Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 18. Культура Просвещения



План

1. Идея Просвещения

2. Особенности духовной культуры

3. Особенности культурной динамики века просвещения

Методические рекомендации

Изучая первый вопрос, важно выявить основную характеристику, главную идею эпохи. Эта идея дала название 18 века. Его называют веком философов, веком просвещения. Господствовала интуиция, согласно которой разум может переделать мир. И это новое дело, новая культура сделает мир лучше (имели ввиду, прежде всего, общественное устройство). Однако, необходимо сразу отметить, что разумное переустройство мира осуществлялось без учета того, что социальная жизнь, общество имеет свои объективные законы, которые также необходимо учитывать, как и законы природы.

Излагая первый вопрос важно не упустить следующую существенную особенность просветительской идеологии - враждебное отношение к христианской церкви. Большинство просветителей были деистами. Они признавали бытие Бога, но отвергали чудеса. " Чудес не бывает" - так они говорили. Следовательно, была отвергнута мистическая интуиция " встречи с Богом". На этой основе также отвергалось христианство. Христианская церковь мыслилась как крайне реакционный, даже вредный социальный институт, как источник лжи, пытающийся обмануть непросвещенные массы. Однако, просветители не могли не учитывать роль церкви в качестве средства нравственного воспитания. Нравственное воспитание, как показал опыт истории, не может быть ограничено только рациональными формами. Нравственность должна быть подкреплена эмоционально окрашенными идеальными нормами. Данную функцию, по мысли просветителей призвано выполнить новое искусство.

Осмысливая третий вопрос, нужно учитывать роль духовной культуры в социокультурной динамике. Лидером и катализатором процесса была, несомненно, философия. Однако произошло излишнее ее обмирщение, превращение в набор идей для общественного пользования и благих пожеланий. Философия постепенно превращается в идеологию. Лучшая участь ждет другие, специальные науки. Популяризация научных знаний (Энциклопедия, словари и проч.) прибавили науке авторитет, что, несомненно, положительно сказалось на интенсификации ее динамики. Искусство развивается весьма своеобразно. Некоторые его виды и жанры " вплетаются" в агитационную борьбу. Содержание подобных произведений (прежде всего литературных) подчас приобретают публицистические черты. Впрочем, искусство, как вид духовной культуры, имеет свою историю, свою динамику и логику развития. В силу этого многие произведения данной эпохи выражают все то же вневременное содержание, преломленное сквозь призму многих исторических обстоятельств.

Тема 19. Романтизм как эпицентр духовной культуры первой трети 19 в.

План

1. Генезис романтического мироощущения

2. Основные черты романтического мироощущения

3.. Байрон как творец и символ романтизма

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса уместно начать с осмысления основной идеи, которая стала господствовать в европейской культуре в первой половине 19 века. В связи с социально-политическими обстоятельствами в Европе сформировалось господствующее мироощущение, которое можно назвать романтическим. Данное умонастроение связано с крушением упований века Просвещения.

Во втором вопросе нужно подчеркнуть, что романтическое умонастроение несет существенный элемент социального пессимизма, положительно смотрит на всякого рода проявление индивидуальности, эмоционально насыщено и динамично. Также нельзя не отметить религиозно-ретроспективный элемент в романтизме, вообще интерес к прошлому. Данная особенность романтизма существенно усложняет социокультурную динамику, которая приобретает специфически неповторимый характер.

Излагая третий вопрос нужно не упустить тот казалось бы самоочевидный факт, что во многом творцом и гениальным выразителем данного направления стал английский поэт и философ лорд Байрон. Байрон не только ярко воплотил духовные ценности романтизма, он стал символом эпохи, конкретным воплощением романтического идеала. Данный идеал ярче всего проявляется в байроновской концепции романтической поэмы. Его поэмы написаны в свободной форме. Точнее, каждый элемент, каждая строфа отточены, как бриллиант, но общая структура на первый взгляд отсутствует. Кажется, что Байрон нарушает закон красоты, согласно которому должна быть гармония между частями и целым, причем части (элементы) не должны заслонять, целое. Однако, при ближайшем рассмотрении выясняется, что Байрон всего лишь отказывается от традиционной композиции. Целое не имеет у него четких внешних очертаний. Однако образ целого возникает в сознании чуткого читателя в процессе постижения содержания поэмы как ее идея. Что касается конкретного содержания поэм (описание событий, чувств, мыслей героя), то они также в полной мере отразили тот дух, то настроение, которое называют романтизмом.

 

Тема 20. Позитивизм как господствующее умонастроение средины 19 века

План

1. Позитивизм как мировоззрение

2. Генезис позитивного мироощущения

3. Трудности позитивизма

Методические рекомендации

Изучение первого вопроса полезно предварить четким определением того, что называют " позитивизм". Данное слово буквально значит - положительное. Позитивизм возник в средине века и вскоре стал господствующим в культуре мировоззрением. Его создатель Огюст Конт полагал, что философия как наука о цельном мировоззрении закончила творческий период своего существования. После того, как опытная наука нашла возможность изучать душу (психею) человека, после возникновения психологии у философии исчез собственный предмет исследования, а цельное мировоззрение, по мысли позитивистов, должно складываться как сумма выводов положительных наук, т.е. наук, опирающихся на опытное, положительное знание.

Второй вопрос нужно осмыслить в контексте истории европейской культуры. Позитивизм, по существу, суть реакция на романтическую философию и романтическое мироощущение. Не менее существенным видится социальный аспект проблемы. Изучая его, мы наблюдаем весьма интересную реакцию европейского сознания на неудачу Французской революции века 18. Позитивизм увидел в ней попытку произвольного установления идеального социального порядка. Но революционеры 18 века, по мысли основателя позитивизма, не предполагали, что существуют имманентные обществу законы. Они столь же объективны, как и законы природы, которые изучает наука, и с которыми необходимо считаться, осуществляя реформу. Изучением этих законов начинает заниматься О. Конт. Так возникает социология.

Третий вопрос не должен быть трудным для изучения, поскольку с ним студент знакомится еще в школе. Замечательное по глубине мысли, нравственному чувству и художественному совершенству отражение этого вопроса мы обнаруживаем в романе И.С. Тургенева " Отцы и дети". Автору к/р рекомендуется осмыслить и изложить данный вопрос на основе романа. Дополнительные сведения он может найти в учебнике.

 

 

Основная литература:

1. Багдасарян Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров М: Издательство

Юрайт, 2012 г.

2. Культурология: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. -. М.: НИЦ

ИНФРА-М, 2013. - 239 с.: 60x90 1/16 + (Доп. мат. znanium.com). –

(Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005563-3

Электронно-библиотечная система “znanium.com” http: //znanium.com/bookread.php? book=344992

3. Маркова А.Н. Культурология ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2011г.

Дополнительная литература:

 

  1. Культурология: Учебное пособие / Д.А. Силичев. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.- 393 с.: 60x90 1/16 +( Доп. мат. znanium.com). (переплет) ISBN 978-5-9558-0349-4 Электронно-библиотечная система “znanium.com” http: //znanium.com/bookread.php? book=437205
  2. Культурология (для технических вузов): Учебное пособие / И.А. Дружинина, Т.Т. Сиразеева. -М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с.: ил.; 60x90 1/16 + (Доп. мат. znanium.com). - (Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-98281-386-2 Электронно-библиотечная система “znanium.com” http: //znanium.com/bookread.php? book=448963
  3. Культурология: Учебное пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин 978-5-98281-256-8 М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN Электронно-библиотечная система “znanium.com” http: //znanium.com/bookread.php? book=227028

 

Электронный ресурс

  1. Культурология: учеб. пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. М.: ИНФРА-М: ИД ФОРУМ, 2010. - 480 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0414-5 Электронно-библиотечная система “znanium.com” http: //znanium.com/bookread.php? book=187797

 

Разработчик:

Доцент, к.филол.н.

Е.Г.Мартиросьян

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь