Любой, кто вел образ жизни, отличающийся от других, был под угрозой. Вместе с ведьмами преследовали гомосексуалистов.

 

Это интересно!

В 1492 году Испания поставила всех населявших ее евреев перед выбором: покинуть страну, принять христианство или смерть. Одни уехали, а другие обратились или притворились обращенными. Они нашли друзей среди деревенских ведьм и, вероятно, делились с ними магическими секретами. Современные практики каббалы оказали значительное влияние на возрождение Викки в XX веке.

 

Папа Александр объявил Акт против ведовства в 1502 году, а за ним приняли такие же меры Генрих VIII в 1542 году и Елизавета I в 1563-м. В Европе и Англии принималось множество законов и указов в течение всего периода гонений. Охота на ведьм в Европе, а впоследствии в Америке, меньше сосредотачивалась на антирелигиозных, еретических деяниях и больше – на ведовстве как гражданском преступлении. Материал «Malleus Maleficarum» позднее использовали протестантские охотники на ведьм в Англии, но в стране имелись труды и собственных демонологов. Мэттью Хопкинс объявил себя главным искателем ведьм в Англии, вдохновляя своим примером многих других. Предположительно, некоторые ведьмы мигрировали в американские колонии, но истерия вскоре последовала за ними в виде печально знаменитых салемских судов.

В Салеме, Массачусетс, ставшем теперь меккой неоязычников, в ведовстве обвинили нескольких девочек-подростков, интересовавшихся оккультными науками, что в результате закончилось гибелью тридцати шести человек и тюремным заключением для более чем 150 мужчин и женщин из этого пуританского общества в 1632–1693 годы. Этот эпизод истории Америки считается частью эпохи костров, хотя в Салеме никого и не сжигали. Многих повесили на Гэллоус-Хиллс, и современные члены языческого сообщества в Салеме проводят ритуалы на этом месте, чтобы помянуть тех, кто умер во имя ведовства. Вероятнее всего, жертвы салемских судов не практиковали ведовство, а стали мишенями злого умысла их обвинителей. Хотя впоследствии еще несколько ведовских следствий проходили в Америке, после окончания салемских судов в 1693 году ни одно не привело к казням. Это был поворотный момент эпохи костров. Переход к капитализму, промышленная революция, достижения науки, общая социальная критика и отвращение к пыткам в развивающемся мире завершили эпоху безосновательной жестокости.

 

Современный мир

 

Англия приняла Акт о ведовстве в 1735 году, во время правления короля Георга I. Фактически в указе утверждалось, что ведовства не бывает и что все казни должны прекратиться. Он допускал карать лишь тех, кто притворялся, что обладает сверхъестественными силами. Хотя большая часть населения по-прежнему считала ведьм злобными чудовищами, заключившими сделку с дьяволом, кое-где знахари и ведуны мало-помалу вновь занялись целительством.

Хотя в большей части общества царил век Просвещения, под поверхностью бурлило возвращение эзотерики. Западный мир заполоняли разнообразные спиритуалистские движения, особенно в Британии и Америке, начиная примерно с 1850-х годов. Эти движения вызывали обостренный интерес к реинкарнациям, психическим способностям и целительству. Очень широкое распространение получили спиритические сеансы. Для одних они были развлечением, инсценировкой, в которой можно было участвовать, но для многих стали новой религией, которую часто обвиняли в мошенничестве и обмане. Можно сказать, что это был первый вестник современного нью эйдж, который по-настоящему вернул прежние концепции духовности. Стали подниматься отдельные звезды, проливавшие свет нью эйдж на мир, и их почитали за сделанный вклад, хотя он и сопровождался противоречиями их дней.

 

 

Рис. 2. Хронология

1 – Ведовское Возрождение; 2 – Современный мир; 3 – Священная Римская Империя и эпоха костров; 4 – Подъем Христианства; 5 – Языческая Европа; 6 – Время Перемен; 7 – Каменный век

1972 год н. э. США. Ведовство признается как религия и получает статус освобождения от налогов как Церковь и школа Викки.

1966 год н. э. Связанные с Богиней археологические исследования периода неолита.

1954 год н. э. Опубликовано «Ведовство сегодня» Джеральда Гарднера.

1953 год н. э. Гарднер собирает собственный ковен.

1951 год н. э. В Англии отменяется Акт о ведовстве.

1939 год н. э. Джеральд Гарднер инициирован в ведовство.

1921 год н. э. Опубликован «Ведовской культ в Западной Европе» доктора Маргарет Мюррей.

1899 год н. э. Опубликовано «Арадия: Евангелие ведьмы» Чарльза Годфри Лиланда.

1898 год н. э. Алистер Кроули присоединяется к ордену «Золотой Зари».

1890 год н. э. Сэр Джеймс Джордж Фрейзер публикует «Золотую ветвь».

1888 год н. э. Основание «Золотой Зари».

1875 год н. э. Основание Теософического общества.

1834 год н. э. Подавление Испанской инквизиции.

1735 год н. э. Акт о Ведовстве короля Георга.

1693 год н. э. Завершены салемские суды над ведьмами.

1692 год н. э. Начинаются суды над ведьмами в Салеме.

1645 год н. э. Мэттью Хопкинс объявляет себя Генеральным Охотником на ведьм.

1563 год н. э. Акт против ведовства Елизаветы I.

1542 год н. э. Акт против ведовства Генрих VIII.

1502 год н. э. Акт против ведовства Папы Александра.

1492 год н. э. Испанцы заставляют иудеев обратиться в христианство.

1486 год н. э. Опубликован «Malleus Malleficarum».

1478 год н. э. Начало испанской инквизиции.

1400 год н. э. Приблизительное начало эпохи костров.

1313 год н. э. Предполагаемое рождение Арадии, дочери Дианы.

1231 год н. э. Начало средневековой инквизиции.

800 год н. э. Основана Священная Римская империя.

500 год н. э. Римляне покидают Британские острова.

476 год н. э. Общая дата падения Римской империи.

447 год н. э. Совет в Толедо определяет дьявола как воплощение зла.

313 год н. э. Миланский эдикт.

4 год до н. э.–29 год н. э. Предполагаемый срок жизни Иисуса из Назарета.

27 год до н. э. Основание Римской империи.

200 год до н. э. Первые столкновения между римлянами и тевтонами.

390 год до н. э. Кельты захватывают и грабят Рим.

500 год до н. э. Кельты отправляются в Британию.

1200 год до н. э. Кельтская культура на территории современной Франции и Западной Германии.

1500 год до н. э. Примерная дата постройки Стоунхенджа.

2200 год до н. э.–14 000 год до н. э. Минойский период Эгейской цивилизации.

2630 год до н. э.–1530 год до н. э. Египтяне начинают строить пирамиды.

3500 год до н. э. Начало Древнего царства в Египте.

3600 год до н. э. Зарождение «цивилизации» в Шумере.

8000 год до н. э.–1500 год до н. э. Период неолита (приблизительно).

13 000 год до н. э.–8000 год до н. э. Период мезолита (приблизительно).

2 500 000 год до н. э.–13 000 год до н. э. Период палеолита (приблизительно).

 

Е. П. Блаватская, эмигрировавшая из России в Англию, принесла многие концепции восточного мистицизма на Запад, а также возродила знания древних греков и египтян, в том числе герметическую философию. Она участвовала в создании Теософического общества в 1875 году, изучавшего древние таинства духовной мудрости. Блаватская считала, что все религии порождаются одним источником и что сокровенные мастера, просветленные существа, велели ей основать эту организацию. Лучше всего она известна своими работами «Изида без покрова» и «Тайная доктрина».

В конце XIX века Англия стала центром оккультной деятельности. Одной из самых влиятельных и известных групп был Герметический орден «Золотой Зари». Орден был основан в 1888 году оккультистом Самуэлем Лидделом МакГрегором Матерсом вместе с доктором Уильямом Уэсткоттом и доктором Уильямом Робертом Вудманом – оба были масонскими учителями и членами общества розенкрейцеров в Англии. Материалы основывались на считавшемся древним манускрипте, который нашел преподобный А. Ф. А. Вудрафф, масон и член Герметического общества, который консультировался с ними по поводу природы манускрипта. «Золотая Заря» изучала и преподавала ритуальную магию, каббалу, Таро, психические способности, прорицание, алхимию и астрологию, вероятнее всего, заимствуя у розенкрейцеров и масонов. В группе было много внутренних конфликтов и расколов. В числе ее членов были такие знаменитые люди, как Артур Эдвард Уэйт, Уильям Батлер Йетс и Алистер Кроули, который развивал магию и оказал значительное влияние на вновь появившуюся Викку.

Из всех современных магов Кроули обладает самой двусмысленной славой, и бо2льшая часть его репутации как «самого злого человека в мире» заслужена. Его жизнь – это история успеха и торжества эго, но также история блестящего мага. В юности, в 1898 году, он вступил в орден «Золотой Зари». Кроули был учеником Мэтерса, но их постоянные ссоры привели к разрыву отношений. После ухода из «Золотой Зари» Кроули со временем стал лидером ОТО, или Ordo Templi Orientis. Получив ряд посланий от духа по имени Айвасс, Кроули основал Мистерии Телемы. Этот необычный человек считал себя пророком новой великой эпохи, эры Гора, и часто называл себя «Зверем Апокалипсиса». В числе самых знаменитых его работ: «Книга Гора», «Магия в теории и практике», «Магия без слез», «Книга Тота», «Лунное дитя» и «Дневник наркомана».

В 1892 году Чарльз Годфри Лиланд, американский писатель и ученый, опубликовал «Останки этрусков и римлян». Работа основывалась на его изучении итальянского ведовства, которым он занимался во время проживания в стране после переезда в 1880 году. Его перу также принадлежат исследования цыганской культуры и ее магической системы. Он стал основателем Общества цыганского наследия. Чарльз Лиланд доказывает не только существование самой традиции ведовства, которая прослеживалась до Италии, но и его современное бытование там в форме культа богини Дианы. Хотя прямых подтверждений тому и нет, его работа предполагает обучение вместе с итальянскими ведьмами и, возможно, даже посвящение в ремесло. Одна ведьма, в тексте названная Маддалена, помогала автору в сборе фольклора, стихов, историй и ритуалов. Этот материал впоследствии воплотился в другую книгу – «Арадия: евангелие ведьм», изданную в 1899 году и принесшую Лиланду больше всего славы в неоязыческих сообществах. В «Арадии» излагаются история, ритуалы и философия женщины, жившей в Средние века, предположительно рожденной в 1313 году, по имени Арадия. Некоторые видят в ней аватару богини Дианы и даже сравнивают ее с фигурами Иисуса или Будды. Она занималась просвещением крестьян Италии с помощью учений о магии и силе. Записи инквизиторов того периода указывают на подъем ведовства в Италии.

Необычный и даже пугающий тон, которым написана «Арадия», удивляет, потому что предыдущие работы Лиланда, в том числе «Этрусская магия и оккультные лекарства» и «Легенды Флоренции», представляют точку зрения на ведьм как непонятых последователей Богини. В «Евангелии» очевидна склонность к христианскому стереотипу ведьм, в том числе есть обращения к образу Люцифера и выражаются сильные антихристианские настроения. Хотя в основу «Евангелия Арадии» положены подлинники, в большинстве собранные Маддаленой, ученые интересуются, чем вызвана столь внезапная перемена. Появилась ли эта интонация из-за того, что Маддалена дурачила Лиланда или намеренно скрывала некую информацию? Возможно, выжившие ведьмы переняли идеи инквизиции, когда нарушилась изустная традиция. Лиланд умер раньше, чем закончил следующую работу по этой теме, и потому вопросы остаются без ответов.

В 1890 году сэр Джеймс Джордж Фрейзер опубликовал «Золотую ветвь: исследование магии и религии». Фрейзер был членом Общества цыганского наследия Лиланда и уважаемым британским антропологом. «Золотая ветвь» рассматривала тайны древнего язычества, особенно в Италии, и подчеркивала концепцию Божественного Короля, которая встречается во многих областях западной магии и религии.

На рубеже XIX столетия Эдгар Кейс, прославившийся как «спящий пророк», начал заниматься спиритическими сеансами. У него не было медицинского прошлого, но он очень подробно описывал медицинские детали болезней и процедур, нужных для их лечения. В более поздних чтениях фигурировали концепции кармы, духовных корней заболевания, пророчеств и легендарных континентов Атлантиды и Лемурии, отражавших работы Блаватской, хотя Кейс был преданным христианином. Христианский оттенок в его работах, быть может, не имеет непосредственной связи с возрождением ведовства, но он знакомит людей с такими оккультными концепциями, как нетрадиционное целительство и психические силы. Несколько организаций возникло на основе его революционных работ.

Психиатр Карл Юнг сыграл важную роль в современном возрождении мистической науки. Являясь современником и учеником Фрейда, К. Г. Юнг черпал вдохновение в собственном спиритическом опыте. Он проложил путь к научному, аналитическому взгляду на мистический мир, изучая интерпретации снов, символов, мифологию, И-Цзин, Таро, коллективное бессознательное, совпадения и архетипы. Его интерес к древней алхимии и гностицизму вместе с психологическим подходом возродил интерес к обоим вопросам. Его первые публикации относятся к началу ХХ века; работы продолжали печататься вплоть до его смерти в 1961 году. Многие современные мистики, у которых возникают сложности с буквальной интерпретацией древней мудрости, обращаются к работам Юнга, чтобы дать современному сознанию понятную точку зрения.

 

Возрождение ведовства

 

В 1951 году Англия отменила Акт о ведовстве. При том, что ведовство считалось суеверием, законы против него поддерживали, казалось бы, глупую веру в такие нерациональные вещи, как магия. Научные и социальные революции должны положить им конец, однако на деле отмена Акта возымела противоположный эффект и положила начало возрождению ведовства.

В первых рядах нового движения стоял Джеральд Б. Гарднер, британский госслужащий, который некоторое время провел в Малазии, изучая восточный мистицизм. Гарднер вдохновлялся идеями Маргарет Мюррей, автора «Ведовского культа в Западной Европе», 1921 год. Она утверждала, что ведьмы, которых казнили в Европе, практиковали древнюю религию европейских культов плодородия, основанную на почитании Богини. На ее теории оказывали большое влияние ее личные убеждения, поскольку нет их научного обоснования. При этом Мюррей была права в отношении того, что знахари были духовными наследниками древних культов Богини и мистических традиций.

Гарднер утверждает, что в 1939 году прошел посвящение в давно существующий ковен наследственных ведьм, которые практиковали ремесло в Нью-Форест. Эта группа учила его древней религии как магическому искусству и личной религии. На основе исследований, проведенных вместе с современниками Гарднера, Джанет Фаррар и Гевином Боуном, соавторами «Ремесла целителя» вместе с покойным Стюартом Фарраром, считается, что «ковен» Нью-Форест на самом деле был группой теософистов. Во времена Гарднера всех, кто участвовал в оккультных занятиях, полагали «ведьмами». Гарднер создал собственный ковен в 1953 году, заимствуя и адаптируя материалы группы Нью-Форест и других оккультных источников. Он обращался к своему прежнему опыту масонства, времени, проведенному в Малазии, и мимолетному знакомству с Алистером Кроули. Ходили слухи, что именно Кроули на самом деле написал первую работу Гарднера – «Книгу теней», но это маловероятно. Куда важнее, что Гарднера вдохновляли многие тексты Кроули. Как и отцов-основателей современного мистического движения, Гарднера окружало много противоречий. Например, он утверждал, что заново представляет публике древнюю религию, но большинство сходилось на том, что основная часть материала – его личное изобретение. Такие факты не умаляют современную практику. Все религии претерпевают изменение в процессе истории и проходят стадии перерождения. Современное движение Викки не является исключением.

Гарднер посвятил в работу Лорин Валиенте, которая переработала много ритуалов в пользу своего собственного, ориентированного на Богиню подхода. Валиенте сыграла ключевую роль в формировании нового движения, получившего название Гарднерианское ведовство, по имени Джеральда Гарднера. «Книгу теней» копировали, дополняли и адаптировали многие современные ведьмы.

Очевидно, что и Валиенте, и Гарднера вдохновляли тексты Лиланда и его «Евангелие Арадии». «Дело Богини» часто приписывают Валиенте, но оригинальная версия принадлежит Арадии. Лиланд и Гарднер часто рассуждают на одни и те же темы, отсылая к итальянским традициям стрег, или ведьм, вместо кельтских мистерий. Римская оккупация Британских островов действительно могла укоренить подобные концепции среди кельтских народов. Гарднер провел некоторое время в Италии, изучал там римское язычество и отмечал, как искусство Помпей изображает тайны, встречающиеся в ведовстве. Искусство ведьм можно проследить во многих культурах, а не в одной. Традиции ведовства принадлежат миру, и в ремесле приветствуют всех.

В 1954 году было опубликовано «Ведовство сегодня» Джеральда Гарднера, за которой вскоре последовал его же «Смысл ведовства» в 1959-м. Это вызвало значительный резонанс, следом за влиятельной, но спорной работой Роберта Грейвса «Белая богиня». Все это – попытки найти собственный духовный путь. Независимо от происхождения материала Гарднер почитается как духовный отец. Возрождение ведовства расцвело в 1960-х и 1970-х годах, вдохновляя ковены в Европе, США и Австралии, и имя Гарднера фигурирует в качестве современного основателя Викки.

Пока Гарднер занимался развитием своей ветви древней религии, повсюду появлялись другие формы. Поскольку ведовство в Британии больше не считалось преступлением, о себе заявили и другие еретические организации, как, например, ковен Нью-Форест. Они также утверждали, что происходят от более древних традиций и хранились в тайне в эпоху костров. Хотя я верю в возможность того, что по Европе и даже Америке разбросано немало подобных ковенов, думаю, что они встречались все же реже, чем считает большинство. Народная магия практиковалась во многих семьях. Моя семья, например, практиковала магию начиная с поколения моего деда, что не мешало им быть преданными католиками. Богиня выжила в образе Девы Марии, но никто из моих недавних предков не назывался ведьмой.

Некоторые взяли основание Гарднера и построили новые традиции, отражающие их личные вкусы. Наиболее известен в данном случае Алекс Сандерс, самозваный «царь ведьм». Сандерс уже был знаком с ритуальной магией и утверждал, что его посвятила в семейную традицию бабушка, когда ему было семь лет, после того как он застал ее за ритуалом. Основанное им Александрийское ведовство очень напоминает гарднерианское.

В других группах избавлялись от слова «ведьма», сосредотачиваясь на языческих элементах и неоязычестве. Острый интерес к мистицизму и шаманизму коренных американских индейцев продолжал развитие в рамках движения нью эйдж. Поскольку этих шаманов никогда не казнили их народы, традиции сохранились и не утратили сходства с практикой древних племенных ведьм. Духовность коренных американцев представлялась широкой публике безопасной и почтенной, тогда как ведовство все еще нередко виделось в ореоле зла, отголоском эпохи костров. Ведьмы часто указывают на фундаментальное сходство между практиками собственными и коренных американцев.

Женщины, неудовлетворенные ролями, которые им отводят традиционные религии, обратились к религиям, почитающим богинь, создавая феминистскую ветвь Викки, в том числе дианические ковены. Археологические открытия культуры богинь в Анатолии периода неолита, в Катал Джуюк, Мерсин и Хасилар, были опубликованы в 1966 году. Это новое свидетельство древнего мира совпало с подъемом феминистского движения на Западе в конце 1960-х. Оба относятся к растущему осознанию Богини в западном мышлении. Женские роли менялись, осознание росло. Открытие матриархальной культуры, в которой ценились женские идеалы и дух, стало призывом к завершению патриархальной эпохи. История демонстрирует забытую часть мирового прошлого. Те, кто занимается неоязычеством и неоведовством, ищут сакральное в богинях и богах, почитая одновременно и мужское, и женское начала.

В 1972 году ведовство получило статус юридически признаваемой религии в Америке, когда Служба внутренних доходов внесла Церковь Викки в число организаций, не облагаемых налогом. Теперь ведовство защищается Первой и Четырнадцатой поправками США. Посвященные жрецы и жрицы обладают теми же правами, что и традиционные священники.

Традиции и движения разветвлялись много раз, образуя сложную эклектическую сеть. Ведовство – очень личное занятие, и больше нельзя говорить, что есть «правильный» и «неправильный» способы его практики.

Ветви ведовства продолжают разрастаться, образуя восхитительно сложный рисунок. Всякие факты кажутся гибкими, не бывают полностью определенными или документированными, как и тайны ведовства самого по себе. Подобно корням нашей истории, ветви нашего будущего направлены одновременно во многих направлениях, узурпируя новые пространства и дотягиваясь до новых высот.

 

Рекомендуемая литература

 

When God Was a Woman by Merlin Stone (Harcourt Brace Jovanovich).

Origins of Modern Witchcraft: The Evolution of a World Religion by Ann Moura (Llewellyn Piblications).

 

 

Глава 3

Оттенки ведовства

 

Ветви на древе ведовства тянутся в разные стороны. И хотя многие пересекаются и переплетаются друг с другом, есть различия между современными традициями. Описание таких различий может занять целую книгу. Цель этой главы – дать представление о разных путях в рамках современного ведовства. Большинство учителей придерживаются рамок определенной традиции. Я же рекомендую эклектический подход.

Когда я впервые начал заниматься ведовством, мы с мамой брали уроки вместе. Мы учились ведовству с сильным уклоном в кельтскую традицию, но по происхождению не были кельтами. Моя мама – итальянка, а во мне сочетаются итальянская, польская и литовская кровь. Материалы по итальянскому ведовству стали для нас откровением. В то время оно было малоизвестно в языческом обществе, а мы и вовсе не подозревали о его существовании. Моя мама обратилась к этому виду ремесла, вдохновленная практикой ее предшественниц и воспоминаниями о том, как ее родители, бабки и деды занимались итальянской народной магией и гадали по чайным листьям. Многих людей, которые не чувствуют, что ведовство – это их призвание, удивит, сколько культур переплелось в ремесле.

 

Общие основания

 

Прежде чем узнать о различиях между традициями, давайте рассмотрим основополагающие сходные черты. Ведовство – это личный путь, и не каждый может разделять эти убеждения, но они принимаются большинством современного языческого сообщества.

Слово «язычник» изначально означало «коренной житель», «носитель языка» и относилось к жителям Земли и их убеждениям. По мере того как христианство разрасталось и обретало примат в Европе, язычниками стали называть всех, кто не исповедовал иудейско-христианскую религию, и подчас даже приравнивали их к еретикам, врагам христианской Церкви. Официальные лица Церкви хотели заменить языческие убеждения и практики христианскими, настолько, что заимствовали языческие праздники и преобразовывали их. Слово «язычник» оказалось так же искажено, как и слово «ведьма». Хотя мне не нравится использование христианской аналогии для объяснения язычества, но, по моему опыту, это полезно для новых учеников с традиционными представлениями. Язычник относится к Викке так же, как христианин к католицизму, то есть язычники и христиане – это большие по объему группы, внутри которых существуют меньшие. Все виккане и ведьмы – язычники, но не все язычники ведьмы. Многие идентифицируют себя как язычников, но могут не принадлежать определенной традиции, например ведовству. Я говорил с несколькими ведьмами, которые считают, что ведьмы или виккане – это священники языческого мира, но чаще всего мои знакомые язычники не соглашаются с этим. Технически мы – неоязычники и неоведьмы, то есть «новые», но немногие используют этот термин вне академических текстов.

Божественное начало присутствует во всех вещах, материальных и духовных, во всякой жизни и форме. «Духовное» вовсе не значит «оторванное от физической, земной реальности». Земля – это одна из самых божественных форм всего Творения, и большинство язычников почитают Землю как живое существо, Мать или даже Бабушку, источник всего. Наука постепенно усваивает идею того, что Земля – это организм, а не просто камень. Британский биолог Джеймс Лавлок впервые предложил «гипотезу Геи» в 1970-х годах, дав ей название в честь греческой богини Геи; в ней утверждалось, что вся жизнь, в том число и человечество – это часть сложного организма биосферы. Другие развили эту гипотезу в теорию, что Земля – это живое существо, и все сущее на Земле подобно ее клеткам.

Божественность, или жизненная сила, выражается множеством разных способов в ведовстве. Больше всего в этой вере распространено выражение божественного начала не только через Землю, но и через Богиню, Великую Мать, и Бога, Отца всего сущего. В результате действий этой полярной пары, Богини и Бога, создается жизнь.

Богиня воплощается в Земле, но проявляется и в Луне, изменяющиеся циклы которой соответствуют двадцативосьмидневному периоду менструации. Концепция Трехликой Богини Девы, Матери и Старухи находит отражение в растущей, полной и убывающей лунных фазах. Ее также идентифицируют с богинями Луны, Земли и загробного мира. Трехликая Богиня считается дарительницей жизни, ее хранителем и разрушителем одновременно. В разных культурах ее видели в Солнце, океанах, реках, небе и спиральных галактиках.

Бог воплощается во множестве лиц, в том числе и в образе Небесного Отца, обнимающего Мать-Землю, Солнечного короля, Рогатого бога, повелителя животных, и Зеленого человека, повелителя жатвы. Его природа также двойственна. На протяжении растущей, теплой половины года, он несет жизнь и выступает как бог света и Солнца. В период убывающей половины года и увядания он становится богом тьмы, смерти, животных и охоты.

Каждый образ или архетип в нашем коллективном сознании отражает один из аспектов божественной силы, Бога и Богиню в равной мере. Неоязычники и ведьмы переняли богов и богинь разных пантеонов как выражения Богини и Бога, которые управляют определенными аспектами природы или человеческой жизни, например, божество штормов, морей, Луны, охоты или магии. Даже в качестве выражения божественной силы боги и богини совершенно реальны и связывают нас с нашим внутренним «Я».

Ведьмы почитают более одного божества, при этом они признают, что все вокруг пронизано единым духом. Это родственно монизму, утверждающему общую божественную сущность во всем, но язычники, как правило, считают себя политеистами. Боги и богини – это ипостаси единого духа, ведущие к более интимным отношениям с божеством.

Единый дух – это то, что я называю Великим Духом. В некоторых викканских традициях это «Драйтен» – слово это англо-саксонское по происхождению и лучше всего переводится как «Господь», но без гендерных характеристик, обозначая тем самым творческую силу, слияние мужского и женского, единый источник. Некоторые видят Великий Дух только в Богине, которая породила Бога путем самооплодотворения. Древние космогонические мифы, например греческие, начинаются с того, что Богиня порождает сына/мужа, чтобы продолжать Творение.

Критики утверждают, что ведьмы почитают природу, и до определенной степени это так, но в реальности мы почитаем творческую силу, которая встречается в природе. В сущности, мы почитаем жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения Божественного.

Как уже говорилось выше, ведьмы не имеют никакого отношения к христианскому дьяволу, ибо вера в дьявола предполагает веру и в христианскую мифологию. При этом мы не отрицаем существования вредоносных сил, хотя и не приписываем их абсолютному источнику зла или концепции греха. В христианской мифологии Бог всемогущ, но дьявол все равно существует. Для того чтобы они образовывали настоящую полярность, они должны быть равны по силе, но в христианской мифологии это не так. В Викке мы сосредотачиваемся на полярности Богини и Бога и соединяющей их любви, которая приносит миру жизнь. В фокус попадает любовь, а не противоборство. Концепция противостояния света и тьмы, добра и зла заимствована из зороастрийской религии.

 

Стереотипы

 

Теперь поговорим о некоторых стереотипах. Не все ведьмы постоянно носят черное. Черная одежда хороша для ритуалов, потому что это цвет темной богини, и он притягивает энергию. Ритуалы проводятся по ночам по той же причине, хотя многие случаются и днем, в зависимости от традиции. Ведьмы могут ощущать приток силы, когда носят черное, и за пределами ритуального пространства, однако это необязательное условие. Черное, как и вечерне-ночные ритуалы, были практичным решением и в эпоху костров. Если вы не хотите быть замеченным, черные плащи позволят вам укрыться ночью от нежелательных взглядов. Кроме того, черный – это также цвет духовенства, христианских священников и раввинов. Возможно, они заимствовали практику у ведьм.

 

Это интересно!


Поделиться:



Популярное:

  1. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  2. Mitteleuropa и Европейская Империя
  3. Античное искусство. Общая характеристика. Этапы развития. Римская империя. Греция.
  4. Британская колониальная империя
  5. Волновая теория эволюции (или эпоха индивидуальной ответственности)
  6. Вопрос 17. Российская империя в после петровский период.
  7. Германская империя в последней трети XIX — начале ХХ вв. Особенности внутренней политики Бисмарка. Внутренняя политика Германии при Вильгельме II. Внешняя политика.
  8. Глава 5. Российская империя в первой половине XIX века
  9. Евразийская Империя Конца Жан Парвулеско
  10. Западная ось: Москва Берлин. Европейская Империя и Евразия
  11. Индия Буддийского и Классического периодов. Империя Маурьев.
  12. Китайская империя I – III вв. н.э.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь