Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отношение к реформам в обществе
Преобразования вызвали острую реакцию современников. Голос недовольных был слышен в застенках учреждений политического сыска – Преображенского приказа, а с 1718 г. – Тайной канцелярии, мнение сторонников преобразований мы узнаём из политических трактатов, сочинений прибыльщиков и прожектёров, произносимых с амвонов панегириков. Противники реформ. Политика Петра I пользовалась поддержкой широких кругов дворянства. Но среди феодалов, как светских, так и духовных, было немало недовольных. Осуществление преобразований влекло утрату аристократией руководящей роли в государственном управлении. Новшества вызвали недовольство и духовенства, так как оно попадало во всё большую зависимость от светской власти. Часть боярства и духовенства активно боролась за сохранение своего влияния, за старые порядки против новых. Проявлением этой борьбы были боярские заговоры, распространение ложных слухов, сеявших недоверие к реформам. В 1697 г. Преображенский приказ раскрыл заговор, возглавляемый представителем боярской фамилии – окольничим Алексеем Соковниным. Он ориентировался на Милославских, при Софье возглавлял Конюшенный приказ, а при Петре потерял эту должность. Соковнин намеревался убить Петра. Исполнение плана взял на себя бывший стрелецкий полковник Циклер. Заговорщики поплатились жизнью. Враждебные преобразованиям настроения наиболее ярко проявились вделе царевича Алексея. Сын Петра I от первого брака, царевич Алексей, воспитывался в окружении первой жены царя Евдокии Лопухиной. Пётр настойчиво добивался от сына овладения военным делом, изучения кораблестроения, выполнения отдельных поручений, а последний уклонялся от этого, прикидываясь больным и проводя время в «смертельном пьянстве».
ЦаревичАлексей Петрович.Художник Г. Таннауер
В 1715 г., когда у 25-летнего царевича родился сын и, таким образом, появился новый кандидат в наследники, Пётр предложил Алексею либо постричься в монахи, либо принимать участие в государственных делах. В письме Алексею царь грозил лишить его права наследовать престол, «ибо я за мое Отечество и люди живота своего не жалел, то как могу тебя непотребного пожалеть». Алексей внешне проявил полную покорность, согласился стать монахом и отказался от короны. В действительности он считал монастырь удобным местом, где можно ожидать смерти отца, чтобы потом предъявить свои права на престол. В 1716 г. Алексей, притворившись, что едет по вызову отца в Копенгаген, бежал в Вену «под дирекцию» своего шурина, австрийского императора Карла VI. Стараниями П. А. Толстого и А. И. Румянцева царевич был возвращён в Россию. Началось следствие, обнаружившее сообщников царевича. Алексей считал своими сообщниками всех, «кто старину любит». Он надеялся на сочувствие князей Голицыных, Долгоруковых и др. Единомышленники находились и в Суздале, где была в заточении бывшая царица Евдокия и где взгляды царевича разделял ростовский митрополит Досифей. Видное место среди заговорщиков занимал А. В. Кикин, в прошлом любимый денщик Петра. За казнокрадство он был лишён должности, имущества и отправлен в ссылку. Хотя Пётр после этого вновь приблизил Кикина, но последний не забыл обиды и стал главным советником Алексея. Находясь в Австрии, Алексей строил планы захвата престола при военной помощи государств, враждебных России. Внутри страны он рассчитывал на поддержку сенаторов из знати и особенно духовенства. Захват власти Алексеем должен был сопровождаться ликвидацией преобразований, отстранением от должностей ближайших сподвижников Петра, перенесением столицы из Петербурга в Москву, отказом от строительства флота и активной внешней политики. Суд, состоявший из 127 светских сановников, признал царевича виновным в измене и летом 1718 г. приговорил его к смертной казни. Приговор не был приведён в исполнение, так как Алексей, видимо, умер под пытками. По другой версии, он накануне казни был задушен в каземате Петропавловской крепости. Прочие активные участники заговора также были казнены. С делом царевича Алексея тесно связано опубликование в 1722 г. Устава о наследии престола. В нём дано обоснование прав царствующей особы назначить себе преемника по своему усмотрению, минуя старшего сына. Иным было отношение к преобразованиям со стороны народных масс. Народ не сочувствовал целям, которые ставили перед собой противники Петра из «верхов». В то же время крестьяне и посадские люди выражали в так называемых непристойных речах свой протест против усилившегося гнёта. Ропот раздавался и среди слоёв населения, в наибольшей мере ущемлённых преобразованиями: стрельцов, духовенства и старообрядцев. Но оснований приветствовать новшества не было и у простых селян и горожан, осуждавших царя за введение разорительных налогов, рекрутчины и множества новых повинностей. Сторонники реформ. Идеологи Петровского времени были полны горячей веры в могущество государства. В регламенте Главного магистрата сказано, что «полиция есть душа гражданства всех добрых порядков и фундаментальный подбор человеческой безопасности и удобности». Благополучие граждан поставлено в полную зависимость от «Божеской помощи» и «доброй полиции». Подданным отводилась роль исполнителей повелений монарха. Законодательство Петровского времени настойчиво пропагандировало идею всеобщего блага, а также свою заботу о «всенародной пользе», о «благе подданных». Этими лозунгами, повторяемыми в тысячах указов, внушалась мысль о том, что государство в одинаковой мере заботится о всём населении страны. Выдающимся писателем-публицистом первой четверти XVIII в. был Феофан Прокопович. Проповеди Феофана, произнесённые с церковного амвона, были наполнены светским содержанием, гордостью за мощь России, сумевшей одержать «преславную победу» над армией шведов. Прокопович живо откликался на все значительные события современности. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича широко использовал Пётр I, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей». Видное место в публицистике Петровского времени занимают произведения Фёдора Салтыкова, представителя древнего боярского рода. В центре внимания Салтыкова находились интересы дворянства. Он, сторонник расширения дворянских привилегий, ратует за сохранение монопольного права дворян владеть крепостными, предлагает ввести для дворян титулы в зависимости от размера владений. По его мнению, государство должно заботиться о развитии промышленности и торговли. Так, публицист предлагал строить мануфактуры силами объединений купцов, созданных по инициативе государства. Некоторые предложения Салтыкова были претворены в жизнь. Выдающимся явлением экономической мысли являются сочинения Ивана Тихоновича Посошкова. Главным его трудом была «Книга о скудости и богатстве», завершённая в 1724 г. Посошков выступал против крайне жестоких форм эксплуатации крепостных крестьян. Он предлагал установить законом размер барщинных и оброчных повинностей, отрицательно относился к введению подушной подати, считал необходимым уменьшить общий размер государственных податей вдвое. Наиболее интересны мысли Посошкова о развитии промышленности и торговли. Талантливый экономист высказывает оригинальные и зрелые идеи, присущие развитому меркантилизму. Государство должно поощрять строительство мануфактур выдачей купцам ссуд и пожалованием казённых заводов. Правительство обязано проявлять заботу и об обеспечении предприятий рабочей силой, отдавать мануфактуристам бродяг и нищих. Купцы тоже должны пользоваться льготами и привилегиями, ибо «купечеством всякое царство богатитца, а без купечества и малое государство быть не может». «Книга о скудости и богатстве» предназначалась для Петра, однако знакомился ли он с ней – неизвестно. В 1725 г. Посошков по неизвестным причинам был арестован Тайной канцелярией и в начале следующего года умер в заключении. Впервые «Книга о скудости и богатстве» была опубликована в 1842 г. и с тех пор заняла выдающееся место среди памятников культуры Петровского времени.
Вопросы и задания
1. В чём проявилась борьба старого и нового при Петре I? 2. Кто наиболее активно выступал против нововведений Петра I? 3. В чём причины конфликта Петра и его сына Алексея? Как развивался этот конфликт и почему так трагически завершился? 4. Какие идеи выдвигало и отстаивало государство? Где они излагались и кем поддерживались? 5. Назовите наиболее видных публицистов Петровского времени. Какие взгляды они отстаивали?
Новшества в быте
Новшества в быте царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося в 1698 г. из заграничного путешествия, прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и самолично начал им обрезать бороды. Позже, в 1705 г., последовал указ, вводивший налог за право носить бороду: борода дворянина и приказного оценивалась в 60 руб. в год, купца – 100 руб., прочего посадского люда – 30 руб. Крестьянин должен был платить при въезде в город по 2 деньги. За бородой пришёл черёд одежды. 4 января 1700 г. последовал указ о запрещении носить длиннополое платье. Вместо него дворянам и горожанам предложено было обрядиться в венгерские и немецкие кафтаны. Указом 5 января 1724 г. царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к однородной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведённую жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. При Петре издавались наставления по воспитанию детей. Первое из них, на протяжении XVIII в. много раз переиздававшееся, было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Это сочинение, составленное из текстов, заимствованных у западноевропейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем «Юности честное зерцало» допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежит говорить «благочинно, учтиво, вежливо». Молодым людям внушалась мысль о необходимости трудолюбия, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. Кроме того, им давались рекомендации, как вести себя в общественных местах, предусматривавшие все мелочи – начиная от походки и осанки до умения красиво есть. Заключительные страницы «Юности честного зерцала» излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен обладать тремя добродетелями («смирен, приветлив и учтив»), то девице их надлежало иметь десятка два: страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, молчаливость, чистоплотность и т. д. У девиц ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия. Другим руководством для воспитания детей служило сочинение Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам». Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте: «каков кто отрок есть, таков и муж будет». Отсюда обязанность родителей наставлять детей от младых ногтей «в страхе Божии, благочестии и добронравии». Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечить себя материально. Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения — ассамблея. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Тем самым женщине – затворнице терема – была предоставлена возможность появляться в публичном месте: отменялся поцелуйный обряд и раздельное застолье мужского и женского обществ. Впрочем, даже у Меншикова жена и дети садились за общий стол в порядке исключения. Ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями: на них наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. По идее, на ассамблеях должны были царить веселье и непринуждённость: деловые разговоры могли чередоваться с танцами и играми. Однако на первых балах Петровского времени царили удручающая скука и скованность: над гостями тяготела угроза вызвать раздражение царя каким-либо неловким действием. Изменился характер публичных празднеств. До преобразований они носили церковный характер: победы на театре войны отмечали колокольным звоном, крестным ходом, молебном. При Петре такие празднества приобрели светский характер: они сопровождались торжественным шествием победителей через триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками. Первое празднество было устроено 30 сентября 1696 г. по случаю овладения Азовом. Северная война давала множество поводов для подобного рода празднеств: 1 января 1704 г. отмечалось овладение Нотебургом и Ниеншанцем, в том же году праздновали взятие Нарвы; Лесная, Полтава, Гангут, Гренгам и менее значительные победы непременно отмечались парадным шествием войска, демонстрацией пленных и трофеев, красочными фейерверками. Маскарад в Петербурге по случаю заключения Ништадтского мира продолжался несколько недель, в нём участвовало свыше 1000 масок. Публичными торжествами отмечались спуски на воду кораблей, а также события в жизни членов царской семьи.
Летний дворец Петра I – первый каменный жилой дом Петербурга
Перестраивая быт дворян и горожан, царь не оставил без изменений и быт двора. Новшества здесь были связаны с «Всепьянейшим собором». Подобно тому как Алексей Михайлович составил «Урядник сокольничья пути», так Пётр разработал подробнейший «Устав Всепьянейшего собора». В нём были перечислены все чины, входившие в его состав, обязанности каждого из них, церемония приёма новых членов, правила поведения и т. д. Бо́ льшую часть года соборяне проводили в кельях, поклоняясь Бахусу. Из келий пьяные компании выползали в дни маскарадов и Святок. Тогда к ним присоединялись царь и его окружение, число участников достигало 200 человек, и это сборище в санях, запряжённых свиньями, медведями, козлами, отправлялось славить бояр и богатых купцов. В итоге преобразований быт претерпел существенные изменения. Однако они охватили тонкую прослойку верхов общества: дворян, чиновников, население двух столиц и отчасти провинциальных городов. На село новшества либо не проникали совсем, либо пробивали себе путь с большим трудом: крестьяне и крестьянки продолжали носить ту же холщовую одежду летом и зипуны из сермяжного сукна зимой, пользовались сыромятной кожей для изготовления обуви и грубо выделанными овчинами, мужчины не расставались с бородой. Неизменным оставался и дневной рацион крестьянской и посадской семьи. Если за обеденным столом столичного дворянина всё чаще появлялись различного рода экзотические пряности и заморские напитки, то главными продуктами питания крестьян и большей части горожан оставались хлеб, похлёбка из муки, квас, а также овсяная и ячменная каши. Широко использовались овощи: свежая и квашеная капуста, свежие и солёные огурцы, репа и др. Мясо в рационе трудового населения занимало весьма скромное место, причём источником его являлся не крупный рогатый скот, а овцы, свиньи и домашняя птица. Итак, реформами быта были охвачены верхи феодального общества: принадлежность к господствующему сословию теперь можно было без труда определить по внешнему виду человека – его одежде, отсутствию усов и бороды, а также по манерам поведения. Впрочем, не все новшества тотчас внедрялись и среди «верхов». Браки без давления со стороны родителей и барина многие десятилетия оставались благим намерением законодателя.
Вопросы и задания
1. Определите, какие нововведения появились в быте высших слоёв общества. 2. Подумайте, чем была вызвана мелочная регламентация быта со стороны государства. 3. Какие вы знаете руководства по воспитанию детей, относящиеся к царствованию Петра I? Выявите, какие нравственные ценности стремились прививать молодёжи в то время (при ответе используйте текст на с. 410 учебника). 4. Охарактеризуйте новшества, внедрявшиеся в обычаи, обряды и праздники. 5. Определите, каких групп населения коснулись петровские нововведения. Изменилось ли что-нибудь в жизни крестьян?
Глава IX Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2052; Нарушение авторского права страницы