Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Е.С.Роговер. Глава X. ИЗУЧЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



§ 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТУРГИИ. ВИДЫ ЧТЕНИЯ ПЬЕСЫ И КОММЕНТАРИЕВ К НЕМУ

В VIII—XI классах вечерней школы изучаются пьесы рус­ских и советских авторов («Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Гроза» Островского, «Вишневый сад» Чехо­ва, «На дне» Горького) и два произведения зарубежных авторов: «Гамлет» и «Фауст».

Специфическими особенностями драмы являются органиче­ская связь с театром, обостренный драматизм и конфликтность непрерывно развивающегося действия и большинства характе­ров (степень драматизма при этом может быть различной в за­висимости от жанра); диалогическая речь, повышенное внима­ние к индивидуализации языка персонажей; «самоустраненность» автора, отсутствие в пьесе развернутого авторского коммента­рия происходящих событий, предыстории героев, подробных описаний пейзажей, портретов, интерьеров, психологических объ­яснений поступков героев.

Перед тем как приступить к изучению драмы в классе, не­обходимо учесть первоначальное восприятие пьесы, если она уже прочитана, используя устный опрос, в отдельных случаях — со­чинения-миниатюры. Что в данном драматическом произведении интересно учащимся? Доступно ли оно им? Как воспринимают учащиеся отдельные компоненты драмы? Есть ли разница в под­ходе к ней учащихся различного возраста?

Эксперимент показал, что учащиеся от 16 до 18 лет «схва­тывают» ряд подробностей, переданных в ремарках пьесы, об­ращают внимание на лаконизм языка пьесы, ее афоризмы. Это отражается сразу же на стиле их собственных ответов. Взрос­лым учащимся не удается обычно передача деталей, они огра­ничиваются самой суммарной характеристикой персонажей, ли­шенной конкретных черточек, передачей интриги пьесы. Учащих­ся обеих возрастных групп затрудняет в чтении драмы диалоги­ческая форма, отсутствие повествовательных, а порой и описа­тельных элементов, резкая индивидуализация речи действующих лиц. Имеющиеся в драме повествовательные элементы учащие­ся воспринимают «эпически», не ощущая драматизма в них. Персонаж драматического произведения воспринимается уча­щимися схематически и аморфно в сравнении с эпическим ге­роем.

Отсюда ясно, что при изучении драмы необходим присталь­ный интерес к ремарке, объяснение мотивов действий героя, воссоздание его портрета, места действия. Особенно важно раз­витие воссоздающего воображения, вскрытие подтекста роли.

Особенности драмы должны учитываться учеником уже при первичном (домашнем) ее чтении, организуемом до начала изу­чения пьесы. Особенно велика его роль в школе взрослых, где учащиеся по разным причинам пропускают занятия и не могут прослушать даже выборочного классного чтения. Домашнее чте­ние, необходимое для сдачи соответствующего зачета, несет в этом случае функции и непосредственного, и аналитического восприятия. Затем последует обязательное в вечерней школе классное прочтение драмы, подчиненное педагогическому замыслу учителя.

С целью подготовки к усвоению драмы проводятся вступи­тельные занятия. Определенное место на них должен занять исто­рический и бытовой комментарий, характеристика обстановки, в которой создавалось драматургическое произведение, и объяс­нение тех событий, которым оно посвящено. Нельзя при этом допускать «разрастания» исторического введения. Желательно передать «дух времени» художественными средствами, вводя отрывки из произведений и воспоминаний современников. См. о вступительных занятиях при изучении драмы: Снежневская М. А. Особенности изучения драматических произведений // Вопросы методики преподавания литературы в школе. Под ред. Н. И. Кудряшева М., 1961, с. 342-345.

Це­лесообразно так построить изложение материала, чтобы он был внутренне контрастным, чтобы столкновением отдельных фак­тов он подготавливал к драматизму изучаемого произведения.

Попутно может быть дан необходимый лексический коммен­тарий, толкование некоторых новых слов, которые будут встре­чены в пьесе, чтобы «разгрузить» комментирование драмы в хо­де ее чтения. Например, заблаговременное объяснение слов «кузнецкий мост», «английский клуб» (в «Горе от ума»), «крючник», «будочник», «брандмауэр» (в «На дне») облегчит понимание диалогов и поможет сохранить при чтении цельность впечатления от драмы. При этом вводятся необходимые нагляд­ные пособия, используются репродукции с картин, фотографий. Такое соединение историко-бытовой характеристики и лексиче­ского комментария должно быть продуманным и уместным.

Существенной особенностью драматического произведения является то, что оно написано для сцены и живет на ней. В те­атральном воплощении пьесы происходит реализация всех за­ложенных в ней идейных и художественных богатств. Отсюда следует, что уже во вступительное занятие нужно широко вво­дить сценический материал. Важно показать связь драматурга, произведение которого изучается, с современным ему театром (Шекспир и театр «Глобус», Гете и руководимый им театр, Островский и Малый театр, Чехов и МХАТ, Горький и МХАТ, Маяковский и театр В. Мейерхольда), а также с исканиями дру­гих деятелей литературы и театра.

В постижении специфики драматического произведения важнейшим средством является выразительное чтение. Не следует стремиться к тому, чтобы учащиеся или учитель обязательно играли роли действующих лиц. Школьный чтец драмы чаще не показывает события, поступки и человека, их совершающего, а рассказывает о них. Для учащихся было бы полезным обращение к мемуарам, знакомящим с опытом чтения драматически произведений их великими создателями: А. С. Грибоедова (по воспоминаниям А. Н. Бестужева), Н. В. Гоголя (по свидетельству Д. А. Оболенского), А. Островского (в передаче Н. В. Васильевой), А. М. Горького (по рассказу В. Иванова).

Если прибегнуть к чтению пьесы учащимися по ролям, следует позаботиться о своевременной и основательной его подготовке, наметив с учениками «сверхзадачу» пьесы и задачи каждого чтеца. Важно продумать вопрос о том, на каком этап знакомства с пьесой это чтение будет проведено. Нам кажется, что здесь следует избегать двух крайностей. Одни методисты (Л. Чешкова) предлагают вынести это чтение по ролям за пределы комментированного чтения, сделав его своеобразной проверкой усвоения материала. Другие методисты и учителя (В. С. Баевский) предлагают проводить чтение по ролям в процессе знакомства с I актом пьесы. В этом случае неподготовленное участие школьников в чтении оказывается преждевременным и неуместным. Очевидно, время чтения определяется степенью общего знакомства с содержанием пьесы и ее конфликтом, а также подготовленностью учащихся. В ряде случаев, такое включение оказывается возможным во время комментированного чтения III—V актов драмы. Но в любом варианте хорошо организованное выразительное чтение, в котором участвуют подготовленные старшеклассники, должно стать средством постижения содержания пьесы и ее родового своеобразия. См.: Нестурх Я. Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа (А. П. Чехов. «Вишневый сад») // Искусство анализа художественно) произведения / Сост. Т. Г. Браже. М, 1971, с. 212—237.

Если учитель сам читает комедию «Горе от ума», ему следует искусно передать содержание монологов и настроение героев пьесы, которые остаются наедине со своими мыслями. Лиза, например, в начале действия выражает в коротком высказывании целую гамму своих переживаний. Важно уметь рельефно выделить в реплике или развернутом стихотворном период опорное слово, которое определяет характер персонажа. Так поступал М. С. Щепкин, который одним словом обрисовывал всю роль. В IV акте в восклицаниях: «Бесстыдница! где! с кем...» у Фамусова-Щепкина (в слове «с кем») содержался ключ ко всей роли. Если бы на месте Чацкого оказался другой, хотя бы полковник Скалозуб, подходящий жених, Фамусов и виду бы не подал. Но если это Чацкий — дело другое. Тут Фамусов кричит, волнуется, негодует. (См. Стахович А. А. Клочки воспоминаний. М., 1904, с. 115-116.) Произнесение диалогов в этой комедии должно напоминать «словесные поединки» (Чацкий — Фамусов, Чацкий — Молчалин, Чацкий — графиня-внучка).

Комментированное чтение драмы должно быть также тща­тельно подготовлено и глубоко продумано. Комментарий дол­жен способствовать проникновению в замысел драматурга. В то же время он не должен быть перенасыщен излишним коли­чеством сведений, которые разрушают восприятие действия дра­мы. Кроме того, необходимо доверять читателю, его способно­сти домыслить и самому досказать недоговоренное. Это особен­но важно в вечерней школе, где аудитория не выносит беско­нечных объяснений.

Однако важность комментирования не ставится нами под сомнение. В самой драме имеются определенные моменты оста­новок, которыми можно воспользоваться. К ним относятся: дра­матические антракты, когда падает занавес, моменты смены кар­тин (III акт «Грозы»); драматические ситуации, когда стремле­ние действия вперед сдерживается противоречиями, заложенны­ми в конфликте; моменты окончания больших частей сюжетной композиции (экспозиции, кульминации); паузы перед «эпило­гом» (появление Фортинбраса в финале «Гамлета»), эпизоды неторопливой беседы персонажей (Фамусов и Петрушка в «Го­ре от ума»); места, где учитель по соображению экономии вре­мени опускает отдельные сцены.

Комментарий при чтении необходим в следующих случаях:

1) при воссоздании слуховых и зрительных образов пьесы — «дорисовка» того, что может или должно предстать на сцене;

2) в процессе наблюдения над языком действующих лиц — уста­новление связи между словом и действием, словом и характе­ром, характером и действием; 3) при уяснении отдельных осо­бенностей сюжета и композиции, 4) в ходе наблюдения над эстетическим своеобразием драмы (комическое, трагическое и их средства). В отдельных случаях эти наблюдения будут сде­ланы в виде попутных замечаний учителя, в других — в виде ко­ротких ответов учащихся на вопросы учителя. Но наиболее це­лесообразно большую часть этой работы перенести на начало и конец урока.

Важно приучить учащихся слушать музыку в драме. Народ­ные песни введены в «Грозу» А Островского, напоминая о воль­ной и счастливой жизни; мещанский романс и музыка оркестра передают настроение обитателей «вишневого сада» в одноимен­ной пьесе А. П. Чехова, глубочайший идейный смысл приобре­тает тюремная песня ночлежников в «На дне», передающая под­текст драмы. Эти музыкальные сопровождения чрезвычайно важно воспринять в процессе чтения названных пьес, и здесь большую помощь окажут магнитофонные записи спектаклей. Следует рекомендовать прослушивать спектакли по радио. Эта форма, широко доступная учащимся городских и сельских ве­черних школ, весьма эффективна в развитии слуховой восприим­чивости.

В еще большей степени приближает учащихся к сценическо­му представлению анализ «видимой стороны» драмы, ее зри­тельного ряда. Учащиеся часто не «видят» жестов, движений, фигуры, лица, взгляда, мимики, костюма драматического героя. Нужно обращать внимание на те ремарки автора, в которых пе­редаются названные детали. Например, в I акте «Горя от ума» Фамусов «жмется» к Лизе и «заигрывает» с нею; Чацкий в мо­мент своего появления на сцене «с жаром целует руку» Софьи, позже обнимается с Фамусовым, садится, потом «встает по­спешно».

Очень важно иметь представление о костюме драматическо­го героя, видеть соответствие одежды персонажа его вкусам и окружающей обстановке. Здесь большую помощь может оказать эскиз театрального костюма. Особенно ценным для учителя является альбом «Русский костюм 1750— 1917», в пяти выпусках, под ред. В. Рындина (М., 1960—1963).

При этом существенно, чтобы в воображении учащихся от­дельные компоненты облика драматического персонажа были слиты в единое целое. С этой целью целесообразно использо­вать фотографии актеров в ролях, рисунки к пьесам.

Одной из конкретных форм, при которой активизируется воссоздающее воображение, является прием устного мизансценирования, т. е. воссоздание воображаемой мизансцены. Учителю самому необходимо ясно представлять себе характер мизансцен и постепенно давать старшеклассникам представление о них. Создавая самостоятельную драматическую планировку, учащие­ся убедятся в важности воображаемых выходов персонажей на воображаемую сцену, в значении мизансцен и стиля воспроиз­водимой картины. (Роговер Е. С. Прием мизансценирования и наглядное обучение // Учен. зап. ЛГПИ им А И Герцена», № 406. Л., 1971.)

Анализируя драму, необходимо постоянно работать над изу­чением ее композиции. Надо помочь учащимся увидеть стрем­ление драматурга к внутреннему единству всего произведения, максимальной собранности событий и эпизодов в один узел. По­этому с самого начала следует выделить наиболее существен­ные для развития сюжета сцены и эпизоды. Например, в «Грозе» А. Островского это следующие сцены: I акт, 4-е и 7-е явления (признание Бориса и Катерины), II акт, 2, 5 и 10-е явления (наме­рение Катерины уйти из дома, прощание ее с Тихоном и «моно­лог с ключом»); III акт, 3-е явление второй картины (встреча Катерины и Бориса); IV акт, 3-е и 5-е явления (внутренняя борь­ба в душе Катерины и ее покаяние во время грозы); V акт, 3-е явление (последняя встреча с Борисом), 4-е явление (ги­бель Катерины), 7-е явление (финальная сцена). Вокруг этих узловых сцен сосредоточивается анализ сюжетного развития драмы.

В то же время мы устанавливаем основные элементы сюжетно-композиционной структуры, исходя из того, что «компо­зицию драмы можно определить как организацию драматиче­ского действия во времени и в пространстве». (Холодов Е. Композиция драмы. М., 1957, с. 36.)

С этой точки зре­ния мы выделяем в «Грозе» А. Островского экспозицию (первые шесть явлений I акта), завязку (7-е явление того же акта), раз­витие действия (II, III акты и 1—5-е явления IV акта), куль­минацию (6-е явление IV акта) и развязку (4-е явление V акта). Такая композиция помогает убедиться в мастерском осущест­влении замысла драматурга: раскрыть трагедию человека в «темном царстве», передать неудержимый порыв героини к сво­боде. Отсюда — «симметрия» вступительных и заключительных эпизодов, контраст картин III акта, реалистическая символика, особая роль пейзажа.

Опущенные в ходе чтения и анализа пьесы эпизоды воспол­няются пересказом. Особое значение он имеет для развития уст­ной и письменной речи, поскольку требует изменения драмати­ческой формы на повествовательную. Очень важен он в вечер­ней школе в силу бедности языка многих учащихся. Нужен он и для организации систематического усвоения текста, и для кон­троля за знанием его. Пересказ становится частью анализа пье­сы. Например, дается задание ввести в пересказ отдельные ми­зансцены сценического действия, внефабульные и внесюжетные элементы или передать внутреннее действие и его проявление во внешнем, включить характеристику одного из рассмотренных персонажей, проследить действие во всем его богатстве в части драмы. Так строится, например, пересказ 5-го явления I акта «Грозы». Предлагается устно нарисовать «шествие» семьи Ка­бановой, внести в рассказ характеристику Марфы Игнатьевны и Тихона, раскрыть мотивы их поступков и отдельных жестов.

Следуя за развертывающимися событиями драмы, мы уста­навливаем взаимозависимость между действием и словом. Дра­матический герой воздействует словом на партнера, стремится подчинить своей воле, вселяет в его сознание определенные мыс­ли, эмоции, побуждает к поступкам, реагирует словом на собы­тия. Слово в драме ученики должны воспринимать как слово-действие. Действенная природа языка обнаруживается в драме в форме приказания, просьбы, моления, возражения, подтверж­дения, оскорбления, сомнения. При этом важно показать, как слова действуют в тесном союзе с паузой, интонацией, жестом, движением, поступком. Действенной силой отличается и репли­ка, и диалог, и монолог.

Например, читая эпизод первого действия «Грозы», когда Катерина мечтает покататься «на тройке на хорошей, обняв­шись...», а Варвара добавляет: «Только не с мужем», ученики должны почувствовать, как собеседница подсказывает героине, договаривает ее же мысль, оттачивает последнюю, угадывает тайное желание Катерины, приводя ее в замешательство. Но это и есть многообразное действие. В монологе с ключом герои­ня пьесы «заговаривает» себя: судит свой поступок и в то же время оправдывает его. Повелительные формы, к которым так часто прибегает Кабаниха, открыто выражают ее деспотизм: «Садитесь все! », «В ноги, в ноги», «Ну, ну, говори, коли уж на­чала», «сделай так, как тебе приказывала». Напротив, вкрад­чиво-ласкательные слова, мелодически-певучие интонации Фек-луши преследуют цель расположить к себе властную купчиху.

§ 2 ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЬЕСЫ

После чтения и анализа драмы проводится обобщающее за­нятие. Ставится более сложная познавательная задача, центр тяжести переносится на самостоятельную работу учащихся, от­дельные наблюдения подчиняются общей концепции. Урок тако­го типа очень важен в вечерней школе: он отвечает стремлению взрослых учащихся к обобщению конкретного и учит навыкам абстрагирования более молодых учеников. Они должны уви­деть в драме отражение жизненных противоречий в свете оп­ределенного общественного и эстетического идеала. Во время обобщающей беседы мы определяем также эстетическое свое­образие драмы.

Изучение образов героев драматического произведения яв­ляется одним из звеньев в заключительной работе над драмой, хотя постоянные наблюдения над ними проводятся на всех пред­шествующих ступенях анализа пьесы.

Мы считаем, что драматические образы не следует изучать только изолированно один от другого, как это часто делается на уроках тех словесников, которые не учитывают специфики драмы. Учителю необходимо проводить их рассмотрение в со­поставлении и противопоставлении, как это происходит в самой драме. Надо чаще давать задание подготовить сравнительную характеристику персонажей драмы.

Так, в процессе анализа трагедии Шекспира «Гамлет» мы выделяем те сцены, в которых показано резкое столкновение датского принца с его антагонистами: Клавдием, Полонием, Розенкранцем, Гильденстерном, Озриком, Лаэртом. Учащиеся да­ют сравнительные характеристики героев, используя форму по­стоянной антитезы. В то же время обращаем внимание на об­щие черты противников Гамлета, несущих в себе печать «порчи века». Например, сцена с Озриком напоминает ту, в которой Полоний притворно соглашался с замечаниями Гамлета. Учащиеся делают вывод, что способность к мимикрии свойственна при дворе людям всех поколений. Такой подход неуклонно при­водит старшеклассников к осознанию конфликта Гамлета со всем миром Эльсинора. И потому итоговая характеристика глав­ного героя основывается на постоянном противопоставлении (гуманистический идеал Гамлета и нравственное уродство Клав­дия, свободомыслие принца и тюремный режим Дании, вер­ность Гамлета в дружбе и предательство бывших «друзей», раз­ное отношение к мести трех «сыновей без отцов», трагизм Гам­лета и трагикомизм Полония).

На заключительном занятии, как мы уже говорили, обобща­ются наблюдения над идейным содержанием и художественны­ми особенностями произведения. Так, учащиеся устанавливают, что сочетание социально-политического, бытового и философско­го планов обусловливает особый жанр пьесы Горького «На дне», которую можно определить как социально-политическую, фило­софскую драму. Выбор именно такого жанра дал возможность Горькому в яркой художественной форме воссоздать «дно» бур­жуазною мира, представив «вещественные доказательства» его преступности.

Идейно-художественное богатство пьесы Горького обуслови­ло возможность различного подхода театров к ее сценическому воплощению. В спектакле Московского Художественного театра 1902 г обстоятельно воспроизводился достоверный быт ночлеж­ки. Иной подход наметил Е. Б. Вахтангов, который писал в 1922 г.: «Театр неверно разрешил Горького, по-моему, он роман­тик; театр не романтически разрешил его, а натуралистически». И именно такую романтическую трактовку пьесы предложил уже в наше время Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, по-особому обнаживший бунтарский характер мысли Горького о Человеке. Многие знакомы сейчас, особенно по телеспектаклю, с новой постановкой «На дне» О. Ефремовым в «Современнике»

На заключительном занятии по пьесе Горького следует оп­ределить также ее историко-литературное значение, сказать о могучем воздействии драмы на современное зарубежное искус­ство (пьеса А. Миллера «Воспоминание о двух понедельниках», французский и японский фильмы «На дне», индийская кинокар­тина «Светильник должен гореть» и др.), сказать о звучании пьесы в наши дни.

Особое значение в процессе изучения драмы приобретает по­сещение театра. На каком этапе изучения драмы целесообраз­но организовать просмотр спектакля? Здесь не может быть еди­ного рецепта, это зависит от замысла и задачи, которую ставит перед собой учитель. К тому же многое определяется репертуа­ром театра и конкретным днем представления.

Необходимо подчеркнуть важность всесторонней подготовки посещения и последующего обсуждения спектакля. Перед просмотром учащиеся получают задание сначала обратить внима­ние на ту или иную деталь или сцену, затем — на исполнение какой-либо роли преимущественно (при этом учитываются ин­тересы учащихся, их симпатии); далее — по мере усложнения задач последующей беседы — следить за реализацией драма­тургического и режиссерского замысла, запечатлеть в своей па­мяти декорации, музыку, костюмы, световую партитуру, мизан­сцены (задания при этом четко дифференцируются). Ряд уча­щихся получает задания исследовательского характера, соста­вить обзор рецензий на данный спектакль, сделать доклад о трактовке той или другой роли различными актерами. Умение пользоваться библиографическими источниками и критической литературой особенно важно для привития навыков самообра­зования.

Следует дать вопросы, которые подготавливают учащихся к последующему обсуждению, стимулируют работу воображения. При обсуждении спектакля внимание учащихся надо обратить в первую очередь на роль режиссера, актеров, художника, ком­позитора. В какой мере их участие в ансамбле соответствует об­щему замыслу постановки? Как создается целостный «образ спектакля»?

Поэтому наряду с непосредственными оценками спектакля важное значение приобретает продуманная система обсуждения, во время которого ведущая роль должна оставаться (возмож­но, незаметно) за учителем. Формы обсуждения могут быть раз­личными: доклады учащихся, беседа, диспут. Но обсуждение должно непременно касаться не только театральной формы по­становки, но и тога, как она определяется содержанием пьесы.

Особенности драматического произведения побуждают учи­теля предусматривать соответствующие темы сочинений. К ним относятся, например, такие: «Мои впечатления о спектакле «Го­ре от ума», «Каким бы я хотел видеть Тихона Кабанова на сце­не? », «Чья трактовка образа Катерины на русской и советской сцене мне особенно близка? » Темы сочинений, связанных с дра­матургией, должны быть рассчитаны на воссоздающее и твор­ческое воображение учащихся, должны учитывать жанровый аспект произведения. В вечерней школе следует, кроме обыч­ных видов, чаще практиковать театральные рецензии, разбор драматического отрывка, рассуждения в диалогической форме.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Изучение нового материала
  2. III. Изучение геологического строения месторождений и вещественного состава полезного ископаемого
  3. III. Изучение геологического строения месторождения и вещественного состава руд
  4. IV. Изучение технологических свойств руд.
  5. V. Изучение гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и других природных условий месторождения
  6. Беседа о сюжете и образах драматургических произведений
  7. БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ БУФЕРНЫХ И НЕБУФЕРНЫХ СИСТЕМ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУФЕРНОЙ ЕМКОСТИ РАСТВОРА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.
  8. Виды драматических композиций
  9. Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение мотивации достижения
  10. Выбор темы курсовой работы и изучение литературы
  11. Выемка, осмотр, изучение документов.
  12. Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1951; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь