Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 6. Ценностно-эстетические аспекты журналистики и современных массмедиа.
СМИ в целом оказывают заметное влияние на самые различные аспекты воспитания и просвещения. Прямо и косвенно воздействуют на формирование их мировоззрения, любознательности, на эстетический вкус. Не вызывает сомнения, что благодаря СМИ мы более широко осведомлены о последних достижениях в различных областях социально – политической, научной, производственной и культурной жизни общества. Воздействие в течение длительного времени повторяющихся образов и представлений приводит к усвоению этих представлений как НОРМ культуры. Телевидение, как источник формирования общественного мнения по Маклюэну, Гербнеру. Т.е. преобразование культурного процесса рассказывания в централизованную стандартизованную систему - символическая реальность. Аксиология- философское исследование природы ценностей. -одним из негативных аксиологических последствий воздействия современных информационных технологий, используемых в СМИ, на сознание человека является формирование у него безволия и безответственности. характеризуется как Homo gelius - человек желеобразный. Именно Homo gelius несет ответственность за то, что способствует различного рода преступлениям, порождает целый спектр опасностей и угроз другим индивидам и социуму. - Другим последствием влияния современных электронных масс-медиа на сознание человека (и целых социальных групп) является потеря чувства реальности окружающего мира, потери ориентации в сложных реалиях современного общества- отдельный человек утрачивает объективизированный критерий истины. возвращаются такие традиционные ценности, как доход в качестве основного критерия, страх потерять работу, ограниченность числа реализуемых проектов. - формирование и распространение различного рода фобий. В наши дни телевизионный экран демонстрирует всему обществу столкновение по-старому и по-новому трактуемых идеалов и ценностей, что, в общем-то, понятно – так есть, так было всегда. Однако, ценностный конфликт нашего времени более глубок, чем когда-либо, – в медийном пространстве вершится яростное противостояние полярных ценностей, при этом, торжество одного из полюсов способно кардинально поменять матрицу будущего. М. Каган указывает на социально-политическую причинность очередного исторического этапа переоценки ценностей. Прослеживается наличие определенных детерминант, предопределяющих выдвижение на авансцену истории тех или иных ценностей, а также их всякий раз новое содержание: · социально-политические (образование новых общественных систем, крушение прежних; транснациональное функционирование экономики; противостояние Востока и Запада, Юга и Севера, «золотого миллиарда» и бедных регионов планеты); · этнокультурные и конфессиональные (возрастание фактора национализма и поиска национальной идентичности народов; усиление роли церкви, возникновение теократических государств; массовая миграция в страны Запада; новый этноконфессиональный облик Европы и пр.); · техногенные (радикальные перемены в условиях сбора, анализа и распространения информации, ее хранения; появление новых носителей информации; информатизация всех областей бытия человека и т.д.) Техногенный фактор, как никогда ранее, повлек за собой определенные перемены во взаимодействии различных общностей и индивидов, а также в их социальном облике – от образа жизни, экспансии «массовой культуры» до постановки политических целей. Возникли новые точки пересечения социальных интересов, новые зоны политических и ценностных конфликтов. Перемены в обществе – материальные, социальные и духовные – прямо ведут к определенным трансформациям в журналистике и функционировании СМИ. Должна измениться шкала ценностей и в самой журналистике. Если кратко, то это значит, что журналистика не имеет права отставать от перемен в общественном сознании. Приоритеты общественного сознания – суть духовные ценности, разделяемые людскими общностями в их поисках взаимопонимания. Надо искать общие ценности, найдя, придерживаться их. И первейшая ценность – не свобода слова, даже не демократия, ибо каждое из этих понятий не столько ценность, сколько условие образования ценностных систем, потому произвольно и по-разному определяется многими. Первейшая ценность заключена в установлении непреложного: Другой и Другие, как и мы, обладают своими ценностями, и эти ценности, как и наши, нуждаются в понимании и уважении. Ценность общего поля говоримого устанавливается журналистикой. Это хрупкое и почти эфемерное установление, но тем более следует его беречь и лелеять. Мало того, пора понять и ценность самой журналистики как незаменимого метода социального общения. Журналистика продуцирует и репродуцирует ценности. Идеалы и ценности не статичны, а подвижны, но скорость изменений каждого из них своя. Динамику обеспечивают социально-формационные, политические и культурные процессы в обществе. Потому так важно понимать, в каком обществе мы живем: какие идеалы свойственны обществу, какие – уходят в прошлое, какие – нарождаются. Есть фундаментальные базисные ценности и жизненные смыслы, составляющие содержание категорий «человек», «природа», «пространство», «время», «личность», «деятельность», «свобода», «справедливость», «истина», «красота» и т.д. В своем сцеплении и взаимодействии они образуют целостную картину человеческого жизненного мира, которая называется мировоззрением. Медийная оценка влияет на формирование ценностей в восприятии аудитории. Сама же медийная оценка основана на ценностной системе, которой придерживается коммуникатор. Итак, процесс означивания факта в журналистике непосредственно ведет к «выставляемой» вещателем оценке события, утверждаемой ценности или фактическому ее опровержению.
Билет 7. Современная философия как синтез традиций: журналистская интерпретация.. Современная философия - новый этап в развитии мировой философской мысли. Нижняя граница, отделяющая современную философию от предшествующей ей - традиционной, - не является пока общепринятой, однако в необходимости ее проведения согласны практически все специалисты. Неопределенность этой границы проистекает в основном из неоднозначной трактовки понятия " современная эпоха", или просто " современность". В отечественной историографии обычно выделяется эпоха новейшего времени, начало которой, как принято считать, положил XX век, а точнее - Первая мировая война. Иногда термины " эпоха новейшего времени" и " современная эпоха" отождествляются, иногда под последней имеется в виду лишь период после окончания Второй мировой войны: период экономического, политического и идеологического противоборства двух мировых суперсистем, принявшего глобальный характер, - период " холодной войны" и " горячих точек". Однако, приняв последнюю точку зрения, придется либо констатировать, что современная эпоха завершилась в 1991 году вместе с распадом СССР и так называемой мировой системы социализма и сейчас мы уже живем в какой-то иной, постсовременной эпохе, либо искать для современности какие-то другие общие характеристики, действующие и поныне. Поэтому представляется целесообразным принять традиционную отечественную точку зрения и отодвинуть нижнюю границу современной эпохи к началу XX века, когда капитализм в экономике достиг стадии монополизации и мировых экономических кризисов, а в политике на общемировом уровне начался неконтролируемый процесс борьбы за передел исторически сложившихся сфер влияния, в том числе и за рынки сбыта готовой продукции. Постмодернистская философия Содержание: • Возникновение и становление постмодернизма • Модерн • Постмодернизм как духовное состояние и образ жизни • Философия постмодернизма Возникновение и становление постмодернизма. Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее ярко он выразил себя в искусстве. Существует он и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной. Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х годов XX века в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х годов распространяются на остальные области культуры и становятся весьма устойчивыми. Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е годы, хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие называют 1972 год, но связывают его с разными событиями. Постмодернизм как духовное состояние и образ жизни. В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления - главным образом материального - выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие " народ", поскольку последний все больше превращается в безликий " электорат", в аморфную массу " потребителей" и " клиентов". В еще большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократно, однако их социально-политическая и духовная роль в жизни общества стала почти незаметной. Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. Один западный автор по этому поводу замечает: раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие Бастилий, теперь они делают карьеру на их управлении. Интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь исполнением более скромных функций. По мнению Лиотара, Ж. П. Сартр был последним " большим интеллектуалом", верившим в некое " справедливое дело", за которое стоит бороться. Сегодня для подобных иллюзий не осталось никаких оснований. Отсюда название одной из книг Лиотара - " Могила интеллектуала". В наши дни писатель и художник, творец вообще, уступают место журналисту и эксперту. В постмодерном обществе весьма типичной и распространенной фигурой выступает " яппи", что в буквальном смысле означает " молодой горожанин-профессионал". Это преуспевающий представитель среднего слоя, лишенный каких-либо " интеллигентских комплексов", целиком принимающий удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не совсем уверенный в своем благополучии. Он воплощает собой определенное решение идущего от Ж. Ж. Руссо спора между городом и деревней относительно того, какой образ жизни следует считать нравственным и чистым. Яппи отдает явное предпочтение городу. Еще более распространенной фигурой является " зомби", представляющий собой запрограммированное существо, лишенное личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле слова массовый человек, его нередко сравнивают с магнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность. Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда-то протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главным стимулом для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами. Происшедшую в этом плане эволюцию можно проиллюстрировать следующим образом. М. Лютер в свое время (XVI век) заявил: " На том стою и не могу иначе". Как бы полемизируя с ним, С. Кьеркегор спустя три столетия ответил: " На том я стою: на голове или на ногах - не знаю". Позиция постмодерниста является примерно такой: " Стою на том, но могу где угодно и как угодно". Мировоззрение постмодерного человека лишено достаточно прочной опоры, потому что все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Они как бы поражены неким внутренним безволием. Такую идеологию иногда называют " софт-идеологией", то есть мягкой и нежной. Она уже не является ни левой, ни правой, в ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в средние века - религия, в эпоху модерна - сначала философия, а затем наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Конечно, яппи выглядит весьма активным, деятельным и даже самоуверенным человеком. Однако даже к нему с трудом применима идущая от Возрождения знаменитая формула: " Человек, сделавший сам себя". Он вполне понимает, что слишком многое в его жизни зависит от игры случая, удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал с нуля и всего достиг сам. Видимо, поэтому получили такое широкое распространение всякого рода лотереи. Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Как отмечает французский философ П. Рикёр, в наши дни наблюдается " гипертрофия средств и атрофия целей". Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось как бы украденным. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Если И. Кант в свое время создал " Критику чистого разума" (1781), то его соотечественник П. Слотердайк в связи с двухсотлетним юбилеем кантовского труда издает " Критику цинического разума" (1983), считая, что нынешний цинизм вызван разочарованием в идеалах Просвещения. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений. В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффективности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Во многом поэтому французский социолог Ж. Липовецкий называет постмодерн " эрой пустоты" и " империей эфемерного". Важную черту постмодерна составляет театрализация. Она также охватывает многие области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьезной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. Политические баталии постмодерна не ведут к революции, поскольку для этого у них нет должной глубины, необходимой остроты противоречий, достаточной энергии и страстности. В политике постмодерна уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается и даже возрастает. В некотором смысле политика становится религией постмодерного человека.
Билет 8. «Восточная философия» и ее культурно-исторические типы: актуализация изучения в контексте глобализации. Философия Древнего мира включает в себя неевропейскую философию Древнего Востока (Индии и Китая), а также античную философию Древней Греции и Рима. Исторически первыми были философские учения, возникшие в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Основными философскими школами Древней Индии являются: брахманизм, объявивший первичной реальностью безличный Мировой Дух — Брахман. Человеческая душа является частицей Брахмана, она бессмертна, но человек привязан к земной жизни и зависит от своих прошлых деяний (кармы). Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман». Атман — всепроницающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе — манасе). Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы. Сансара— учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Великими Душами. Ахимса —единство всех форм жизни на земле. Важнейший принцип ахимсы — непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, природе), неубиение; буддизм — четыре благородные истины, открытые Буддой: жизнь есть страдание; страдания имеют свою причины — жажду наживы, славы, удовольствия жизни и т.д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана. Основными философскими школами Древнего Китая являются: конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основные вопросы Конфуция: как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе. Главная конфуцианская добродетель: жэнь (гумманость) — закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и общественному положению, важное место в конфуцианстве занимает этикет «ли», т.е. нормы общественного поведения, нравы, обычаи, ритуалы. Строгое соблюдение «ли» помогает постижению «жэнь»; даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основатель Лао цзы (Старый Учитель) выдвинул идею дао — всеобщего естественного закона. Все находится в движении, предметы переходят в свою противоположность. Вмешательство людей в естественный ход вещей является причиной зла и страданий. Путь к счастью и познанию истины предполагает освобождение. Арабо-мусульманская философия - явление средневековья, а потому ее становление и развитие значительно отличались от аналогичных процессов в древних цивилизациях Индии и Китая. По существу интеллектуальная история арабов началась со времени появления ислама, то есть в начале VII века. Само по себе мусульманское вероучение было продуктом взаимодействия арабской культуры, христианских и иудейских идей. В монотеистическом учении пророка Мухаммеда отразились радикальные перемены, связанные с разложением родоплеменных отношений, созданием единой для арабов государственности. Возникновение уммы - общины, состоявшей из последователей Мухаммеда, - было первым шагом на пути объединения людей по признаку, отличному от родства, кровной связи, было началом становления государства. В основу исламского учения легли Коран и сунна, тексты которых были " отредактированы" к концу IX века. Однако ни мусульманское Священное писание (Коран), ни священное предание ислама (сунна) не могли дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь, особенно в стремительно развивающемся и экспансирующем обществе. Так появились дополнительные " корни-источники" - кийас (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение), позволявшие расширить толкование Корана и сунны. В конечном счете мусульманская экзегетика, то есть толкование священных текстов (а точнее, юриспруденция), оформилась в четыре школы - мазхаба, две из которых (ал-ханабила и ал-маликита) были либеральными, а две другие (ал-ханафита и аш-шафиита) - консервативными. В 40-70-е годы XX века широкое распространение приобретают дихотомические стереотипно-контрастные характеристики Востока и Запада, при которых первому приписывается религиозность, спиритуальность, интуитивизм, интровертность (обращенность к внутреннему миру человека), пессимизм, единство субъекта и объекта и т.д., а Западу соответственно - секулярность, натурализм, рационализм, экстравертность (ориентация на познание внешнего мира), жизнеутверждающий оптимизм, дуализм субъекта и объекта. Последние два десятилетия отмечены нарастающей тенденцией к отказу от западоцентризма, осознанием бесперспективности уничижения " восточных" типов философствования, попыток универсализации за счет сглаживания реально существующих в культурах различий. Современная философская, и в целом культурная, компаративистика (сравнительное исследование культур) все более предпочтительными считает отход от дихотомических представлений и признание многополюсности человеческой культуры.
В контексте глобализации необходимо такое научно-историческое понимание, которое в современных условиях утверждает цивилизованный подход, основанный на идеях «культурного плюрализма», на признании уважения ко всяким культурам и конфессиям, на необходимости отказа от всяких преимуществ той или иной культуры, а следовательно, отрицания как европоцентризма, так и превосходства Востока.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы