Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Профессиональная этика и этикетСтр 1 из 5Следующая ⇒
Профессиональная этика и этикет Лекция №1 Тема: «Понятие этики как науки» ПЛАН 1. Разграничение понятий «этика, мораль, нравственность». 2. Понятие и сущность этики. Категории этики. 3. Основные этапы развития этики. 4. Основные направления этики. 5. Основные этические учения (самостоятельно).
Разграничение понятий «этика, мораль, нравственность». Прежде чем обозначить предметную область этики, рассмотрим происхождение и содержание самого термина. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос» ) и в переводе обозначает обычай, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores - мн. число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. Оба этих слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это, например, – в русском языке «нравственность». Таким образом, в первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Однако со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а мораль (нравственность) рассматривается как предмет этики. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль – то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными. Однако в общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В научном языке существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса). Понятие и сущность этики. Категории этики. Исходя из сказанного, этика (философия этики, моральная, нравственная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль, особенности ее происхождения и развития, законы нравственности как одной из сторон жизнедеятельности общества и личности. В этике определены высшие нравственные ценности, которые направляют нравственную жизнь общества и человека. Это - жизнь, свобода, патриотизм, социальная справедливость, национальное самосознание, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности. Именно эти высшие нравственные ценности ответственны за то, чтобы повседневная жизнь человека была духовно насыщена. Этика является поистине нормативной наукой. Этика изучается не только для того, чтобы дать понятие, что именно есть добродетель, а главное, для того, чтобы человек был всегда добрым. Поэтому цель этики - помимо сообщения человеку нравственных знаний, также способствовать выработке у него привычки к совершению высоконравственных поступков. Этика имеет действенно-практический характер. Задача этики состоит как в разработке норм поведения (нравственных кодексов), так и в практическом обосновании той или иной моральной системы Этика рассматривает нравственность в процессе исторического развития, поскольку нравственность сильно меняется от эпохи к эпохе и у разных классов общества различна. Огромное внимание этика уделяет вопросам становления и развития общественной нравственности. Этика в изучении поведения людей, их побуждений и мотивов тесно соприкасается с психологией. Психология рассматривает психическую природу и условия формирования нравственных норм и принципов, а этика разъясняет нравственное значение действий, мотивов, привычек. Можно утверждать, что фундаментом нравственности являются психологические особенности человека - чувства, эмоции, сознание. К примеру, нравственные требования осознаются и воспринимаются каждым человеком через его убеждения. _, В теории этики выделяют ее категории. Под категориями этики понимаются основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают нравственные ценности общества. В основные категории этики обычно включают добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни и др. Лекция №2 Тема: «Мораль как предмет этики» План. 1. Происхождение и сущность морали. 2. Различные подходы в изучении морали. 3. Структура морали. 4. Функции морали. 1. Происхождение и сущность морали. Мораль возникла на заре человеческого общества в виде стихийно сформировавшихся и общепринятых обычаев и нравов. Потребность людей в объединении для совместных действий, в согласовании поведения каждого человека с интересами общества стала предпосылкой возникновения морали. Отсюда одно из назначений морали - преодоление противоречий между личностью и обществом. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. Современная социальная философия рассматривает мораль как один из важнейших общественных институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. В то же время мораль представляет собой особую форму общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения), а также выступает как предмет специального изучения этики. В любом обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы и подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.), она тесно и неразрывно переплетается с ними и вместе с тем существенно отличается от них. Например, мораль отличается от права тем, что носит неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиций, обычаев, общепринятых норм и т. д. Мораль осуществляет регулятивное воздействие на поведение и деятельность людей во всех без исключения областях их общественной жизни - в профессиональной деятельности и быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых и межгрупповых, международных отношениях. Общество, поддерживая и распространяя определенную мораль, формирует личность в соответствии со своим идеалом. Специфика норм морали заключается в том, что ее предписания имеют общечеловеческий характер, их необходимо использовать в различных ситуациях общения людей. Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям: • индивида и общества; • индивида и коллектива; • коллектива и общества; • коллектива и коллектива; • человека и человека; • человека к самому себе. Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о божественном происхождении морали (религиозная мораль); " априорной сущности" морали (идеи И. Канта); " абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др. Согласно данной концепции мораль не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека. Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают: биологическую заданность нравственных свойств людей; эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.). Социально-исторические концепции морали включают в себя диалектико-материалистическую теорию этики; теории, основанные на принципе историзма в развитии морали и др. Структура морали. В структуре морали обычно выделяют 3 компонента: моральное сознание, моральное (нравственное) отношение и моральную деятельность. 1.Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в котором особым образом выражаются глубокие, основополагающие стороны человеческого существования - отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика выражается в соответствующих понятиях «добро» и «зло», «справедливость», «совесть», «достоинство» и др., в устремленности к высшим ценностям. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Исходной точкой исследования индивидуального морального сознания выступает конкретная личность, т.к. мораль обращена прежде всего к индивиду. Выделяют три базовых компонента индивидуального морального сознания. Первый из них - понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др. Второй компонент индивидуального морального сознания - нравственные чувства (совесть, долг, справедливость и т. д.). Третий компонент индивидуального морального сознания - воля, которая проявляется в стойкости, решительности, в определенном психическом настрое и готовности к конкретным поступкам. Однако индивидуальное моральное сознание формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого является общество в целом. Хотя, видимо, следует признать, что различные социальные группы вносят неодинаковый вклад в его развитие. Общественное моральное сознание также имеет свою структуру, включающую обыденное моральное и теоретическое моральное сознание. Первое стихийно возникло еще в первобытном обществе. По сути своей обыденное моральное сознание представляет собой наши повседневные суждения по различным проблемам морали и соответствующие оценки, нравственные чувства. Теоретическое моральное сознание складывается с отделением умственного труда от физического, с появлением профессий, представители которых специально рассматривали различные проблемы нравственной жизни, занимались обучением и воспитанием молодежи. 2. Моральные (нравственные) отношения - отношения, в которые вступают люди, совершая поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, желания) и объективного (нормы, идеалы, нравы), с которыми приходится считаться. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем возлагают на себя моральные права. Специфика нравственных отношений заключается в следующем: 1. в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, жизнь человека как бы соотносится с высшими ценностями. 2. нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно. Можно без особых раздумий покупать товары, получать заработную плату, но вряд ли можно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Последнее требует соотношения конкретных поступков, ситуаций с высшими нравственными ценностями. 3. нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, сами по себе, а являются компонентом, стороной отношений хозяйственных, политических, религиозных и т. д. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, религии, нации. 3.Моральная деятельность - важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента: 1. Мотив - нравственно осознанное побуждение совершить поступок. 2. Результат - материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение. 3. Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива. Оценка поступка производится в соотнесении с его социальной значимостью: его значением для того или иного человека, людей, коллектива, общества и т.д. Следовательно, поступок это не всякое действие, но действие субъективно мотивированное, имеющее для кого-либо значение и потому вызывающее к себе определенное отношение (оценку). Поступок может быть моральным, аморальным или внеморальным, но, тем не менее, поддающимся оценке. Например, поднять подразделение в атаку морально, но если атака безрассудна и приведет к бессмысленной гибели, то этот поступок не только аморален, но и преступен. Функции морали. Для понимания сущности морали немаловажную роль играет и выявление тех функций, которые она выполняет. В процессе становления морали, ее выделения в относительно самостоятельную область культуры установился определенный ряд функций. 1. В качестве исходной выступает оценочная функция морали. Однако оценочная функция характерна не только для морали, но и для искусства, религии, права, политики и др. Сущность оценочной функции морали заключается прежде всего в том, что оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т. д. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. Наконец, необходимо отметить, что моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. 2. Познавательная функция морали подчинена функции регулирования поведения. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. 3. Мировоззренческая функция морали заключается в том, что мировоззрение не только формируется на основе знания, но и включает сложную гамму чувств, представляет собой своеобразный образ мира. От характера представления о мире зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т. д. 4. Воспитательная функция - одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания невозможно существование общества, становление отдельной человеческой личности. Но необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности. 5. Гуманизирующая функция заключается в стремлении морали совершенствовать человека, а также в обязательности нравственных правил для всех людей. 6. Регулятивная функция морали является своеобразным синтезом всех функций, т.к. задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека. Но, как известно, регулирует поведение человека не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание и др. Однако именно мораль предоставляет человеку наиболее важные, глубинные ориентиры. Только моральные ценности являются центром всего духовного мира личности и оказывают больше воздействие на ее политические позиции, на оценку тех или иных религиозных учений или произведений искусства. Специфика же регулятивной функции морали состоит в следующем. Во-первых, мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека (чего нельзя сказать о праве, эстетическом сознании, политике). Во-вторых, мораль предъявляет к человеку максимальные требования, требует от него четко следовать нравственному идеалу. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и моральные убеждения (прежде всего совесть) человека. Следует отметить, что выделение данных функций морали является достаточно условным, поскольку в реальности они тесно взаимосвязаны. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.
Лекция № 3. Лекция № 5 Тема: «Этика сферы предпринимательства» План. 1. Становление этики бизнеса как научной дисциплины. 2. Структура этики бизнеса. 3. Условия формирования цивилизованной этики. 4. Современные концепции этики бизнеса. 5. Этический кодекс предпринимателя. 1. Становление этики бизнеса как научной дисциплины Этика бизнеса является одной из разновидностей профессиональной этики. Она представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом. Таким образом, мы будем понимать этику бизнеса как применение этических принципов к деловым ситуациям. В сферу этики бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы применения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др. Этика бизнеса как область знаний сформировалась в 70-е годы XX в. в США (однако особое внимание этичному поведению в бизнесе начало уделяться еще в 60-е годы). Между научным сообществом и деловым миром в это время возникало все большее согласие по вопросу необходимости повышения " этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. По этике бизнеса было издано множество книг, и большинство школ бизнеса в США включили ее в свои учебные программы. Следует отметить, что проблема этики российского бизнеса пока не стала предметом серьезного и глубокого изучения со стороны исследователей и специалистов. Однако вопросы взаимоотношения этики и экономики в последнее время начинают активно обсуждаться в нашей стране. Монографии и статьи концентрируются вокруг двух тем: влияния религии, морали, культуры в целом на экономическое поведение человека и утилитарно-просветительской темы этикета в деловой жизни. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов России. Повышение внимания к этике бизнеса объясняется двумя причинами: ростом уровня корпоративности; информационной революцией. 2. Структура этики бизнеса. Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и мик-роэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений как между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями. В системе моральных отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различными корпорациями; на вертикальном - моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью) и между корпорациями и окружающей средой. Под микроэтикой - исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций. Большинство людей принимает этические решения на микроуровне, т. е. когда человек отвечает за свое поведение или принимает решения, которые касаются других людей, например в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например непосредственно участвовать в формировании государственной национальной политики. 2. Условия формирования цивилизованной этики. Формирование этики предпринимательства - сложный и длительный процесс, в котором участвуют прежде всего сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Это связано с тем, что обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса. Условиями формирования цивилизованной предпринимательской этики являются: 1. свобода - как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.; 2. стабильность - сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства; 3. пропаганда - создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции; 4. право как нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, а также как борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Важно не только принимать законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение; 5. ассоциирование - создание профессиональных объединений предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценке уровня нравственности входящих в них членов и применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие меры. 4. Современные концепции этики бизнеса. В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления: религиозная концепция, утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости. В основе религиозной концепции лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начали в иудео-христианской традиции: " Не лги", " Не укради", " Не лжесвидетельствуй против ближнего своего" и др. Однако прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения. Во-первых, глобализация современною бизнеса приводит к тому, что агентами деловых отношений становятся люди, принадлежащие к различным религиозным традициям: христианству, иудаизму, исламу, буддизму, конфуцианству и т. д. Более того в значительной степени современная культура является светской по своему характеру. Во-вторых, абсолютные нравственные ценности мало что могут дать человеку в ситуации конкретного нравственного выбора. Для этого бизнесмен, даже опирающийся на религиозные нравственные ценности, нуждается в некотором этическом инструментарии, который мoг бы помочь ему проанализировать и решить сложнейшие проблемы со временной предпринимательской практики. Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого. Это вовсе не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты. Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения согласуются с критериями, используемыми для интуитивной оценки моральности поведения. Так, когда человек пытается объяснить, почему он " морально обязан" совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами. Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство), а другие, напротив - морально оправданными (правдивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо, потому что это приведет к снижению общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интeнcивнocть доверия и сотрудничества, тем ниже общее благосостояние. Практическое применение положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из которых состоит в необходимости количественно определить «общественную полезность». Поскольку провести сравнительный количественный анализ ценности отдельных вещей для отдельных лиц невозможно, скажут оппоненты, нельзя определить, можно ли добиться максимальной пользы путем предоставления работы кому-либо из нас. А так как нельзя выяснить, какая акция в данном случае даст максимальный полезный эффект, нельзя применить и принцип утилитаризма. Таким образом, утилитарист в своей практической деятельности сталкивается с целым рядом реальных количественных задач. Однако все они оказываются по крайней мере частично разрешимыми (при условии применения описанных выше методов). Тем не менее следует отметить, что утилитаризм подвергается критике. Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма оправданы, на самом деле они неправедны и результатом их становится нарушение прав человека. Критики утилитаризма также доказывают, что данная теория не может быть применена в случаях, когда речь идет о соблюдении социальной справедливости. Таким образом, положения теории норм утилитаризма можно свести к следующим принципам: 1. Какая-либо акция правомерна с этической точки зрения в том и только в том случае, когда необходимость ее реализации продиктована корректными нормами морали; 2. Норма морали корректна в том и только в том случае, когда для всех, кто должен следовать ей, суммарная прибыль оказывается выше, чем суммарная прибыль в результате следования альтернативной норме. Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения. Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности: 1. Они тесно связаны с обязанностями. 2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. 3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Указанные характеристики, присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма. Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав. 1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны. 2. Права образуют базу нормативов, используя которые, можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы. Права - более совершенный инструмент, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы последнего. Четвертый подход к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения «этики справедливости » существенно сужена. Она включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов. «Этика справедливости» исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в " этике справедливости", являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий. Сложность, однако, состоит в том, что существует ряд отличающихся друг от друга представлений о справедливости. Например: -«капиталистическая» справедливость - распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества): -«коммунистическая» справедливость - трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями; - концепция справедливости, сформулированная американским ученым Дж. Ролзом в вышедшей в 1971 году книге " Теория справедливости". Ролз сформулировал свое понимание справедливости, основанное наследующих принципах: 1. Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей; этот принцип получил название " принцип равной свободы". Сущность его состоит в требовании необходимости защиты прав граждан от нарушений со стороны других лиц и в требовании равенства этих прав. Фундаментальные свободы включают свободу избирать, свободу совести, слова и другие, а также свободу обладать собственностью и свободу не быть объектом произвольного ареста. 2. Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы: а) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц; б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере для каждого.. Однако моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно. В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм и т.д.). Лекция № 6-9 Тема: «Этика специалиста социально-культурной сферы и туризма» План. 1. Сущность профессиональной этики работников обслуживания. 2. Кодекс профессиональной этики. 3. Профессиональное поведение. 4. Требования, предъявляемые к профессиональному поведению работников контактной зоны. 5. Этические основы профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к профессиональному поведению работников контактной зоны. Группы профессионально-обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых специалисту сферы обслуживания и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития могут быть представлены в следующем порядке: - интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость); Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 5720; Нарушение авторского права страницы