Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соперничество Иисуса и Иоанна



 

Осенью 27 года н.э., в долине Иордана, близ Енонского источника, возле купальни у деревни Салим, развернулось соперничество двух молодых пророков — Иоанна и Иисуса. Позднее они стали важнейшими персонажами христианской религии: Иоанном Крестителем (Предтечей) и Иисусом Назореем («Помазанником» в переводе с арамейского). Родились они друг за другом, Иисус был всего лишь на шесть месяцев младше Иоанна. Год их рождения точно не установлен и помещается где-то между 7-м и 2-м годами до нашей эры. Согласно христианскому мифу, они — родственники, мать Иоанна, Елисавета, была якобы родственницей матери Иисуса — Марии.

К осени 27 года Иоанн уже очень известен. Сын священника-иудея Захарии, он родился чудесным образом от неплодной, уже пожилой матери. Он живет уже многие годы в пустыне. К нему приходят толпы, настолько он популярен. Иоанн проповедует покаяние и очищение путем крещения, погружая обращенных в воды Иордана в местах, называемых Енон и Вефавра: «А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды и [люди] приходили и крестились» (Иоанн, 3: 23).

Иоанн выглядел экстравагантно, во власянице из грубой ткани, сотканной из верблюжьей шерсти, подпоясанной кожаным поясом. Питался он акридами (что-то среднее между кузнечиком и саранчой) и диким медом. Высокорослый, красивый, смелый, грубоватый парень около тридцати-четырех–тридцати-пяти лет. Его смелость в конце концов дорого ему обошлась. Согласно христианской традиции, Ирод Антипа (один из сыновей Ирода Великого) бросил Иоанна в темницу, а затем приказал отрубить голову за то, что Иоанн сурово бранил Ирода Антипу за женитьбу на племяннице. (Впрочем, другие источники утверждают, что Ирод Антипа опасался огромного влияния Иоанна на народ.)

А Иисус? Иисус также красивый, но более хрупкий. С молодой, но не дикой бородкой, с матовой кожей. Он выглядел, должно быть, как деревянный крашеный Христос из магазина церковной утвари (такие магазины во множестве окружали собор Святого Петра в Ватикане, в 1974–1975 годах, когда я жил в Риме). В отличие от Иоанна, родившегося и выросшего в тех местах у всех на виду, у Иисуса нет видимой биографии. Он возник мгновенно, а до этого как будто даже не жил. Он — «посланник». Он — человек ниоткуда. То, что Богоматерь Мария якобы родственница Елисаветы, матери Иоанна, — это позднейшие детали, появившиеся, когда в христианстве начинают сооружать культ Богородицы, Богоматери. В Евангелиях этого культа еще нет. Родственными связями Иоанна свяжут с Иисусом в целях единения персонажей христианства. А когда они сошлись там, у источника Енон, в ту осень, Иисус пришел непонятно откуда. На самом деле непонятно и где он родился. Якобы родной деревушкой его был Назарет, а родился он будто бы в Вифлееме, потому что родители вернулись туда во время переписи. Предположим. Однако «Назарет» имеет свое происхождение от ложно истолкованного прозвища Иисуса — Назорей, то есть «Помазанник». Археологи (по свидетельству Шимона Гибсона) так и не смогли найти остатков деревушки. Вполне возможно, что Назарет все же появился в поздние века, ориентируясь на легенду о Христе, а затем, во времена арабского владычества, захирел и исчез.

Евангелия Нового Завета дают нам события последнего года жизни Христа. Что с ним было до этого, мы не знаем. К источнику Енон он пришел, нам говорят, «сопровождаемый семьей и учениками». Однако в то же время сообщается, что двух первых учеников — Андрея (Первозванного) и Иоанна (Богослова) Иисус отбил у Иоанна. Так что учеников еще не было, когда Иисус Назорей появился у источника. А была ли с ним семья? Большой вопрос. Скорее нет.

Евангелие от Матфея живописует этот момент:

 

Тогда появился на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну, чтобы тот его омыл. Иоанн сначала этому противился, говоря:

— Это ты должен меня омыть, а ты пришел ко мне!

— Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус.— Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

И тогда Иоанн согласился.

 

Между тем существуют и свидетельства, что Иисус сначала не хотел креститься от Иоанна: «Какой же я грех совершил, что должен креститься от него? » (Иеремиас).

Так что Иоанн не хотел крестить (омывать), а Иисус не хотел креститься. Оба пророка знали себе цену.

 

 

Долина Иордана летом невыносима. Однако вне летнего времени климат там мягкий, можно спать на открытом воздухе. Дороги той поры не были мощеными, но грунтовыми, шириной от двух до шести метров, камни были убраны на обочину. Путешествовали больше пешком, посох в руке, вещи и провизию носили на спине. Дети и старики передвигались на ослах и мулах.

Если верить христианским источникам, Иоанн начал служение «в пятнадцатый год» Тиберия Цезаря. Когда бы это ни произошло, мы знаем, чему он учил. Так, он обращался к воинам: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем». К мытарям (сборщикам податей): «Ничего не требуйте более определенного вам». К народу: «У кого две одежды, тот отдай неимущему, у кого есть пища, делай то же».

Этот суровый, коммунистический идеализм, древняя святость производили огромное впечатление на народ. При крещении Иоанном «крещеные в трепете помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Мессия ли он? ».

У Иоанна было, ко времени встречи с Иисусом, множество учеников, целая община, и они соблюдали строгий аскетизм. Исследователи считают, что на Иоанна огромное влияние оказало учение иудейской секты ессеев, их монастырь в те времена находился поблизости. Ессеи называли главу своей секты «Учитель Справедливости» и практиковали общность имущества. Вероятнее всего, Иоанн сам был чистейшей воды ессеем, воспитанным в их традициях с малолетства.

Интересно мнение Эрнеста Ренана: «Несмотря на свою оригинальность, Иисус был подражателем Иоанна < …> Крещение получило, благодаря Иоанну, большую важность, Иисус счел себя обязанным поступить подобно ему: он крестился, и крестились его ученики. Превосходство Иоанна было слишком бесспорно, для того чтобы Иисус, еще не пользовавшийся известностью, мог бы подумать вести с ним борьбу. Он просто хотел окрепнуть в его тени и считал необходимым для того, чтобы привлечь к себе толпу, употреблять те же самые внешние средства, которые доставили Иоанну такой убедительный успех. Когда, после заключения Иоанна в темницу, Иисус снова начал проповедовать, то первые слова, которые ему обычно предписывают, были повторением одной из обычных фраз Иоанна Крестителя: «Вернитесь к Богу! Царство небес уже рядом! »» (Матфей, 3: 2, 4: 17).

И, по мнению Иоахима Иеремиаса, Иисус подражал Крестителю. «И своей манерой держать себя… Как и Креститель, он, в отличие от книжников того времени, проповедует под открытым небом, подобно Крестителю, дает своим ученикам молитву, которая должна выделить и сплотить круг учеников < …> Уже Креститель отвергал считающих себя праведными и допускал заведомых грешников (Лука, 3: 12; Марк, 2: 16) — полицейских, мытарей, проституток…»

Ирод, казнивший Крестителя, узнав об Иисусе, сказал: «Это Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

 

 

«Евангелисты сократили период взаимоотношений Иисуса и Иоанна, пишет Иеремиас, ограничив его эпизодом крещения Иисуса. Традиция избегала всего, в чем можно усмотреть уравнение или даже подчинение Иисуса Крестителю. Такие сведения обходили молчанием или сглаживали».

В Евангелиях, три из них, по Марку, Луке и Иоанну, скороговоркой пересказывают эпизод крещения Иисуса Иоанном Крестителем в пользу Иисуса, конечно же. Евангелие по Матфею задерживается на эпизоде подольше только для того, чтобы подчеркнуть верховенство Иисуса.

«В те дни в иудейской пустыне появляется Иоанн Креститель. Он возвещает: «Вернитесь к Богу! Царство небес уже рядом! »»

Он был тот, о котором сказал пророк Исайя:

 

Голос глашатая в пустыне:

Проложите путь Господу,

Прямыми сделайте его тропы.

< …>

 

Я омываю вас всего лишь водой в знак возвращения к Богу, но Тот, кто идет за мной, сильнее меня, я недостоин снять у него сандалии с ног…

< …>

 

Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну, чтобы тот его омыл. Иоанн сначала этому противится, говоря:

— Это ты должен меня омыть, а ты пришел ко мне!

— Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус.— Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.

И тогда Иоанн согласился.

Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед ним небеса и Он увидел, как Божий дух, словно голубь, устремился к нему. И голос с неба сказал: «Это сын мой возлюбленный, в нем моя отрада».

«Согласно распространенному современному представлению, — иронизирует Иеремиас, — крещение Иисуса мыслится таким образом, что он стоит перед Крестителем и тот из руки или из чаши льет воду на голову Иисуса. Это представление вряд ли соответствует действительности. < …> Скорее прав Лука (3: 21): «И было: когда крестился весь народ, и Иисус крестившись», описывающий крещение Иисуса как участие в коллективном крещении. Как один из крестившихся, ничем не выделяясь (Иоанн, 1: 26, 31), стоит Иисус среди народа, который по знаку или призыву Крестителя окунается в Иордан».

Следует сказать, что у евреев свежо было пророчество Иезекииля о том, что Бог в конце концов очистит народ Божий омовением водой. А Кумранские пещеры, где были обнаружены знаменитые Кумранские рукописи, находились всего в 12 километрах от купели Вифавры, где, наряду с купелью у Енонского источника, крестил Иоанн. (Бурное течение реки Иордан позволяло крестить лишь у немногочисленных бродов.)

Канонические Евангелия, как уже упоминалось, должны были сгладить, убрать, примирить соперничество двух пророков в пользу младшего, заявленного позднее Богом и принятого человечеством как таковой. «Следует принять во внимание и тот факт, что в первом столетии нашей эры в беспокойной Иудее, жившей под тиранической властью римлян, множество пророков, принадлежащих к существующим в то время в стране двадцати четырем религиозным сектам, только и делали, что провозглашали близкий приход Мессии, который избавит евреев от ужасов римского ига» (М. Даймонт, «Евреи, Бог и История»).

Иоанн, очищавший души посредством «крещения», т.е. погружения в воду, провозглашал также, что он является посланником Господа и его миссия состоит в возвещении Царства Господня. Иисус не очень-то опровергал притязания Иоанна на посланничество, это позднее христианская церковь постаралась опустить Крестителя пониже. В Евангелии от Марка (11: 27, 33) у Иисуса спрашивают: от кого он получил свои полномочия? Иисус отвечает контрвопросом: «От Бога было крещение Иоанна или нет? »

Оба пророка, и Иоанн, и Иисус, впитали учение секты ессеев. Об этом можно судить по найденным в 1947 году молодым бедуином-контрабандистом Мухаммедом (по прозвищу Волчонок) рукописям ессеев у Мертвого моря. Община ессеев называлась красноречиво «Новым Заветом», а вступление в Новый Завет происходило посредством погружения в воду. У ессеев была процедура богослужения почти идентичная той, которая в христианских Евангелиях описана как последняя, или тайная, вечеря. В рукописи «Устав общины» содержится описание ессейского ритуала, который выглядел как ритуал христианской общины. После открытия свитков Мертвого моря ученые высказали обоснованное предположение, что в юности Иисус провел несколько лет в ессейском монастыре, развалины которого были открыты в конце XX века неподалеку от места, где были спрятаны рукописи.

Но Иоанн, по-видимому, обучался у ессеев раньше Иисуса. Потому вся сладкая история о покорно окрестившемся Иисусе и признавшем его Мессией Иоанне не вызывает доверия. Тем более что в Евангелии от Матфея в главе 11 (стихи со 2-го по 15-й) прямо, без обиняков, сказано, что нет, во время крещения Иоанн вовсе не признал в Иисусе Мессию. Оказывается, Иоанн уже из тюрьмы послал двух учеников к Иисусу. Цитирую:

 

Когда Иоанн в тюрьме узнал о делах, которые совершил Мессия, он послал своих учеников спросить у него:

«Ты — Тот, Кто должен прийти, или ждать нам другого? »

 

Иисус ответил им:

 

Ступайте и сообщите Иоанну, то, что видите и слышите:

Слепые снова видят,

Хромые ходят,

Прокаженные очищаются,

Глухие слышат,

Мертвые встают из гроба,

Бедные внимают радостной вести.

И счастлив тот, кто во Мне не усомнится…

Когда они ушли, Иисус стал говорить народу об Иоанне:

— Так зачем вы ходили в пустыню?

Посмотреть на тростник, который колышется под ветром?

Так зачем вы ходили в пустыню?

Думали увидеть человека в пышной одежде?

Но люди в пышной одежде живут во дворцах.

Кого же вы думали увидеть?

Пророка?

Да, вы видели пророка.

И говорю вам, он больше, чем пророк.

Он тот, о ком сказано в Писании:

«Вот, я посылаю вестника Моего перед Тобою,

Который впереди Тебя проложит Тебе путь».

— Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом,

Кто был бы выше Иоанна,

Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес,

Больше, чем он.

Со дней Иоанна Крестителя и поныне

Против Царства Небес ведется борьба,

И его разоряют насильники.

Все пророки и весь закон до Иоанна

Говорили о Царстве Небес.

Он, если знать хотите, и есть сам Илья,

Который должен вернуться.

У кого есть уши, пусть услышит!

 

 

* * *

 

Поразительна эта речь Иисуса. В ней он усиленно убеждает народ, что Иоанн — лишь пророк. Далее он отождествляет Иоанна с пророком Илией, который, по преданию, должен вернуться на Землю, чтобы возвестить приход истинного Мессии. Своей речью Иисус убеждает, что именно он, Иисус, есть «тот, кто должен прийти», занижая изо всех сил Иоанна до пророка.

Убедил он далеко не всех современников и их потомков. Секта мандеев и поныне существует в Ираке и в Иране. Мандеи почитают Иоанна под именем Нахья и признают его Мессией. То есть Иисус Христос, по их мнению, — самозванец. Интересно, что пророк Мани (он же Манес), создавший религию манихейства, успешно соперничавшую с христианством, вышел из семьи, принадлежавшей к «омывающимся», или «крестильникам», к поклоняющимся Иоанну Крестителю сектам мандеев, либо элкасаитов.

И тем более современники Иоанна воспринимали его как Мессию. В Евангелии по Иоанну читаем (1: 19–20):

 

«Когда еврейские власти послали из Иерусалима священников и левитов, чтобы те спросили у него, кто он такой, Иоанн не стал уклоняться от ответов, напротив, он прямо заявил:

— Я не Мессия».

 

Судя по ответу, можно догадаться, что вопрос был:

 

«Люди говорят, что ты — Мессия. Ты — Мессия? »

 

Не сознавшись в том, что он — Мессия, Иоанн, видимо, на короткое время спас себя от смерти. Но проиграл Иисусу — сопернику.

 

 

Иоанна казнил иудейский царь Ирод Антипа, назначенный римлянами правителем Галилеи. Мы не знаем, что сказал Иоанн в ответ на устное послание Иисуса. Захотел ли поверить?

Объективно говоря, у Иоанна было не меньше шансов быть признанным Мессией («Машиах» на еврейско-арамейском). Он ведь погиб мученической смертью за два года до распятия Иисуса. Одетый в грубый верблюжий халат, питающийся саранчой и медом, гневно кричавший фарисеям и садукеям: «Змеиное отродье! Кто внушил вам мысль, что вы избежите грядущего возмездия? < …> Уже лежит наготове топор у комля деревьев: дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь! »

То, что не Иоанн стал Мессией еврейского народа и центральной фигурой христианского вероучения, — случайность. Он был казнен отсекновением головы. Художники христианского мира увековечили сюжет на многочисленных полотнах. Но по пятам Иоанна уже быстро шел Иисус. Иоанн был обезглавлен за два года до распятия Иисуса. Иисус был распят около 30 года от Р.Х. Следовательно, Иоанн был обезглавлен около 28 года от Р.Х. Следует заметить здесь сразу же, что даты эти покоятся на зыбком всего лишь предположении, они установлены всего лишь ближе к концу XVII века, когда западный мир принял для своего удобства сквозную хронологию Скаллигера/Петавиуса. Но когда бы ни происходило соперничество двух молодых пророков Иоанна и Иисуса, оно произошло. Я попытался воздать должное Иоанну. Правда, кое в чем побежденный уступал победителю. В отличие от Иисуса, Иоанн не совершал чудес. Не умел.

 

Заговор Иисуса

 

Иисуса и приговорили, и казнили, конечно же, римляне. Даже сам способ казни указывает на это обстоятельство. Евреи не пользовались, как правило, распятием как способом казни (хотя закон Моисея позволял это). Они практиковали обезглавливание (именно так Ирод Антипа казнил Крестителя), побивание камнями и даже удушение, но не распятие. Именно римляне употребляли распятие для казни рабов и преступников низкого происхождения.

То, что четыре евангелиста портретируют военного префекта Иудеи, всадника Понтия Пилата, как сочувствующего Христу, умывающего руки и нехотя предающего судьбу узника в руки еврейского народа, еще и предложив Синедриону помиловать одного из трех осужденных, исторически неверно и не могло случиться. Следует принять во внимание несколько факторов.

1. Евангелия были написаны уже в те времена, когда апостол Павел уже решительно отделил христианство от иудаизма. Если в первые десятилетия после распятия Иисуса христианином можно было стать, лишь вначале обратившись в иудаизм, то Павел узаконил внутри новой Церкви прямое крещение в христианскую веру. Он также отменил необходимость обрезания для христиан и отменил запрет на употребление «нечистой» пищи. Новая вера стала совсем отдельной и начала враждовать с иудейской верой. Евангелисты дружно отразили эти раннехристианские настроения, сделав евреев виновными в распятии Иисуса.

2. Еще один неопровержимый фактор: все евангелисты и все христиане были de facto римскими гражданами. Сделать римлянина Пилата ответственным за казнь Сына Божьего они не решились из страха навлечь на христианскую церковь гонения. Гонения все равно состоялись, но это происходило не по причинам, связанным с Евангелием. Римляне, кстати сказать, не преследовали ни одну религию, только христианство, и только потому, что не считали его религией.

3. У евангелистов Понтий Пилат «умыл руки». Исторически он не мог этого сделать, потому что умывание рук в судебной процедуре — тоже не римский обычай, а как раз иудейский ритуал «нетилат ядаим».

4. Поведение Пилата в изложении евангелистов не соответствует достоверным историческим данным, имеющимся об этом человеке. Так, Филон Александрийский описывает Пилата как виновного «в низостях, насилиях, грабежах, нападениях, оскорбительном поведении, казнях множества людей без всякого суда и других ужасах, переходивших всякие пределы» («О посольстве к Гаю»). Пилат растратил храмовые пожертвования на строительство в Иерусалиме акведука и подавил вспыхнувшее из-за этого восстание, свидетельствует Иосиф Флавий: «Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие были растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведенная участью убитых, заставила народ усмириться» («Иудейская война», II, 177). Через шесть лет после смерти Иисуса, в 36 году н.э., Пилат учинил резню самаритян, убив нескольких их вождей; это зверство в конечном счете привело к его отзыву в Рим («Иудейские древности», XVIII, 85–87). В случае с Иисусом, чего бы это Пилат поступил в несвойственной его характеру манере?!

Почему Пилат осудил Иисуса на мученическую смерть, на распятие?

5. В Иерусалиме тогда была еврейская Пасха, туда съехались толпы паломников со всех концов страны и даже из других стран. Иисус намеренно пришел в Иерусалим на Пасху учить и проповедовать. Проповеди имели место у общественных купален, у купели Силоан, у источника Гион, у купели Вифезда и сопровождались чудесными исцелениями. Люди стремились в эти места, и толпа волновалась. Римляне опасались восстания. Потому задержанного Иисуса и привели в конце концов к военному префекту провинции как возмутителя спокойствия, как потенциально опасного возможного вожака восстания.

Из Евангелия по Марку следует, что Иисус был приведен к Пилату в Преторию — военную комендантскую казарму, находившуюся на территории дворца Ирода Великого, и спрошен: «Царь ли ты иудейский? » Иисус отвечал уклончиво («Ты говоришь…») и не дал отрицательного ответа, что и стало причиной, решившей его судьбу. Определенно известно, что Иисус был приговорен к смерти римлянином Пилатом и казнен римским способом казни — распятием. Иосиф Флавий пишет в 70 году н.э.: «По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его [Иисуса] к кресту. Приговор был приведен в исполнение очень быстро».

Почему Иисус молчал и не защищался? Складывается впечатление, что весь его поход в Иерусалим на еврейскую Пасху с учениками был замыслен Иисусом, тщательно продуман и имел целью мученическую смерть. По пути и при входе в Иерусалим группа вела себя сдержанно, не желая привлекать внимание римских солдат, которые могли арестовать их уже по пути. Популярность Иисуса не была так высока, чтобы его узнавали паломники. Кое-кто узнавал, временами, как в эпизоде с молодой ослицей, на которой Иисус въехал в Иерусалим (по Писаниям пророков выходило, что Мессия должен вступить в Иерусалим на молодом осле), но Иисус и его группа быстро тушили проявления радости и любопытства толпы.

Зато в самом Иерусалиме Иисус стал вести себя вызывающе. Ворвался в Храм и в его внешнем дворе опрокинул столы менял и ряды, где продавались животные для жертвоприношений (крупный рогатый скот и овцы) и бичом выгнал торговцев. После этого он стал учительствовать здесь же, во внешнем дворе. Вероятно, он намеревался быть тотчас арестованным за свое буйство и пострадать. Но этого не случилось. Он беспрепятственно ушел из Храма.

Однако Иисус чувствует, что он уже добился своего, его гибель лишь отсрочена. Вот эпизод с комнатой, где он вкушает пасху с учениками, Тайная вечеря.

Когда они возлежали (а вовсе не сидели, как на многих известных полотнах живописцев), Иисус сказал: «Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со мною, предаст меня». И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: «Примите, ядите, сие есть тело Мое! » И, взяв чашу, благословив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: «Сие есть кровь Моя, Нового Завета, за многих проливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». И воспев, пошли на гору Елеонскую. Не все вместе. Место встречи было назначено вне города, в Гефсимании.

Вернемся к Тайной вечере. Иисус договорился о комнате заранее. Послал учеников вперед себя, сказав им: «встретите человека с кувшином. Он покажет вам комнату, большую, устланную, готовую». Пасхальная трапеза имела место в «верхней комнате», т.е. дом был о двух этажах, это был дом богатого человека.

Мое предположение: хозяином комнаты «устланной и готовой» был Иосиф из Аримафеи, один из членов Синедриона, единственный, кто относился к Христу дружески, и был тесно связан с ним через свою жену… Марию Магдалину, ученицу Иисуса, о чем упоминается несколько раз в апокрифических памятниках — книгах раннего христианства. Позднее, соперничая с христианством, ставшим популярным, пропагандисты и защитники иудаизма оклеветали Магдалину, сделав ее падшей женщиной. Она же была женой богатого землевладельца, была образованна и говорила на нескольких языках. Иосифу из Аримафеи принадлежали дома в городе и недоделанная усыпальница — пещера в горах, в которую поместят в саване тело Иисуса после снятия с креста. Иосифу же принадлежал и Гефсиманский сад.

Иосиф Аримафейский и Иисус составили заговор, целью которого была мученическая смерть Иисуса во имя возвеличивания новой религии. Отсюда такие предосторожности, никто не должен был заподозрить, что они связаны между собой, тем более ученики-апостолы. По моему представлению, Иисус извлек наглядный урок из «неудачной» смерти своего соперника — пророка Иоанна Крестителя — и сознательно организовал свою мученическую смерть. Помог ему в этом Иосиф Аримафейский. Возможно, была посвящена в заговор и Мария Магдалина.

В Гефсиманском саду, на территории, принадлежащей Иосифу, Иисус идет молиться. В Евангелии по Марку сказано: «Пришли в место, называемое Гефсимания, и он сказал ученикам своим: Посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И отошел немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. И говорил: Авва, Отче! Все возможно Тебе, пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, но чего Ты…»

Затем, как мы знаем, появляется Иуда в сопровождении солдат и храмовых полицейских. Иисус был арестован и по долине Кедрона отведен в город. Ученики, спасая свою жизнь, разбежались.

Состоялся суд. Установлено, что во время суда Пилат сидел на судейском кресле на возвышении, на открытом воздухе, на территории дворца Ирода, вблизи так называемых «ворот ессеев», у крепостной стены.

Согласно новейшим археологическим открытиям, Иисус был распят не на Голгофе (туда невозможно было забраться целой процессии, это небольшая скала, где не нашлось бы места для трех крестов), но на другом возвышенном холме вне города. Он провисел на кресте от трех до шести часов.

Вот как повествует о дальнейших событиях Евангелие по Марку (15: 42–46): «И как уже настал вечер (потому что была пятница, то есть перед субботою), пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член Совета, который и сам ожидал Царства Божия, осмелился войти к Пилату и попросил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба».

В апокрифическом «Евангелии от Петра» говорится о том, что Иосиф просит Пилата отдать ему тело Иисуса еще до того, как началось распятие (2: 3). Этот страннейший на первый взгляд эпизод лишь подтверждает мою гипотезу о том, что Иисуса с Иосифом связывал религиозный заговор. Возможно, именно только для тела Иисуса предназначал свою новую (незаконченную! ) гробницу Иосиф.

Ничего умопомрачительного в готовности Иисуса принести себя в жертву ради возвеличивания новой религии «Нового Завета», возникшей из религиозной доктрины ессеев, нет. Вспомним, как сотни и тысячи буддистов совершали и совершают самосожжения ради куда более скромных целей.

Евангелие по Иоанну (19: 38) прямо называет Иосифа учеником Иисуса: «После этого Иосиф из Аримафеи — он был учеником Иисуса, правда, тайным, из страха перед иудейскими властями, — попросил у Пилата разрешения забрать тело Иисуса. Пилат разрешил. < …> В том месте, где казнен Иисус, был сад, и в саду — новая гробница, в которой никого не хоронили. А так как это был день перед субботой и гробница была рядом, то в ней Иисуса и похоронили.

В первый день недели, рано утром, еще затемно, приходит к гробнице Мария Магдалина и видит, что камень отвален от входа. Она прибегает к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им:

— Унесли Господа из гробницы, и мы не знаем, куда».

 

 

Вопрос о том, как покинуло гробницу тело Иисуса, на самом деле несущественен. Вынесли тело из пещеры Иосиф Аримафейский и Мария Магдалина, либо Иисус воистину воскрес из мертвых, не может быть разрешен никаким образом. У евреев существовала доктрина воскресения. Евреи в тогдашней Иудее были знакомы с идеей воскрешения из мертвых и широко обсуждали проблемы загробного существования. Поэтому, когда Марии Магдалине явилось видение Иисуса («Мария! » — говорит Иисус. Она повернулась. «Раввуни! [Учитель]») — ее это не смутило. То обстоятельство, что Мария, вероятнее всего, была женой Иосифа Аримафейского — владельца гробницы, Гефсиманского сада и дома, где происходила Тайная вечеря, неважно для верующих христиан, даже если бы они знали об этом. А они не знают.

 

 

В апокрифических книгах можно найти очень странные и поразительные вещи. Так, в апокрифическом «Евангелии Иуды» (Искариота) некоторые места заставляют предположить, что Иисус поручает Иуде предать себя (одновременно обличая его за это). Так, Иисус говорит Иуде:

 

…Ты превзойдешь всякие злые дела. Ты превзойдешь их всех, ибо человека, который носит меня в себя, ты принесешь в жертву. Уже твой рог вознесся и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, и твое сердце захвачено. < …>

Вот, тебе, рассказано все. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нем, и звезды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда.

 

Можно предположить, что Иуда был посвящен в заговор Христа. И ему досталась самая тяжелая роль — предать Иисуса.

 

Нематериальный посланник

 

Центр христианского вероучения — несомненно, сама личность Иисуса Христа. Сравним Иоанна Крестителя и Иисуса. Первое различие между ними: Иоанн не совершает чудес. Не ходит по воде, не исцеляет прокаженных, не дает зрение слепым. Сам Иисус подает именно свои чудесные умения исцелять как доказательства, что это он — «Тот, Кто должен прийти» — Мессия. Он велит пойти и сообщить Иоанну в его темнице, что слепые снова видят, хромые ходят, глухие слышат, прокаженные очищаются и даже мертвые встают из гроба (мертвый, правда, свой, — Лазарь, брат Марфы и Марии — первых последователей Иисуса).

У нас нет оснований не верить в чудесные исцеления, которыми прославился Христос, а Иоанн не прославился. (Как не прославился чудесами, кстати говоря, и еще один ярчайший пророк, создавший долговечную религию манихейства, пророк Мани. Он отказался от испытания, приготовленного ему персидским царем, — выпить раскаленное олово, за что и был казнен.) Почему же Иоанн (а позднее пророк Мани) не умели творить чудес, а Иисус умел?

А Иоанн был всего лишь человеком, пусть и пророком. Тогда как Иисус?.. Большой вопрос, был ли он человеком. Еретические для официального христианства гностические религиозные течения вообще отвергают существование человека Иисуса Назорея, считая, что он был нематериальный посланник, сын Бога, лишь принявший облик человека Иисуса и снабженный, как снабжают разведчиков «легендой» о том, что он сын Марии и Иосифа «Плотника». Якобы родился в Вифлееме, а жил в селении Назарет (которого не существовало) и позднее в Капернауме. Однако в Евангелиях нет свидетелей его младенчества, детства и юности. Есть лишь одна, позднейшая, вставка о визите (один раз) подростка Иисуса в храм.

Ученики Христа, апостолы, по большей части простодушные и глуповатые, лишь догадывались о неземном происхождении своего учителя. В апокрифе «Евангелие от Иуды» в самом начале есть удивительная сцена. Вот текст:

 

«И было, когда пришел Он в Иудее к Своим ученикам, в один из дней Он нашел их сидящими, и они собрались, упражняясь в благочестии. Встретив Своих учеников, собравшихся, сидящих и совершающих евхаристию над хлебом, он рассмеялся. Ученики же сказали Ему:

— Учитель! Почему Ты смеешься над нашей евхаристией? То, что мы делаем, достойно!

Он ответил, сказал им:

— Я смеюсь не над вами, и не над тем, что вы делаете по своей воле, но над тем, что ваш Бог получит благословение.

Они сказали:

— Учитель, Ты… сын нашего Бога?

Сказал им Иисус:

— В чем вы знаете Меня? Аминь. Я говорю вам, что никто из потомства людей, которые среди вас, не познает меня.

Услышав же это, Его ученики начали возмущаться и гневаться и хулить его в сердце своем. < …>

 

И не смог их дух осмелиться предстать перед Ним, кроме Иуды Искариота: он смог предстать Ему, и не смог посмотреть в Его глаза, но отвернулся назад. Иуда сказал Ему:

— Я знаю, Кто Ты и из какого места Ты вышел. Ты вышел из Эона Барбело, бессмертного, и пославший Тебя — Тот, чье имя я не достоин произнести.

Иисус же, зная, что он думает об остальных свысока, сказал Ему:

— Отделись от них. Я расскажу тебе таинства Царства Небесного, ибо Тебе возможно войти в него. Но ты будешь очень опечален! Ведь иной будет вместо Тебя, чтобы двенадцать учеников вновь стали совершенными в Своем Боге.

 

Лучший ученик Иисуса Иуда, таким образом, знал о внеземном происхождении Учителя. Он знал, что Иисус — посланник Создателя. И даже знал, где он находился, откуда пришел.

Земная жизнь Иисуса была короткой. Сцена у Енонского источника с Иоанном, недолгий этап проповедей и быстрая-быстрая мученическая смерть.

«Деятельность Иисуса как Спасителя началась с его крещения. Его проповедничество длилось всего год, если верить Синоптическим Евангелиям, и три года, согласно Евангелию от Иоанна. Иисус начал жизнь странствующего проповедника. < …> Он был против несправедливости. Он учил соблюдению Моисеева Закона, сочувствию к бедным, милосердию и терпимости. Он говорил задушевно и тепло. Слова его шли от сердца. Его учение было зажигательным и обреклось в форму кристально ясных притч. Его высказывания тотчас находили путь к сердцам слушателей», — пишет М. Даймонт («Евреи, Бог и История»).

Все так. Даже в канонических Евангелиях, впрочем, Иисус часто называет Моисеев Закон — « Ваш Закон », видимо, потому просто, что считает его чуждым себе. Апостол Павел, вначале гонитель Иисуса, впоследствии отделит христианство от иудаизма. Да и было ли христианство ветвью иудаизма, оно, столь похожее на гностическую секту ессеев? Главное, чему учил Иисус, — это полное подчинение Высшему Существу — Хозяину, Господу и смирение перед Ним. Но считал ли Иисус Высшим Существом, отцом своим именно племенного Бога евреев — Яхве? Я уверен, что нет. Он ведь нашел даже комичными своих учеников, с важным видом «совершающих евхаристию над хлебом»: «Я смеюсь над тем, что ваш Бог получит благословение», — сказал он им.

Не так давно меня осенила простая догадка, впрочем, перешедшая в уверенность, что претензии еврейского народа на избранность обоснованны. Во всяком случае, Высшее Существо, Создатель, на заре их племенной истории связался с ними, для того, чтобы через них влиять на поведение человечества, размножившихся биороботов. Для того, чтобы использовать евреев как средство усмирения биороботов. Вначале он делал своими «посланниками» самих биороботов. Вначале был контактирован довольно слабый Авраам. Создатель быстро, впрочем, оставил почему-то свое стремление влиять на человечество в тот раз, человечество, еще надо сказать, немногочисленное. Следующее усилие — трудоемкая попытка использовать Моисея. Попытка, увенчавшаяся определенным успехом. Если Авраам был еще безродным кочевником, то Моисей с помощью Создателя сформировал нацию — «народ иври» и дал им «Книгу» — кодекс поведения биоробота. Однако in the long run, результат не удовлетворил Создателя. Евреи избрали форму этноцентризма и не распространили, не захотели распространить первый в мире Уголовный кодекс смирения — Моисеев Закон — на все человечество. Прозелитствовать среди варваров они не рвались, но обособились в своей гордыне «народа Книги».

Тем временем биороботы создали большие империи, одна Румейская (Римская) чего стоила, и успешно убивали друг друга в массовом порядке. Души не успевали созревать, проку от такой энергетической пищи было мало. Если уж Создатель развалил когда-то вполне еще безобидную Вавилонскую башню, то он обязан был вмешаться в 27 году н.э. и остановить гекатомбы. Самое время было вмешиваться в земные дела.

Понадобился посланец, который принесет «благую весть», который должен установить раз и навсегда культ поклонения Создателю под личиной Благого Бога, заботящегося о душах человеческих и даже обещающего воскресение хорошо ведущих себя праведников. Понадобился тот, кто принесет «благую весть» всем племенам, не только народу иври, как это сделал Моисей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.106 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь