Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древний Восток в истории мировой культуры
Одна из центральных проблем понимания древнего мира – осмысление многообразия и уникальности древних культур. В свете ретроспективного (обращенного вспять, назад) видения, древние культуры обретают значимость, прежде всего, в своих достижениях, послуживших «кирпичиками» для создания современного научно-технического мира. В Шумере в конце IV тыс. до н. э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии – земледельческие поселения, привязанные к водным артериям – рекам и каналам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников. Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи; первоначально представитель государственной власти был также главой жречества. В крупных царских и храмовых хозяйствах сосредоточивалась древняя культура: именно здесь планировалось строительство зданий и ирригационных сооружений, велись необходимые расчеты и все это на основе письменности. Письменность в форме клинописи требовала определенной многолетней подготовки, оставаясь специальным навыком узкой социальной группы – писцов. Письменность, соответственно, служила целям государственного и культового характера. В Шумере в конце IV тыс. до н. э. на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Города древней Месопотамии – земледельческие поселения, привязанные к водным артериям – рекам и каналам, по которым обычно осуществлялась связь между городами. В городах располагались дворцы и храмы, жилища земледельцев и ремесленников. Небольшие по числу жителей города были одновременно государствами с неограниченной властью царя и разработанной правовой регламентацией, как, например, законы Хаммурапи. Культура Египта всегда вызывала огромный интерес у соседних народов. Еще задолго до того, как зародилась античная цивилизация, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака, и др.). Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в обучались. Магические тексты Древнего Египта, заговоры против болезней и т. п. пережили язычество и остались в наследство коптскому христианскому Египту. Власть фараона стала неограниченной. Опираясь на разветвленный бюрократический аппарат, фараон выступал «связующим единством» в море земледельческих общин, регулируя общие хозяйственные отношения в условиях ирригационного земледелия. Особую роль при этом начала играть письменность, без которой было бы невозможно вести огромное хозяйство. И все же особое значение персона фараона имела для связи земной и загробной жизни. Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. Сооружение этих гигантских усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Гарантии существующего миропорядка находились не в этом мире (лишь в неудавшихся реформах Эхнатона основная миротворческая роль отводилась Солнцу – Атону), а принадлежали потусторонним силам, на которые можно было воздействовать лишь с помощью магических заклинаний. Культура Египта Древней Индии играют письменные источники, прежде всего наиболее ранние тексты – «Веды» (ведение, знание). Среди них по своему значению выделяется «Ригведа» – совокупность религиозных гимнов. Человек и Бог, отношения между ними – вот что лежит в основе ранневедийской модели мира Главным принципом ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни: – Индра – бог грозы, могущественный воин; – Варуна – бог мирового порядка и справедливости; – Агани – бог огня и домашнего очага; – Сома – бог священного напитка. «Упанишады» – религиозно-философские тексты, поясняющих тайный смысл «Вед». Здесь ставятся вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, т. е. выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии (учения о боге), сотериологии (учения о спасении). Авторы ведийских гимнов, говорят о существовании закона для всего многообразия мира, поддерживающего порядок (одновременно космического, социального и морального) – дхарме, проявляющейся из Брахмана (первоосновы, души мира). В ведийских гимнах говорится о законе воздаяния за доброе и злое – карме. Идея кармы, как и идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары), направляли размышления о жизненном пути в русло самосовершенствования. В ведийских текстах прослеживаются истоки индуизма. В то же время в индуизме устанавливается не наблюдаемая в ведийской мифологии строгая иерархия богов: триединство (тримурти) главных божеств Брахмы, Вишну, Шивы. Брахма – создатель и управитель мира, Вишну – охранитель, Шива – разрушитель (хотя их функции могли и совпадать). Наиболее отчетливо личностный пафос религиозно-духовной культуры Древней Индии выразил буддизм (в борьбе с которым, в частности, и формировался индуизм). Так же как и индуизм, буддизм сохранил основные темы ведийской культуры, значительно преобразуя их, реформируя ведийскую религию, выделив особую роль в иерархии живых существ человеку и выдвинув в качестве основного вопрос о его жизненном пути и избавлении от страданий. Основателем буддизма признан принц Сиддхартха Гаутама (Шакьямуни – мудрец из рода Шакья), получивший впоследствии имя Будда («просветленный»). Проповеди Шакьямуни обосновывают пути достижения нирваны, т. е. того, как избежать страданий вечного перерождения (сансары) и обрести состояние покоя и блаженства. Источник этих страданий – жажда жизни: жажда наслаждений, власти, обладания, а их прекращение – уничтожение этой жажды через освобождение от желаний. Только от человека зависит «освобождение», человек поставлен в условия выбора, выбора пути, рефлексии, самоуглубления. Этот путь: – праведная вера; – праведное решение; – праведное слово; – праведное дело; – праведная жизнь; – праведное стремление; – праведное воспоминание; – праведное самоуглубление. Стоит добавить, что буддизм в настоящее время является одной из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом). Достаточно уверенно (более чем о какой-либо иной древней культуре) можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н. э. Согласно письменным источникам, история Китая насчитывает не менее 3, 5 тыс. лет. Период формирования культурного типа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V–II в. до н.э. (когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших»). В эту эпоху был создан уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления (т. е. централизованной властью и бюрократической системой управления), сакрализацией власти императора – Сына неба. В Древнем Китае не заложились основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя, как и в других древневосточных государствах, появился тип городской рациональной культуры, но этот тип городской культуры рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца. Синтез прежней архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах. В основе этого такого синтеза лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия. Естественный порядок должен лишь поддерживаться. Можно предполагать, что золотое правило нравственности, сформулированное Конфуцием («не делай другим того, чего не желаешь себе») было первым в ряду появившихся в том или ином виде в разных культурах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы