Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
А. Арто. Театр Жестокости (первый манифест) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Об отношении к словесному тексту и об особом языке театра:
< …> нельзя вернуть театру свойственную ему силу воздействия, не вернув прежде его язык. < …> вместо того чтобы снова говорить о тексте как чем-то окончательном и неприкосновенном, надо сначала преодолеть подчиненность театра тексту, найти особый язык на полпути от жеста к мысли. В отличие от выразительности диалогической речи (parole) характерной чертой такого нового языка следует считать способность выражения в движении и пространстве. < …> Помимо языка звуков, рассчитанного на слуховое восприятие, здесь присутствует зримый язык предметов, движений, поз и жестов, но при условии, что их значения, формы и скопления в пространстве можно свести к некоторым знакам и составить из этих знаков своего рода алфавит. Осознав природу языка в пространстве, то есть языка звуков, криков, световых вспышек и звукоподражаний, театр должен привести его в систему, образуя из персонажей и предметов подлинные иероглифы и используя их символику и связи во всех возможных плоскостях, доступных человеческому восприятию < …>. < …> Дело не в том, чтобы, убрать со сцены разговорную речь, а в том, чтобы сообщить словам примерно то значение, какое они имеют в сновидениях < …>.
О «тотальном действии»:
< …> Если это так, то специфически обнаженный театральный язык — язык реальный, а не потенциальный — по своей близости к первоначалам, переливающим в него поэтическую энергию, должен преодолевать обычные границы искусства и слова и, опираясь на нервный магнетизм человека, на деле, то есть магически, в точном значении термина, создавать некое тотальное действие, где человеку остается лишь снова занять свое место где-то между сновидениями и событиями реальной жизни < …>.
О задачах, стоящих перед театром:
< …> Настоящий театр возвращает нам смысл творения, внешняя сторона которого в нашей власти, но завершение лежит совсем в других плоскостях < …>. Видеть в театре лишь второстепенное занятие морально-психологического толка, полагая, что иллюзии возникают от простой перемены места, — значит не понимать глубокого поэтического смысла иллюзии и театра. Театр кровав и бесчеловечен, как сновидения и грезы, не случайно, а ради того, чтобы выразить и внедрить в наше сознание идею вечного конфликта и спазма, когда жизнь ежеминутно пресекается, когда все во вселенной поднимается и враждует с нами, отвергая наше состояние организованных существ; ради того, чтобы в конкретных и актуальных формах навсегда сохранить метафизические идеи некоторых Мифов, мрачная жестокость и энергия которых достаточно ясно говорят об их происхождении и содержании < …>.
О форме спектакля:
< …> Во всяком спектакле должен быть объективный материальный элемент, доступный восприятию всех. Крики, стоны, видения, сюрпризы, театральные трюки разного рода, магическая красота костюмов, сделанных по ритуальным моделям, завораживающая красота голоса, обаяние гармонии, редкие музыкальные ноты, цвет предметов, физический ритм движений, crescendo и decrescendo которых созвучно ритму привычных жестов, появление новых удивительных предметов, маски, манекены высотой в несколько метров, резкие перемены освещения, физическое воздействие света, вызывающее тепло и холод < …>.
О театральном пространстве:
< …> Мы уничтожим сцену и зал и заменим их единственной площадкой, без перегородок и барьеров, которая и станет местом действий. Будет установлена прямая связь между зрителем и спектаклем и между актером и зрителем, зритель будет находиться в самой гуще действия, окруженный и пронизанный им. Вовлечение зрителя в действие порождает сама форма зала. Покинув современные театральные залы, мы придем в ангар или какое-нибудь зернохранилище и перестроим их в том духе, который нашел свое воплощение в архитектуре некоторых церквей, священных мест и храмов Верхнего Тибета. Внутри такой конструкции будут царить особые отношения высоты и глубины. Зал будет окружен четырьмя стенами, без всяких украшений, публика будет сидеть посреди зала, внизу, на подвижных креслах, которые позволят ей следить за спектаклем, разворачивающимся вокруг нее со всех сторон. Отсутствие сцены в привычном смысле слова заставит смещать действие к четырем углам зала. Сцены будут разыгрываться на фоне стен, покрашенных известью, чтобы поглощать свет. Кроме того, вверху по всей окружности зала будут проходить галереи, как на некоторых полотнах художников Примитива. Такие галереи позволят актерам всякий раз, когда действие того потребует, переходить из одного конца зала в другой, и действие может тогда разворачиваться во всех, плоскостях и во всех направлениях вверх и вниз < …>. Однако центральная площадка все же сохранится, она не будет служить сценой в собственном смысле слова, но даст возможность соединить и завязать заново основную нить действия всякий раз, когда это нужно < …>.
О реквизите и декорациях:
< …> Манекены, огромные маски, предметы необычайных размеров будут играть ту же роль, что и словесные образы, они смогут усилить конкретную сторону каждого образа и каждого выражения, – и наоборот, вещи, которые обычно требуют предметного воплощения, будут скрыты или незаметно исчезнут < …>. Декораций не будет. Для этого достаточно персонажей-иероглифов, ритуальных костюмов, манекенов в десять метров высотой, изображающих, например, бороду Короля Лира в сцене бури; больших, в человеческий рост, музыкальных инструментов; предметов неведомой формы и неведомого назначения < …>.
О смысле жестокости в театре:
< …> Без элемента жестокости в основе всякого спектакля театр невозможен. Поскольку мы сегодня находимся в состоянии вырождения, только через кожу можно вводить метафизику в сознание < …>.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Каково содержание понятий «перипетия» и «узнавание» в «Поэтике» Аристотеля? 2. Что означает в теории драмы понятие «катастрофа»? 3. Как осмысливается в современной теории драмы понятие «катарсиса»? 4. Каково содержание понятия «декорум» в ренессансной теории драмы? 5. Что такое «хорошо сделанная драма»? Каковы её художественные особенности? 6. Каково содержание понятия Lesedrama? 7. Каковы взгляды на драму А.Дюма-сына? 8. В чём специфика взглядов Э. Золя на драму? 9. Как Г. Фрайтаг понимает природу и структуру драматического действия? 10. Что такое «пирамида Фрайтага»? 11. Какие части и моменты драмы выделяет Г. Фрайтаг? 12. В чём специфика взглядов Р. Вагнера на соотношение драмы и музыки? Что такое, по Вагнеру, «музыкальная драма»? 13. В чём, с точки зрения Р. Вагнера, заключается значение мифа для драматической литературы? 14. На каких основаниях Р. Вагнер противопоставляет драматургию Шекспира и драматургию Расина? 15. Как соотносятся в концепции Р. Вагнера драма и роман? 16. В чём специфика взглядов на драму Г. Ибсена? 17. Что такое, по А. Стриндбергу, «интимный театр»? 18. Каково содержание понятия «трагедия повседневной жизни» в концепции М. Метерлинка? 19. Как М. Метерлинк относится к действию и слову в драме и почему? 20. Какое место в теории драмы М. Метерлинка занимает понятие «мистической морали»? 21. Что такое пра-драма (Г. Гауптман)? 22. В чём специфика взглядов на драму В. Мейерхольда? 23. Каково содержание понятия «монодрама» в концепции Н. Евреинова? 24. Что означает понятие Е. Гротовского «бедный театр»? 25. Как соотносятся в концепции Е. Гротовского театр и ритуал? 26. Каковы основные идеи работы П. Брука «Пустое пространство»? 27. В чём специфика взглядов на искусство драматурга и режиссёра Дж. Стрелера? 28. Как в семиотической концепции П. Пави соотносятся «драматургическое» и «сценическое» пространства? 29. В чём, по П. Пави, специфика театральной «проксемики»? 30. Как, по П. Пави, соотносятся в театральном представлении «визуальное» и «текстуальное»? 31. Как соотносятся драматическое и сценическое время в концепции П. Пави? 32. В чём, по Ю.М. Лотману, заключается отличие театрального языка от других семиотических систем? 33. Что такое «вербатим»? В каких значениях используется это понятие? 34. Как осмысливается природа драматического конфликта в современных теориях драмы? 35. Что такое пьеса-римейк? 36. Что такое «постдраматический театр»? 37. Как меняется функция ремарок в драматургии новейшего времени? 38. Какова природа такого явления, как «эпизация драмы»? 39. Что такое «драматический неосинкретизм»? 40. Какую функцию выполняют вставные (вводные) тексты в драме?
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Драма в соотношении с другими родами литературы. 2. Действие в драме. 3. Драматический сюжет и его особенности. 4. Понятия ситуации, коллизии и конфликта. 5. Художественные пространство и время в драме. 6. Действующие лица в драме. 7. Жанры драмы: трагедия. 8. Жанры драмы: комедия. 9. Драма как жанр. 10. Понятия катастрофы и катарсиса. 11. Композиция драматического произведения. 12. Древнегреческая теория драмы до Аристотеля: взгляды Аристофана и Платона. 13. «Поэтика» Аристотеля: понятие мимесиса, различие искусств по предмету, способы и средствам подражания. Драма как вид словесного творчества. 14. «Поэтика» Аристотеля: определение трагедии, понятие фабулы, её виды и составные части трагедии. 15. «Поэтика» Аристотеля: различие трагедии и комедии; понятия пафоса и катарсиса. 16. Взгляды на драматическое искусство в Средние века. Жанровая система с/в театра; соотношение народных и книжных традиций. 17. Теория драмы эпохи Возрождения: основные имена и теоретические работы; жанровые особенности и различия трагедии и комедии, понятие декорума. 18. Теория драмы эпохи Возрождения: композиция драмы, правила единств, жанры комедии и трагикомедии. 19. Теория драмы классицизма: функции драмы, идейное обоснование «правила трёх единств» (по «Мнению Академии», Ж. Шаплену). 20. «Поэтическое искусство» Н. Буало: жанровая система и язык драмы. 21. Особенности изображения человека в различных драматических жанрах (по «Поэтическому искусству» Н. Буало). 22. Взгляды Г. Э. Лессинга на драму (о «мещанской драме» и т. п.). 23. Представления о драме Д. Дидро. 24. Романтические теории драмы. 25. Теория драмы Г.В.Ф. Гегеля. Отличие драмы от других родов литературы (эпоса, лирики). Понятия «действия», «ситуации», «коллизии». 26. Теория драмы Г.В.Ф. Гегеля. «Субъективные» и «субстанциональные» цели. Жанры трагедии, комедии, «драмы». 27. «Техника драмы» Г. Фрайтага, «пирамида Фрайтага». 28. Символистская теория драмы. М. Метерлинк как теоретик драмы. 29. Б. Шоу как теоретик драмы. 30. К. С. Станиславский как реформатор театра: основные идеи. 31. Взгляды на драму Н. Евреинова (по работе «Введение в монодраму»). 32. Взгляды на театр В.Э. Мейерхольда. 33. «Эпический театр» Б. Брехта: отличие от драматического (аристотелевского) театра. 34. «Эпический театр» Б. Брехта: позиция зрителя, особенности актёрской игры, художественная функция «зонгов». 35. «Театр жестокости» А. Арто: основные художественные принципы. 36. Эстетика антидрамы. 37. Е. Гротовский и его концепция «бедного театра». 38. Семиотические теории драмы и театра.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какой термин в «Поэтике» Аристотеля обозначает «перемену делаемого в свою противоположность»? а) Событие; б) коллизия; в) перипетия; г) катастрофа.
2. Кто из теоретиков драмы эпохи классицизма является автором «правила двадцати четырёх часов»? а) Буало; б) Кастельветро; в) Корнель; г) Шаплен.
3. В какой работе по теории драмы автор утверждает: «Великие поэты, великие актеры и, может быть, вообще все великие подражатели природы < …> – существа наименее чувствительные»? а) «Поэтика» Аристотеля; б) «Лекции по эстетке» Гегеля; в) «Парадокс об актёре» Д. Дидро; г) «Гамбургская драматургия» Г.Э. Лессинга.
4. Кому из теоретиков и практиков драмы принадлежит следующее суждение: «Самая первая сцена — голова человека. В ней происходит драма задолго до того, как возникает первый театр»? а) Г. Гауптман; б) М. Метерлинк; в) А. Блок; г) Э. Ионеско.
5. Кто является автором термина «театр абсурда»? а) Э. Ионеско; б) М. Эсслин; в) Ж. Кокто; г) С. Беккет.
6. Что такое «вербатим»? а) читка пьесы; б) техника создания текста путём монтажа дословно записанной речи; в) документальная пьеса; г) пьеса, в которой задействованы непрофессиональные актёры.
7. Какое определение Э. Ионеско считает наиболее подходящим для своего творчества? а) театр представления; б) театр абсурда; в) театр переживания; г) театр насмешки.
8. Какое значение приобретает термин «комедия» в Средние века? а) любое произведение, в котором для героев после страданий наступает счастье; б) драматическое действо, сопровождаемое танцами и пением; в) жанр драмы; г) произведение, высмеивающее общественные пороки.
9. Что такое «декорум»? а) убранство сцены; б) музыкальное сопровождение; в) принцип сообразности всех частей драмы; г) техника создания декораций.
10. Кому из драматургов и теоретиков драмы принадлежит следующее программное утверждение: «Мы уничтожим сцену и зал и заменим их единственной площадкой, без перегородок и барьеров, которая и станет местом действий»? а) Б. Брехт; б) Н. Евреинов; в) А. Арто; г) Е. Гротовский.
11. Кому из теоретиков и практиков театра принадлежит следующая фраза: «Театр стал полем деятельности философов – таких философов, которые стремились не только объяснить мир, но и изменить его»? а) К. Станиславский; б) Б. Брехт; в) М. Чехов; г) А. Арто.
12. В каком жанре драмы, по Гегелю, «верх остается за субъективностью в ее бесконечной самоуверенности»? а) мелодрама; б) трагедия; в) комедия; г) драма.
13. В какой книге М. Метерлинка высказаны его мысли о природе драматического искусства? а) «Сокровище смиренных»; б) «Жизнь пчёл»; в) «Разум цветов»; г) «Сокровенный храм».
14. В какой комедии Аристофана представлен спор Эсхила и Еврипида о драме? а) «Облака»; б) «Осы»; в) «Птицы»; г) «Лягушки».
15. Какой жанр драмы возникает и получает широкое распространение в Средние века? а) комедия дель арте; б) трагедия; в) моралите; г) фаблио.
16. Кто из теоретиков искусства первым сформулировал правило трёх единств как внутренне целостный закон драмы? а) Н. Буало; б) Аристотель; в) Л. Кастельветро; г) Гораций.
17. Что, по Аристотелю, является важнейшей частью трагедии? а) характер; б) фабула; в) катарсис; г) художественная речь.
18. Кто из теоретиков и практиков театра ввёл в широкий обиход термин «биомеханика»? а) Станиславский; б) Вахтангов; в) Евреинов; г) Мейерхольд.
19. Какое понятие, согласно Гегелю, определяет специфику драматического рода поэзии? а) коллизия; б) конфликт; в) ситуация; г) действие.
20. Что такое, по Н. Евреинову, монодрама? а) пьеса, в которой задействован только один актёр; б) пьеса, в которой только одна сюжетная линия; в) пьеса, в которой мир на сцене представлен таким, каким он воспринимается действующим лицом; г) пьеса, в которой на сцене представлен внутренний мир автора.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУСРУ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ»
Основная литература 1. Аникст А. А. - Театр эпохи Шекспира: учебное пособие / А. А. Аникст. - 2-е изд., испр.. - Москва: Дрофа, 2006. - 288 с. 2. Аристотель. Поэтика. Риторика. Пер. с греч. / Аристотель. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 346 с. 3. Бентли, Э. Жизнь драмы. [Текст] / Э. Бентли; Пер. с англ. В. Воронина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 416 с. 4. История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века: учебник для вузов / Гос. институт искусствознания, И.Л. Вишнев-ская, О. В. Егошина, Н. И. Короткова, М. Г. Литаврина и Б. Н. Любимов; Отв. ред. Н. С. Пивоваров. - Москва: ГИТИС, 2005. - 734 с. 5. Павис П. - Словарь театра / Под ред. Л. Баженова; Пер. с фр. Л. Баженова, А. Бобылева, Т. Суханова, Е. Хамаза и А. Шестакова. - Москва: ГИТИС, 2003. - 516 с. 6. Станиславский, К. С. - Работа актера над собой в творческом процессе переживания [Текст]: дневник ученика / К. С. Станиславский. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК; Владимир: ВКТ, 2010. - 478 с. Дополнительная литература 1. Андреев, М.Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (X – XIII вв.) [Текст] / М.Л. Андреев. – М.: Искусство, 1989. – 215 с. 2. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова [Текст] / А.А. Аникст. – М.: Наука, 1972. — 643 с. 3. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха Романтизма [Текст] / А.А. Аникст. – М., 1980. – 347 с. 4. Аникст, А. А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века [Текст] / А. А. Аникст.- М.: Наука, 1988. – 311 с. 5. Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст] / А. А. Аникст. – М.: Наука, 1967. – 455 с. 6. Аникст, А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса [Текст] / А. Аникст. – М.: Наука, 1983. – 288 с. 7. Арто, А. Театр Жестокости (Первый Манифест) [Текст] // Театр и его Двойник / Пер. с франц. – СПб.: «Симпозиум», 2000. – С. 180-192. 8. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [Текст] / Р. Барт; Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1989. – С. 142-207. 9. Барт, Р. Текстовый анализ одной новеллы Э. По [Текст] / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. – С. 248-261. 10. Болотян, И.М. Вербатим [Текст] / И.М. Болотян // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 81-88. 11. Брехт, Б. Теория эпического театра [Электронный ресурс]. URL: http: //lib.ru/INPROZ/BREHT/breht5_2_1.txt (дата обращения: 13.05.2012). 12. Брук, П. Пустое пространство: монография [Текст] / П. Брук; Пер. Ю.С. Родман; Пер. И.С. Цымбал. – М.: Прогресс, 1976.- 237 c. 13. Буало, Н. Поэтическое искусство [Электронный ресурс]. Пер. с фр. Э.Л. Линецкой. URL: http: //www.philolog.ru/filolog/bupoet.htm (дата обращения: 13.05.2012). 14. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр [Текст] / Г.Д. Гачев. – М.: МГУ; Флинта, 2008. – С. 182-264. 15. Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель; Пер. с немецкого. В 4-х тт. Т.1. – М.: Искусство, 1968. – С. 187-253. 16. Гегель Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель; Пер. с немецкого. В 4-х тт. Т.3. – М.: Искусство, 1971. – С. 537-616. 17. Гротовский, Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику: Сб. ст. [Текст] / Е. Гротовский; Пер. с пол., вступ. ст. и примеч. Н.З. Башинджагян. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. – С. 55 – 77, 100-120. 18. Дидро, Д. Парадокс об актёре: пер.с фр. Р. Линцер [Электронный ресурс]. URL: http: //www.philolog.ru/filolog/didropar.htm (дата обращения - 13.05.2012). 19. Дидро, Д.. О драматической поэзии. Перевод Р. Линцер / Д.Дидро // Эстетика и литературная критика. – М.: Худож. лит., 1980. – С. 216-300. 20. Евреинов, Н. Введение в монодраму. – СПб., 1909. Цит. по: http: //imwerden.de/pdf/evreinov_vvedenie_v_monodramu_1909.pdf (дата обращения: 13.05.2012). 21. Иванов, Вяч. Дионис и прадионисийство [Текст] / Вяч. Иванов. – СПб., 1994. – 350 с. 22. Иванов, Вяч. Пафос, кафарсис, трагедия [Текст] / Вяч. Иванов // Эсхил. Трагедии. - М.: Наука, 1989. - С. 360-387. 23. Ионеско, Э. Есть ли будущее у театра абсурда? [Текст] / Э. Ионеско; Пер. с франц. // Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. – СПб., 2005. – С. 191-195. 24. Ищук-Фадеева, Н.И. Действие [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 52-53. 25. Ищук-Фадеева, Н.И. Драма (жанр) [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 62-64. 26. Ищук-Фадеева, Н.И. Драма (род) [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 64-66. 27. Ищук-Фадеева, Н.И. Коллизия [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 97. 28. Ищук-Фадеева, Н.И. Комедия [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 97-99. 29. Ищук-Фадеева, Н.И. Трагикомедия [Текст] / Н.И. Ищук-Фадеева // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 269-271. 30. Кадубина, М.К. Перипетия [Текст] / М.К. Кадубина // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 163. 31. Кадубина, М.К. Трагедия [Текст] / М.К. Кадубина // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 267-269. 32. Кастельветро, Л. «Поэтика» Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная [Текст] / Л. Кастельветро; Пер. М.Л. Андреева // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 81-103. 33. Костелянец, Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы [Текст] / Б.О. Костелянец. – М.: Совпадение, 2007. – 503 с. 34. Лагода, М.А. Неосинкретизм драматический [Текст] / М.А. Лагода, А.М. Павлов // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 118-121. 35. Лессинг, Г.Э. Из " Гамбургской драматургии" [Текст] / Г.Э. Лессинг; Перевод И.П. Рассадина // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. – М.: Худож. лит., 1953. – С. 517-614. 36. Лотман, Ю. М. Семиотика сцены [Театр] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 583-603. 37. Лотман, Ю. М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 608-617. 38. Лотман, Ю. М. Язык театра [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – С. 603-608. 39. Мейерхольд, В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы [Текст] / В.Э. Мейерхольд. Ч. 1. – М.: Искусство, 1968. – С. 73-106. 40. Меркулова, М.Г. «Новая драма» [Текст] / М.Г. Меркулова // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 122-126. 41. Молодцова, М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба [Текст] / М.М. Молодцова. – Л., 1990. – 219 с. 42. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. -- Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М., 1990. 43. Польщикова, Л.Д. Ремарка [Текст] / Л.Д. Польщикова // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 206. 44. Поляков, М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. – М., 2000. – 384 с. 45. Сахновский-Панкеев, В. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь [Текст] / В. Сахновский-Панкеев. – Л., 1969. 46. Семеницкая, О.В. Сюжет драматический [Текст] / О.В. Семеницкая // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 143-146. 47.Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Ч. 2. [Текст] / К.С. Станиславский // Искусство режиссуры. XX век. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – С. 11-312. 48. Стрелер Дж. Из книги «Театр для людей» [Текст] / Дж. Стрелер // Искусство режиссуры. XX век. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. – С. 539-622. 49. Тамарченко Н.Д. Теория литературы / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. В 2-х тт. Т. 1. – С. 305-333. 50. Тамарченко, Н.Д. Конфликт драматический [Текст] / Н.Д. Тамарченко // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. – С. 104-105. 51. Фёдоров, В.В. О природе поэтической реальности [Текст] / В.В. Фёдоров. – М.: Советский писатель, 1984. – С. 147-179. 52. Хализев, В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование) [Текст] / В. Е. Хализев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 260 с. 53. Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: высшая школа, 2000. – С. 303-308. 54. Шаплен, Ж. Мнение французской академии по поводу трагикомедии «Сид» [Текст] / Ж. Шаплен; Пер. Е.В. Клюевой // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 273-298. 55. Шаплен, Ж. Обоснование правила 24 часов и опровержение возражений [Текст] / Ж. Шаплен; Пер. Е.В. Клюевой // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М.: МГУ, 1980. – С. 265-272. 56. Шевченко, Е.Н. Постдраматический театр [Текст] / Е.Н. Шевченко // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 130-135. 57. Шкунаева, И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. [Текст]: Очерки / И. Д. Шкунаева. – М.: Искусство, 1973. - 448 с. 58. Шлегель, А.В. Чтения о драматическом искусстве и литературе [Текст] / А.В. Шлегель; Пер. с нем. // Литературные манифесты западноевропейский романтиков. - М.: Изд. Моск. университета, 1980. – С. 126-134. 59. Шлейникова, Е.Е. Римейк [Текст] / Е.Е. Шлейникова // Новый филологический вестник. – 2011. - № 2. – С. 139-143. 60. Шоу, Б. Пьесы. О драме и театре: Статьи, речи, выступления: Пер.с английского [Текст] / Б. Шоу. – М.: Художественная литература, 2000. – 494 c. 61. Эсслин, М. Театр абсурда [Текст] / М. Эсслин; Пер. с англ. Г. Коваленко. – СПб.: Балтийские сезоны, 2010. – С. 131-204. 62. Эфрос, А.В. Профессия: режиссер [Текст] / А. В. Эфрос. - Москва: Вагриус, 2000. - 570 с.
[1] В данной части УМК представлены подробные конспекты тех лекций, которые являются наиболее трудных для восприятия и усвоения (как показывает опыт чтения курса), но в то же время наименее варьируемыми в содержательном плане. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы