Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа о сюжете и образах драматургических произведений
Следующим этапом в работе над драматургическим произведением является анализ сюжета. В действии, в поступках раскрываются характеры героев драмы, их стремления и взаимоотношения. В свою очередь, поступки персонажей, являющиеся следствием их характеров, оказывают влияние на развитие действия. Анализируя сюжет, учащиеся получают возможность глубоко разобраться не только в идейном смысле произведения, но и в его форме. На эффективность предлагаемого пути анализа драматургических произведений указывали в своих работах многие методисты. В. Я. Стоюнин, например, на основании определения особенностей драмы предлагал начинать разбор драматургических произведений с анализа развития действия как с самого основного элемента произведений этого жанра, подводящего к раскрытию идейного содержания. В. Я. Стоюнин, имея в виду комедию «Недоросль», писал: «При разборе мы старались обратить пока внимание на драматическую сторону произведения, которая, как мы заметили, мало изучается с учениками, тогда как она-то, по нашему мнению, и должна составить главный предмет изучения; в ней по преимуществу комедия раскрывается как литературное произведение». (В. Я. Стоюнин, О преподавании русской литературы, изд. 8, Спб., 1913, стр. 387.) Очень интересные соображения о последовательности анализа произведений, и в частности драматургических, высказала М. А. Рыбникова. Она писала, что действующее лицо познается только в действии, что персонажи вырастают из событий. На основании этих особенностей М. А. Рыбникова рекомендовала начинать анализ развития действия, как правило, с определения конфликта драмы. Ее первые вопросы для беседы с учащимися, относящиеся к анализу развития действия «Ревизора», были направлены на выяснение главного действующего лица комедии и его роли в ней. Следовательно, при изучении драматургических произведений внимание учащихся сосредоточивается как на сюжете, так и на характере персонажей, раскрывающихся в результате развития коллизии. Учащиеся, например, во время комментированного чтения комедии «Ревизор» получили представление о характерах действующих лиц и взаимосвязи развивающихся событий. Цель дальнейшего анализа заключается, следовательно, в углублении первоначальных представлений и раскрытии идейного содержания комедии в единстве с формой его выражения. В основу комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь положил анекдот, исключительный случай, но этот случай явился глубоко типичным для 30-х гг. XIX в. В нем отразилась сущность государственной системы, основанной на произволе, бюрократизме и тирании. Все действующие лица комедии связаны с анекдотическим происшествием, все до одного участвуют в нем. Н. В. Гоголь связал все события в один узел. Завязка комедии психологически обоснована характерами действующих лиц и дает толчок всеми последующими событиями. Основной двигатель сценического действия комедии — страх городничего и чиновников перед ревизором. Все в городе принимают Хлестакова за правительственного ревизора, боятся его и трепещут перед ним. Они изощряются в хитрости и лицемерии, чтобы обмануть ревизора — Хлестакова, которой и не подозревает даже, за кого его принимают. Комизм создается тленно тем, что перепуганные чиновники и городничий сами себе выдумали ревизора. В комедии нет героев, вызывающих нашу симпатию. Единственным честным лицом в ней Гоголь считал смех. Смех, вызванный комическим столкновением хитрого, прожженного плута городничего с глупым, легкомысленным Хлестаковым, является смехом разоблачающим. Такому смеху Гоголь придавал огромное значение, так как только смех, по его мнению, может действовать на пороки людей, пошлую и уродливую жизнь. Первые вопросы должны заставить учащихся, приступающих к анализу сюжета комедии «Ревизор», определить ее. конфликт, т. е. вскрыть причину развивающихся комических событий. 1. Что заставило городничего и чиновников увидеть в Хлестакове ревизора? 2. Какое влияние на развитие действия оказало заблуждение правителей города? 3. Какие особенности действующих лиц раскрываются в третьем явлении первого действия и как влияют они на развитие событий? При анализе третьего явления первого действия устанавливается, что именно в этом явлении показано начало той путаницы, которая поставила опытного и хитрого человека, каким является городничий, в комическое положение. Необходимо для этого еще раз обратить внимание учащихся на причину волнения городничего и чиновников. Чиновники только что прочли письмо, полученное городничим. Они уже были напуганы предстоящей ревизией. Кроме того, городничий видел во сне крыс — плохое предзнаменование для суеверного человека. Неожиданное сообщение Бобчинского и Добчинского, их доводы: чиновник из Петербурга, денег не платит, подорожная прописана в Саратов, живет уже в городе недели две, — показались убедительными всем чиновникам. Уверенный в силе неписаного закона взяточничества, городничий решает ехать лично к ревизору: «...молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам...» Распоряжения городничего и его наказы подчиненным говорят о самоуправстве и грубости городничего: «Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли — чтобы говорили: всем довольны, ваше благородие, а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия...». В процессе беседы анализируются также все сцены, имеющие важное значение для развития действия. Такими сценами являются I, VIII, IX и X явления второго действия, V и VI явления третьего действия (представление чиновников Хлестакову), X, XI и XV явления четвертого действия, IV и VIII явления пятого действия. В этих явлениях особенно ярко проявляется страх городничего и чиновников. В процессе анализа развития действия комедии необходимо подчеркнуть, что во втором действии столкнулись два противоположных характера: «положительный», «здравомыслящий» и «легкомысленный», «без царя в голове». Несмотря на это, под влиянием страха городничий окончательно убедил себя в том, что перед ним действительно ревизор из Петербурга, скрывающий цель своего приезда. Разбирая кульминационный момент, учащиеся, опираясь на свои знания, полученные при чтении комедии, отмечают, что комизм его заключается в том, что городничий и чиновники увидели в Хлестакове свой идеал человека, свой идеал жизни. Уехал Хлестаков, а городничий со своим семейством предался мечтам о будущей петербургской жизни, повторяя его слова о Петербурге, о генеральской ленте. В процессе анализа сюжета устанавливается, что развитие действия комедии обусловлено характерами персонажей. Развязку комедии, например, подготовляет предусмотрительный и хитрый городничий, советующий почтмейстеру распечатывать и просматривать все письма, чтобы вовремя перехватить донос или жалобу. Любопытный почтмейстер соглашается. Поэтому письмо, которое пишет Хлестаков своему другу в Петербург, попадает в руки городничего и чиновникам. Органическая связь и обусловленность явлений комедии раскрывается также при анализе сюжета. Внимание учащихся обращается в этом случае на связь первого и второго явлений третьего действия, на связь последнего явления первого действия с началом третьего действия и т. д. Идейный смысл комедии и идейная позиция самого Гоголя проявляются особенно ярко в пятом действии. Разоблачающий смех Гоголя достигает в этом действии наивысшей силы. В связи с этими особенностями комедии перед учащимися целесообразно поставить такие вопросы: 1. Какие события подготавливают развязку комедии? Какие особенности действующих лиц раскрылись в восьмом явлении? 2. Как следует понимать слова городничего: «...Чему смеетесь? Над собою смеетесь? » 3. Кого разоблачает и высмеивает в «Ревизоре» Н. В. Гоголь? Как отразилось в комедии его отношение к изображаемым явлениям современной ему действительности? 4. Какое значение имеет эпиграф комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? 5. Кто является положительным лицом комедии «Ревизор»? Роль и значение его в комедии. В художественном образе, как известно, типическое раскрывается через конкретное, единичное, индивидуальное. Именно это делает действующих лиц в подлинно художественных произведениях не схемами, а живыми людьми со своими особенностями, достоинствами и недостатками. В драматургических произведениях поступки и речь действующих лиц, их взаимоотношения, участие в разрешении конфликта являются теми художественными средствами, при помощи которых драматург создает типический образ. Во время чтения и анализа сюжета учащиеся постепенно знакомятся со всеми особенностями персонажей. Например, в процессе чтения и анализа развития действия комедии «Ревизор» учащиеся узнают, кто такой Хлестаков, откуда и куда он едет, почему остановился в городе N., что он за человек. Они определяют также в процессе анализа сюжета характер лжи Хлестакова и устанавливают, что он крайне легкомысленный и ограниченный человек и поступает «без всякого соображения». Поэтому не всегда целесообразно после комментированного чтения и детального анализа сюжета, в процессе которого обращается внимание учащихся и на характеры персонажей, еще раз рассматривать все поступки и взаимоотношения действующих лиц с начала и до конца произведения. Для обобщения того, что известно учащимся о Хлестакове, достаточно остановиться на разборе тех явлений, в которых характер Хлестакова проявляется особенно ярко. Это, например, шестое явление третьего действия, где наиболее полно раскрывается сущность Хлестакова и хлестаковщины. Перед учащимися ставятся вопросы: 1. Кто такой Хлестаков и как попал он в дом городничего? 2. Как проявляется в речи Хлестакова характеристика, данная ему Н. В. Гоголем, «что он действует без всякого соображения» и «не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли». 3. Что общего у Хлестакова и чиновников города N.? Метод беседы и предлагаемую последовательность анализа при изучении комедии «Ревизор» можно использовать и при изучении «Горя от ума» и «Вишневого сада». При изучении этих комедий обращается внимание учащихся на типичность изображенного конфликта, на развитие действия, в результате которого раскрываются характеры персонажей, их взгляды, мнения, составляющие идейную основу комедии, на отражение в них русской действительности и на специфику изображения жизненных противоречий в драматургической форме. Каждый из героев пьесы «Вишневый сад» переживает свою драму, и в то же время все судьбы их определяются одними и теми же внешними событиями. Что связывает и объединяет всех действующих лиц этой пьесы? Прошлое, настоящее и будущее вишневого сада. На протяжении всей пьесы идет разговор о продаже имения. Но действительно ли вишневый сад и судьба имения больше всего волнуют героев Чехова? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить за поведением действующих лиц пьесы, обращая особое внимание на соответствие содержания речи их истинным мыслям и чувствам, сопоставляя поступки героев с их словами. Например, Лопахин искренне обеспокоен положением дел Раневской. В день приезда он знакомит ее со своим планом спасения имения. Перед своим отъездом он еще раз напоминает Раневской: «..Через три недели увидимся... Ежели надумаете насчет дач и решите, тогда дайте знать, я взаймы тысяч пятьдесят достану. Серьезно подумайте». Следующий разговор состоялся через некоторое время Лопахин предупреждает Любовь Андреевну о продаже имения. Но к словам Лопахина никто серьезно не относится, все заняты своими делами и мыслями. Он удивлен и искренне возмущен. Поэтому впервые говорит им в лицо все, что думает о них: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком имение ваше продается, а вы точно не понимаете». В конце концов Лопахин начинает понимать, что Раневская и Гаев ничего не смогут сделать для спасения имения, хотя он предупреждает их, напоминает им о сроках и составляет планы, предлагает свои услуги. На состоявшихся торгах Лопахин покупает имение. Он счастлив и горд. В своей радости он забывает о Раневской «Я купил. Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу... (Смеется)». У Лопахина были деньги, но он предложил Раневской только пятьдесят тысяч и то при условии, если она согласится разбить вишневый сад на участки. В то же время он все время говорит о своих хороших чувствах к ней и восхищается ее добротой и простотой. О своих чувствах он говорит нежно и трогательно: «...но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную, больше, чем родную». Несмотря на это, он купил имение и приказал рубить вишневый сад.в ее присутствии. Таким образом, в Лопахине своеобразно сочетается душевная тонкость и деликатность, искреннее желание помочь Раневской, сочувствие к ней и ее делам с трезвым умом, хозяйственной практичностью, цепкостью и стремлением к личной наживе и обогащению. В конце концов побеждает приобретатель, купец В этом отразилась типичность его характера и понимание Чеховым сущности современной ему жизни. С этой точки зрения интересно проследить за тем, как по-разному относятся к вишневому саду Любовь Андреевна и Аня Будущее вишневого сада связано с Аней и ее мечтами о прекрасной свободной и осмысленной жизни для всех, в которую верил сам Чехов. При анализе образов того или иного драматургического произведения целесообразно обращать внимание не только на речь и поступки героя, но в равной мере и на высказывания о нем остальных действующих лиц и авторские замечания В каждом отдельном случае необходимо учитывать особенности анализируемого произведения, поставленные задачи и подготовку класса. Самостоятельная работа учащихся Активное, эмоциональное и действенное овладение текстом драматургических произведений осуществляется путем выразительного чтения по ролям, в подготовке спектакля, в заучивании отрывков, пересказе. К этим перечисленным видам работы необходимо присоединить и самостоятельную работу учащихся над текстом драматургического произведения Особенно интересно может быть организована подготовка инсценировок Ценность этой самостоятельной работы заключается в том, что учащиеся продумывают и анализируют диалог действующих лиц, авторские ремарки и содержание речи персонажей. Эта работа поможет им понять значение и своеобразие диалога драматургического произведения. Самостоятельная работа дает возможность учащимся проникнуть в подтекст произведения и представить героев. Целесообразно рекомендовать анализ отдельных сцен по типу составления режиссерских заметок (режиссерская партитура). Учащиеся в этом случае выписывают диалог на одной части листа, на другой делают свои замечания о поведении героя, об интонациях его речи, о мыслях и чувствах, выраженных в ней. Задания могут «меть следующее содержание: написать, как должны вести себя действующие лица, что они чувствуют и как они выражают свои чувства, их мысли и отношение к происходящему. Учащиеся должны вскрыть « соотношение между содержанием речи и ее формой, между тем, что сказано, и тем, как это сказано, между тем, что говорит действующее лицо и как оно поступает. Кроме того, для самостоятельной работы можно рекомендовать учащимся написать отзыв о понравившемся спектакле или фильме, сделать сообщение о сценической истории изучаемого произведения, иллюстрировать его: нарисовать отдельные сцены, мизансцены, приготовить костюмы действующих лиц к школьному спектаклю и т. д. По-настоящему глубокое проникновение в текст произведения можно осуществить и при создании спектакля. В этом случае изучаемое произведение будет для учащихся по-настоящему своим, пережитым и, следовательно, воспринятым эмоционально. Заключительные занятия В процессе чтения драматургических произведений в воображении учащихся возникают образы героев. Но они приобретают полную конкретность лишь на сцене. Изучение каждого драматургического произведения необходимо поэтому завершать или, как отмечалось выше, начинать посещением театра, просмотром кинофильма или школьного спектакля. Однако знакомить учащихся со спектаклем, фильмом или диафильмом можно и.после комментированного чтения, непосредственно перед анализом сюжета. После просмотра спектакля необходимо провести его обсуждение, заранее предложив учащимся написать отзывы или сделать устное сообщение об игре актеров, трактовке спектакля и его оформлении на основании личных наблюдений и впечатлений. В связи с тем что драматургические произведения имеют две жизни, литературную и сценическую, необходимо сообщать учащимся некоторые сведения из истории русского театра и знакомить их со сценической историей изучаемого произведения. Со сценической историей произведения учащиеся знакомятся в процессе анализа, на заключительных уроках, либо перед посещением театра. При этом освещаются, как правило, различные трактовки произведений в тех или иных театрах и работа отдельных актеров над ролью. Например, в лекции о сценической истории «Горя от ума» необходимо рассказать о различной трактовке выдающимися актерами ролей Фамусова и Чацкого. В рассказе о М. С. Щепкине следует отметить, что он долго и упорно работал над ролью Фамусова, стремясь достичь совершенства в исполнении. Для того чтобы учащиеся получили представление о том, как он играл, полезло пересказать или прочитать несколько отрывков из воспоминаний современников М. С. Щепкина и показать учащимся его фотографию, где он изображен в роли Фамусова. Целесообразно рассказать школьникам и о других трактовках роли Фамусова, показав при этом фотографии разных исполнителей: Станиславского, Горин-Горяинова, Климова —, и предложить детям самостоятельно решить, кто же, с их точки зрения, дает наиболее верную трактовку образа Фамусова. Это сравнение даст возможность учащимся еще раз подумать о характере Фамусова и его месте в комедии. Учитель может рассказать и о различных трактовках образа Чацкого. Тон всего спектакля «Горе от ума» зависит главным образом от того, что выдвигает режиссер и актер из драмы Чацкого на первый план — интимную сторону или линию социальную. Так, например, Каратыгин, привыкший играть в классицистических трагедиях, делал из Чацкого резонера. Подчеркивание интимной драмы Чацкого снижало общественное значение комедии. Таким создал Чацкого С. В. Шумский, артист Малого театра, в 1864 г., а в 1906 г. в Московском Художественном театре — В. И. Качалов. Из сценической истории комедии «Горе от ума» необходимо привести пример правильной трактовки роли Чацкого И. В. Самариным, игравшим в 40—50-х гг. XIX в., который сумел показать Чацкого и влюбленным человеком, и в то же время мечтающим о преобразований России. В этом же плане можно разобрать с учащимися современные спектакли и познакомить их с различными исполнителями роли Чацкого. Таким образом, рассказ о сценической истории изучаемых произведений подводит к вопросу о роли режиссера и актера в создании спектакля. Вряд ли целесообразно при изучении каждого драматургического произведения обращать внимание учащихся, на работу актеров и режиссера. Тем более что в сообщениях о сценической истории изучаемых произведений и во вступительных лекциях о состоянии театрального искусства эти вопросы будут невольно затрагиваться. Когда учащиеся будут знакомиться с особенностями драмы, необходимо рассказать им о работе режиссера и актеров над спектаклем В этом случае можно обратиться к работам К С Станиславского, который писал, что создание спектакля является коллективным творчеством драматурга, режиссера, актеров, художников и композитора. На конкретных примерах из книги К. С. Станиславского «Работа актера над собой» учащимся можно показать, как актеры работают над ролью, как они изучают эпоху, детально знакомятся с произведением и характерами, анализируют взаимоотношения действующих лиц, стараются представить себе возможною биографию героя, его внешний вид, речь, мимику и т. д. Подготовленные всем процессом изучения драматургических произведений учащиеся будут сознательными и восприимчивыми зрителями, умеющими разбираться в спектакле и получать наслаждение от игры актеров. Таким образом, лекция, комментированное чтение, чтение по лицам, беседа о сюжете и поступках того или иного героя, самостоятельная работа учащихся, посвященная анализу отдельных сцен и диалогов, посещение театра, рассказ о сценической истории — таковы основные методы изучения драматургических произведений. ЛИТЕРАТУРА Лессинг I. Э, Гамбургская драматургия (статья XLVI, XLVIII, LXXX), М, Гослитиздат, 1959. Белинский В Г, Разделенне поэзии на роды и виды // Полное собрание сочинений, т. V, изд-во АН СССР, 1954. Луначарский А В, Статьи о театре и драматургии, М.-Л., «Искусство», 1938. Горький А М, О пьесах, Собр. соч, т 26, М, Гослитиздат, 1953 Толстой А Н, О драматургии, М, Гослитиздат, 1934 Тимофеев Л И, Основы теории литературы, М, Учпедгиз, 1959 Станиславский К С, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч. в 8-ми тт., т. 1, М., «Искусство», 1954. Горчаков Н М, Режиссерские уроки К С Станиславского, изд. 3, М., «Искусство», 1952. Фролов В В, Жанры советской драматургии, М., «Советский писатель», 1957. Холодов Е Г, Композиция драмы, М, «Искусство», 1957 Киселев И М, Конфликты и характеры. Вопросы развития украинской советской драматургии, М, «Советский писатель», 1957 Стоюнин В Я, О преподавании русской литературы, изд 8. Спб, 1913. Острогорский В П, Беседы о преподавании словесности, изд, 4, Спб, 1913 Острогорский В П, Выразительное чтение, Пособие для учащихся и учителей, изд 8, М, 1916. Шереметевский В П, Какав Хлестаков на самом деле и за кого подчас принимают его, Соч, М, 1894 Рыбникова М А, Очерки по методике литературного чтения, изд 2, М, Учпедгиз, 1945 Акулова Е А, Изучение драмы в школе, Л, 1948 Сыркина В Е, Понимание выразительности речи школьниками, «Известия АПН РСФСР», вып. 7, 1947 Грибоедов А С «Горе от ума», под ред Н Пиксанова и Вл Филиппова, М, «Искусство», 1946 Статьи: а) Пикса но в Н., Подлинный тенет «Горя от ума» б) Филиппов Вл, Язык действующих лиц «Горя от ума» в)Пиксанов Н, Сценическая история «Горя от ума» г)Ашукин Н, Быт «фамусовской» Москвы Городецкий Б П, Драматургия Пушкина, М —Л, изд во АН СССР, 1953 Дурылин С Н, Пушкин на сцене, М, иэд дао АН СССР, 1951 Гуковск'ий Г. А, Реализм Гоголя, М — Л, Гослитиздат, 1959 Данилов С С, «Ревизор» на сцене, изд 2 испр и, доп, Л, I ос литиздат, 1934 Строева М Н, Чехов и художественный театр, Работа К С Станиславского и Вл И Немировича-Данченко над пьесами А П Чехова, М, «Искусство», 1955 Скафтымов А П, О единстве формы и содержания з «Вишневом саде» А П Чехова // Статьи о русской литературе, Саратов. книжное изд во. 1958
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы