Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева



Каптерев П.Ф.(1849-1922) – педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.

Каптерев был неутомимым пропагандистом педагогических знаний, организатором многих педагогических инициатив. Он выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности и гражданина, сформулировал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф. Каптерева была издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1889-1910), по его инициативе был созван первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах, посвященных вопросам семейного воспитания («Основные начала семейного обучения», «Задачи и основы семейного воспитания» и др.), Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития ребенка в раннем возрасте, важность закаливания, физических упражнений и т.п.

П.Ф. Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, определил сущность и содержание образовательного процесса. Введя в педагогику категорию «педагогический процесс», он акцентировал внимание научной мысли на внутренней стороне взаимодействия педагога и воспитанника, связанной с саморазвитием личности, ее самоусовершенствованием как процессом, педагогически стимулируемым и направляемым. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.

Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию), рассматривая воспитание и образование в аспекте развития культурной личности.

Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ.

В вопросах дидактики Каптерев особое внимание обращал на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения, продолжая, тем самым, идеи развивающего образования и внедряя в отечественное образование начала экспериментальной педагогики.

В концепции Каптерева, объединившей гносеологические и педагогические принципы координации научного знания, наиболее полно для своего времени отражался вопрос о классификации и систематизации наук в содержании общего образования. Учитывая объективные свойства каждой конкретной науки и специфические черты ее методов познания, педагог определил образовательную ценность каждой из наук, исходя из того, какими возможностями располагает наука для развития способностей учащегося.

С этой точки зрения и сами науки, и учебные дисциплины, изучающие данные науки, Каптерев распределил на три группы:

1) науки, в которых факты преобладают над логикой. Это ботаника, зоология, минералогия, гражданская история и др.;

2) науки, в которых многообразны сочетания фактов, обобщений, формул при сравнительно небольшом количестве фактического материала. Это математика, логика, механика и т.п.

3) науки, «в которых в известных отделах замечается преобладание фактической, а в других – рациональной стороны» [1. С.218-221].

Содержание школьного образования должно, по мнению Каптерева строиться с учетом данной классификации, что позволит сочетать реальную (накопление конкретных научных знаний) и формальную (развитие умений самостоятельно добывать учебный материал, строить логические умозаключения и выводы) цели образования.

Каптерев подчеркивал, что образовательный процесс будет неполным, если он безотносителен к человеческому пониманию правды, справедливости человеческих отношений. Нравственность, по его мнению, есть сущностный компонент этого процесса. «Нравственно образовываться, – писал он, – значит познать истину людских отношений, их правильное течение, их вековые твердые основы и изменяющиеся, применительно к местным и временным условиям, формы и виды; быть нравственно образованным значит еще распространять и защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их в жизни» [1. С.239].

В истории отечественного образования Каптерев стремился обнаружить и объяснить механизмы развития историко-педагогического процесса, чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее. Он исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права. Анализируя современный ему период развития отечественного образования, педагог выделял роль общественных сил в определении образовательной политики и ее демократическом осуществлении, активно пропагандировал общечеловеческие и национальные ценности в сфере образования и воспитания.

П.Ф. Каптерев был активным организатором и участником Всероссийских съездов по педагогической психологии, семейному воспитанию, экспериментальной педагогике, деятельным членом Петербургского педагогического общества, Комитета грамотности. Его основные сочинения: «Педагогический процесс» (1905), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки. Теория образования» (1915), «История русской педагогики» (1915) не утратили своей актуальности до настоящего времени.

 

Вопросыи задания для самоконтроля

1. Сопоставьте идею народности К.Д.Ушинского с современными требованиями поликультурного воспитания, формирования толерантности.

2. В чем особенность трактовки К.Д.Ушинским педагогики и воспитания как искусства?

3. Познакомьтесь с описанием Яснополянской школы, сделанным Л.Н. Толстым [2. С.234-245]. Какие приемы ненсильственного воспитания могут быть использованы в современной педагогической практике?

4. Охарактеризуйте ведущие направления педагогической деятельности П.Ф. Каптерева.

5. Актуально ли для современной педагогики понятие «педагогический процесс», предложенное П.Ф. Каптеревым?

 

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ века / Сост. П.А.Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608с.

2. История школы и педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР – М.: Педагогика, 1989.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. – 527 с.

 

ТЕМА 11.

НОВАТОР И ПРАКТИК-ЭКСПЕРИМЕНТАТОР

Антон Семенович МАКАРЕНКО (1888-1939)

 

1. Исходные положения педагогической теории и практики А.С. Макаренко о целях воспитания.

2. Проблема коллектива и личности в теории и практике А.С. Макаренко и ее современные трактовки.

3. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

4. Вопросы воспитания в трудах А.С. Макаренко.

Ключевые слова : проблема коллектива и личности, признаки детского коллектива, социалистический гуманизм, оптимистическая гипотеза, «закон движения коллектива», «система перспективных линий», «принцип параллельного действия», идеи трудового воспитания, «Педагогическая поэма».

 

Исходные положения педагогической теории и практики А.С.Макаренко о целях воспитания

В педагогике ХХ в. одной из самых эффективных педагогических систем на мировом уровне признана система Антона Семеновича Макаренко. Макаренко А.С. вскрыл и научно обосновал объективные закономерности и принципы формирования личности как социального феномена и блестяще претворил их в практике педагогической деятельности.

А.С.Макаренко подверг острой критике традиционную педагогику. Он писал, что она металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от, обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».

В те годы, когда А.С.Макаренко начинал свою работу в колонии имени М. Горького, многие педагоги не освободились еще от отношения к детям в духе «свободного воспитания». А.С.Макаренко предостерегал от сентиментального любования детьми. «Дети – цветы жизни», – любили повторять педагоги и многие родители, однако, многие из них не задумывались, какие плоды могут развиваться из этих цветов. Некритичное следование теории «свободного воспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность и расхлябанность, считал А.С.Макаренко. В обращении необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему.

Непосредственный опыт работы с воспитанниками колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского укрепили его в мысли о том, что воспитание успешно только тогда, когда оно осуществляется как целостный процесс формирования личности. Теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко, пронизана идеями социалистического гуманизма. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Этими принципами являются оптимизм, гуманизм, коллективизм. Исходными положениями педагогической системы А.С. Макаренко определяет позицию педагога по отношению к воспитанникам:

– к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой;

– истинным стимулом человеческой жизни является человеческая радость;

– только в коллективе и через коллектив возможно воспитание человека-коллективиста;

– как можно больше требования и уважения к человеку;

– в воспитательной системе труд должен быть одним из самых основных элементов;

– прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой, чтобы воспитанник чувствовал себя, прежде всего, гражданином.

Гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему А.С. Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

С идеей гуманизма у А.С. Макаренко тесно сочетается оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

А.С.Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Педагогика определяет цель воспитания как подготовку всесторонне развитых членов общества.

Начальным этапом воспитательного процесса Макаренко А.С. называет определение целей воспитания. Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог: воспитание боевого, активного, жизненного характера. А.С.Макаренко конкретизировал эту цель и говорил о необходимости воспитать патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Воспитанник должен ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказывать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни, способным бороться и сроить, жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. Чтобы воспитательные цели были достигнуты, педагог должен выбрать соответствующие средства, определить содержание жизни и деятельности детей.

А.С. Макаренко считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Большое место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 3753; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь