Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Современные проблемы культуры России⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Российская культура в новое время, особенно, в постсоветскую эпоху испытала на себе воздействие европеизации, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов западничества и модернизма, что ранее приводило к краху исторически сложившейся государственности. На современном этапе (1990–2010 гг.) произошли существенные трансформации культуры – это время краха социализма, острой борьбы между сторонниками разных путей развития России и ее культуры, начало «гласности», снятия цензуры и существования культуры независимо от государственных установок; наблюдается широкий плюрализм мнений, расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание, упадок российской культуры и науки. Процессы демократизации, начавшиеся после 80-х гг., способствовали проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в конце XX – начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Сегодня СМИ (телевидение, радио, видеофильмы и т. д.) – основной источник культурной информации для абсолютного большинства жителей России, в то время как роль книг, музеев, театров значительно уменьшилась. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры в селах и городах, научных учреждений, спад спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост числа безграмотных детей – все это признаки кризиса отечественной культуры. Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры. Державники настаивают на особенном пути России, по-прежнему считают Россию великой державой, одной из основных мировых цивилизаций, которой удалось выработать государственную модель интеграции на православной основе. Тестовые задания 1. Впервые заявил о проблеме Восток–Запад–Россия: 1) П. Я. Чаадаев; 2) В. С. Соловьев; 3) А. И. Солженицын.
2. Период, сложения русской культуры: 1) VIII–XIII вв.; 2) XIV–XVI вв.; 3) XVII в. – настоящее время.
3. Установить соответствие мыслителей и точек зрения:
4. Установить соответствие представителей идейных течений и идей дальнейшего развития России:
5. Признак кризиса отечественной культуры: 1) появление плюрализма; 2) СМИ – основной источник культурной информации; 3) существование культуры независимо от государственных установок.
6. К трансформациям современной Российской культуры относятся: 1) формирование идеи о культуре как основе социальных преобразований; 2) расширение влияния массовой культуры; 3) борьба между сторонниками разных путей развития России.
7. В советском обществе культурная революция была направлена на внедрение ___________________ идеологии. 8. Установить соответствие:
9. Древнерусская культура оказалась во взаимодействии со степным Востоком и католическим Западом: 1) в VIII–XIII вв.; 2) в XIII–XIV вв.; 3) в XIV–XVI вв.
10. Расцвет культуры Московского царства: 1) XIII–XIV вв.; 2) XIV–XVI вв.; 3) XVII–XVIII вв.
11. Европеизация, нарастания секуляризма характеризует период: 1) XIII–XIV вв.; 2) XIV–XVI вв.; 3) XVII–XXI вв.
12. Установить соответствие:
Список литературы 1. Аверинцев, С. С. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy. 2. Бахтин, М. М. Философия: Энциклопедический словарь: под ред. А. А. Ивина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy. 3. Бердяев, Н. Смысл истории (Опыт философии человеческой судьбы). – Париж: Ymca-press, 1969. – 269 c. 4. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 576 с. 5. Боголюбова, Е. В. Большая биографическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography. 6. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. – Харьков: Фолио, 2003. – 503 с. 7. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 2003. 8. Вебер, М. Хозяйство и общество / пер. с нем.; под науч. ред. Л. Г. Ионина. – М.: Изд-во ГУВШЭ, 2010. 9. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. 10. Внутри мыслящих миров: Человек–текст–семиосфера–история / Ю. М. Лотман; Тартус. ун-т. – М.: Языки рус. культуры, 1999. – 464 с. 11. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с. 12. Гайденко, П. П. Философия: энцикл. словарь / под ред. 13. Гегель. Феноменология духа Вступ. статья и комментарий 14. Гегель. Лекции по истории философии. – СПб.: Наука, 2006. 15. Глоссарий по культурологии: учеб. пособие / К. Н. Гацунаев, М. Г. Ефремова, Ю. В. Посвятенко; под ред. Т. А. Молоковой; Московский государственный строительный университет. – М.: МГСУ, 2012. – 78 с. 16. Греческая цивилизация. В 3 т. / А. Боннар; пер. с фр. 17. Гуревич, П. С. Философское толкование человека: монография / П. С. Гуревич. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 472 c. 18. Гуревич, П. С. Культурология в системе современного гуманитарного знания: учеб. пособие / П. С. Гуревич. – СПб.: СПбГУП, 2012. – 92 с. 19. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 816 с. 20. Запад и Восток: статьи. – 2-е изд. – М.: Наука, 1966. – 519 с.; М.: Наука, 1972. – 496 с. 21. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 565 с. 22. Петр Яковлевич Чаадаев: избранные труды / сост., авт. вступ. ст. и коммент. М. Б. Велижев; Ин-т обществ. мысли. – М.: РОССПЭН, 2010. – 966 с. 23. Каган, М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. – СПб., 1998. 24. Каган, М. С. Философия культуры. – СПб., 1996. 25. Кант И. Великие философы: словарь-справочник. – изд. 2-е – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //terme.ru/dictionary/914/word/kant-imanuil 26. Кассирер, Э. Философия символических форм. В 3 т. / пер. с нем. С. А. Ромашко. – М.: СПб.: Университетская книга, 2002. 27. Клакхон К. Культурология. XX век: энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture 28. Конт, О. Общий обзор позитивизма: пер. с фр. / под ред. 29. Концепция культуры Й. Г. Гердера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //entelehia.ru/Cultural_Studies/Kontseptsiya_kulturi_YGGerdera.html 30. Кребер, А. Культурология. XX век: энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture 31. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2013. – 285 с.: ил. 32. Культурология: учебник / Г. В. Драч [и др.]. – М.: Спб.: Питер, 2013. – 384 с. 33. Культурология: учеб. пособие / А. С. Кармин. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.: ил. – (Краткий курс). 34. Культурология: курс лекций / М. Г. Ефремова, Ю. В. Посвятенко; под ред. Т. А. Молоковой; Моск. гос. строит. ун-т. – М.: МГСУ, 2012. – 152 с. 35. Лихачев, Д. С. Избранное: Воспоминания. – СПб.: Logos, 1997. – С. 526–547. 36. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. – 1-е изд. – М.: Искусство, 1992. 37. Лосев, А. Ф. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy 38. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / предисл. С. М. Даниэля, сост. Р. Г. Григорьва. – СПб.: Академический проект, 2002. – 543 с. 39. Михаил Константинович Петров / под ред. С. С. Неретиной. Ин-т философии Российской акад. наук, Некоммерческий науч. фонд «Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого». – М.: РОССПЭН, 2010. – 295 с. – (Философия России второй половины XX века). 40. Маркузе, Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 384 с. 41. Маркарян, Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. 42. Поль Анри Гольбах. Избранные произведения: в 2 т. Том. 1. – М., 1963. – 715 стр. 43. Поль Анри Гольбах. Избранные произведения: в 2 т. Том 2. – М., 1963. – 563 с. 44. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. / Ч. Дарвин; ред. 45. Пуфендорф, С. Политика: толковый словарь. Весь Мир / 46. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / 47. Артановский, С. Н. Современная культурология и ее научно-практическое значение. Т. 140б: Труды: Совершенствование механизма управления культурно-просветительными учреждениями. – СПб.: СПбГИК, 1992. – С. 14–27. 48. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; пер. с англ. 49. Тойнби, А. Дж. Исследование истории: в 3 т. / пер. с англ., вступ. статья и комментарии К. Я. Кожурина. – СПб.: Изд-во 50. Уайт, Л. Культурология. XX век: энциклопедия; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture 51. Фергюсон, А. Большой толковый социологический словарь – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //explanatory_sociological.academic.ru 52. Фрейд, З. Недовольство культурой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //royallib.ru 53. Хейзинга, И. Homo ludens. Человек играющий / Сост., пер. и предисл. Д. Сильвестрова, ком. Д. Харитоновича. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с. 54. Х.Ортега-и-Гассета. Избранные труды / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевич. – М.: Весь мир, 1997. – 704 с. 55. Шеллинг Ф. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Стёпина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy 56. Шпенглер, О. Закат Европы. – М.: Наука, 1993. – 592 с. 57. Энгельс, Ф. Большая советская энциклопедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/bsе 58. Тайлор, Э. Антропология. – L., 1881. 59. Тайлор, Э. Первобытная культура. Т. 1, 2. – L., 1871. Глоссарий
Агон – (греч. – состязание) – одна из основных этических категорий древнегреческого общества, оказавшая огромное влияние на развитие всех сторон его жизни. Агонистика – соревновательность, состязание, чаще всего в искусстве, поэзии или спорте. Айдос– (греч. – стыд) – не институализированная связь человека и социума, наиболее оперативный механизм, позволяющий обществу оценить поступки человека сообразно их общественному значению. Аккультурация – процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа; широкие процессы взаимодействия различных культур, в ходе которых происходят их изменения, усвоение ими новых элементов, и в результате смешения разных культурных опытов появляется принципиально новое культурное образование. Аксиология (теория ценностей) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности. Анимизм (от лат. anima – душа, дух) – вера в наличие у человека «души», ее посмертного существования, духов-предков, «одухотворение» сил природы. «Духи» бывали и добрыми, и злыми, их надо было задобрить обрядами. Антисциентизм – идейная позиция критики сциентистской абсолютизацию науки, в крайних своих проявлениях, оценивающая науку как силу, искажающую отношение человека к миру, ущемляющую свободу. Антропогенез – процесс возникновения и становления, развития человека. Антропоцентризм – (от греч. anthropos – человек, kentron – центр) – позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. Арете – (греч. – добродетель, собранность, слаженность, пригодность, доблесть) – качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку. Ассимиляция– процесс, в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которым они находятся в непосредственном контакте. Вассалитет (франц. vassalité , от vassal, позднелат. vassallus, от vassus – слуга), система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров) в средние века. Герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo – разъясняю, толкую) – учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и социальной интеграции и унификации; объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их приближения к культуре передовых стран; стремление к диктатуре США и Запада над остальными народами и культурами с целью их эксплуатации, как подчинение всех национальных культур единому космополитическому (американскому по преимуществу) культурному стандарту, т. е. выступает крайней формой вестернизации. Гносеология – (греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания; теория познания. Гуманизм – в широком смысле слова, учение о самоценности человека, утверждающее человека как смысл и основание бытия, всех общественных преобразований, исторического процесса и т. д.; в узком – культурное движение эпохи Возрождения. Дегуманизация – (от лат. de- и греч. humanus – человечный) – утрата гуманистической сущности, гуманистических начал в ком-либо, чём-либо, например, дегуманизация искусства, науки. Десимантизация – утрата смысла. Динамика – изменения, происходящие в культуре и во взаимодействии различных культур. Диффузионизм – направление западной этнографической и археологической мысли, которое абсолютизирует процессы указанной культурной диффузии, в результате чего они начинают пониматься как подчиненные исключительно внешней детерминации со стороны иной культуры. Демиург – (греч. – изготавливающий вещи для народа), термин др.-греч. философии для обозначения «творца», создателя низших Богов, мировой души и бессмертной части человеческой души и космоса из со-вечной ему материи. В этом его отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Духовная культура – одна из частей целостной человеческой культуры. Часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающие связь человека с Богом в процессе культовой деятельности; совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. Европоцентризм – исследовательской позиции, согласно которой европейская культура является образцом или эталоном для изучения любой другой культуры. Ереси – (греч. – отход, особое вероучение) – течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Изменчивость – свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десимантизацию отдельных ее черт или целых комплексов понимается как культурная. Индустриализация – модернизация в сфере производства, означающая постоянно нарастающее использование машин. Инквизиция – (от лат. inquisitio – розыск) – в католической церкви в XIII–XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инкультурация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Инновация– ряд результатов процесса получения и использования новации. Институты культуры и общества – высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, прочной интеграцией элементов, гибкостью и динамичностью, обеспечивающие выполнение культурой всех своих функций. Интеграция(от лат. integration – восполнение, восстановление) – состояние внутренней целостности того или иного культурного образования, а также согласованность между различными ее элементами; процессы, результатом которых должна стать такая взаимосогласованность различных субъектов культуры. Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Информационное общество – один из терминов, предлагаемых в настоящее время для обозначения предвидимого в ближайшем будущем состояния западного общества и его культуры с постоянным, принявшим взрывной характер повышением значимости информации во всех сферах жизни общества, всех сферах культуры. Клерикализм – (от позднелат. clericalis – церковный) – совокупность стремлений, направленных на укрепление авторитета и усиление влияния католической церкви и ее главы. Клерикальный – относящийся к духовенству, в частности к католическому, и к его интересам. Клерикал – сторонник клерикализма. Контркультура – понятие в современной культурологии и социологии, которое используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Контрреформация – ожесточенная борьба с протестантизмом, развернувшейся в Западной Европе в XVI–XVII вв., организованная папством как церковно-политическое движение в защиту святости и величия католической церкви Космизм – направление в философской мысли второй половины XIX – первой половины XX вв., поставившее принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса. Креационизм – (от лат. creatio – сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистическихх религий – иудаизма, христианства, ислама. В Патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом. Кризис – переломный момент, тяжёлое переходное состояние. Культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; «возделанная» среда обитания людей посредством специфических человеческих способов и технологий деятельности; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных системой отношений, опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков, ценностей, образов сознания и ментальности; мир символических обозначений для фиксации и трансляции социально значимой информации; мир «возделанных» личностей, чьё сознание и поведение регулируется не столько биологическими, сколько социальными потребностями и интересами и т. д. Культурная идентификация – это самоощущения человека внутри конкретной культуры характеризующиеся субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т. е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией. Культурная картина мира – это более или менее целостная система представлений об устройстве мироздания, своем месте в нем и т. д. Культурная коммуникация – сообщение людей друг с другом по специально организованным каналам (транспортным, информационным). Культурная универсализация – процесс всемирной экономической, политической, культурной и социальной интеграции и унификации. Культурные изменения – любые трансформации в культуре. Культурные нормы – определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Культурные универсалии– понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Культурные ценности – система жизненно значимых для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей; совокупность культурных достижений, представленных наиболее значимыми произведениями искусства, литературы, теориями, нормами права и морали, научными и техническими открытиями и изобретениями, архитектурными сооружениями и т. п., отмеченными их высокой ролью в организации культурного опыта человечества. Культурный застой – состояние длительной неизменности культуры. Культурный код – это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Культурогенез – процесс возникновения и постоянного становления человеческой культуры. Культурология – комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность. Личность – человек, взятый как уникальное (и открывающее себя в своей уникальности) Я, субъект творчества и свободы, способный преображать мир и самого себя. Магия – (греч. – волшебство, колдовство) – одна из форм древней духовной культуры, возникшая в первобытном обществе, совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Маньеризм – (ит. manierismo, от maniera – манера, стиль) – течение в европейском искусстве XVI века, отражающее кризис гуманистической культуры Возрождения. Основным эстетическим критерием маньеризма становится не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа. Маргинальная культура – совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные, размещеннные на «окраинах» соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Массовая культура – специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Материальная культура – одна из частей целостной человеческой культуры; воплощенная в форму вещи духовность человека: результаты материального производства и творческой деятельности, в которых природный объект и его материал превращены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают его существование в качестве человека, а, следовательно, имеют культурно-целесообразное предназначение и цивилизационную роль. Мистика – (от греч. mystika – таинственные обряды, таинство) – непонятное явление; религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. Миф– способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Модернизация – достаточно резкое обновление культуры в духе определенных ценностей, ее реакция на какие-то требования времени и общества; работа по преодолению «запаздывания» от культур, признаваемых за развитые. Морфология культуры – раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее «строение» как целостность. Народная культура – культура разных эпох и функционирование которой связано с осознанием принадлежности к народу, внепрофессиональным статусом. Нация – (от лат. natio – племя – народ) – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, начиная от мануфактурного производства XVI в. по настоящее время, включительно. Нобилитет – (от лат. nobilitas – знать) – замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям в Древнем Риме. Новация (от лат. novatio – обновление, изменение) является способом обновления культуры. Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, начавшееся в середине XX в. Общество – сложная система социокультурных институционализованных образований как сложившейся совокупности экономических, политических, правовых, нравственно-этических, эстетических, ритуальных и прочих отношений. Ойкумена – населённая человеком часть земли. Объект культуры – элемент, фрагмент бытия культуры, являющийся сферой реализации активности и историческим результатом процесса предметно-практической деятельности субъекта культуры. Парадигма – образец или модель отношений к объекту исследования, преобладающая в деятельности определенного научного сообщества, предполагающая определенные исследовательские методы и цели. Патриции – (лат. patricii, от pater отец, то есть «потомки отцов») – родовые земельные аристократы в Древнем Риме. Плебеи – (лат. plebei, от plebs – простой народ) – одно из сословий свободного населения в Древнем Риме, предположительно, произошедшее из освободившихся рабов, торговцев и ремесленников. Плюрализм – (от лат. pluralis – множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал. Позитивизм – франц. positivisme, от лат. Positivus – положительный), основанное на утверждении, что подлинное (позитивное) знание может быть получено только специальными науками в результате систематизации фактов, и отрицающее научную пользу философских исследований. Полис – (греч. polis), город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции. Политическая культура – представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса, способ политической деятельности. Постиндустриальное общество – понятие социальной философии и социологии, используемое в рамках цивилизационного подхода к историческому процессу и фиксирующее современную стадию цивилизационного развития. Постмодернизация – формирование нового типа общества, называемого постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным. Правовая культура – культура, которая воплощена в деятельности правовой системы общества, в правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является отношение его к закону. Прагматизм – (от греч. pragma – дело, действие) – философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии. Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму конца XVII–XVIII вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий, послужившее идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (в Западной Европе – особенно во Франции, также в Германии и Англии). Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Религиозная культура – культурная система, возникшая и развившаяся под определяющим влиянием той или иной религии (конфессии) и «обслуживающая» сакральное отношение последней, основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу, воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный Абсолют. Ренессанс – (от франц. Renaissance) – эпоха Возрождения классической древности. Ретроспективность – видение, обращенное вспять, назад. Реформация– (от лат. лат. reformatio – изменение) – религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе XVI в., направленное против монополии римско-католической церкви (папского престола) на трактовку вероучительных истин. Рубаи– лирический жанр персидской поэзии, четверостишия. Сакральность – (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Секуляризация – высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения. Семантика – (от греч. semantikos – обозначающий) – значения единиц языка; раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов; один из основных разделов семиотики. Семиотика(от греч. – «знак») – наука о знаковых системах. Семья– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Символы – культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые им просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Синергетика– наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социальная культура – производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Социальные институты – исторически сложившийся устойчивый комплекс связей, норм, принципов, установок, ценностей и т. п., обеспечивающих упорядочение, регулирование отношений и взаимодействий между людьми. Социогенез – процесс становления общества. Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т. д.). Статика – состояние покоя, неизменности культуры. Субъект культуры – какая-либо социальная общность или конкретный индивид, реализующий в системе предметно-практической деятельности культуро-созидающее начало, потребление и духовное освоение объектов культуры. Субкультура – образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Схоластика – (лат. scholastica, от греч. scholastikos – школьный, ученый) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в Средние века. Сциентизм – идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Теоцентризм – (греч. theos – Бог + centrum – центр) – одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой Бог объявляется центром всего сущего, творцом всех видимых форм. Тиме – в Древней Греции – честь, имеющая не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определенными благами, это почет и уважение, связанные с высоким общественным положением Типология – научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тотемизм – комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения. Традици Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы