Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Акустический аспект изучения звуков
По своей физической природе звуки речи являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом ( то есть органами речи). Акустика речи складывается из видов колебательных движений, тембра звука, его высоты, интенсивности и продолжительности звучания. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате непериодических (неритмических) колебаний звучащего тела, например, губ. Полярными по звучности являются, например, гласный А и согласный П. Между ними располагаются сонорные звуки: Р, Л, М, Н, Й. В некоторых языках согласный Л может усиливать свою звучность и превращаться в слогообразующий Л, например, в чешском языке. В корейском языке согласный Л может утрачивать голос, превращаясь в глухой шумный согласный. Высота звука определяется определяется числом колебаний голосовых связок. В речи высота голоса зависит от длины и натянутости голосовых связок. Сила звука (интенсивность) определяется амплитудой колебания, что зависит от напора воздушной струи и величины поверхности звучащего тела. Звук речи акустически сложен, так как содержит не только основные тоны, но и тоны резонаторные (резонанс в переводе с французского – «отзвук»). Их соотношение имеет огромное значение при определении основного качества звука – тембра. Тембр создаёт качественную характеристику звука. Тембр отличает один звук от другого, а также звуки одного лица от звуков другого.
Артикуляционный аспект изучения звуков Работа органов речи, направленная на производство звуков, называется артикуляцией. Артикуляция складывается из трёх частей: 1. экскурсия – выход органов речи на работу по производству звуков; 2. выдержка – установка органов речи для данной артикуляции; 3. рекурсия – возвращение органов речи в первоначальное состояние.
Особенности в произношении звуков в том или ином языке составляют его артикуляционную базу. Артикуляционная база языка возникает в результате исторической эволюции произносительного аппарата каждого народа. Артикуляционные привычки сохраняются на протяжении ряда эпох. При изучении иностранного языка артикуляционная база родного языка накладывает от печаток на произношение говорящего. Этим обусловлен акцент. Если говорящий хорошо осваивает артикуляционную базу иностранного языка, то он может говорить на этом языке чище, чем носитель языка. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью органов речи и различным соединением органов речи. Поэтому фонетические системы разных языков имеют свои национальные особенности. У кавказских народов звуки « г, к, х » образуются не в ротовой полости, а в гортани и называются глубинно – гортанными. Звук «р» во французском языке и «х» в немецком языке образуются дрожанием маленького язычка, то есть продолжением верхнего нёба, и называются увулярными. В некоторых языках гласные и согласные противопоставляются по долготе и краткости. Так, в эстонском языке гласные и согласные имеют три ступени долготы: звуки краткие, долгие и сверхдолгие. В английском языке по долготе и краткости различаются гласные звуки. Это качество влияет нак смысл слова. Долгота и краткость звуков характерна для чешского, финского и якутского языков. В ряде языков существуют особые носовые гласные. Они обозначаются отдельными буквами. Носовые гласные сохраняются в современном польском и французском языке. Во многих языках мира существуют дифтонги. Это гласные со сложной артикуляцией. Они произносятся как единый звук речи. Один из таких гласных является основным, а другой – призвуком. Особое распространение дифтонги получили в английском языке. Функциональный аспект изучения звуков Практически говорящий произносит неподдающееся учёту бесконечное многообразие звуков. Но если их описать лингвистически, то выделяется сравнительно небольшое количество звуков. Это связано с тем, что важные различия звуков по-разному оцениваются в лингвистическом плане. Одни различия звуков существенны, а другие различия нейтральны. В связной речи звуки произносятся не изолированно, а в в идее цепи звуков. При этом звуки могут подчиняться влиянию общих условий произношения или взаимодействовать, влияя друг на друга. Для обозначения звука как элемента языка в науке был введён специальный термин – фонема. Термин «фонема» обозначает тип звука, модель звука. В слове «дуб» мы слышим звук «п», а в слове «дубы» - звук «б», но звуки «б» и «п» не являются отдельными фонемами русского языка, а лишь позиционными вариантами (разновидностями) фонемы «б». Звуки речи, будучи воспроизведёнными органами речи, становятся фактом сознания. В языковом сознании говорящих имеются образцы звуков речи, их общие представления. Говорящими воспринимаются только те звуки, которые соответствуют образцу – фонеме. Например, в словах «цепь», «цепок» и «клетка» произносятся разные ударные звуки, однако русский человек этого не заметит, для него это одна фонема. То есть фонема объединяет позиционные разновидности в один звуковой образец. Фонемы способны различать морфемы и слова. Например, слова «плод» и «плот» различаются конечными согласными фонемами и способствуют выражению разных понятий. Таким образом, фонема предстаёт в языке как сложная звуковая единица, совокупность разных акустико-артикуляционных свойств, которые различно проявляются в речевой цепи. Фонема – это мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению.
СЛОГ Слог – это наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности. Существует несколько теорий слога, среди которых наиболее распространены две: сонорная и мускульная. По сонорной теории, слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорную теорию разделял советский фонетист Рубен Иванович Аванесов. Теория мускульного напряжения была поддержана фонетистом Львом Владимировичем Щербой. По этой теории, слог представляет собой единство подъёма напряжения и усиления звучности в начале слога и их падения в конце слога. Слоговая граница проходит в месте столкновения наибольшей звучности с наименьшей. Слог как правило состоит из фонем, часть которых выступает как слогообразующий элемент, или слогоноситель. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: гласный, дифтонг, трифтонг, сочетания «гласный плюс согласный». В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями. Среди согласных слогоносителями могут быть только «р» и «л». Например, в чешском языке: vlk (волк), srp (серп). До недавнего времени теория слога разрабатывалась только на материале западно-европейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова не совпадает с морфологическим: например, кни-га (слоговое членение), книг-а (морфемное членение). Таким образом, слоги не связаны с определённым смаслом. Это характерно для языков индоевропейской семьи. Однако в ряде восточных языков (китайский, вьетнамский) граница слога и морфемы совпадает. Слог в связи с этим всегда ассоциируется с определённой морфемой. Слог служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, в восточных языках слог является не только важнейшей фонетической, но и морфологической единицей. УДАРЕНИЕ Выделение одного из слогов в слове принято называть фонетическим ударением. Поскольку слог может выделяться в слове разными способами (увеличением силы гласного звука, изменением тона, увеличением времени звучания слога), выделяют различные виды ударения: динамическое, музыкальное, количественное. Динамическое ударение характерно для тех языков, в которых слог выделяется увеличением интенсивности гласного звука (русский, хинди, урду и многие западноевропейские языки). Динамическое ударение может быть фиксированным и свободным. Фиксированное ударение всегда закреплено за одним и тем же слогом: например, во французском языке – за последним слогом, в чешском – за первым, в польском и грузинском – за предпоследним. Динамическое ударение может быть свободным, то есть не закреплённым за одним и тем же слогом (например, русский язык). Свободное ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – ударение, меняющее своё место внутри слова при изменении его форм и образовании новых слов (звон- звонить). Неподвижное ударение положения в слове и его формах не меняет (птица – птичий). Музыкальное ударение характеризуется выделением слога благодаря изменению частоты основного тона, что воспринимае6тся на слух как повышение или понижение тона. Музыкальное ударение является неотъемлемой частью китайского, вьетнамского и бирманского языков. Оно может наблюдаться в немногих европейских языках: шведском, норвежском, литовском, латышском, словенском, сербском, хорватском, албанском языках. Количественное ударение достигается удлинением слогообразующего гласного звука. В языках с количественным ударением (например, индонезийский язык) нет различия гласных по долготе и краткости, гласные в безударных позициях почти не редуцируются
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 4507; Нарушение авторского права страницы