Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 13. Высшие иерархи церкви как особо значимые политические фигуры: отражение в СМИ («Известия», «Литературная газета»).
Слово политика происходит от греческого polis, что значит " город", а в расширительном смысле – государство, Град, упорядоченное, структурированное человеческое сообщество. Сегодня мы различаем государство и гражданское общество. Последнее, в условиях демократии, или народовластия, является основой государственной власти, поскольку все члены общества, реализуя свое избирательное право, прямо или косвенно участвуют в формировании всех органов власти. Кроме этого, политика оказывается неотделимой от финансово-хозяйственной жизни, от отношений между трудом и капиталом, а также от системы массовых коммуникаций, без которой немыслимо функционирование социального целого. Таким образом, в современном обществе сфера политики чрезвычайно широка. Помимо собственно " политических партий", участвующих в борьбе за представительство в парламенте, немаловажную и все возрастающую роль в ней играют различные формы " общественности", то есть общественные ассоциации, дискуссионные клубы, движения, независимые средства массовой информации и т.п. В открытом, демократическом обществе такие голоса независимой от официальных государственных структур " общественности" оказывают или могут оказывать непосредственное влияние на политическую жизнь, то есть иметь реальное политическое значение. Каково место христианской Церкви в столь сложно организованном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выявить общественно-правовое измерение Церкви, а затем – ее " специфику" именно как Церкви. В социальном пространстве Церковь формально выступает как добровольная ассоциация граждан и в этом смысле ничем не отличается от других общественных объединений, преследующих какие-то культурные, гуманитарные и иные цели. Церковь удовлетворяет религиозные потребности отдельных граждан, обладающих конституционным правом свободы совести и религиозных убеждений. Поэтому можно сказать, что Церковь – это не политическая организация, а одна из форм " общественности". Поскольку Церковь не ставит перед собой собственно политических целей, она находится вне политики и может объединять людей разных политических взглядов. Вместе с тем очевидно, что Церковь не является просто " общественной организацией". Особый закон регламентирует деятельность именно религиозных объединений, выделяя таким образом сферу религии как специфическую область человеческой жизни. Это связано не только с тем, что религия формирует определенное " мировоззрение", но также и с особенностями " религиозной практики" в целом, которая не может быть описана только в терминах культурной активности. Для религиозного сознания религиозные цели и ценности являются высшими, определяющими; они прямо или косвенно влияют на принятие повседневных решений, касающихся самых разных сфер жизни. Именно поэтому отношение современного правового государства и гражданского общества к религии неоднозначно. С одной стороны, религиозная свобода – одно из фундаментальных прав человека. С другой стороны, реализация этого законного права верующими не должна ущемлять права других граждан; Церковь не имеет права навязывать обществу свои представления и способы решения социально-политических проблем, касающихся общества в целом. Современное государство де-юре не является идеологическим. Задачи политики, в том числе государственной, – чисто практические и прагматические. Именно поэтому все, что касается мировоззрения, моральных императивов, этических и эстетических критериев, " смысла жизни" и т.п., вынесено за пределы регулируемого правового поля и отнесено к области частной жизни каждого члена общества, к области его прав, которые он может реализовывать не только индивидуально, но и совместно с другими. Это парадоксальное " место", или позиция, которая позволяет, а в некоторых случаях даже принуждает оценивать конкретную политическую реальность, как раз и является собственным " местом Церкви" в современном секулярном обществе. Церковь " не занимается" политикой, но вместе с тем она не может " не участвовать" в политической жизни. Нынешнюю РПЦ представляют в обществе, во-первых, высшие иерархи – " должностные лица", говорящие от имени Церкви; во-вторых, группы клириков и мирян, выражающие свое мнение преимущественно через СМИ, а также посредством отдельных публикаций (книг и брошюр); в-третьих, различные политические и общественные организации, заявляющие, что православие является основой их идеологии. Высшая церковная власть, действуя на общественной сцене, не имеет обыкновения обращаться к церковному народу, чтобы совместно с ним в свободной дискуссии, согласно принципу соборности, вырабатывать церковную позицию по отношению к конкретным событиям и процессам социально-политической жизни. В свою очередь, отдельные группы клириков и мирян, обсуждая эти события и процессы и публично выражая свое к ним отношение, делают это вне связи с иерархией и другими подобными группами православных христиан. В результате общество сталкивается с потенциально неограниченным числом " православных точек зрения", на политическую реальность в частности. Архиерейский собор 1994 года заявил " о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти". Он подтвердил " невозможность для церковной полноты" поддерживать какие-либо политические партии, движения, союзы и т.п. Вместе с тем собор допустил членство в подобных организациях мирян и " создание ими самими таких организаций, которые, в случае наименования себя христианскими и православными, призываются к большему взаимодействию с церковным Священноначалием". Эти соборные решения означают: Церковь – вне политики, но члены Церкви свободны сами определять свои политические предпочтения. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями — каждый в своей компетенции. ñ Поместный Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви и избирает Патриарха. ñ Архиерейский Собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. ñ Священный Синод — согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». ñ Патриарх — предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». ñ Высший Церковный Совет — новый исполнительный орган действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде Русской Православной Церкви.
О газетах. «Невское время». Газета любит РПЦ и всегда пишет о ней в положительном ключе. Автор материалов — Павел Виноградов, бешеный фанат церкви и патриарха. Инфоповоды последнего года — весьма политичны: - Предложение Бориса Березовского патриарху «мирно, мудро, по-христиански» взять власть из рук Владимира Путина и передать ее народу. Отсылка к этому предложению идет в каждой второй статье. - Встерча РПЦ с Владимиром Путиным в феврале этого года. «Патриарх Кирилл четко дал понять, что РПЦ считает его кандидатуру в президенты единственно возможной. Более того, Святейший предостерег Путина от проявления слабости перед революционными элементами». - Знаменитые Пусси Риот. Виноградов расписывает целую теорию заговора, цель которой — дискредитировать церковь и нынешнюю власть. Типа церковь не поддержала оппозицию, и на неё теперь стали наезжать вот такими вот «провокациями». - Знаменитые часы патриарха и его затопленная квартира. - Патриарх перевербовал чиновника - Бывший первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин стал советником Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по вопросам строительства. Виноградов одобряет %) - Христианская политическая партия — Всеволод Чаплин предложил её создать. Патриарх, в свою очередь, на телеканале «Россия» посомневался: типа церковь должна быть выше политики + это противоречит и светским, и церковным законам. Но Виноградов адово выслуживается перед РПЦ и пишет, что «На самом деле удивительно, что в России, которая, что бы там ни говорили, была и остается православной, еще нет православной политической структуры». И что уже была попытка создания такой партии. И сейчас могли бы ещё разочек попробовать. - В ноябре 2011 церковь постоянно везде шастала с правительством. То они день народного единства вместе праздновали, то радовались введению курса «основы религии» в школах. Это возмутило нашего (! ) Ильченко (завкафедрой радио и тв). А Виноградов, в свою очередь, бурно ему возразил, что, де, церковь права, а Ильченко — нет. И закончил: «Я понимаю, почему неверующих раздражает частое публичное появление духовных лиц и вообще упоминания в СМИ о Церкви и вере. Это напоминает о том, что, может быть, они ошибаются самым роковым образом и что есть Бог и есть дьявол и за свое поведение в этой жизни рано или поздно надо будет давать ответ».
Газета «Известия» Пишут разные люди, пишут в разном ключе. В основном, материалы нейтральные, иногда ироничные. Инфопоподы аналогичны. Иногда берут экспертов. Например, статья про объединение школ и церкви вот что дает: «По мнению лидера Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова, последняя инициатива даст «зеленый свет» православным школам. Эксперт увидел в состоявшемся объединении и политические причины. «— Соглашение между мэрией и РПЦ — это реализация нового курса Путина на углубление социального партнерства Церкви и государства. Если школьники не будут знать основы тысячелетней православной культуры, они не пойдут защищать страну, — отметил Фролов.» Дают точку зрения за и против. Всё профессионально. Опять же, квартира и часы: В РПЦ называли ситуацию с квартирой на улице Серафимовича «грязной пиар-технологией». На прошлой неделе патриарх Кирилл подтвердил в беседе с ведущим ток-шоу Владимиром Соловьевым сообщения о суде с Шевченко. Патриарх пояснил, что в его квартире живут две троюродные сестры, и заявил, что простить Шевченко «было бы некорректно». «Да и я по максимуму постарался — например, вместо двойной очистки согласился на одинарную, что сэкономило существенную сумму денег», — процитировал Соловьев патриарха. Предстоятель обещает, что все деньги, вырученные по иску, пойдут на благотворительность.». Вообще очень ржачные заголовки делают об РПЦ и подзаголовки. Мне показалось, что рпц постоянно пытаются выставить клоунами: )) «На выставке-форуме «Православная Русь» можно стать виртуальным звонарем и получить SMS от епископа». Есть интересная статейка за март 2012 «РПЦ собирается участвовать в российско-американской «перезагрузке». Цитируют Кирилла, который считает, что отношения перезагрузить без влияния церкви на умы людей не выйдет. «При этом патриарх отметил, что «у русской церкви особые связи с Соединенными Штатами», напомнив о том, что первые миссии и приходы на территории Америки были русскими».
Литературная газета вдумчивые, большие, аналитические материалы. - про пусси: осуждают тв, защищающее девочек - еще пишут про литературную премию для православных писателей: «Всё это действительно даёт надежду, что это будет премия, посвящённая вечным ценностям в отечественной словесности, т.е. тем книгам, которые важны для каждого из нас.». - Еще пишут о выставке «книги России». «По доброй традиции в рамках Национальной выставки-ярмарки будет отмечаться День православной книги». В общем, в основном они критикуют то, как церковь освещают другие СМИ. Политики не особо много, фанатизма в одобрении нет, но уважением проглядывается. Билет 14.Материалистическая трактовка истории России (В. Толстых. «Порвалась связь времен…» // Лит. газета. 2009. № 44).
В самой статье Валентин Толстых http: //www.lgz.ru/article/10626/ о материалист. Трактовке как таковой не говорится, честно говоря, ни слова. Но, тем не менее, он рассуждает о судьбе России и ее пути в будущем и и положении дел в настоящем, анализируя экономические модели нашей страны и Запада и их применимости для России. Для справки: Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: · Фундаментальная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание[1]. · Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.[2] Подробнее здесь: http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%B0%D1%82
Теперь непосредственно о статье: Статья приурочена к 100-летнему юбилею выхода сборника «Вехи» - соображения о судьбе и роли российской интеллигенции (1909г, авторы А.С. Булгаков, Струве, Бердяев и т.д). с тех пор в России 3 раза поменялась система (самодержавно-царская, советско-коллективная, рыночно-капиталистич.), но лучше особо не стало. И вот Толстых размышляет, в чем же причина столь безрадостного нынешнего положения дел. «Порвалась связь времен», то есть историю России большинство современных историков и общ. деятелей сводят к «одной лишь несуразице, хаосу, непорядку и порокам» А весь советский период, не заметив здесь никаких завоеваний и светлых сторон, – к репрессиям, насилию и жестокости. Здесь же он упоминает и статью Д.А. Медведева, в кот тот призывает смотреть на наше прошлое трезво, с уважением, самокритично и прагматично. То есть нам нужно с уважением принять прошлое страны и после этого трезво оценить настоящее. Толстых критикует авторов, которые представляют советский период исключительно как череду репрессий, «покушаются и на День Победы над фашизмом», представляя эту победу как «победу антигитлеровской коалиции» и приравнивают сталинизм и фашизм. Советскому периоду, по его словам, мы обязаны Магниткой, Днепрогэсом, Кузбассом и нефтяными трубами, на кот. Теперь сидят олигархи. При этом он защищает веховцев, кот. Были государственниками и патриотами, монархистами, но не националистами и не либералами. Нельзя забывать и отрицать свою историю (например, революцию), т.к. «Первым и важным условием возрождения России…следует признать и назвать восстановление разорванной связи времён и поколений, по сути, реабилитацию ПРОШЛОГО.» Но при этом придется разбираться не только с прошлым, но и настоящим, что будет крайне не просто. У России нет особого пути. У нее европейская природа (мысль Пушкина). Но при этом Россия – другая Европа, никогда не принадл. Востоку. Про настоящее: В 90-х годах мы поменяли шило на мыло – казарменный социализм на дикий, олигархический капитализм. Взятый напрокат с Запада капитализм оказался в реальности далек от идеала. И нынешний финансовый кризис – это последствия краха неолиберальных проектов 90-х годов, в рез-те кот. Страна оказалась подсажена на все иглы – «сырьевую, финансовую, наркотическую, иглу безудержного потребления и повального пофигизма» В отличии от нас Китай, например, никого не пытался догнать и перегнать, копируя чужой опыт, а спокойненько себе развивался «под неусыпным, жёстким общественным контролем.» в итоге сейчас его нац. Доход увеличился в 6, 2 р. То есть, Китай, спокойно взял хорошее от капитализма, отринув плохое, а Россия нахватала чего не попадя. Первым и важным условием возрождения России (о чём, увы, без видимого успеха твердим себе уже четверть века) следует признать и назвать восстановление разорванной связи времён и поколений, по сути, реабилитацию ПРОШЛОГО. Только так возможно сохранить нить тысячелетней российской истории, которая, кстати, ничуть не хуже историй других стран и цивилизаций. Автору не нравится теперешняя «полусоветская социальная система», но в соотношении доходов между правящей верхушкой и рядовыми тружениками я бы предпочёл именно советский опыт и стандарт (до появления более справедливых). Сегодня основное звено политики – в трезвом понимании и оценке общего состояния и готовности страны заняться жизнеустройством своего НАСТОЯЩЕГО. И это будет вторым важным шагом, который предстоит сделать политике и политикам сразу после того, как изменится к лучшему и станет мудрее наше отношение к собственному прошлому. Начинать нужно с возрождения духа нации, который в истории неоднократно выручал страну в самые трудные времена. «Разумеется, определив сперва, какое благо и какое дело могут сегодня россиян соединить и объединить. Понятия эти исчезли из нашей Конституции, в то время как в основных законах ряда европейских государств они присутствуют». В конце статьи Толстых снова возвращается к веховцам и их идеям. Мол, они охотно вступали в диалог с марксистами по поводу социалистического идеала нового человека. Веховцы считали русскую интеллигенцию особым культурным явлением, порожденным взаимодействием западного социализма с особ. Условиями рос. Культурного, экон. И полит. Развития.
«ПОРВАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН…» Среди причин, породивших ныне почти всеобщее уныние, которое никакими словесными внушениями, «приворотами» не скрыть, назову первую и главную. Воспользуюсь для этого старой, но не стареющей истиной: «Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли» (Маркс). В том, что мы не преуспели в воплощении мысли в действительность, можно убедиться, внимательно всматриваясь в «рынок» и «демократию», которые воцарились сейчас в России. Увы, постсоветская Россия ещё не показала и не доказала, что сама стремится к мысли, не боясь честно увидеть и осознать себя такой, какая она есть. Начать надо с отношения к прошлому, недавнему и далёкому, к советскому и всем прежним временам. Надеюсь, тем, кто числит себя в составе так называемой интеллектуальной элиты, нетрудно вспомнить былое, немного поднатужившись и хорошо подумав. И все знают и помнят авторитетные высказывания вроде того, что без прошлого у страны нет будущего, только тем, кто владеет прошлым, принадлежит будущее, и т.д. Вот и президент Медведев в начале своей недавней статьи «Россия, вперёд! » говорит о наследии, которое мы получили, а затем и в конце статьи возвращается к этой теме, предлагая смотреть на наше прошлое трезво, с уважением, самокритично и прагматично. Но, увы, не верю, что этот здравый призыв отрезвит тех, кто с упорством, достойным лучшего применения, вот уже четверть века беспардонно поносит Россию и сводит её историю к одной лишь несуразице, хаосу, непорядку и порокам. А весь советский период, не заметив здесь никаких завоеваний и светлых сторон, – к репрессиям, насилию и жестокости. И именует его не иначе как «тоталитарным»?! Поношение и расправа с прошлым стали общим местом в статьях и книгах, посвящённых самым разным темам и проблемам. Приведу цитату из книги хорошего автора, которому вдруг ни с того ни с сего понадобилось лягнуть коммунизм, хотя речь шла, простите, о шарлатанстве Грабового, «поработителя невинных душ»: «Безумцы тех лет (советского времени), пообещав россиянам скорый коммунистический рай, погрузили страну в кровавый ужас Гражданской войны, в голодомор, в лихорадку массовых репрессий». Представляя великую идею коммунизма как бездарную утопию и химеру, никто из «гробокопателей» даже не задумался, отчего это в разные времена идеей увлеклись совсем не глупые люди, такие возвышенные натуры, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Карл Маркс, Фридрих Энгельс. И как эти «умники» ответят на вопрос любознательного юноши: «Чем же объяснить, что и сегодня в западных странах Маркс числится первым среди самых популярных авторов и мыслителей? » Хулители социализма осмелели (обнаглели) настолько, что, представив историю Советского Союза сплошь кровавым ГУЛАГом, покушаются уже на самое светлое событие и чувство народа – День Победы над фашизмом. Чтобы его защитить, понадобилось образовать Комиссию по борьбе с фальсификацией собственной истории. Находятся господа разных рангов и из разных ведомств, которые берутся доказывать, что нацизм и сталинизм – одно и то же, убеждают детей и внуков, что это не их отцы и деды победили фашизм, а «антигитлеровская коалиция». Уже надо объяснять, за что и за кого отдали свои жизни миллионы советских солдат, освобождая Польшу, прибалтийские страны и тех же немцев, доверившихся когда-то Гитлеру. А ведь только в войсках СС насчитывалось 20 дивизий (! ) добровольцев – выходцев из европейских стран. Всего же в 1939–1945 годах вместе с немецкими нацистами с нами воевали полтора миллиона европейцев – сторонников фашистского «нового порядка». Думаю, незачем вообще вести споры-разговоры с этими господами, которые сами были фашистами и под предлогом «борьбы с коммунизмом» пытались уже тогда уничтожить Россию как таковую. Эту цель преследовали и те, кому не терпелось развалить Советский Союз после нашей Победы. Мы, пусть с опозданием, поняли точность и справедливость известной зиновьевской формулы: «Целили в коммунизм, попали в Россию». Гораздо полезнее сегодня заняться самочувствием собственного населения, особенно молодых поколений, формируя у них уважительное и признательное отношение к прошлому, к героизму и мужеству отцов и матерей, спасших страну от коричневой напасти. Первой должна продемонстрировать это власть, отдав должное уму, деловитости и дальновидности «распроклятых коммунистов», оставивших после себя не только «застой», но и две известные трубы, которые вот уже 20 лет нас содержат и кормят и на которых так удобно расположились нынешние олигархи. А ещё поблагодарить за Кузбасс, Магнитку и Днепрогэс, за вспаханную целину, за атомную и космическую промышленность, за те же «дырявые» шоссейные и железные дороги, без которых было бы совсем худо. Ибо за годы бурного «рыночного строительства» нынешние хозяева ничего толкового и внушительного ещё не создали, не соорудили (не считая, конечно, шикарных зданий офисов, офшорных и «рублёвских» зон). Вспоминаю и говорю об этом вот почему. Веховцы, как бы кто к ним не относился, по нынешней терминологии, были государственниками и патриотами, притом без монополии на патриотизм, что они подчёркивали, напрочь отвергая космополитизм пустоты. Ибо исповедовали здоровое национальное чувство причастности (С.Н. Булгаков). И были они правоверными монархистами, но не националистами и не либералами. Конечно же, веховцы не одобряли крепостное право, помнили о том, какой ценой были оплачены краса и величие Петрова града на Неве, и вряд ли симпатизировали бунтам Степана Разина или Емельяна Пугачёва. Короче, отдавали себе отчёт в том, на каком фундаменте воздвигалась, расширялась и усиливалась имперская Россия. Думаю, они бы согласились с тонким и беспощадным в своей неожиданности суждением Льва Толстого о трудах некоторых историков, в которых история России состоит сплошь из безобразий, правежа, грабежа, глупости… А как же в результате возникли великое государство и великая культура? Мне надолго запомнилось высказывание женщины-гида, француженки русского происхождения, в декабре 90-го года, когда я был в Париже. «Что вы делаете? – изумлялась она. – Почему отказываетесь от Октябрьской революции? Разве её совершили не вы сами, не ваши отцы и деды? Наша революция тоже началась с насилия – с разрушения Бастилии, с гильотины, а потом был Термидор, с трибуналами и невинными жертвами… Но у нас есть и улица Робеспьера, и пантеон Наполеона, и мы уже двести лет собираемся у той же Бастилии, чтобы отметить наш национальный праздник. Как вы будете жить, оставив позади себя пустыню?! » Ныне достославная наша интеллигенция пытается корпоративными усилиями соорудить духовный саркофаг, куда и поместить всю советскую эпоху (П. Сазонов, «ЛГ», № 38). Первым и важным условием возрождения России (о чём, увы, без видимого успеха твердим себе уже четверть века) следует признать и назвать восстановление разорванной связи времён и поколений, по сути, реабилитацию ПРОШЛОГО. Только так возможно сохранить нить тысячелетней российской истории, которая, кстати, ничуть не хуже историй других стран и цивилизаций. В свете сказанного требуется более бережно и осмысленно относиться к традициям, видя в них и кристаллизацию минувшего, музейную ценность, и одновременно такой же источник продолжения жизни, как и новации, на чём настаивал Борис Пастернак. Без тени ложного патриотизма можно сказать, что феномен Россия выдержит любой самый взыскательный подход и анализ, если будут соблюдены простые нормы объективности и справедливости в подаче фактов, событий и метаморфоз, которыми изобилует её сложная и интересная история. Но разбираться придётся не только в прошлом, но и в настоящем, что, на мой взгляд, будет задачей очень непростой.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы