Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исламская культура Средневековья



 

Ислам является одной из трех мировых религией. Мир исламской культуры относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VI века. Колыбелью исламской цивилизации стала Аравия. Ислам многое заимствует из иудаизма и христианства, а также обрядовых домусульманских традиций арабов.

Страны, где большинство населения исповедует ислам, являются одним из вариантов культуры традиционного типа. Религиозная традиция определяет все стороны жизни каждого мусульманина, являясь ценностным, мировоззренческим ядром культуры. Несмотря на более чем тысячелетнюю историю, – страны, где ислам является преобладающей религией, сохраняют многие черты культуры традиционного типа общества, такие как: господство религиозных традиций; подчинение жизни индивида религиозным законам, зафиксированным в Коране, сунне, шариате; примат коллективного начала над индивидуальным; неразделение светской и религиозных сторон жизни.

Возникновение ислама связано с деятельностью пророка Мухаммеда (в русском языке встречаются также варианты имени пророка – Магомет и близкий к арабскому произношению – Мухаммад), жившего в Мекке и получившего от Бога ряд откровений, записанных в священной книге всех мусульман Коране. Коран долгие века существовал только на арабском, – перевод его на другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире.

Центральным постулатом ислама является строгое требование почитать только Аллаха как единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность и вручение себя Аллаху. Существует предопределенность человеческих поступков, что укрепляет веру в предопределение – фатализм.

В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманский мир дал миру великого Ибн Сыну (латинизир. Авиценна; ок. 980–1037), ученого-энциклопедиста Бируни (973– ок. 1050), за несколько столетий до Коперника высказавшего мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Надо отметить и еще одно удивительное направление в развитии арабской науки – алхимию. Особое место в развитии мировой художественной культуры занимает искусство исламского мира. В каждой из национальных культур ислама есть свои особенности, но их объединяет и некое общее мировосприятие, характерное для ислама в целом. Это особый характер орнамента, в котором причудливое переплетение линий создает как бы гипнотизирующий эффект, заменяя изобразительное искусство, т. к. Коран запрещал изображение Бога или живых существ. Любимая форма всей исламской поэзии – рубаи. Самым известным в мире автором рубаи считается Омар Хайям, который был также астрономом и математиком.

 

Тестовые задания

1. ____________ – период отмирания эллинистической классической, античной культуры до ее возрождения, охватывающий 1000 лет.

 

2. Установить соответствие:

 

1) Средневековая исламская культура а) византийские традиции;
2) Средневековая Западноевропейская культура б) иудаизм и христианство, арабские традиции;
3) Средневековая Восточноевропейская культура в) романское и германское начала.

 

3. Традиции Западной Римской империи – _____________ начало европейской культуры.

 

4. После раскола христианской церкви в на Западную и Восточную за западной церковью утвердилось название:

1) протестантская;

2) католическая;

3) православная.

 

5. Церковная реформа, при которой ликвидировались все местные церковные установления, утвердились единый текст Библии и порядок отправления службы, сложилась сеть приходов, к которым прикреплялось население королевства Франков прошла:

1) в IV – V вв.;

2) в VIII – IX вв.;

3) в XIII – XIV вв.

Тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике, получивший наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в Средние века – ___________________.

 

7. Религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику – _________________________.

 

8. Синтез древнеримского художественного наследия и христианских основ евро­пейского искусства с олицетворениемустойчивости мировоззрения че­ловека воплотился:

1) в Романском соборе;

2) в Готическом соборе;

3) в Базилике.

 

9. Культурная установка, характерная для средневековья:

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) социоцентризм.

 

10. Течения в христи­анстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины:

1) протестантские;

2) еретические;

3) романские.

 

11. Крестовые походы против, начавших набирать силу, ересей состоялись:

1) в XII в.;

2) в XIII в.;

3) в XIV в.

12. Система отношений личной зависимости одних феодалов
от других в средние века – ____________________.

13. Сущностные черты западноевропейской средневековой культуры:

1) община, вассалитет;

2) личная зависимость;

3) создание тоталитарного общества.

 

14. Государство, сохранившее на протяжении всей своей истории все основные элементы наследства доставшегося от римской империи: крупные города (где преобладало ремесло и торговля); рабовладение в сочетании с общинным земледелием; развитую культуру; сильную государственную власть с развитым римским правом, обожествление должности императора:

1) Франкское королевство;

2) Византия;

3) Великая Моравия.

 

15. Религия Византии:

1) ислам;

2) православие;

3) католицизм.

 

16. Установить соответствие: культур и языков создания этих культур:

 

1) средневековая исламская а) греческий
2) средневековая западноевропейская б) латинский
3) византийская в) арабский

 

17. Ислам зародился:

1) в VI в.;

2) в VII в.;

3) в VIII в.

 

18. Вера в предопределение – _______________.

 

19. Установить соответствие:

 

1. Августин а) Высказал мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца
2. Бируни б) Автор рубаи
3. Ибн Сина в) Отождествление с философией знания божественных истин

20. Большую роль сыграли в распространения православной ветви христианства:

1) Иоанн Дамаскин и Иоанн Златоуст;

2) Августин и Фома Аквинский;

Авиценна и Бируни.

 

Культура эпохи Возрождения и Реформации

Культура Возрождения

 

Переход к культуре нового времени включает в себя два великих движения – Возрождения (или Ренессанса) и Реформации, которые меняют привычный средневековый образ мира. Возрождение знаменует собой светское направление, Реформация – религиозное.

Идеи Возрождения утвердились в основном лишь в верхах общества. Они не опирались на широкие народные массы, в то время как идеи Реформации нашли отклик во всех слоях общества и в разных странах.

Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Ж. Вазари (1512–1574), который имел в виду возрождение античности.

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии являлось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса считалась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев.

Основными чертами культуры Возрождения являются:

– антропоцентризм;

– гуманизм;

– модификация средневековой христианской традиции;

– особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии;

– новое отношение к миру.

Одну из ролей в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие товарно-денежных хозяйств. Включенность в общеевропейские рыночные процессы касались большого количества людей и меняли сознание людей Возрождения.

Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура.

Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. На основании библейского выражения о сотворении человека «по образу Божию» они распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие способности, видели его призвание в познании и преобразовании мира

Возрожденцы не перестали еще быть людьми средневековья.
Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя.
А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности.

В результате мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек – личностью, стремящейся абсолютизировать, самореализовать себя в индивидуализме.

Опора художников Возрождения на достижения эпохи античности, с одной стороны, и их устремленность в высший мир, открытый Христом, с другой стороны, – не совпадают. Это и приводит к глубокой возрожденческой тоске, к трагическому мироощущению.

Время, в которое указанные выше черты культуры едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении названиями столетий – дученто (XIII вв.) и треченто (XIV в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.)). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.)).

Культура итальянского Возрождения дала миру: поэта Данте
Алигьери (автор «Божественной комедии»); живописца Джотто ди Бондоне (автор фресок церкви Сан-Франческо в Ассизи); поэта, гуманиста Франческо Петрарку (автор сонетов к Лауре); поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (автор «Декамерона»; архитектора Филиппе Брунелески (один из первооткрывателей перспективы); скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (автор многих скульптур и бюстов); гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу (1462–1494) (автор «900 тезисов…» с отказом следовать одной школе, направлению); живописца Сандро Боттичелли (автор «Весны»); живописца, ученого Леонардо да Винчи (автор «Моны Лизы», «Тайной вечери»); живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (автор «Сотворения Адама»); живописца Рафаэля Санти (автора «Сикстинской мадонны») и многих других выдающихся личностей. Разумеется, здесь приведены лишь наиболее известные из произведений творцов эпохи.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам.

Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы.

 

Реформация

Другое движение – религиозное и социально-политическое – реформация, начавшееся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии стало важным этапом в культурно-историческом развитии Европы.

Несмотря на все отличия – светская форма (гуманизм Ренессанса) и религиозная форма (Реформация) – формы новой культуры эпохи Возрождения – культуры поднимающегося раннебуржуазного общества.

Почему же католическая церковь оказалась неспособной ответить на вызов времени – выразить в доступной народу религиозной форме культуры потребности общественного развития.

Католическая церковь, достигнув небывалой власти над стра­нами Западной Европы и владея несметными богатствами, ока­залась, тем не менее, к концу XIV в. в очень плачевном положении. Возникнув как движение бедных и униженных, гонимых и порабощенных, христианская религия стала в средние века господствующей духовной и политической силой. Католичес­кая церковь в этот период достигла высшего светского влады­чества, что было крайне опасным искушением. Безраздельное господство римско-католической церкви во всех сферах жизни, ее абсолютная монополия на власть и привела, в конечном счете, эту церковь к внутреннему переро­ждению и разложению.

Для укрепления своей власти и преследования противников католическая церковь в XII в. оставляет путь кротких словес­ных увещеваний по отношению к оступившимся и учреждает инквизицию. Имущество еретиков подле­жало конфискации в пользу церкви, причем значительная его часть шла на содержание трибунала.

Внутреннее разложение католичес­кой церкви, ее властолюбие, жадность и алчность сделали эту церковь абсолютно неспособной возглавить прогрессивные пре­образования в обществе и одновременно породило внутри самой церкви мощный протест.

Обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с римским первосвященником перед лицом Бога привлекло на сторону Лютера всех недовольных всевластьем католической церкви.

Каждый верующий может быть сам для себя и дру­гих священником, и никакого особого священного круга дея­тельности не существует, никаких преимуществ духовенство иметь не должно.

Стержнем протестантского мировоззрения стало положение «все от Бога», освободившее человека от тщетных и суетных переживаний о его мирских делах и оставившее ему лишь одно – уповать на Господа и верить в свое спасение. Лютер доводит эту мысль до утверждения, что спасение вообще не зависит от усилий человека, а полностью определяет­ся одним только Богом.

Истинная христианская вера как бескорыстная устремлен­ность к добру означает просто усердную и тщательную сосредо­точенность и упорную методичность в выполнении своей обык­новенной мирской работы. Выполнение долга в рамках своей мирской профессии — высшая задача человека. Отлично выполненная работа свидетельствует об упорстве и добросовест­ности работника, а стало быть, о прочности его веры.

Радикальным продолжателем Реформации стал француз Жан Кальвин, основавший в Женеве, куда он был вынужден бежать от преследования католиков, одно из самых мощных течений протестантизма. Вражда Кальвина к праздности и роскоши переходила у него в отрицание и запреты художественного творчества, литерату­ры и искусства.

Возвеличиванию человека гуманистами Возрождения Реформация противопоставила идею полного ничтожества человека перед лицом Господа, оптимистическому и жизнерадостному мироощущению гуманистов – суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины.

Оправившись от первых поражений реформации, римская цер­ковь начинает собирать свои силы для новой ожесточенной борьбы с протестантизмом, развернувшейся в Западной Евро­пе в XVI–XVII вв. и получившей название Контрреформации.

Контрреформация была организована папством как церковно-политическое движение в защиту святости и величия като­лической церкви и включала ряд мер по организационному пе­реустройству церковной жизни и активизации функционирова­ния ее институтов, развязыванию целой череды жестоких и кровопролитных религиозных войн, охва­тивших Европу в этот период, была активизирована роль инквизи­ции. Было принято решение об издании инквизицией индекса запрещенных книг, ставшего мощным орудием церковной реакции против свободомыслия и науки.

Были мобилизованы силы старых нищенствующих монашес­ких орденов, был создан орден иезуитов (главным принципом которого стал: «цель оправдывает средства»).

Вскоре по всей Европе запылали огни религи­озных войн. Религиозные войны раскалывали только начавшие складываться нации и препятствовали формированию буржуаз­ных государств. В то же время они демонстрировали всю бес­плодность и бессмысленность религиозной нетерпимости и пос­тепенно приучали европейские народы к необходимости выне­сения религиозных разногласий за рамки государства и граж­данского общества.

 

Тестовые задания

1. К поэтам Возрождения относятся:

1) Данте Алигьери, Франческо Петрарка;

2) Джованни Боккаччо;

3) Джотто, Брунеллески;

 

2. Основные характеристики культуры эпохи Возрождения:

1) демократизм;

2) антропоцентризм;

3) религиозность.

 

3. Светское движение которое поменяло привычный средневековый образ мира:

1) Ренессанс;

2) Реформация;

3) Возрождение.

 

4. Опора на широкие народные массы, отклик во всех слоях общества и в разных странах характерны для:

1) Ренессанса;

2) Реформации;

3) Возрождения.

5. Термин «Возрождение» впервые употребил:

1) Ж. Вазари;

2) Ф. Петрарка;

3) Ж. Кальвин.

 

6. Особый интерес к ней у возрожденцев вызывала культура:

1) Древнего Востока;

2) Античности;

3) Средневековья.

 

7. Позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания:

1) антропоцентризм;

2) гуманизм;

3) свободомыслие.

 

8. Установить соответствие:

 

Деятели культуры Произведения
1) Данте Алигьери а) «Сонеты к Лауре»
2) Франческо Петрарка б) «Божественная комедия»
3) Джованни Бокаччо в) «Декамерон»

 

9. Установить соответствие:

 

Деятели культуры Произведения
1) Сандро Боттичелли а) «Сикстинская мадонна»
2) Леонардо да Винчи б) «Весна»
3) Рафаэль Санти в) «Тайная вечеря»

 

10. Религиозное и социально-политическое – реформация, начавшееся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии:

1) Ренессанс;

2) Реформация;

3) Возрождение.

 

12. Стержнем ____________ мировоззрения стало положение «все от Бога», освободившее человека от тщетных и суетных переживаний о ходе и исходе его мирских дел и оставившее ему лишь одно – уповать на Господа и верить в свое спасение.

 

13. К основателям протестантских течений относятся:

1) М. Лютер;

2) Дж. Вазари;

3) Ж. Кальвин.

 

14. Ожесточенная борьба с протестантизмом, развернувшаяся в Западной Европе в XVI–XVII вв. получила название __________________.

 

15. В католической церкви в XIII–XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, которые, в основном, вели борьбу с инакомыслием:

1) Конрреформация;

2) Ереси;

3) Инквизиция.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 4053; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь