Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Акустические свойства звуков речи. Акустический аспект, как уже говорилось выше, отвечает за производство звуковых волн



 

Акустический аспект, как уже говорилось выше, отвечает за производство звуковых волн. Артикуляционный аппарат производит 2 типа звуковых волн − тоны и шý мы .

Тоны − это периодические колебания звуковых волн. Количество этих колебаний одинаково в любую единицу времени (в секунду). Тоны производятся голосовыми связками. Шумы − это непериодические колебания. Их размер и количество различны в каждую единицу времени.

Шумы производятся стенками резонаторов и поверхностями органов речи. Обычно это затухающие колебания, уменьшающие свою силу и периодичность. При наложении указанных двух типов колебаний друг на друга возникает явление резонанса. Если два вида колебаний имеют одинаковую частоту и направленность, происходит усиление колебаний, размах амплитуды колебаний резко возрастает. Если колебания, имеющие одинаковую частоту, являются разнонаправленными, они взаимно гасятся. Но чаще всего накладываются друг на друга колебания различной частоты и силы. Тогда наиболее сильное колебание получает в дополнение к себе набор более слабых колебаний, которые все вместе превращают однотипное колебание в сложное, имеющее несколько всплесков. Такое колебание называется тембром.

Колебания, дополняющие основное колебание и превращающие его в сложное, называются обертонами. Человеческая речь в основном и состоит из колебаний с обертонами. Голосовые связки производят около 30 колебаний различного типа (разной высоты). При наложении их друг на друга большинство типов колебаний гасятся, остальные колебания, наоборот, усиливаются. На выходе из ротовой полости остаётся 8 типов усиленных колебаний, или формант (обозначается буквой латинского алфавита F). Для различения звуков речи достаточны 3 первые форманты, остальные используются для производства интонации и эмоциональности речи.

Первая форманта (F1) возникает в результате наложения друг на друга колебаний голосовых связок и фарингальной полости.

Вторая форманта (F2) возникает в результате наложения колебаний голосовых связок и широких мест ротовой полости.

Третья форманта (F3) образуется в результате наложения колебаний голосовых связок и узких мест ротовой полости.

Значения этих формант по основным 5 гласным (инвариантам) распределяются следующим образом (значения оцениваются в герцах):

 

 

  а о у и е
F1
F2
F3

 

 

Разумеется, приведённые данные в герцах касаются только инвариантов и представляют собой усреднённое значение. В реальности эти данные для каждого человека различны.

Если расположить значения каждой форманты от наименьшего к наибольшему, то получатся три шкалы акустических различительных признаков. Для каждой форманты задаётся дихотомическая пара таких признаков. Шкала F1 получила название компактность − диффузность . Компактным условно считается звук [а] (F1=660 Гц). Этому значению первой форманты соответствует сужение фарингальной полости. Диффузными считаются звуки [у] (F1=300 Гц) и [и] (F1=250 Гц). Этим значениям первой форманты соответствует расширение фарингальной полости. Звук [о] считается диффузным по отношению к звуку [а] (F1=550 Гц) и компактным по отношению к звуку [е] (F1=450 Гц). Звук [е] является диффузным по отношению к звуку [о] и компактным по отношению к звуку [у].

Шкала F2 получила название низкая тональность − высокая тональность . Низкотональными считаются гласные [у] (F2=650 Гц), [о] (F2=800 Гц), [а] (F2=1100 Гц). Высокотональными считаются звуки [е] (F2=1800 Гц), [и] (F2=2300 Гц).

Шкала F3 получила название недиезность − диезность. Недиезными считаются все гласные непереднего ряда. Среди них инварианты [о] (F3=2300 Гц), [у] (F3=2350 ), [а] (F3=2400 Гц), а также вариации [ы], [э], и варианты [ ], [ ], [ъ]. Диезными считаются все гласные переднего ряда. Среди них инварианты [е] (F3=2750 Гц), [и] (F3=3000 Гц), а также вариации [.а], [.о], [.у] и варианты [ ], [ь].

По значениям F1 компактными считаются заднеязычные согласные [г], [к], [х], а также согласные [ж], [ч'], [ш], [ж'], [ш']. Диффузными считаются губные ([б], [п], [м], [в], [ф]), переднеязычные ([д], [т], [з], [с], [ц], [н]) и среднеязычный [j].

По значениям F2 низкотональными являются согласные губные ([б], [п], [м], [в], [ф]), заднеязычные согласные ([г], [к], [х]) и переднеязычные ([р], [л]). Высокотональными являются переднеязычные ([д], [т], [з], [с], [ц], [н], [ж], [ч'], [ш], [ж'], [ш']), а также среднеязычный [j].

По значению F3 к недиезным относятся все твёрдые согласные ([б], [п], [м], [д], [т], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ц], [н], [л], [р], [г], [к], [х]). К диезным относятся все мягкие согласные ([б'], [п'], [м'], [д'], [т'], [в'], [ф'], [з'], [с'], [ж'], [ш'], [н'], [л'], [р'], [г'], [к'], [х'], [j]).

Ориентация на акустические различительные признаки позволяет иногда более удобно сформулировать правила русской орфоэпии. Так, мы можем сказать, что диезные согласные в русском языке сочетаются с диезными гласными. Перед мягкими высокотональными согласными смягчаются твёрдые высокотональные согласные. На остальные случаи это правило не распространяется. Не следует смешивать с примерами, где предыдущий согласный является исконно мягким. Он остаётся мягким, даже если изменить слово таким образом, что последующий звук становится твёрдым или оказывается перед гласным, например: возьми [з'м'], но возьму [з'м], льдинка [л'д'], но льдом [л'д], статья [т'i], но статей [т'е] ([т'] перед гласным).

Акустические характеристики речи позволяют объяснить звучность (сонорность) звуков речи. При произношении гласных в основном работают голосовые связки, и периодические колебания (тоны) доминируют над непериодическими (шумами). Поэтому звучность гласных максимальная, она условно обозначается цифрой 4. При произношении сонорных согласных тоны и шумы согласных распределяются равномерно. Звучность сонорных согласных обозначается цифрой 3. При произношении звонких согласных шумы доминируют над тонами, поэтому звучность, или сонорность звонких согласных условно обозначается цифрой 2. При произношении глухих согласных голосовые связки не работают, тоны отсутствуют, поэтому звучность глухих согласных обозначается цифрой 1. Свойство звучности используется при слогоделении.

 

Слоги и слогоделение

 

Слог − важнейшая единица ритмической организации речи. Ритмику речи ощущает каждый говорящий и каждый слушающий, ассоциируется она именно со слогами. Особенно резко ощущается слоговая ритмика при чтении стихов. Слог может произноситься коротко и долго, резко и протяжно. Эти свойства ритмической организации речи связаны с гласными. Не случайно гласные являются центральным компонентом слога, его главным слогообразующим элементом. В большинстве случаев можно сказать: сколько в речи гласных, столько и слогов. Любой гласный сам по себе может представлять в речи слог. Только в некоторых случаях в качестве слогообразующего звука может выступать сонорный или фрикативный звук. Сонорные могут произноситься как слогообразующие (с небольшим призвуком), если они находятся между согласными или в конце слова после согласного, например: ансамбль [л'о], (знак о под сонорным означает, что он является слоговым), декабрь [р'о], декабрьский [р']. Слогообразующий фрикативный [со] представлен в междометии тс-с! («тише»). В русском языке встречаются следующие слоговые структуры:

· гласный (Г): О! У! А! Э! (междометия); а, и (союзы); о, у (предлоги);

· гласный с одним предшествующим согласным (СГ): то, бе;

· гласный с 2 предшествующими согласными (ССГ): сто, кто;

· гласный с 3 предшествующими согласными (СССГ): стре-ла, вста-вать;

· гласный с 4 предшествующими согласными (ССССГ): встре-чать, встря-ска.

Слоги в русском языке могут оканчиваться на согласные:

· гласный с последующим согласным (ГС): от;

· гласный с 2 последующими согласными (ГСС): ость (твёрдый волосок колоса), усть-е;

· гласный с 3 последующими согласными (ГССС): быстр (слоговая структура в составе слова);

· гласный с 4 последующими согласными (ГСССС): монстр (слоговая структура).

Соединения этих слоговых структур в одном слове может создать структуры с 5 сочетаниями согласных: контрприём, партвзносы.

В речевом потоке сочетания из 4 и более согласных внутри слова принадлежат двум слогам.

Существует три основных правила слогоделения, которые ориентируются на артикуляционные свойства речи, акустические свойства речи и фонологические свойства речи.

I. С точки зрения артикуляционной, звуки бывают эксплозивными, т.е. открытыми (эксплозия обозначается знаком «< »), имплозивными (имплозия обозначается знаком «> ») и эксплозивно-имплозивными («> < »). К эксплозивным относятся гласные, к имплозивным − взрывные согласные и аффрикаты, к эксплозивно-имплозивным − сонорные и фрикативные звуки. Граница между слогами проходит после гласных перед следующим слогом, т.е. после эксплозивного звука перед имплозивным, после эксплозивного перед эксплозивным (а-орта). Имплозивный, эксплозивно-имплозивный и эксплозивный относятся к одному слогу (тру-бы, во-кзал). Если эксплозивно-имплозивный звук после гласного встречается перед имплозивным, который тоже, в свою очередь, находится перед гласным, то граница между слогами по артикуляционной теории должна проходить после эксплозивно-имплозивного звука, например: дос-ка, бан-ки. Эти теория не может объяснить некоторых случаев, характерных для русского слогоделения, хотя и даёт довольно простое объяснение большинству примеров.

II. Акустическая теория слогоделения опирается на критерий звучности. Граница между слогами в этом случае проходит там, где имеет место понижение звучности (при условии, что дальше следует гласный), а также между звуками с одинаковой звучностью, например: концерт н − цэр[т], ни− тка [ни − ткъ]. В последнем случае допускается и такое слогоделение: нит− ка. Ходьба д'ба]: допускается ходь− ба и хо− дьба. Эта теория не может объяснить таких случаев слогоделения как тай− на и мощ− ный.

III. Третья теория слогоделения − фонологическая, основывается на сходстве звуковых структур слога и слова. При замедленном слогоделении каждый слог произносится как одно односложное слово, поэтому фонологическая теория слогоделения гласит: слоги могут начинаться и оканчиваться теми звуками и их сочетаниями, которыми может начинаться и заканчиваться слово в данном языке, например: слово костры может быть поделено на 2 слога: [к − стры], поскольку в русском языке есть слова, которые могут начинаться на сочетания [стр]: страница, страх, стройка. Слово контроль делится на слоги так: [к н− трол'], поскольку в русском языке есть слова, начинающиеся на [тр] (труба, тройка), и нет слов, которые начинались бы на [нтр]. Точно так же слово ансамбли делится на слоги следующим образом: [ н− сам− бл'ь], поскольку в русском языке нет слов, начинающихся на [нс] и [мбл'], но есть слова, начинающиеся на [бл']: блюдо, близко. Слово артист может быть поделено на слоги двояко: [ р − т'ист] и [ − рт'ист], поскольку в русском языке есть слова рты, ртуть. В русском языке слова не могут оканчиваться на звонкий согласный, поэтому слово свадьба должно быть поделено на слоги так: [сва− д'бъ], (хотя в русском языке нет слов, которые начинались бы на [д'б], ср.: Тбилиси [дб'ил'ис'ь]. Слово мощный делится на слоги так: мощ− ный [мош'− нъi], поскольку в русском языке нет слов, которые начинались бы на звук [ш'] с последующим согласным. Слова, в середине которых находится [j] с последующим согласным, делятся на слоги так, что [j] относится к предыдущему слогу: строй− ка, тай− на, пой− ма. Это объясняется тем, что в русском языке отсутствуют слова, которые начинались бы на сочетания [j] с последующим согласным.

Фонологическая теория слогоделения является самой сильной. На неё и следует опираться в первую очередь. Если она допускает двоякое членение на слоги, можно выбрать из двух возможностей ту, которая удовлетворяет акустической или артикуляционной теории слогоделения.


 

Теории слогоделения

  Артикуляционная теория Акустическая теория Фонологическая теория
имплозия   эксплозия   звучность (сонорность)     эквивалентность слога и односложного слова

Русское словесное ударение

 

Русское словесное ударение характеризуется тремя свойствами: фиксированностью, разноместностью (локальностью) и подвижностью .

Фиксированность означает, что ударение в каждой словоформе должно находиться в строго определённом месте и его нельзя произвольно переносить из одного места в другое. Например, в слове город ударение стоит на первом слоге и его нельзя перенести на второй слог. В слове порода ударение стоит на втором слоге и его нельзя переносить на первый или на третий слоги. В слове сковорода ударение стоит на последнем, 4-м слоге и его нельзя переносить на 1-й, 2-й или 3-й слоги. Всякое нарушение фиксированности ударения осуждается как нормативными словарями, так и негативным отношением людей к такой практике. Известны частушки, высмеивающие возможность нарушений фиксированного ударения:

− Я сижу на берегу́,

Не могу поднять ногу́.

− Не ногу́, а но́ гу.

− Всё равно не мо́ гу.

В некоторых случаях смена фиксированности ударения свидетельствует о наличии особого жаргона, например, шахтёры говорят дó быча, а не добы ча, юристы говорят осý жден, возбý ждено, вместо осуждё н, возбуждено, моряки говорят компá с, ветрá, вместо кó мпас и ве тры. В других случаях нарушение фиксированности ударения является свидетельством норм дальних эпох или влияния других, родственных языков. Такие примеры как музы ка, вместо мý зыка, буржуá зия, вместо буржуази я, суффи кс, вместо сý ффикс − это следы произносительных норм, восходящих к XIX веку. В современном русском языке есть некоторое количество слов, в которых общепринятой нормой допускается возможность двоякого ударения, например: да бы и дабы, тво рог и творо г, ко лледж и колле дж. Однако для каждого говорящего употребление двух возможных норм в своей речи недопустимо. Если человек в своей речи начал употреблять слово творо г, то к концу речи он не имеет права переходить на вариант тво рог, т.е. вариативность ударения в некоторых словах допускается для общества в целом, но не для отдельного человека. Следует заметить, что есть словари менее строгие в этом отношении, допускающие возможность различной постановки ударения в некоторых словах. Обычно это академические или учебные словари. Но есть акцентологические словари (т.е. словари, нормализующие постановку ударения), рассчитанные на работников радио и телевидения. В них допускается только одна акцентологическая норма.

Разноместность (локальность) русского словесного ударения означает, что ударные слоги в разных словах могут находиться на разных местах. Известны языки, где ударение ставится на определённом слоге, например, в тюркских языках и во французском языке ударение стоит в конце слова, в польском языке словесное ударение ставится на втором слоге с конца. Для носителей таких языков русское ударение оказывается весьма сложным, так как разноместность не предполагает наличия каких-либо определённых правил постановки ударения на определённых слогах в зависимости от каких-либо других факторов.

Подвижность русского ударения охватывает не все слова русского языка, но довольно значительный разряд высокочастотной лексики. Подвижность ударения оценивается не по отношению к слогам, а по отношению к морфемам, или, точнее, по отношению к основе и окончанию слов. Эта особенность подвижности ударения впервые была отмечена И.А. Бодуэном де Куртенэ. Большой вклад в изучение подвижности русского ударения внесли А.В.Миртов, А.А.Зализняк, В.А. Редькин. Подвижность ударения может быть словоизменительной, формообразующей и словообразующей. Наиболее исследована словоизменительная акцентология. Языковеды пришли к выводу, что в области словоизменения может происходить переход ударения с основы на окончание и наоборот. Подвижность ударения различна для разных частей речи в русском языке.

 

Интонация русской речи

 

Интонация − это использование акустических свойств речи для создания интонационных конструкций системы языка, используемых для выражения грамматических, смысловых и эмоциональных свойств речи. Значительный вклад в построение теории интонации внесли работы А.М.Пешковского и Е.А.Брызгуновой, которые установили зависимость интонационных и синтаксических конструкций речи. Основными чертами интонационной конструкции являются изменение тона, пауза и выделение (фразовое ударение). Фрагментами изменения тона выступают восхождение (повышение) тона, ровный тон и нисхождение (понижение) тона. Интонационное выделение слова опирается либо на понижение тона, либо на его повышение. Интонационная конструкция, в первую очередь, соотносится с грамматическими структурами языка. Выделяются три основных типа интонационных конструкций в русском языке/

 

1. Повествовательная интонационная конструкция характеризуется в основном восходяще-нисходящим тоном и логическим ударением, выражающимся в понижении тона. С утра шёл мокрый снег. Первый компонент фразы – обстоятельственная группа с утра − произносится повышающимся тоном, а второй компонент − предикативная группа, произносится понижающимся тоном. В нейтральных повествовательных предложениях, не требующих особого, логического выделения слов, слово с фразовым ударением находится в конце фразы. Поэтому наиболее типичным для повествовательных предложений является понижение тона на последнем слове. Однако в некоторых случаях требуется выделить логическим ударением какое-то слово фразы, не находящееся в конце предложения. Логически выделяются те слова, которые потенциально соотносятся с каким-либо антонимом, например, во фразе Сегодня прекрасная погода могут быть интонационно выделены слова сегодня (а не вчера и не завтра) и прекрасная (а не скверная). В русских повествовательных предложениях выделенное слово произносятся с пониженной интонацией.

 

 


У забора вырос огромный сугроб.

 

В этом случае понижение сопровождает не последнее слово повествовательной фразы, а то, на которое падает логическое (фразовое) ударение.

 

2. Вопросительная интонационная конструкция . Второй тип интонационных конструкций связан с вопросительными предложениями. В вопросительном предложении выделяемое слово (а им очень часто выступает вопросительное местоимение или частица) произносится повышенным тоном. Это свойство сохраняется практически во всех типах вопросительных предложений, но реализуется в разной степени. Наиболее высоким тоном произносится выделяемое слово в вопросительном предложении без вопросительного слова. Например, если в предложении Ты придёшь завтра? нужно выделить слово придёшь, его следует произнести повышенным тоном. Если в нём выделяется слово завтра, то именно оно произносится высоким тоном.

 

       
   


Ты придёшь завтра?

 
 

 


Ты придёшь завтра?

 

В вопросительном предложении, начинающемся с вопросительного слова, интонационно выделяется, как правило, это слово.

Когда ты собираешься уезжать?

 

Может быть интонационно выделено одно из слов, сопровождающих вопрос:

 
 


 

Когда ты собираешься уезжать?

 

Поскольку в таком предложении уже есть показатель вопросительности в виде вопросительного местоимения, интонация повышается здесь чуть меньше, чем в тех случаях, где вопросительное слово отсутствует.

В неполных вопросительных предложениях, начинающихся частицей а, интонационно выделяется повышением тона именно эта частица. Остальная часть неполного предложения произносится с понижением тона.

 
 


 

А Антон?

 
 


 

А на шестом этаже?

 

3. Восклицательная интонационная конструкция. Восклицательное предложение в чём-то похоже на вопросительное. В нём выделяемое слово произносится повышенным тоном, но вслед за ним высоким тоном произносится и остальная часть фонетической фразы (предложения). Например, в восклицательном предложении Как здесь хорошо! может быть выделено слово хорошо. Тогда интонационная конструкция этой фразы может быть представлена следующей схемой:

 
 

 


Как здесь хорошо!

 

В этом же предложении можно выделить интонационно слово здесь. Тогда интонационная конструкция будет выглядеть следующим образом:

 

 

 
 

 


Как здесь хорошо!

 

Наконец, можно выделить интонационно и вопросительное слово как:

       
   
 

 


Как здесь хорошо!

 

В этом случае напряжённость высокой интонации несколько слабее, чем в первых двух примерах на восклицание, но самая верхняя интонация для данного предложения сохраняется до конца.

Интонации более сложных конструкций представляют собой сочетания указанных трёх простых.

 


Глава 3. Грамматика


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь