Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Архив УФСБ по Свердловской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 146. Л. 218 – 220.
Там же. Д. 163. Л. 90, 91. ------------------------------------------------- * Ранее опубликовано в кн.: Урал индустриальный. Пятая региональная научная конференция. Бакунинские чтения. Екатеринбург: УГТУ, 2003. С. 117 – 119 (в соавторстве с Т. В. Прощенок). Христианские конфессии и секты на Среднем Урале в 1950 – е гг. (по данным архива УФСБ РФ по Свердловской области)* С сентября 1943 г. в связи с изменением политики Советского государства по отношению к церкви перед Русской Православной церковью открылись определенные перспективы. Были открыты многие закрытые ранее храмы, стали учреждаться духовные учебные заведения, начал выходить «Журнал Московской патриархии» и т. д. В послевоенные годы церковь смогла еще более расширить и упрочить свои духовные, организационные и материальные позиции. В 1958 г. в СССР было около 14 тыс. приходов, 69 монастырей и две академии. Большинство из оставшихся в живых священников были возвращены из лагерей, а сама церковь вновь обрела определенное положение в обществе. На Урале самой многочисленной по числу верующих и по количеству храмов традиционно является Русская Православная церковь (РПЦ). В середине 1950 – х гг. в области легально действовали 33 православные церкви, в которых состояли на службе 70 служителей религиозного культа (из них 22 человека ранее отбывали наказание за антисоветскую деятельность). Сохранившиеся данные о совершенных религиозных обрядах свидетельствуют о тенденции к их возрастанию. Так, в 1953 г. в Свердловской области было совершено 15084 крещений, а в 1954 г. – 16895. Особенно заметным был рост крещений в областном центре: в 1953 г. в Свердловске состоялось 3395 крещений, а в 1954 г. – 4113. В 1954 г. в области было проведено 875 венчаний, в том числе в Свердловске - 230. Следует отметить, что многие православные священники были настроены критически по отношению к существующему в СССР строю и находилось под контролем агентуры УКГБ СССР по Свердловской области и его наружного наблюдения. В 17 в. раскол в РПЦ привел к возникновению старообрядчества. Старообрядчество – это совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковную реформу патриарха Никона. Старообрядчество делилось на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и имело в своем составе две церкви – Белокриницкую и Беглопоповскую. В условиях давления на староверов со стороны РПЦ и Российского государства, значительное число сторонников старой веры стали прибывать на территорию Урала. На Урал старообрядцы прибывали преимущественно с берегов Белого моря, где обосновались беспоповцы. В послевоенные годы на территории области существовало 12 старообрядческих групп общей численностью свыше 2 тыс. человек, преимущественно старших возраста. Наибольшая концентрация старообрядцев в Свердловской области была в Артинском, Висимском, Краноуральском, Кушвинском Невьянском, Нижне – Тагильском, Первоуральском, Ревдинском и Шалинском районах. Крупная группа старообрядцев численностью до 600 человек проживала в Кировградском районе, около 100 человек насчитывалось в пос. Шарташ. В области действовало 3 беспоповские старообрядческие часовни (дер. Быньги Кировградского района, село Лая Нижнетагильского района и г. Невьянск), а также одна церковь белокриницкого направления в селе Пристань Артинского района. Легально действующая старообрядческая церковь объединяла вокруг себя до полутысячи верующих. Кроме того, на территории области насчитывалось 9 нелегально действующих старообрядческих групп и старообрядческий монастырь в селе Межевая Утка Висимского района. В монастыре проживало около 20 престарелых мужчин и женщин, занимающихся в летнее время заготовлением и продажей сена, а также изготовлением и продажей свечей. Проживающие в монастыре люди строго соблюдают обряды и, в частности, не покупают в магазинах продукты в готовом виде, считая их произведением «антихриста», а питаются только полученными из подсобного хозяйства монастыря продуктами. Старообрядцы – монахи регулярно проводил отправление религиозных обрядов, обычно в вечернее или ночное время, на которых присутствовали по 150 – 200 человек. Старообрядцы из Пермской, Свердловской и Челябинской областей в июле каждого года в религиозный праздник «Петров день» съезжались в поселок Карпушиха Кировградского района. В 1954 г. во время проведения праздника, на котором присутствовало до тысячи человек, проводились моление и крестный ход с соблюдением всех старообрядческих обрядов. Кроме того, во время праздника проводилось почитание расположенных в Карпушинских горах четырех могил виднейших старообрядцев. Во второй половине 18 в. результате раскола со старообрядческим беспоповским толком в России возникла секта «истинно – православных христиан странствующих» («ИПСХ»). В СССР сторонники этой секты не признавали советских законов, отказывались от работы в советских учреждениях и колхозах, не получали паспорта. По данным органов УКГБ в городах Верхняя и Нижняя Салда существовало группы последователей этой секты. Общая численность «истинно – православных христиан» в области составляла около 40 человек. На наиболее активных участников секты «истинно – православных христиан странствующих» органами государственной безопасности было заведено агентурное дело «Странники». В 1920 – е гг. в Русской Православной церкви произошел новый раскол. Попытка митрополита Сергия приспособить Московский Патриархат к Советскому государству привела к тому, что значительная часть оставшихся в стране епископов отвернулась от него. Вначале оппозиционные епископы вместе со своими сторонниками создавали отдельные церковные группировки. Однако вскоре они подверглись преследованиям со стороны государства и вынуждены были уйти в подполье, создав так называемую «катакомбную» или «истинно – православную церковь» (ИПЦ). Таким образом, противники митрополита Сергия стали создавать нелегальные «домашние» церкви и призывать к отречению от всего советского как безбожного. По состоянию на 1950 г. в стране насчитывалось от 100 до 120 тыс. их сторонников. В Свердловской области по данным УКГБ было выявлено три группы членов «ИПЦ» численностью 30 человек. Больше всего сторонников «ИПЦ» - 10 человек, проживало в Артемовском районе. Все члены этой общины были преклонного возраста и активной деятельности не проводили. Со времен разделов Польши на территории Российской Империи появилось компактно проживающее католическое население. После Октябрьской революции Римско - Католическая Церковь вместе с Русской Православной Церковью подверглась жестоким преследованиям и практически исчезла из общественной жизни Советского Союза. В ходе Второй мировой войны СССР аннексировал многие католические территории. Их населения частично было выселено в восточные районы СССР где и возникли католические молитвенные группы. Однако, в первые послевоенные годы основная часть католиков в результате репатриации была возвращена на Родину. В результате католики в Свердловской области представлены только двумя группами в гг. Асбесте и Карпинске общей численностью около 20 человек. Активной деятельности в рассматриваемый период они не вели. Во второй половине 19 в. в России распространяются христианские общины протестантского направления. Среди множества самостоятельных течений, церквей и сект по выявленным источникам в 1950 – е гг. в Свердловской области прослеживаются меннониты, евангельские христиане и баптисты, пятидесятники и адвентисты. Меннониты – это последователи протестантского учения, возникшего в 16 в. в Голландии, откуда оно получило распространение в другие страны. На территории России появление меннонитов было связано с прибытием в 18 в. первых колонистов из Германии. В советский период в силу некоторых догматических положений, таких, как отказ от воинской службы и участия в общественно – политической жизни, меннониты не подлежали официальной регистрации в СССР. В результате все их организации считались незаконными и находились под контролем органов государственной безопасности. В период Второй мировой войны и послевоенные годы в результате депортации и трудовой мобилизации на территории Свердловской области оказалось значительное число советских немцев (45, 5 тысяч на 1 января 1949 г.). Судя по документам МГБ – КГБ, до 1947 г. верующие немцы осуществляли религиозную деятельность в узком кругу и не доставляли особого беспокойства властям. По сведениям УМГБ СССР по Свердловской области, в менонитские организации входило около двухсот человек в Нижнетагильском, и свыше ста человек в Краснотурьинском районах. В конце 1940 – х гг. на Среднем Урале стало отмечаться некоторое оживление религиозной деятельности, что было связано, прежде всего, с возвращением из лагерей части проповедников. В результате к 1958 г. на территории области действовало уже свыше десятка объединений меннонитов, некоторые из них в своем составе насчитывали до двухсот человек. Активизации религиозной деятельности среди немцев способствовал также приезд в районы области проповедников из других областей страны, что стало возможным вследствие ликвидации режима спецпоселения в середине 1950-х гг. Определенное влияние на движение оказывали в этот период зарубежные менонитские центры, а также отдельные лица «путем засылки писем и бандеролей с вложением различного рода воззваний, религиозных статей и литературы, радиовещания зарубежных радиостанций, передающих выступления проповедников». По данным органов госбезопасности в целях оказания поддержки немцам-сектантам использовался официальный канал туризма. С помощью его в страну под видом туристов прибывали активные деятели меннонитских иностранных центров. С установлением дипломатических отношений с ФРГ и открытием германского посольства в Москве усилилось распространение религиозно-сектантской литературы. Все это способствовало значительной активизации деятельности меннонитов, в том числе на территории Свердловской области. Общины евангельских христиан и баптистов появляются на Урале в конце 19 – начале 20 вв. После Октябрьской революции Советская власть с целью подорвать влияние бывшей государственной Русской православной церкви первое время оказывала поддержку неправославным конфессиям. Однако с конца 1920 – х гг. в стране начинаются ограничения религиозных свобод, что заметно осложнило церковную жизнь. Общины ставились вне закона, запрещались все их внецерковные инициативы, молитвенные дома разрушались или использовались для других нужд, старейшие и проповедники репрессировались. В Свердловской области в начале 1930 – х гг. действовало три молитвенных дома евангельских христиан и баптистов. В 1934 г. эти молитвенные дома были закрыты, а их проповедники репрессированы. В годы Великой Отечественной войны репрессии против Православной церкви, а также других религиозных объединений в СССР были ослаблены. Вновь появилась возможность отправлять богослужение, многие пресвитеры и проповедники вернулись из лагерей. В октябре 1944 г. в Москве состоялся совместный конгресс евангельских христиан и баптистов, на котором было принято решение об их объединении. В 1950 – е гг. наиболее крупные группы евангельских христиан - баптистов в Свердловской области существовали в Полевском районе (около 30 человек) и г. Свердловске (около 15 человек). Группы по 8 – 10 человек были в Асбестовском, Каменск – Уральском, Камышловском, Красноуралськом, Нижне – Тагильском, Ново – Лялинском и Талицком районах. Все они существовали на нелегальном положении, поскольку отказывались от регистрации. Основную массу прихожан составляли женщины. Еще одной христианской общиной являются пятидесятники. Она появляется в России в начале 1920 – х гг. из США. Название связано с мифом о сошествии святого духа на апостолов в пятидесятый день после вознесения Христа. Пятидесятники не признавали официальных церковных обрядов, икон и креста. На территории области насчитывалось 10 групп пятидесятников, в которые входило свыше 400 верующих. Наибольшее число пятидесятников было в областном центре - примерно 100 человек, а также в городах Асбесте, Красноуральске, Краснотурьинске, Тавде, Туринске. Они проводили свои встречи обычно по выходным дням небольшими группами по 7 – 10 человек в домах верующих под видом семейных праздников. Членами этого свободного церковного объединения были в основном женщины – домохозяйки. В конце 19 в. в России появляется община Адвентистов седьмого дня (АСД), проповедующих «скорое Второе Пришествие Христа и наступление на Земле тысячелетнего царства божия». Последователи этой общины чтят седьмой день (субботу), как установленный Богом день памяти о сотворении мира. В СССР в послевоенные годы центрами сосредоточения адвентистских общин стала Украина и Прибалтийские республики. После окончания Второй мировой войны адвентисты появляются и на Урале. В Свердловской области существовало три группы адвентистов седьмого дня («субботников») в гг. Асбесте, Ирбите и Полевском общей численность 20 человек. Активной деятельностью эти группы не проявляли и организационной связи между собой не поддерживали. Были в Свердловской области и иеговисты. Возникшее в конце 19 в. в США Общество Свидетелей Иеговы в центре своего учения содержит представление о последнем времени мира и событиях, которые будут связаны с победой Иеговы над всеми злыми властями. На территории Среднего Урала существовала насчитывающая 25 человек группа иеговистов в пос. Баранча Кушвинского района. 12 иеговистов проживали в Волчанске и рабочем поселке Новая Утка Первоуральского района. В послевоенные годы прослеживается определенная тенденция в отношении органов власти к религиозным объединениям. Незначительный контроль за ними в 1945-1947 гг. объяснялся слабым влиянием различных христианских конфессий на население. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. в СССР ужесточились меры по пресечению их деятельности. В этот период наиболее часто использовалось привлечение к уголовной и административной ответственности лиц, входящих в религиозные организации. С середины 1950-х гг. наметилось некоторое ослабление контроля за деятельности различных конфессий, что определялось изменением общей ситуации в стране. В этот период, в связи с пересмотром дел, были освобождены многие привлеченные ранее к уголовной ответственности верующие. В конце 1950-х гг., в связи с антирелигиозной кампанией, возобновились преследования по религиозным причинам, но, как правило, эти меры носили профилактический характер: индивидуальная работа агитаторов с сектантами, чтение лекций на атеистические темы, привлечение сил общественности и др. ---------------------- * Ранее опубликовано в кн.: Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Т. 1. Екатеринбург: УГТУ – УПИ. 2005. С. 423 – 427. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы