Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Бытовая сказка и ее разновидности. Особенности конфликта. Герои бытовой сказки, поэтика.




Идейная направленность и жизненное содержание социально- бытовых сказок. Социально-бытовые сказки возникли по мнению исследователей, в ""два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семеиногоЗбыта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обостре- ниёмГобщественных противоречий в пёЩШГШШТТШГЩЩШтома. особенно' во время р аз л о ж е ния ~Т< р е по с т н о г о строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной кри­тики. Положительный герой социально-бытовых сказок — сопи- ально активный критически настроенный человек.

еоциальн&-шдтоБыё сказки отличаются острой идейной направ­ленностью. Это сказывается прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализу­ется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о бар­щине, о бедности крестьян.

Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразитель­ный мужик находит средство наказать своих угнетателей за веко­вое бесправие, выставляет их в смешном виде. В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить j 13 дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним' расправился.

Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках. Так, в одной сказке Горше­ня заставляет барина везти себя на спине. В другой мужик дурачит глупую барыню, обманывает барина.

Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, не умеющий ни в чем разобраться человек, жадный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее. Поэтому такого рода сказки звучали в крепостной деревне как беспощадное обли­чение бар, как отрицание их права распоряжаться судьбою крепост­ных. В сказках есть сюжеты, в которых барин, а чаще барыня попадают в иную жизненную обстановку, например барыня во сне переносится в избу сапожника, пробует и там распоряжаться, но получает хороший урок.

Другой остросатирический образ сказок —поп. Поп изобража­ется в сказках как жадный, сластолюбивый невежда, лицемер, который не верит тому, чему учит других. Обличение попа — одновременно критика религиозных догм и морали, проповеду­емой церковью. Поп обычно нарушал все заповеди и оставался безнаказанным, что приводило к мысли о ложности религиозного учения. К тому же в сказках нередко пародируется церковная служба. Поп за деньТТГможет и ’козлгткпСоронитъ^ р^дау^®^каЖ^«Птосорон*мсозла5гархйерей хотел бшю наказать такого попа за кощунство, но, получив «мзду», лишь обругал за то, что поп «не соборовал козла». Поп нередко выступает как лентяй и невежда (сказки «Безграмотная деревня», «О попе в мешке»).

Весьма популярны сказки о любовных похождениях попа. Поп ходит и к купчихе, и к барыне. Но если тут все кончается для него благополучно, то попытки ходить к жене мужика или плот­ника приносят ему много огорчений. Сатиричен и образ попадьи.

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в них гораздо яснее, выражаются чаяния и ожидания народные, мечта о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В ряде сказок этого типа мужик ттобеждает барина, купца и попа, но в мечтах. Тем не менее подоб­ные сюжеты рождали веру в победу, в освобождение от гнета; человек труда добивается торжества справедливости и обретает некоторую независимость. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра происходит в сказочном мире, здесь все совершается в реальной жизненной обстановке, в определенных социальных и бытовых условиях.

Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопос­тавление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бесчастный»), Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повыше- нииклассового сознания трудовых масс, вызывала ненависть к бо­гачам, находила положительный отклик у слушателей.



Идейная сторона социально-бытовых сказок проявляется ив 114 оценке действительности, и в оценке поведения персонажей. Два вида этих сказок — сказки с более развитыми социальными и быто­выми мотивами — разнятся между собой в том, что в первых ярче проявляется сатира, а во вторых —юмор. Несправедливые социаль­ные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки.

Две названные разновидности сказок различаются и тем, что в первых обычно нет моралистических выводов — сатира их не тре­бует, для нее необходим не морализм, а разоблачение; для быто­вых сказок характерна поучительность, особенно для сказок на семейные темы.

Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.

В бытовых сказках выделяются две группы произведений: одни посвящены осмеянию общечеловеческих пороков, их героями вы­ступают глупец (дурак), лгун, лентяй, хитрец, вор; другие изобра­жают семейные конфликты, их герои —глупый и ленивый муж, злая и строптивая жена, бывалый солдат, доверчивые старики.

Обличение общечеловеческих пороков обычно использует ги­перболизацию. Особенно преувеличивается глупость. В сказках осмеивается глупость жителей некоторых областей, сел и отдель­ных персонажей. Известны сказки о пошехонцах, которые тащили на крышу корову, чтобы она могла съесть выросшую там траву; носили из погреба ложкой кислое молоко, вместо того, чтобы при- » нести сразу горшок; плыли по реке в дырявой лодке, а когда в нее стала набираться вода, чтобы не замочить ног, выпрыгнули из лодки в реку. Наиболее популярен образ Иванушки-дурачка, обыч­но третьего сына в семье. Он, как говорится в сказке, «набитый дурак» и совершает нелепые поступки: едучи с ярмарки с горшками, накрывает ими пни или верстовые столбы, чтобы тем не было холодно; галушками кормит свою тень.

К числу популярных сказок о дураках относятся также сказки, в которых дурак невпопад говорит, за что его бьют. Очень широко были распространены сказки и песни о Фоме и Ереме, которые неумело пахали, торговали, охотились и ловили рыбу. Своеобраз­ны сказки о Лутонюшке, который, будучи недоволен глупостью своих родных, решил отправиться по свету, поискать, есть ли такие глупые люди в других местах, и нашел еще более глупых, которые дерево растягивали, свет решетом носили, кур доили, с разбегу кафтаны надевали. Менее широко, но не менее ярко развиты темы лжи и хитрости. Известны сказки с названием «Лгала и Полыгала».

Их герои дурачат людей, рассказывая им небылицы: о петухе, склевавшем половину месяца и т. п.

Наконец, существует серия сказок, которые принято называть новеллистическими и которые чаще всего разрабатывают сюжеты о споре мужа и жены, об испытании верности жены, о лености жены и глупости мужа, о спрятанном и наказанном любовнике. Обычно муж при содействии кума отучает жену командовать собой. Комизм особенно ярок в рассказах о старике и старухе, которые ревнуют друг друга. Широко популярен сюжет о Николе Дуплен- 115 ском. Муж путем хитроумных уловок изобличает любовника, изби­вает его и наказывает жену.

Во многих типах социально-бытовых сказок важную роль игра­ет солдат. Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет и мастерить, и рассказывать сказку, и перехитрить, когда надо. Образ его важен тем, что солдат часто как бы выносит приговор в спорах, дает оценку поведению людей, обличает поро­ки, потешается над суевериями («Суп из топора»).

Солдат способен обмануть чертей, барина и глупую старуху. Оригинальна сказка о том, как солдат продал барину шинель, расхвалив ее за то, что ее можно под себя подстелить, «в голова положить» и укрыться ею. Когда барин пожаловался командиру, тот наградил солдата за то, что ловко показал, как это надо делать. Сказка заканчивается моралью: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет».

Социально-бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остро­умны, инбгда "кончаются присказкой. В. Г. Белинский говорил, что в них видны «быт народа, его домашняя жизнь, его нравствен­ные понятия, и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве» (Белинский В. Г. Поли, собр. соч. в 13-ти т. М., 1954, т. 5, с. 668). Все в них сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев; но в этом типе сказок есть и особые средства краткого выражения душевных состояний персонажей в отдель­ные моменты, что передается в прямом определении, в действии и а, речи героев. Это оживляет их образы, которые представляют собой «готовые», т. е. неизменяющиеся, характеры.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

  1. I. Особенности империализма в России
  2. I.1 Особенности комплексных соединений природных и синтетических порфиринов.
  3. II.4. Особенности процесса социализации в маргинальный переходный период.
  4. IХ. ЭТНИЧЕСКАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ, БЫТОВАЯ) КУЛЬТУРА.
  5. VI. Особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях
  6. XII. ОСОБЕННОСТИ КОРМЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  7. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  8. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  9. А. Особенности формирования древнерусской культуры
  10. А3. Особенности решения орфограммы.
  11. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы.
  12. Антропонимия. Личное имя и прозвища. Особенности именования.




Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3761; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.005 с.) Главная | Обратная связь