Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура Древнего Рима как часть Античной культуры



 

Место будущего Рима и прилегающая территория до начала
I тыс. до н. э. пустовали. Люди не могли здесь селиться и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю. Хотя область Рима была необитаема, остальная часть полуострова не пустовала. По холмам и долинам Италии постепенно расселились вторгшиеся с севера племена. Так, древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова, создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние были Этруски.

В середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена крепость – Рим. Согласно римской традиции, заслуга основания Рима (датируемого в предании 753 до н. э.) принадлежит Ромулу. Повествуется также о шести сменявших друг друга царях. Царский период в истории Рима (VIII–VI вв. до н. э.) явился эпохой разложения первобытных отношений и зарождения классов и государства в римском обществе.

Античные авторы обозначали Рим либо греческим термином «полис», либо его латинским синонимом «цивитас». В царскую эпоху закладывался фундамент римской civitas в виде гражданской общины, основанной на античной форме земельной собственности, суть которой составляло сочетание и взаимообусловленность частной и общественной собственности на землю.

В дальнейшем, Рим унаследовал от эпохи царей ряд фундаментальных общественных и политических установлений. Древнейшее общественное устройство характеризовалось наличием сплоченных семейств (familia) под верховной властью отца. Весь народ в Риме разделялся на две группы, или два сословия – патрициев и плебеев (или плебс). Плебеи произошли из освободившихся рабов, а также из торговцев и ремесленников, осевших в процветавшем в период этрусского владычества в Риме.

С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники – лица, не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

Делами, достойными римлянина, особенно знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Эти черты, в целом, сохранялись и в период Ранней Римской республики (в VI–III вв. до н. э.).

Во II–I вв. до н. э. произошёл отход от раннеримских установок: усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись некоторые традиционные идеалы.

Победы Рима, особенно, над Карфагеном во II в. до н. э., сделали Рим самой могущественной державой Средиземноморья.

Создание державы вызвало ряд военно-политических проблем, в частности, нехватку ресурсов. Римляне видели в провинциях только объект для эксплуатации, их экономика разрушалась, а провинциалы ненавидели римское господство. Завоевания привели к колоссальному притоку рабов.

Избыток капитала, рабство, ввоз продуктов питания усиливали диспропорцию между верхушкой общества и рядовыми гражданами.

Виден был и идеологический кризис. Современники постоянно отмечают рост индивидуализма и тяги к богатству, общую эмансипацию личности от государства. Ослабевают связи внутри семьи, растет пренебрежение к традиционной религии. В результате, – гражданские войны, закончившиеся победой нового диктатора, наступил период империи.

Римская империя просуществовала пять столетий – с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э.

Во II в. н. э., на который пришелся расцвет империи, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Началась полоса крупных восстаний рабов и колонов. Одновременно усилились наступательные действия племен варваров, воспользовавшихся ослаблением военной мощи Рима.

Римляне, пытаясь обезопасить себя от нападений варваров, применяли к ним политику «разделяй и властвуй». Они подкупали вождей племен, провоцировали войны между варварами, некоторым предоставляли земли в пределах империи. Все это помогало Риму, с одной стороны, сдерживать натиск варваров, а с другой – объединять распадавшееся государство. Однако, в 395 г. на территории некогда единой империи все же образовалось два государства: Западная Римская империя со столицей в Риме и Восточная – со столицей в Константинополе. Позже Восточную Римскую империю, ставшую приемницей Западной, стали называть Византией. Дальнейшие их исторические судьбы были различны. Первая из них через несколько десятилетий пала под ударами «варваров», а на ее бывшей территории в ранее средневековье возникли феодальные государства Западной Европы. Восточная Римская империя, которую историки обычно называют Византией, просуществовала до середины XV в.

Древний Рим создал культурную почву для европейской цивилизации, оказав определяющее влияние на средневековую и последующую историю. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, водяная мельница). Христианство как вероучение родилось на территории Римской империи.

 

Тестовые задания:

1. Колыбелью европейской цивилизации принято называть:

1) Древний Египет;

2) Древняя Греция;

3) Междуречье.

 

2. Для античной культуры характерны:

1) рациональное постижение мира;

2) иррациональное постижение мира;

3) эмоционально-эстетическое восприятие мира.

 

3. Религиозное мировоззрение Древней Греции:

1) монотеистическое;

2) политеистическое;

3) атеистическое.

 

4. Установить соответствие: понятий и их определений

 

1) «Айдос» а) (греч. – добродетель, собранность, слаженность, пригодность, доблесть) – качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку;
2) «Арете» б) честь, имеющая не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определенными благами, это почет и уважение, связанные с высоким общественным положением;
3) «Тиме» в) (греч. – стыд) – не институализированная связь человека и социума, наиболее оперативный механизм, позволяющий обществу оценить поступки человека сообразно их общественному значению.

 

5. Агонистика – ____________.

 

6. Сплоченные семейств под верховной властью отца – ___________.

 

7. Город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции, развивающий идею гражданства – _____________.

 

8. Крепость Рим была выстроена:

1) в VI в. до н. э.;

2) в VII в. до н. э.;

3) в VIII в. до н. э.

 

9. Община-государство, образовавшаяся в результате объединения племен, основанная на античной форме земельной собственности, суть которой составляло взаимообусловленность частной и общественной собственности на землю – ______________.

 

10. Установить соответствие понятий и их определений:

 

1) Патриции а) одно из сословий свободного населения в Древнем Риме, предположительно, произошедшее из освободившихся рабов, торговцев и ремесленников;
2) Плебеи б) замкнутые семейства, имеющие доступ к высшим государственным должностям в Древнем Риме;
3) Нобилитет в) родовые земельные аристократы в Древнем Риме.

 

11. Установить соответствие:

 

1) До II–I вв. до н. э. а) усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись некоторые идеалы;
2) II–I вв. до н. э. – II вв. н. э. б) борьба за власть, политическая нестабильность, осложнение внешнеполитического положения;
3) III–V вв. н. э. в) ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными в сочетании с консерватизмом.

 

12. Наследие Древнего Рима в современной культуре:

1) римское право;

2) христианство;

3) золотое правило нравственности.

 

13. На территории некогда единой Римской империи образовалось два государства: Западная Римская империя со столицей в Риме и Восточная — со столицей в Константинополе в ________году.

14. Не относится к мировым религиям:

1) буддизм;

2) ислам;

3) конфуцианство.

 

15. Принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе» возникает в философской традиции:

1) Китая;

2) Египта;

3) Индии.

16. Государство, которое принято считать местом возникновения древнейшей письменности:

1) Шумер;

2) Китай;

3) Древний Египет.

 

17. «Смысл жизни человека выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий – этот постулат лежит в основе культуры:

1) древнеегипетской;

2) древнеиндийской;

3) древнекитайской.

 

18. Установить соответствие:

 

1. Брахман а) вечный круговорот жизни
2. Карма б) воздаяния за доброе и злое
3. Сансара в) первооснова, душа мира

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь