Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рут Бенедикт: учение об этносе культуры



Одной из студенток Боаса была Рут Бенедикт (Benedikt, 1887 — 1948), автор классической в области психологической антропологии книги “Модели культуры”. В ней Бенедикт демонстрирует, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены одной культурной темой (которую Бенедикт называла этосом культуры), определяющей не только каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические институции все вместе взятые образуют единую неповторимую структуру. Причем из различных возможных вариаций тех или иных систем отношений, способов действия, форм общественных институций в каждой культуре присутствуют только строго определенные вариации — те, которые соответствуют этосу культуры. Таким образом, этос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности, в структурах социальной иерархии, в материальных вещах и в технологиях их производства, во всех разновидностях половых взаимоотношений, в формировании союзов и кланов внутри общества, в способах экономического обмена и т.п. Все эти институции (и все иные — неперечисленные здесь, коих существует огромное число) сами по себе имеют большое количество типов и вариаций, но в каждом случае только один из этих типов встроен в рамки той или иной культуры. По мнению Рут Бенедикт, культура, реализуя те или иные социальные модели, соответствующие ее этосу, как бы почти не оставляет места для иных типов тех же институций. Черты, неорганичные данной культуре не получают в ней пространства для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся наиболее важными нам с точки зрения нашей культуры, могут иметь чрезвычайно мало значения в других культурах, ориентированных иначе, чем наша. А какие-либо черты, которые имеются в нашей культуре, могут быть переосмыслены в других культурах таким образом, что показались бы нам просто фантастическими. " Каждое человеческое общество, — писала Рут Бенедикт, — когда-то совершило такой отбор своих культурных установлений. Каждая культура с точки зрения других игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой — они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология невероятно слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, столь же " примитивном", технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперструктуру юности, другое — смерти, третье — загробной жизни". Каждая их культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Поэтому, по мнению Рут Бенедикт, говорить о степени развитости той или иной культуры — бессмысленно. Ведь их невозможно сравнивать! Возможно, Бенедикт представляла наиболее крайнюю степень культурного релятивизма, которая вообще когда либо проявлялась в психологической антропологии. Рут Бенедикт делала нечто большее, чем просто описывала поведение людей как продукт той или иной культуры. Она стремилась описать культуру как психологическую целостность, как внутренне гармоничную систему. Ее мало интересовала индивидуальная психология как таковая и психологической развитие личности, но во всех своих работах она делала акцент на психологической взаимосвязанности различных институций в каждом обществе. Она не стремилась провести четкое разграничение между понятиями социокультурной системы и личности как системы, ее более интересовал вопрос о психологическом соответствии индивидов — членов данной культуры и структурных элементов культуры. Этот подход, заложенный Бенедикт, был характерен для психологической антропологии вплоть до шестидесятых годов. Говоря о концепции Рут Бенедикт (которая в этом своем аспекте значительно повлияла и на концепции многих других антропологов), следует отметить, что она подразумевала необыкновенную пластичность человеческое природы: социальное и культурное окружение фактически лепит из личности все, что ей угодно, личность становится как бы частью культуры. Основываясь на данных полевых исследованиях племен Квакиютль, Цуньи, Плейнс в Северной Америке и племени Добу в Малайзии, Бенедикт описала их все в качестве четырех различных культурных конфигураций, детерминированных единой психологической темой. Она показала, что элементы культуры меняют свое значение под влиянием основной темы — этоса культуры и что они становятся частью единой культурной конфигурации. Так культура народности Квакиютль была определена ею определила как дионисийская, а народности Цуньи — как аполлонийская (здесь очевидны ассоциации с работой Ницше “Происхождение трагедии из духа музыки”). Квакиютль (дионисийцев) она представляла как постоянно стремящихся избежать обыденной ограниченности опыта, выйти из естественных рамок, как бы достигнуть иного порядка бытия. В этих целях они используют различные способы достижения транса, от танцев до наркотических веществ. Цуньи (аполлонийцы) миролюбивы, не склонны к конфликтности, добры. В это время проблема культурных моделей становится доминирующей в культурной антропологии, хотя лишь немногие из антропологов приняли теоретические подходы Бенедикт. Начиная с двадцатых годов психологическая антропологии развивалась в рамках школы “Культура и Личность”, приверженцы которой, как видно из названия этого научного направления, пытались выяснить связь между культурой, принятой в том или ином обществе, и личностью — носителем этой культуры. Психологическая антропология изначально принципиально отличалась и от психологии, и от социокультурной антропологии. Если первая исследовала психику индивида, а вторая — его поведение и мышление, чтобы с их помощью реконструировать общую картину социальной и культурной системы, внутри которой эти индивиды существуют, то психологическая антропология изучала и культуру, и индивида в комплексе, или точнее было бы сказать, индивида, как представителя определенной культуры. Вплоть до шестидесятых годов в психологической антропологии в направлении “Культура и Личность” доминировало представление о тесной корреляция между понятиями “культура” и “личность”. На этой посылке и основывался конфигурационистский подход. Причем схожесть между структурой культуры и структурой личности не обязательно проявляет себя в этнографических описаниях поведения членов культуры. Она может быть выражена только посредством тонкой скрупулезной сравнительной работы и мыслительной интеграции многих уровней культуры. В результате этого манипулирования культура как бы уподобляется личности. А индивид представляет собой предельное средоточие культуры — “микрокосм культуры”.

 

18. Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, и поэтому первая его форма получила название структурного функционализма. Как уже было отмечено, основоположником нового направления в этнологии стал английский ученый Альфред Радклифф-Браун, который первым начал рассматривать общество как структурно взаимосвязанную систему отдельных функционирующих элементов. Согласно его мнению, общественная жизнь людей может рассматриваться как их функционирование в рамках определенной социальной структуры. Функция каждой повторяющейся в ее пределах деятельности заключается в решении тех социально значимых задач, на которые она нацелена, в ее вкладе в поддержание структурной преемственности. Функциональный подход к социокультурной жизни, таким образом, означает изучение устойчивых форм, с помощью которых индивиды осваивают социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают ее. Поэтому главной задачей этнологии, по мнению Радклифф-Брауна, должно было быть не выявление причин структурных изменений человеческого общества и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них структурных взаимосвязей.

Идеи, высказанные Радклифф-Брауном, быстро стали популярными в английской социальной антропологии и получили свое развитие в исследованиях целой группы ученых, среди которых наибольшую известность приобрел Эдуард Эванс-Притчард (1902-1972). Будучи видным исследователем африканских культур, Эванс-Притчард строил их изучение на основе структуралистского метода, в соответствии с которым описание конкретных фактов подчинялось определенной социологической теории. С помощью этого метода можно понять структурное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения, а конечной целью этого метода является более ясное понимание системы общества в целом.

Выдвигая такую цель структуралистского метода, Эванс-Притчард исходил из убеждения, что элементы системы влияют друг на друга, а структурный подход изучает эти связи между элементами. По его мнению, социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком. Эти системы отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром. Использование этого метода предполагает сравнение нескольких исследуемых однородных объектов, чтобы определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Для этого сначала нужно извлечь «социальный факт из культурной формы». Каждый такой факт обладает первичными и вторичными качествами. Первичные качества- структура - это то, что действительно существует и играет роль причины. Вторичные качества - культура - порождаются, с одной стороны, путем воздействия окружающего мира на органы чувств человека, а с другой - выбором символических знаков в данном обществе. Во взаимоотношении этих качеств первые составляют основу вторых, т.е. культура имеет также свою структуру и это позволяет понять и объяснить связь всех культурных явлений.

Иным путем шло развитие идей структурализма во Франции. Французский структурализм в этнологической науке представлен работами выдающегося ученого Клода Леви-Строса (р. 1908). Его научные взгляды формировались под влиянием учения Дюркгейма об обществе и теории структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра. Первоначально Леви-Строс получил известность благодаря своим публикациям по культуре и быту индейцев Бразилии, а также анализу систем родства примитивных народов. Позже главным предметом его интересов стало сравнительное изучение мифологии отсталых этнических групп, а также тотемических и других верований. Этим вопросам посвящены его основные сочинения: «Структурная антропология» (1958 и 1973), «Тотемизм сегодня» (1962), «Печальные тропики» (1975) и др.

Основой теории Леви-Строса является положение, согласно которому путем применения методов структурной лингвистики можно воссоздать систему символов, отражающих структуру той или иной сферы культуры. Концепция структурализма исходит прежде всего из представления о некоей вечной, внеисторической структуре, не имеющей причинно-следственных связей, структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания. Через все сочинения Леви-Строса проходит центральная идея, идея единства человеческого разума на всех стадиях исторического развития. Для него вся человеческая деятельность и все формы сознания людей подчинены строгой логике. При этом в человеческом сознании преобладает именно разумное, а не эмоциональное и не подсознательное начало. Поэтому Леви-Строс рассматривал каждую сторону быта и культуры как замкнутую систему, стараясь в каждой из них обнаружить свои логические закономерности, и чаще всего находил их в бинарных оппозициях - парных противоположностях, главной из которых была оппозиция «природа - культура». Основной целью развиваемого им структурного анализа было обнаружение таких логических закономерностей, которые лежат в основе всех социальных и культурных явлений. При этом он опирался на тезис Ф. де Соссюра о том, что отдельные феномены не обладают никаким значением и только их комбинация (слово) имеет смысл. Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913) и его последователи совершили переворот в сравнительном языкознании, когда отказались от господствовавшего ранее диахронного подхода к языкам и стали описывать их как синхронные знаковые системы, которые обнаруживают в своем строении определенное структурное сходство. Такой подход был обусловлен прежде всего усмотрением разницы между речью и языком. Язык де Соссюр определил как согласованную систему знаков, каждый из которых представляет собой сочетание двух компонентов: сигнификанта, или «означающего», и сигнификата, или «означаемого». Минимальной звуковой единицей в лингвистике является фонема. Замена одной фонемы на другую не обязательно приводит к изменению значения слова. Однако в каждом языке есть фонемы, которые образуют оппозиционные пары. Поэтому изменение в пределах одной звуковой последовательности приводит к изменению значения слова (например: «дом» и «том»).

 

23. Именно северная и восточная части Африки считаются колыбелью человечества. В Северной AFR рано возникли очаги производящего хозяйства. (Тасийская и Бадарийская культуры в обл. Ср. Нила IV-V тыс. до н.э.). В сер. I тыс. до н.э. – города Мероэ и Напата в верхнем течении Нила. В IV в н.э. в Эфиопии – Аксум. В X-XVI вв. – гос-во Бенин. Антропология. На севере – средиземноморская ветвь европеоидной расы (арабы и берберы): узкое лицо, тонкий прямой нос, кожа смуглая, волосы черные и курчавые. На самом юге региона и в оазисах Сахары – негроиды.

Лингвистика. Ветви Афроазийской (семито-хамитской) языковой семьи:

1) Семитская ветвь / Южная (Арабская) подгруппа / Египет, Марокко, Ливия, Тунис, Алжир, Судан 2) Берберская ветвь (кабилы, зенага) ХКТ. Территория сев. Эфиопии и п-ова Африканский рог – зона древнейшего скотоводства и земледелия. В целом – скотоводство и земледелие в разных сочетаниях, причем господствует земледелие, но чем дальше вглубь материка, тем важнее скотоводство (чем дальше, тем «более кочевое»). Орудия архаичные, благо земля плодородная. Феллахи (егип. крестьяне) пользуются плугами, мотыгами, серпами, цепами, шадуфами (журавль), сакийе (водоподьемное колесо). Разводят все, что растет, а растет там, как и в древности, все. В предгорьях Магриба особенной популярностью пользуется манная каша и продукты садоводства. Скотоводство преимущественно молочное.Южнее, в полупустынях – в основном кочевники (мавры, туареги, берберские и арабские племена). Занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Но южные туареги сеют просо и пшеницу, бобы, помидоры, арбузы и дыни. Некоторые туареги сами земледелием в оазисах не занимались, а сажали туда рабов. Ремесло. Мелкое кустарное производство. Подсобные промыслы. Ковры, кожаная обувь, ткани, гончарные промыслы, кузнечество. Промышленность развита слабо. Полезные ископаемые, которых много, идут в основном на импорт. Главное – алмазы и богатая ураном руда. Религия. В северной Африке превалирует суннитский ислам (Египет + Магриб) – следствие арабского вмешательства 7-8 и особенно – 11 века. В Эфиопии и части Египта – христианство (копты). Остатки всяких культов и первобытных верований + проникшие и замешанные «по-африкански» мировые религии. Тотемизм, анимизм, шаманизм, вера в магию – всё это продолжает существовать. Восточная и Юго-Восточная Африка

Этническая история. В древности они прошли через самый юг Африки. Готтентоты были скотоводами и своими миграциями всё южнее теснили бушменов. Их конкурентами были господствующие ныне племена банту (классические негры). Уже к прибытию европейцев бушмены и готтентоты жили только в Капской провинции. Пигмеи (ок. 300 тыс. чел.). – Экваториальная Африка. Зона тропических лесов. Самая большая группа – батва – живёт к югу от реки Конго. Культурно отсталое население, говорящее на языке своих соседей. Оттеснены вглубь экваториальных лесов. Антропология. Негрилльский расовый тип. Низкий рост, более светлая кожа, более развитый третичный волосяной покров, более тонкие губы, низкий рост. ХКТ. Ни земледелия, ни скотоводства, только охотники и собиратели. Занимаются обменом, так и получают всякие штуки, еду и железные предметы. Их любимое мясо – слоновье, но чаще им удается добыть не очень крупных животных или рыбу. У пигмеев существует особая техника ловли рыбы: они отравляют её растительными ядами, после чего её можно собирать просто руками. Но пигмеи берут ровно столько рыбы, сколько понадобится. Невостребованная рыба просыпается спустя полчаса без каких-либо повреждений. Бушмены (на готтентотском наречии — Саб или Сак). – к югу от реки Оранжевой в Капской земле, отчасти к северу от этой реки, в стране Намакуа, и в особенно значительном числе в пустынной местности Калахари и далее к северу до озера Нгами. Внутри Капской земли Бушмены живут частью в услужении у колонистов, частью на недоступных возвышенностях или пустынных степях. Их вытеснили голландцы, сейчас живут в пустыне Калахари, есть в Ботсване, Намибии и Анголе. Антропология. Бушменский расовый тип. Желтоватый цвет кожи, средний/малый рост, узкий нос с уплощенным переносьем, эпикантус и стеатопигия. Ранняя морщинистость. Рост ниже среднего; особенно малы бушмены, у которых он в среднем около 150 см. Этнос. Единственное сохранившееся племя – хадзапи. Койсанская яз. семья. ХКТ. Охотники и собиратели. Кочуют отдельными семьями, соединяются лишь для совместной защиты или для разбойнического набега; они обладают всеми свойствами охотничьего племени: выносливостью, мужеством, острым слухом и зрением, ловкостью и т. п. Маленький лук, стрелы с каменным наконечником. Менялись с готтентотами и получали железо. Ходили в набедренных повязках, никакой керамики, хранили воду в страусиных яйцах. Известны именно как охотники. Мужчины – охотники. Женщины – собиратели. Готтентоты.– Танзания, Ботсвана, Свазиленд, ЮАР, Намибия. Этнос. Единственное сохранившееся племя готтентотов – сандаве. При колонизации часть готтентотов смешалось с банту, частично были истреблены. (К середине XVII века населяли всю Южную AFR). Часть их обращена в христианство и сделалась оседлою. Их насчитывают в колонии одни — ок. 20000, другие — до 80000; точное число определить трудно, так как вполне чистого Готтентоты в колонии не всегда легко и встретить.– Бушменский расовый тип. Лингвистика. Принадлежат Койсанской яз. семье. Характерны щелкающие звуки. Звуков этих у готтентотов четыре, у бушменов – семь. Звуки эти, употребляемые перед гласными и некоторыми согласными, производятся упором языка в разные части нёба и напоминают производимые у некоторых европейских народов при понукании лошадей или вызываемые откупориванием бутылки. ХКТ. Кочевые скотоводы отгонно-пастбищного типа. Охотились. Железные орудия изготовляли сами.

 

21. К моменту прихода в AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек. Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время). Данные серологического анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга. 14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бό льшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и была выработана совершенно особенная когнитивная культура. AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек). Сейчас аборигенное население AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива), что составляет ~ 2% от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье). 1788 г. – первый флот с капитаном Артуром Филиппом, привёзший несколько сот английских каторжан. А с 1851 года здесь началась знаменитая «золотая лихорадка».

60% населения – потомки англичан (=> англиканцы)

25% населения – потомки ирландцев (=> католики)

12% населения – потомки шотландцев (=> пресвитериане)

Острова Океании имеют сравнительно небольшую площадь: ~ 1 млн. км 2. На них проживает около 12 млн. человек. Океанию делят на 3 историко-этнографические области:

– Меланезия (New Гвинея, архп. Бисмарка, Соломоновы о-ва, о-ва Санта-Крус, New Каледония, Фиджи)

– Полинезия (NewZE, Гавайские о-ва, о-в Пасхи, о-ва Кука, Туамоту)

– Микронезия (Маршалловы и другие о-ва)

Меланезия

– в свою очередь делится на 3 района: Папуасия (New Гвинея), Мелано-Полинезия (Фиджи), Меланезия (всё остальное).

– на New Гвинею мигранты попали не менее 30 тыс. назад

– в результате сложных миграционных процессов население Меланезии очень пестрое в языковом, этническом, культурном и антропологическом отношениях.

Папуасия

– 85% населения – папуасские народы (4, 3 млн. человек)

– 85% населения говорит на языках трансновогвинейской надсемьи

– более 600 отдельных этносов

– широко развит тотемизм, вера в магию

– по своим занятиям папуасы – мотыжные земледельцы, хозяйство которых носит преимущественно натуральный характер.

– земледелие у папуасов еще не отделилось от охоты, а ремесло – от СХ

– селятся небольшими деревнями в 100-150 человек

– взрослые мужчины живут отдельно – в «мужском доме»

– наиболее распространена родовая община

Мелано-Полинезия (Фиджи)

– 0, 7 млн. человек

– более половины населения – потомки индусов, работавших здесь на британских плантациях

– главная культура – кокосовая пальма

Меланезия

– почти 90% населения – австронезийские народы, говорящие в основном на восточноавстронезийских языках (0, 7 млн. человек)

– более 300 отдельных этносов

– более 80% населения – христиане + вера в «ману», анимистические веры

– основное занятие – ручное земледелие (+ подсечно-огневая система), рыболовство, плетение из текстильных волокон, развитое огородство

– наиболее распространена сельская община

– на большинстве островов материнский род, но характерны и «мужские союзы»

Полинезия

– в доколонизационный период было историко-культурное единство

– полинезийцы – контактный тип между монголоидной и австралоидной расами, основные языки-австронезийской семьи

– более 40 различных народов (маори, тонга, самоа, таитяне, гавайцы)

– религия – в основном протестантизм, вера в «ману»

– основное занятие – ручное земледелие, рыболовство

– искусные ремесленники и мореплаватели

– почти везде произошло социальное расслоение (вожди и элита)

– в XVIII-XIX вв. начали складываться первые государства

Микронезия

– около 15 народов, говорящих на языках австронезийской семьи

– население делилось на сословия

– основное занятие – ручное земледелие (подсечно-огневое), рыболовство

– кое-где была пиктографическая письменность

 

22. Люди попали в Америку через Берингов пролив, который оголялся 2-ды: между 50 и 40 тысячелетиями и между 18 и 14 тысячелетием до н.э. Некоторые памятники датируются временем 20 тыс. лет в Южной Америке и 20-30 тыс. лет до н.э. – в Северной. Но человек современного вида проник туда не раньше 12 тыс. л. до н.э. Оконечности Южной Америки человек достиг ок. VIII тыс. до н.э. По крайней мере в это время увеличивается количество отретушированных каменных остриев. Эскимосы и алеуты заселили север Америки скорее всего ещё позже, т.к. сохранили многие черты рас Старого Света. Не исключено, что люди проникали в Америку из AZ и морем: через Алеутские острова. VII тыс. до н.э. – появление земледелия (в предгорьях Мексики и Перу). В южных же горах Перу возможно находился и центр доместикации картофеля. Антропология. Особая ветвь монголоидной расы с негроидными чертами. Волосы – прямые и жесткие, темные. Третичный волосяной покров развит слабо. Выступающие скулы. Пигментация кожи – от желтоватой до красно-коричневой. Основное отличие от монголоидов Старого Света – резко профилированное лицо. Негроидные черты – предположительно из-за постпалеолитических миграций. Лингвистика. На индейских языках говорит ок. 36 млн. чел. Классификация индейских языков сложна, т.к. этнографическое исследование индейцев начали поздно, к тому моменту уже успели проявиться необратимые последствия колонизации. По причине более позднего переселения алеутов и эскимосов, их языковая семья исследована сравнительно хорошо. Языки других индейцев в корне отличаются от языков Старого Света. Прежде всего – грамматикой. Из-за отсутствия у аборигенов государства – пестрота и обилие разных языков. Поэтому – полная неопределенность в классификации. Одни выделяют менее 100 семей, другие – до 2000, причем получается, что один язык – одна семья. Поэтому принято классифицировать языки индейцев по этнографическим признакам. Многие племена были истреблены до того, как их языки удалось исследовать. Такая таинственность позволяла америкашкам во время WWII использовать индейцев как шифровальщиков. Немцы долго не могли понять, в чем штука. Формирование американских наций.Важность. Важно потому что необычно. Помогает понять степень адаптации человека к чуждым ему средам и поставить вопрос этнических меньшинств. Когда? Формирование происходило в эпоху капитализма => феноменально быстро (200-300 лет). 3 основные группы: 1. переселенцы из Европы; 2. фрагменты африканских племен и народностей; 3. недобитые индейцы. Отсюда – этнорасовая пестрота американской нации. Этническая история. Формирование собственно наций началось с завоевания и колонизации. 1492 год – высадка на Гаити. Конкиста испанцев. Потом Куба – плацдарм для экспедиций в Мексику и Флориду. Жили там инки и ацтеки. В 1500 Васка да Гама открыл Бразилию. Уже в 1521 пал Теночтитлан. Начали испанцы и португальцы, потом подключились французы, англичане и голландцы. Официальная цель – распространение католицизма. Папа Александр даровал Испании право на владение и миссионерство в открытых землях. XVIII век – англичане. Земледельческие колонии в Виргинии. Колонисты принесли с собой новые болезни, пьянство etc. Местные группы втянуты в непрерывные походы европейцев. На протяжении первого столетия колонизации погибло 95% коренного населения (при их общей численности ок. 100 млн. чел.). Ацтеки: «Дайте нам умереть, ибо наши боги уже умерли…», известный эдикт папы «о признании индейцев людьми» etc. Не эффективен труд аборигенов, поэтому ввозят негров. Нац. состав колоний – лоскутное одеяло. То, что мы сейчас называем американской нацией – народы Сев. Америки. Афроамериканцы. Прибыли в 1619 с голландцами. Причём не рабы – кабальные слуги. Классическое рабство – уже XVIII век, Виржиния. Рабство было и патриархальное, часто фермерство (надо самому работать). Босалии – негры, родившиеся в AFR, креолы – уроженцы уже Америки. (А в XIX в. креолами называли белых потомков SP и FR, в отличие от англоговорящих американцев). Всего было ввезено 10-15 млн. африканцев. Легитимировала всё протестантская этика (Вебер). Их судьба предопределена, пусть и пашут. Негры бежали, образовывая целые лагеря и даже области беглецов. К концу XVIII, однако, кризис идеологии, появился аболиционизм – движение за отмену рабства. Латинская Америка. Главная черта – метисация. Полное отсутствие расовых предрассудков. Были удачные колонизаторские проекты (Парагвайское государство иезуитов среди индейцев гуарани). Тут и протестанты, и католики. Но если католики стремятся навязать свою веру аборигенам и даже неграм, то протестанты – нет. 1810-1826 – «Indepencia» – освободительная война в SP колониях. Аргентинский президент Сарбиенте написал книжку «Факундо», где сказал: США – civ, мы – варвары. Расовая терпимость, даже ввозимые негры принимались. Если от смешанных браков рождался мулат, его забирал белый отец. Если совсем чёрный – то оставляли матери, но давали всяческие льготы. Белые. Предприимчивые люди, маргиналы, плыли за богатством и новой жизнью. Жили отдельными колониями по странам, но есть противопоставление: мы – они. Боролись между собой за влияние. Однако, смешанное население, довольно быстро «американизировалось». С точки зрения хозяйства принесли кучу плодов: картофель, томаты, какао, стручковый перец. Около сер. XVIII в. противопоставление колоний и метрополий стало носить континентальный характер, появилось самоназвание «американцы». С приобретением независимости американскими государствами аборигенные народы стали еще больше страдать. Их загоняют в резервации, истребляют. Границы государств были проведены без учета расселения аборигенных этносов. Осталось и плантационное землевладение – ввозят иммигрантов из CHI, IND, Индонезии. Протестантизм распространяется на юг, среди негров и аборигенного населения получают распространение различные синкретические культы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь