Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы и приемы анализа драматургических произведений



Н. И. Кудряшев, Изучение драматических произведений, «Литература в школе», 1946, № 2; А. С. Дегожская и Т. В Чирковская, Комедия Гоголя «Ревизор», Л., 1958; М. А. Беляев, К во­просу об изучении в VIII классе драматического и эпического образа-персонажа, сб. «Преподавание литературы в VIII классе». М, изд-во АПН РСФСР, 1958.

Изучение драматургического произведения в школе начи­нается, как правило, с чтения его в классе. Перед этим, как рекомендуется в работах, посвященных анализу драматур­гических произведений, учащиеся должны прочитать само­стоятельно все произведение, на уроке же прочитываются лишь некоторые сцены, в которых раскрываются причины столкновений персонажей. Чтение должно сопровождаться не­большими комментариями. Во время чтения и беседы о содержании произведения рекомендуется использовать иллюстра­ции и диапозитивы к произведению.

Завершается первоначальное знакомство учащихся с со­держанием произведения чтением его по лицам. При такой последовательности в работе учащимся легче разобрать­ся в характерах действующих лиц и правильно прочи­тать анализируемое драматургическое произведение. Одна­ко чтение по лицам может применяться не только в процессе комментированного чтения, но и во время разбора драмы, на заключительных занятиях и как самостоятельный метод работы, используемый в различные моменты анализа произведения. Чтение по лицам вызывается самой формой драматур­гического произведения и способствует, следовательно, глу­бокому раскрытию его содержания.

Соотношение методов и приемов работы будет меняться в зависимости от возраста и подготовки учащихся. В средних классах необходимо читать все драматургическое произведе­ние на уроке, в старших классах будут выделяться для чтения лишь отдельные действия или явления. Если в средних клас­сах чтение учителя будет сочетаться с чтением учащихся, то в старших классах можно ограничиться чтением только самих учащихся.

Подготовка учащихся к чтению по лицам будет также из­меняться в зависимости от возраста, знаний и умений школь­ников. Если в средних классах необходима большая подгото­вительная работа, во время которой выясняются характе­ры героев, их история, внешний облик, манера говорить, дети учатся читать по лицам драматургическое произведение, то в старших классах многое будет сделано учащимися само­стоятельно.

Метод беседы, применяемый при изучении эпических и ли­рических произведений, эффективен и для драматургических. Большинство дореволюционных и советских методистов рекомендуют применять ее главным образом при ана­лизе развития действия, выяснении конфликта, проблематики и идейного смысла драматургических произведений. С этим нельзя не согласиться, так как беседа дает возмож­ность широко привлекать текст произведения, использовать факты, полученные учащимися в результате самостоятельной работы над произведением.

Особое значение при анализе драматургических произве­дений приобретает самостоятельная работа учащихся над текстом произведения. Анализ речи и поступков действующих лиц помогает ученикам разобраться в сущности их характе­рен и создать в своем воображении конкретное представление об их облике. В этом случае проводимый учащимися анализ того или иного явления или сцены драматургического произведения в какой-то степени будет напоминать работу актера над ролью.

Заключать изучение драматургических произведений необ­ходимо посещением театра, просмотром фильма или школь­ного спектакля.

Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторых сведений из истории русского театра. О необходимости знакомить учащих­ся с важнейшими фактами из истории русского театра писали в своих работах как дореволюционные, так и советские методисты. Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, пред­варяющих и заключающих изучение драматургических про­изведений.

Таким образом, методы и приемы работы, применяемые при изучении драматургических произведений, не разнятся от методов и приемов, применяемых при анализе эпических и ли­рических произведений, но соотношение их несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных при­мерах, как варьируются методы и приемы работы, используе­мые при изучении драматургических произведений, в зависи­мости от особенностей восприятия их, целей и задач изучения.

Вступительные занятия

Вступительные занятия, проводимые перед анализом дра­матургических произведений, очень разнообразны по содер­жанию и применяемым методам. Однако во всех случаях цель вступительных занятий одна — подготовить учащихся к глу­бокому восприятию произведения.

Применение тех или иных методов работы зависит как от возраста и подготовки учащихся, так и от задач, поставлен­ных учителем.

При изучении, например, первого для школьников драма­тургического произведения особенно важно раскрыть непо­средственную связь его с театром. Поэтому наряду с расска­зом об эпохе создания произведения необходимо показать уча­щимся спектакль, фильм или диафильм, раскрывающие его сценическую жизнь.

Таким произведением, изучаемым в VII классе, является комедия «Ревизор».

Из вступительной лекции учителя учащиеся узнают, как создавал Гоголь свою комедию, как высоко оценивал он роль театра в создании передового общественного мнения, в воспи­тании людей.

Чтобы подготовить учащихся к чтению комедии, необхо­димо рассказать им о русской действительности 30-х гг. XIX в., о порядках, царивших в городах, о взаимоотношениях людей, принадлежавших к различным слоям общества (Е. И. Кореневский, Комедия Гоголя «Ревизор» // Русский язык и литература в средней школе, 1935, № 4; Л. В. Крестова, Коммен­тарии к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», М., изд-во «Мир», 1933.), либо прочитать соответствующие места из художественного произведения, в котором описывается жизнь уездного города 30-х гг. прошлого века. Чтение, например, отрывков из главы 27-й «Былого и дум» Герцена поможет учащимся понять, что представляли собой в большинстве своем губернаторы, город­ничие, чиновники и купцы. В этом случае уже во время пер­воначального чтения «Ревизора» учащимся станет понятен его обличительный характер и типичность действующих лиц

Однако характер и содержание вступительных занятий бу­дут меняться в зависимости от поставленной учителем задачи. Если он предполагает познакомить учащихся со спектаклем «Ревизор» до чтения комедии в классе, то, естественно, с его стороны потребуются сообщения о работе режиссера, худож­ника, актеров, об их участии в создании спектакля и о том, как смотреть спектакль. Обсуждение спектакля и всех его де­талей подготовит учащихся к чтению комедии.

Следует, однако, отметить, что знакомство со спектаклем до изучения произведения в классе снижает в какой-то сте­пени глубину восприятия его, так как некоторым учащимся бывает трудно охватить сразу всех действующих лиц и разо­браться в их характерах и поступках. Подчас школьники ув­лекаются лишь внешним комизмом, не задумываясь над его обличительным смыслом. Поэтому в тех случаях, когда уча­щиеся недостаточно подготовлены к восприятию спектакля всей предшествующей работой и мало начитанны, лучше зна­комить их со спектаклем после чтения комедии или на заклю­чительных занятиях. (В. П. Шереметевский, Каков Хлестаков на самом деле и за кого подчас принимают его, Сочинения, М., 1897. М. А Рыбникова, Вопросы теории литературы в V—VII классах // Литература в школе, 1940, № 4, стр. 24.)

Задачи изучения драматургических произведений в стар­ших классах значительно усложняются в связи с изучением основ истории русской литературы.

Во вступительных лекциях учитель знакомит школьников старших классов не только с событиями, отраженными в про­изведении, но и с историей его создания и теми обществен­ными вопросами, которые волновали писателя и нашли худо­жественное разрешение в его произведении. Кроме того, в про­цессе изучения основ истории русской литературы учитель дает представление школьникам о путях развития реалистической драматургии и театра.

Так, перед анализом трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина в IX классе учитель расскажет о тех истори­ческих событиях, которые привлекали Пушкина своей акту­альностью и помогали ему понять настоящее. Эпоха конца XVI и начала XVII.в. не была для Пушкина древней историей. Он работал над «Борисом Годуновым» в то время, когда и декабристы думали о месте и роли народа в истории, о его положении и участии в восстании. «Борис Годунов» явил­ся своеобразным ответом Пушкина на вопрос о роли народа в борьбе с самодержавием.

Размышляя над содержанием трагедии, Пушкин писал: «Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и на­род. Судьба человеческая, судьба народная...». (Пушкин-критик, М., 1950, стр. 278.)

Тема трагедии дала возможность Пушкину наиболее полно выразить волновавшие его вопросы о судьбе человека, о роли народа в истории, о взаимоотношении народа с господствую­щими классами и самодержавием.

Обращение Пушкина к драматургической форме не было случайным. В предисловии к «Борису Годунову» Пушкин пи­сал о необходимости преобразования театра. Состояние рус­ской драматургии, русского театра, на сцене которого шли пьесы, искажавшие правду жизни, не могло удовлетворить Пушкина. Пьесы, составлявшие репертуар театров в 20-е гг., казались Пушкину безнадежно устаревшими, и он ставил пе­ред собой задачу создать реалистическое драматургическое произведение.

Применяемые методы работы могут иметь в старших клас­сах различное сочетание. Лекцию учителя или его рассказ можно сочетать с самостоятельной работой учащихся: докла­дами, небольшими сообщениями или чтением по лицам отдель­ных сцен, являющихся иллюстрацией к тому или иному вы­сказанному положению. Лекцию о драматургии Чехова целе­сообразно сочетать, например, с небольшими устными сооб­щениями учащихся о пьесах Чехова, рекомендованных для са­мостоятельного чтения, лекцию о драматургии Горького — с самостоятельными письменными работами учащихся о пье­сах, рекомендованных для чтения. Эти работы могут быть про­читаны учащимися на уроке или на внеклассных занятиях, могут быть использованы учителем в обзорной лекции. Лек­ция о драматургии 20—30-х гг. XX в. может быть иллюстриро­вана чтением по лицам некоторых сцен из «Любови Яровой» К. А. Тренева.

На вступительных занятиях учащиеся знакомятся, кроме того, с некоторыми фактами, раскрывающими историю рус­ской драматургии и театра. Так, например, о возникновении русского публичного театра, о первых его деятелях: Сумаро­кове, Волкове, Дмитревском — учитель сообщает как в обзорной лекции о литературе XVIII в., так и перед анализом коме­дии Фонвизина «Недоросль».

Перед изучением «Горя от ума» и «Бориса Годунова» учи­тель рассказывает о состоянии театрального искусства нача­ла XIX в., о взглядах декабристов, Грибоедова и Пушкина на роль театра в жизни общества и воспитании людей.

Во время изучения биографии Н. В. Гоголя и его творче­ского пути учитель опирается, как правило, на знание уча­щимися комедии «Ревизор». Поэтому он имеет возможность определить значение этой комедии в истории русского театра и рассказать более подробно, чем это делается в VII классе, о первых исполнителях ее и об отношении к комедии «Реви­зор» современников Гоголя.

Вступительные занятия, посвященные обзору литератур­ной деятельности А. Н. Островского, дадут возможность по­знакомить школьников с целой эпохой в истории русского те­атра и с различными жанрами реалистической драматургии и их особенностями. Учитель привлекает в этом случае про­изведения, рекомендованные программой для самостоятель­ного чтения.

Своеобразие драматургии конца XIX и начала XX в. будет раскрыто при изучении произведений Чехова и Горького. В связи с характеристикой драматургии Чехова перед учащи­мися целесообразно поставить вопрос об отличии пьес Чехова от драматургических произведений Гоголя и Островского. Рассказ учителя о Художественном театре, которому удалось раскрыть во всей полноте своеобразие чеховских и горьковских пьес, будет завершать предыдущие сообщения из исто­рии русского театра конца XIX в. Целесообразно сообщить учащимся и о взглядах Горького на драматургию, так как они являются результатом наблюдений, теоретических обобщений и творческих исканий самого писателя. С советскими драматургическими произведениями и исто­рией советского театра учитель познакомит школьников в об­зорных лекциях, посвященных соответствующим периодам истории развития советской литературы.


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Переведите текст, применяя приемы простой лексической подстановки и альтернативной подстановки.
  2. Анализ логической структуры текстов рассуждений. Приемы их построения
  3. Беседа о сюжете и образах драматургических произведений
  4. Боевая стойка и отдельные приемы передвижений
  5. Брюква. Значение культуры. Биология и приемы возделывания.
  6. ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
  7. Вопрос № 3. Тактические приемы допроса подозреваемых и обвиняемых.
  8. Выразительные средства языка и стилистические приемы. Норма и отклонение от нормы
  9. Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи
  10. ГЛАВА 1 Основные приемы при общении с людьми
  11. Глава 12. НЕЧИСТОПЛОТНЫЕ ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОПЕРНИКА
  12. Дайте анализ правомерности передачи имен действующих лиц одного из британских или американских произведений, переведенного на русский язык; укажите имя переводчика.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь