Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Комментированное чтение и чтение по лицам в процессе первоначального ознакомления с текстом драматургических произведений
Анализ драматургического произведения начинается с комментированного чтения, во время которого учащиеся знакомятся с содержанием произведения и определяют свое отношение к нему. Поэтому одна из задач комментированного чтения заключается в том, чтобы вызвать у школьников интерес к изучаемому произведению, желание вдуматься в его содержание, проследить за развитием событий, установить причину комической, трагической или драматической развязки действия. В процессе первоначального чтения драматургического произведения учащиеся должны не только узнать, но и представить, как, где и когда происходили показанные драматургом события, как выглядят персонажи, т. е. какие у них лица, костюмы, прически, как ведут они себя в тех или иных ситуациях, как говорят. Чтобы создать у школьников зрительные представления о месте действия и персонажах пьесы, следует в процессе комментирования использовать иллюстрации к произведению, фотографии исполнителей тех или иных ролей, макеты спектаклей и рисунки. Это даст возможность учащимся конкретно представить обстановку действия и внешний облик персонажей. Перед чтением каждого действия пьесы и даже перед чтением некоторых явлений необходимо знакомить школьников с вновь появляющимися действующими лицами и новой обстановкой, в которой развиваются показанные драматургом события. Комментированное чтение подготавливает аналитическую беседу о содержании драматургического произведения и чтение по лицам. Задача аналитической беседы на этапе первоначального ознакомления с текстом заключается в том, чтобы углубить понимание содержания и формы драмы (поведение и речь персонажей, их взаимоотношения, содержание диалогов). Характер вопросов, естественно, меняется по мере накопления у школьников непосредственных наблюдений над текстом произведения. Вопросы, задаваемые учащимся после прочтения ими в классе основных действий произведения, должны сосредоточить их внимание на характерах действующих лиц. В подготовке учащихся к чтению по лицам играют значительную роль как чтение самого учителя, его комментарии, аналитическая беседа, так и самостоятельное чтение детей Таким образом, учащиеся приступают к чтению по лицам только тогда, когда познакомятся с содержанием всего произведения. В качестве примера того, как можно провести комментированное чтение драматургического произведения, обратимся к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». На первом занятии учитель читает перечень действующих лиц с краткими пояснениями. Как правило, приходится объяснять учащимся следующие слова: городничий, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, частный пристав и др. Затем читаются «Замечания для гг. актеров». Целесообразно познакомить учащихся с фотографиями исполнителей. В процессе чтения комедии можно использовать фотографии отдельных сцен спектакля «Ревизор» в исполнении актеров Малого театра. При этом условии комедия «Ревизор» будет восприниматься и как литературное произведение, и как произведение, написанное для театра. Однако и в этом случае необходим соответствующий комментарий учителя. Перед чтением каждого действия комедии целесообразно сочетать рассказ о доме городничего, гостинице, в которой остановился Хлестаков, и костюмах персонажей с демонстрацией соответствующих наглядных пособий. Это поможет учащимся конкретно представить себе место действия и всех участников комического происшествия. Эти комментарии, несмотря на их важность и необходимость, все же не дают учащимся достаточно полного представления о поведении и поступках персонажей. Большое значение для характеристики действующих лиц, их реакции на сказанное и сделанное другими персонажами имеет комментирование событий по ходу чтения комедии «Ревизор». Замечания о размещении действующих лиц на сцене, их поступках и взаимоотношениях должны органически сливаться с авторскими ремарками, являясь как бы их продолжением. Несмотря на то что содержание комедии «Ревизор» комментируется перед чтением и по ходу чтения, некоторые моменты, важные для понимания характеров действующих лиц, - идейного содержания и развития действия комедии, остаются, как правило, не замеченными учащимися. Не всегда они правильно понимают Хлестакова и его роль в пьесе, не обращают внимания и на многие важные реплики городничего, например о купцах и беспорядке в городе. Поэтому после чтения всей комедии целесообразно провести с учащимися беседу о содержании прочитанного. Следовательно, в процессе комментированного чтения комедии и аналитической беседы раскрываются характеры действующих лиц, мотивируются их поступки, определяются взаимоотношения персонажей, разбираются комические сцены и выясняются причины создавшихся комических положений и ситуаций. Во время аналитической беседы необходимо обратить внимание учащихся на отношение чиновников к своим служебным обязанностям, на их дикость, невежество, творимые ими беззакония и произвол, т. е. на все то, «что достойно осмеяния всеобщего». На первом уроке, посвященном чтению комедии, можно прочитать только первое действие (читает учитель). Вопросы к действию задаются учащимся для домашней, работы. Ученики должны, кроме того, самостоятельно прочитать всю комедию. Во время беседы на следующем уроке учитель обращает их внимание на сообщение городничего и причину волнения собравшихся чиновников, на возникающие комические ситуации и положения, на рассказ Бобчинского и Добчинского и предлагает подумать над тем, почему городничий и чиновники поверили Бобчинскому и Добчинскому. В процессе беседы выделяются узловые моменты первого акта, являющиеся толчком к дальнейшему развитию действия: приход почтмейстера, его диалог с городничим и сообщение Бобчинского и Добчинского. Из диалога городничего с почтмейстером учащиеся узнают, что первый почти уверен, что на него написан донос и ревизор послан в город именно из-за него: «Я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса. Зачем же в самом деле к нам ревизор? » Эта мысль не дает ему покоя. Предположение городничего явилось двигателем всего действия, всех дальнейших его поступков. Городничий, как опытный человек, прослуживший тридцать лет, и к тому же неглупый, понял, что главное в том, чтобы внешне все было прилично, а «грешки», о которых писал его друг — это, по его мнению и жизненному опыту, неписаный закон установленный между всеми чиновниками. Другое дело — донос на него или жалоба купцов и жителей города. В этом случае приезд ревизора может принести серьезные неприятности. Вот что больше всего смущает и тревожит городничего. Поэтому он и решает ехать первым к ревизору. Он со злобой вспоминает купцов: именно от них надо ждать неприятностей: «... мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят». С этой мыслью едет городничий представляться ревизору. На втором уроке после беседы о содержании первого действия и краткого рассказа учителя о декорациях второго акта начинается чтение (читает учитель). В начале третьего урока проводится беседа, во время которой учащиеся делятся впечатлениями, называют понравившиеся явления и выясняют, в чем заключается комизм встречи городничего с Хлестаковым и почему городничий принял Хлестакова за важного чиновника из Петербурга. При этом привлекаются первые явления второго действия, из которых учащиеся узнали о жизни Хлестакова в Петербурге. При чтении третьего действия (читает учитель) внимание учащихся сосредоточивается на диалоге персонажей. В пятом, шестом и седьмом явлениях третьего действия особенно ярко проявляются лицемерие и хитрость городничего, легкомыслие и ветреность Хлестакова. Учащиеся отмечают, что в разговоре с Хлестаковым городничий избегает резких выражений и грубых слов, речь его отличается некоторой торжественностью и высокопарностью. Например, он говорит: «...Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета». Некоторая торжественность речи и обилие в ней таких слов и выражений, которые употребляются в деловых бумагах: градоправитель, благочиние, заслужить внимание начальства, градоначальник, употребляю время на пользу государственную, нет другого помышления — вызваны стремлением городничего показать себя заботливым отцом города. Комизм пятого явления проявляется, следовательно, в том, что городничий, грубый человек, взяточник, казнокрад, выдает себя за добродетельного, честного и добросовестного труженика. Комичность положения городничего усугубляется легкомысленным и бездумным поведением Хлестакова. При чтении шестого и седьмого явлений необходимо обратить внимание учащихся на авторские ремарки, так как они имеют большое значение для раскрытия характера Хлестакова и чиновников. Хлестаков «посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней», городничий и прочие «трясутся от страха». Комизм диалога шестого и седьмого явлений заключается в том, что зрители знают то, чего не знает городничий и остальные обитатели города, а также и в том, что болтовню подвыпившего и к тому же легкомысленного и глуповатого человека приняли за откровение, за правдоподобный рассказ о жизни в Петербурге. Поэтому слова Хлестакова имеют двойной смысл: зритель их воспринимает как комическое хвастовство, а действующие лица — как правду или полуправду (городничий). Поэтому Бобчинский, выражая общее мнение всех чиновников о Хлестакове, говорит с восхищением Добчинскому: «Вот это, Петр Иванович, человек-то! Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху». В связи с тем что в третьем действии раскрываются взгляды городничего и чиновников на положение и роль человека в обществе, необходимо во время беседы обратить внимание учащихся на отношение действующих лиц к рассказу Хлестакова о жизни его в Петербурге и выяснить причину восхищения собравшихся чиновников Хлестаковым. Для выяснения взаимосвязи событий имеет большое значение сравнение третьего явления первого действия с шестым явлением третьего действия. Учащиеся поймут, что именно страх заставил городничего и чиновников поверить Бобчинскому и Добчинскому. В данном случае испытанное средство городничего, который считал, что, «подгулявши, человек все несет наружу», сослужило ему плохую службу. В процессе классного и домашнего чтения учащиеся познакомились с основными особенностями персонажей комедии и составили представление об их внешности, поведении и манере говорить. Поэтому четвертое и пятое действия комедии учащиеся могут прочитать в классе по лицам. Прежде чем приступить к чтению, необходимо выяснить в конце третьего урока следующее: как жил и живет городничий, что он за человек, как относится к служебным обязанностям, к чиновникам и подчиненным и что говорят о нем другие действующие лица. Целесообразно привлечь еще раз «Замечания для гг. актеров». Эти же вопросы ставятся перед учащимися при выяснении особенностей характеров всех остальных действующих лиц. Кроме того, на основании отмеченных особенностей характера персонажей учащиеся определяют, как должен говорить тот или иной персонаж, как лучше всего передать его мысли и чувства, его отношение к происходящим событиям. Свои предположения и заключения учащиеся должны иллюстрировать чтением отрывков из комедии. Например, определив, что Лука Лукич — трус, что он испугался ревизора больше всех собравшихся чиновников, ученики переходят затем непосредственно к чтению отрывков из прочитанных уже действий комедии. Учащиеся должны постараться найти нужные интонации и соответствующий настроению Луки Лукича тон речи, стремясь передать в чтении его беспомощность и испуг. На дом они получают задание еще раз прочитать четвертое и пятое действия комедии и подумать над следующими вопросами: 1. Какие черты характера проявились у чиновников в момент представления их Хлестакову? 2. Как жили купцы и мещане в городе N.? 3. В чем заключается комизм двенадцатого, тринадцатого и четырнадцатого явлений четвертого действия? 4. Чего испугался городничий? Как выразился его страх? 5. Почему городничему хочется стать генералом? Как разоблачает себя городничий? 6. В чем заключается обличительный смысл сцены городничего с купцами в последнем действии? 7. Как относились чиновники к предполагаемым переменам в жизни семьи городничего? Как это их характеризует? После чтения каждого действия (имеются в виду четвертое и пятое действия) целесообразно поговорить с учащимися о качестве их исполнения. В ходе обсуждения выясняется, насколько верно сумели учащиеся передать сущность характеров действующих лиц, их стремления, чувства и отношение к происходящим событиям, соответствует ли интонация исполнителей смыслу речи действующих лиц и т. д. Обсуждение самостоятельной работы учащихся в данном случае необходимо, так как оно заставляет их более сознательно подойти к поставленной задаче и определить свое отношение к действующим лицам комедии «Ревизор». Чтение комедии, ее комментирование и аналитическая беседа сразу вводят учащихся в мир изучаемых персонажей, заставляют задуматься над характерами и идейным смыслом произведения. Участвуя в чтении, школьники стараются более внимательно следить за диалогом, анализируют поступки и речь персонажей. Кроме того, они практически знакомятся с особенностями драмы и овладевают навыком чтения драматургических произведений. Комментированное чтение и чтение по лицам используются при изучении драматургических произведений и в старших классах. Однако соотношение этих методов работы будет изменяться в зависимости от задач, стоящих перед изучением основ историко-литературного курса в IX, X и XI классах, содержания изучаемых драматургических произведений, возраста и подготовки учащихся. В старших классах, например, приобретает гораздо большее значение, чем в средних, самостоятельное домашнее чтение анализируемых произведений. Для комментированного чтения и чтения по лицам в классе берутся, как правило, лишь отдельные действия или сцены, выбор которых обусловливается воспитательными и образовательными задачами. При изучении, например, комедии «Вишневый сад» целесообразно проследить за судьбой трех поколений, показанных автором. Это можно осуществить в процессе комментированного чтения первого действия комедии, конца второго действия («Входят Трофимов, Аня и Варя»), двух отрывков из третьего действия («Входит Яша») и конец третьего действия («Входит Любовь Андреевна») и всего четвертого акта. При этом необходимо обращать внимание учащихся на отношение действующих лиц комедии к современной им действительности, семейным и личным делам, на соответствие их слов поступкам. Именно в этих отношениях проявляется сущность действующих лиц. Однако и в старших классах чтению по лицам должно предшествовать самостоятельное, комментированное чтение и аналитическая беседа о содержании произведения. В процессе обзорной лекции в XI классе (о литературе 20-х или о литературе 40—50-х гг.) учитель имеет возможность в качестве иллюстраций предложить учащимся прочитать по лицам одну или несколько сцен из соответствующих драматургических произведений. Готовиться к чтению по лицам учащиеся будут в этом случае самостоятельно, на основании полученных в предыдущих классах знаний о чтении драматургических произведений. Иллюстрацией к обзорной лекции о советской драматургии 20-х гг. могут служить, например, такие сцены из пьесы К. Тренева «Любовь Яровая», как встреча Л. Яровой с мужем, конец третьего действия (диалог Л. Яровой с мужем) и сцена во дворе школы, последние сцены пятого действия. Эти сцены необходимо прочитать в классе, так как они раскрывают эволюцию взглядов героини Тренева и показывают, как постепенно, в результате суровых испытаний, которые выпали на ее долю, она поняла, где ее настоящее место. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы