Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальный быт и духовная культура



Формы социального (семейного и общественного) быта у народов зарубежной Европы в древности различались довольно сильно (особенно между жителями стран, античной цивилизации и " варварами", но уже в средние века прежние различия стали уменьшаться как вследствие сближения укладов хозяйственной деятельности, т.е. экономического базиса и определяемых им надстроечных (политических и др.) форм, так и под влиянием единообразных установок повсеместно распространившейся христианской религии. Важное значение для семейного быта (да и для хозяйства) имел распространившийся в Западной Европе (во Франции — по Кодексу Наполеона) принцип майората (кое-где минората), по которому наследство получал лишь старший (или младший) сын, в то время как в Юго-Восточной Европе имущество (в том числе земля) дробилось между наследниками. Развитие промышленного капитализма в Европе не только привело к сильной нивелировке большинства компонентов материальной культуры, но и оказало (через надстроечные формы) опять-таки существенное нивелирующее влияние на социальный быт населявших ее народов и на многие компоненты их духовной культуры. В результате этого этническая специфика традиционного социального быта еще более ослабла; несколько менее потускнел этнический колорит духовной культуры, особенно фольклора, тесно связанного с языковой спецификой, хотя и в ней стали более выступать зональные надэтнические черты.

Семейный быт и обряды

Бытовавшие еще во второй половине XIX в. у многих народов зарубежной -, Европы сложные неразделенные семьи патриархального типа, а у некоторых народов даже родовые объединения (например, у албанцев - " фис", у горных шотландцев - " клан" и т.д.) к середине XX в. остались лишь в виде слабых пережитков и остатков. Почти повсеместно стала бытовать простая моногамная двухпоколенная семья. Хотя главой семьи обычно по-прежнему считается муж, но патриархальные устои сильно ослабли; в последние десятилетия женщины стали все более активно добиваться фактического равноправия в семейной и общественной жизни и в некоторых странах, например в Великобритании, где еще в конце XIX в. распространилось движение суфражисток (за равные избирательные права) и феминисток, от прежнего угнетенного состояния женщин почти не осталось и следа.

Христианская религия в своих начальных установках отличалась большим аскетизмом; она не только допускала, но и приветствовала безбрачие как наиболее достойный путь служения богу (отсюда - распространение монашества, целибат католических священников и т.п.); половой акт - " первородный грех" - допускался лишь между супругами и лишь с целью зачатия, но многодетность сама по себе в отличие, например, от установок ислама в христианстве не приветствовалась; и развод по причине физической невозможности кого-то из супругов иметь детей не допускался (что Бог соединил, то человек не может расторгнуть) и т.п. Все это во многом определило развитие семейной жизни в странах Европы.

Влияние Реформации в этом отношении было противоречивым, так как в некоторых общинах кальвинистов (например, среди пуритан) проповедовались бытовой аскетизм и строгость нравов. Все же народы (или части народов), перешедшие в протестантизм, стали допускать гражданское оформление брака (в муниципалитетах, мэриях и т.п.), разрешать разводы, более терпимо относиться к внебрачным отношениям и т.п. В католических же странах, за исключением Франции, где позиции церкви были сильно подорваны в ходе Великой французской революции, влияние церкви ощущается до сих пор; браки, как правило, заключаются в церкви, В разводы очень затруднены и нередко заменяются получением церковного разрешения лишь на " разделение", т.е. раздельное проживание супругов (с возможностью вступления их в неоформленные брачные отношения).

Среди протестантов стали более активно распространяться контрацептивные средства и аборты, что в условиях, когда " ценность" детей стала соизмеряться с материальным благополучием и другими ценностями жизни, быстро привело к малодетности брачных пар; среди католиков планирование семьи более затруднено. Папа римский по-прежнему выступает против абортов и даже против контрацептивов. Поэтому при общем переходе к малодетности в католических семьях обычно больше детей, чем в протестантских. В последние десятилетия во многих странах Европы (Швеция, Германия и др.) число детей на брачную пару (особенно в городах) уменьшилось так, что не обеспечивает даже простого естественного воспроизводства населения.

Среди семейных обрядов наибольший народный колорит и социальную значимость имеет свадьба, в которой соединяются две различные фамилии (в прошлом - два рода) и закладываются основы новой ячейки естественного и социально-, культурного воспроизводства. У большинства народов сохраняется традиция заключать браки после окончания весенних и осенних полевых работ, до и после больших религиозных постов; среди немцев максимум браков приходится на ноябрь, второй максимум - на май; среди англичан и некоторых других народов май почему-то считается несчастливым месяцем для заключения браков, а наиболее счастливым — июнь. Заключению браков у большинства народов Европы предшествует помолвка или обручение, связывающая жениха и невесту почти столь же тесно, как и сама свадьба, и расторгаемая лишь в особых случаях и с большими трудностями. Обычай сватовства сохранился лишь у некоторых народов, но в последнее время он играет символическую роль и осуществляется лишь после того, как сами молодые уже объяснятся в любви и договорятся о вступлении в брак. Период помолвки - это не только время для проверки чувств и брачных намерений, но и для своего рода общественного контроля за вступлением в брак. С этой целью принято вывешивать объявление о предстоящей свадьбе (в Италии оно должно висеть не менее 8 дней) или объявлять несколько раз об этом на воскресных службах в церкви.

Самый низкий законодательный возраст для вступления в брак в Испании (женщины - 12 лет, мужчины - 14 лет), в Италии (женщины - 14 лет, мужчины -16 лет); в других странах он несколько выше, но почти всюду до гражданского совершеннолетия (обычно - 21 год) молодые должны получить согласие на брак со стороны родителей или опекунов. В Испании, Португалии и Греции действительным признается только церковный брак; в Швеции, Норвегии и Дании юридически законными считаются как церковный, так и гражданский брак, в других странах (Великобритания, Италия, Франция, Германия и др.) обязателен гражданский брак, хотя и здесь после заключения брака в муниципалитете или ратуше молодые нередко отправляются в церковь.

Непосредственно перед днем свадьбы как у романоязычных народов, так и германоязычных было принято устраивать вечер " прощания" жениха и невесты с близкими знакомыми, не состоявшими в браке: мальчишник и девичник. Эти шумные вечера нередко сопровождались битьем посуды " на счастье".

Свадьбу у многих народов зарубежной Европы, особенно среди зажиточных групп, было принято проводить 2-3 дня, устраивая последнее застолье в доме

невесты. В сельских поселениях на свадьбу обычно приглашались не только родственники и соседи, но и все односельчане, которые делали новобрачным подарки вещами или деньгами. Свадебный дом у большинства народов было принято украшать живыми цветами и зеленью, если позволяло время года; в церковь или ратушу жених и невеста ехали в украшенной карете. Среди итальянцев и некоторых других народов до последнего времени сохранялся обычай, по которому парни, взявшись за руки, преграждали новобрачным выход из церкви и пропускали их только за небольшой выкуп. Некоторым своеобразным внешним оформлением отличалась свадьба у англичан, считавших счастливыми цветами для свадебного костюма и убранства белый, синий, розовый, а несчастливым - зеленый; подчас даже к свадебному столу не подавали зелень. Среди англичан в большей степени, чем у других народов, было принято отправлять молодоженов в свадебное путешествие, пусть даже — в соседнюю деревню.

Родильные обряды у народов Западной и Юго-Восточной Европы, особенно после распространившегося обычая отправлять роженицу в больницу, почти сошли на нет, свелись к поздравлениям и подаркам. Сохранились, однако, некоторые обычаи, связанные с крещением (имянаречением) новорожденного. Так, у кельтских народов Британии вошло в систему брать в качестве фамилии имя своего отца с приставкой " сын" (в Шотландии - " мак", в Ирландии - " о" ). Широко бытует установка, когда первого ребенка в семье называют именем одного из родителей отца, второго - родителей матери, так что в семье могут быть дети с одинаковыми именами. Крещению, особенно у католиков и православных, предшествует тщательный выбор крестных отца и матери, играющих затем существенную роль в жизни крестника или крестницы, в их семейных торжествах и т.п.; нередко у католиков выбирали от 3 до 6 крестных отцов и матерей. Важным событием " социализации личности" в жизни мальчиков и девочек была конфирмация (у католиков — первое причастие, у протестантов - приобщение к церкви), после которой устраивали праздничный обед или ужин с вручением подарков.

Праздники

Несмотря на то обстоятельство, что религиозность жителей Западной и Юго-Восточной Европы почти повсеместно уменьшилась, торжественные события и праздники христианского календаря настолько сильно вошли в жизнь, что сохраняются до сих пор даже среди людей, почти отошедших от церкви и, скажем, предпочитающих праздновать день рождения, а не именины. Одним из таких основных праздников является Рождество Христово, отмечаемое католиками и протестантами 25 декабря, т.е. перед Новым годом, а православными - на 13 дней позже. Важным атрибутом Рождества является елка, украшенная яркими игрушками, а в последние десятилетия и гирляндами лампочек; свечи на елке принято зажигать лишь в рождественский вечер. Обычай рождественской елки впервые появился в Эльзасе во второй половине XVIII в., оттуда проник в Германию, а затем распространился и по другим странам Европы.

В Италии и некоторых других странах к Рождеству начинают готовиться с начала декабря, вдоль городских улиц ставят елки в кадках с песком, развешивают гирлянды лампочек, в церквях готовят макеты и фигуры для рождественских представлений (движущиеся фигуры Марии, Иосифа, волхвов, макетики яслей и т.п.). Дома и квартиры принято убирать зеленью; в Британии с этой целью часто применяется омела, считавшаяся священной еще у кельтов. В полночь бьют церковные колокола, зажигают свечи на елках. Рождество повсеместно считается семейным праздником, проводимым в сравнительно узком кругу. Особенно радуются ему дети, ожидающие подарки, которые кладут им в обувь под кроватки или вручаются Рождественским Дедом (у англичан и немцев - Санта-Клаус, у французов - Пер-Ноэль, у итальянцев - Баббо Натале и т.п.).

Новый год принято проводить в менее интимной обстановке, например в кафе, ресторане или просто на улице, устраивая шумные шествия; в Австрии, например, ряженые в масках, в конце шествия которых шли ряженые с метлами, " выметавшими" остатки старого года. Такие новогодние шествия нередко сопровождаются хлопушками, фейерверком, запуском ракет, иногда специальными оркестрами. В Италии на Новый год принято в знак освобождения от всего старого выбрасывать на улицу ненужную посуду, старую мебель и прочий хлам.

Важными весенними праздниками повсеместно являются Масленица и Пасха. В средиземноморских и соседних с ними странах, где зима проходит быстро, именно Масленица, проводимая после середины февраля, перед Великим постом, считается праздником наступления весны. Она сопровождается обильной пищей (в Австрии — " жирные" или " сумасшедшие" дни) и веселыми карнавалами, возникшими в далеком прошлом, вероятно, как народная реакция на христианскую аскезу. Непременной компонентой карнавала являются шествия в различных масках и костюмах (чаще -в традиционных, например, в Италии - Арлекин, Пульчинелла и др.) под оркестры и обычно во главе с выбранными на этот случай королем и королевой (принцем и принцессой) карнавала, едущими на украшенной цветами автомашине (ранее - на повозке).

В Южной Франции и, особенно в Нидерландах, где сильно развито цветоводство, в карнавальном шествии везут фигуры из цветов, устраиваются " битвы цветов" и т.п. К таким пышным, костюмированным карнавалам обычно начинают готовиться за 2-3 месяца. В расположенных севернее протестантских странах Масленицу празднуют скромнее. В Англии, например, на нее по традиции отводится всего один день, в 11 часов которого по удару колокола хозяйки начинают печь блины; в некоторых селениях было принято устраивать бега женщин со сковородками, на которых они держат горячие блины, иногда подбрасывая их вверх.

Праздник Пасхи по сравнению с Масленицей обычно проводится внешне менее ярко, главным образом в семье и церкви. В Испании, Португалии и Италии принято устраивать церковные шествия, в которых разыгрываются сцены распятия и воскрешения Христа. В более северных странах больше всего веселятся в этот праздник дети, которые собирают крашеные яйца, спрятанные для них в разных местах родителями или даримые им соседями, приходящими родственниками и знакомыми.

Яркий летний праздник святого Иоанна (итальянский - святой Джованни, скандинавский — святой Ханс и т.п.), совпадающий со славянским Иваном Купалой (24 июня), в отличие от Масленицы наиболее популярен в северных странах - Скандинавии и Финляндии. В честь этого праздника зажигают большие костры, дома украшают зеленью, воздвигают высокие шесты с перекладиной, где вешают гирлянды зелени и цветов, желто-голубые ленты, вокруг водят хороводы, поют песни, прыгают через костер и т.п.; молодежь купается в озерах и реках, гадает о личных судьбах. В южных странах костры нередко, особенно в городах, заменяют фейерверком.

Кроме названных праздников, имеются и другие, связанные с установленными христианским церковным календарем днями святых. Повсеместно принято отмечать День всех святых (1 ноября), считающийся днем поминовения усопших и погибших в войнах; в этот день посещают могилы родственников, а в крупных городах устраивают шествия к могиле Неизвестного солдата. Празднование дней отдельных святых имеет более или менее локальный характер. Так, ирландцы отмечают день св. Патрика, считая его покровителем всего острова; голландцы и датчане чтят его как покровителя моряков. В Бельгии и Нидерландах принято отмечать день св. Мартина (11 ноября), считающегося покровителем Галлии, а так же, как и в ряде других стран, день св. Николая (6 декабря), устраивая шумные шествия с факелами. В Швеции и Норвегии отмечают день св. Люсии (13 декабря), являющейся символом света; вечером этого дня устраивают факельные шествия, во главе которых идет специально выбранная девушка в белом платье с красным поясом и короной " королевы", несут зажженные свечи. В некоторых местах принято отмечать дни святых, считающихся покровителями отдельных ремесел, например в Испании — день св. Иосифа — покровителя плотников; особенно ярко он отмечается в Валенсии, где днем в шуточных шествиях несут вырезанные из дерева различные фигуры, а ночью их торжественно сжигают.

Основу календарной обрядности с древности повсеместно составлял хозяйственно-земледельческий календарь с элементами магии плодородия. Еще во второй половине XIX в. календарные обычаи и обряды довольно четко подразделялись на три основных комплекса: праздники, связанные с началом нового хозяйственного года (весенние), праздники, связанные с завершением хозяйственного года (осенние), праздники, связанные с летним и зимним солнцестояниями (иоанновский и святочный циклы); эти комплексы отражали народную философию о постоянном чередовании жизни и смерти в природе. Однако к середине XX в. от прежних комплексов этих обычаев и обрядов остались лишь отдельные элементы и пережитки, да и празднование их существенно изменилось. В некоторых карнавальных (весенних) шествиях масок и костюмов взрослые участники стали все чаще уступать место детям, предпочитая танцевальные площадки и костюмированные балы. Главное же состояло в том, что истинно народные праздники и торжества приобрели характер стилизованных представлений, устраиваемых не столько для себя, сколько для привлечения туристов. А так как туризм является видной статьей доходов во всех странах Западной Европы, то представления карнавального типа распространились чуть ли не повсеместно, причем устроители их стараются, чтобы они не совпадали по времени и отличались своеобразием.

Шумные и веселые представления карнавального типа, как уже отмечалось, обычно приурочиваются ко дню какого-нибудь святого, покровителя города или церкви, и сопровождаются ярмарками с продажей сувениров. Широкую известность получили фламандские праздники " кермесы", во время которых устраиваются шуточные шествия с куклами-великанами, изображающими героев популярных сказок и легенд. У живущих южнее валлонов славится мартовский карнавал в горняцком городе Бенше, в котором участвуют так называемые жили - клоуны в своеобразных костюмах с головными уборами, украшенными пышными перьями, а также " медвежьи" карнавалы в Арденнах, праздник на каналах в Брюгге, " шествие ведьм" в Беселаре и др. Возникают все новые и новые традиции: так, в Англии с начала 80-х годов все большей популярностью пользуется вест-индский, по своему происхождению летний песенно-танцевальный, праздник, проводимый в Лондоне.

Охарактеризованные выше некоторые празднества, не связанные непосредственно с церковным или с народным хозяйственным календарем, смыкаются с гражданскими или государственными праздниками. К числу их относятся дни основания государства (например, в Швейцарии 1 августа - день союза трех кантонов в 1291 г.) или начала новой системы власти (например, во Франции - 14 июня - день взятия народом Бастилии как символа абсолютизма и начало Великой французской революции в 1789 г.); дни принятия конституции (например, Бельгия — 21 июня, Норвегия - 14 мая), дни освобождения от иноземной тирании или от оккупации (Дания - 5 мая, Италия - 25 апреля, Норвегия - 7 июня и т.д.); в странах конституционной монархии (Великобритании, Дании, Испании и др.) обычно отмечаются дни рождения здравствующего короля или королевы. Иногда отмечаются особо памятные исторические даты, например, в Англии 5 ноября " день Гая Фокса" — организатора заговора по взрыву парламента в 1605 г.; в этот день устраивают карнавалы, зажигают большие костры, на которых сжигают чучело Гая Фокса.

Досуг

В характере досуга и развлечений европейских народов имеются некоторые специфические черты, отличающие их в той или иной степени друг от друга и от народов других стран мира. По структуре суточного времени здесь выделяются Испания с Португалией и Южной Францией, где наиболее жаркие часы дня отводятся на обед и послеобеденный отдых (сиеста). Для романских и особенно присредиземноморских народов характерна также большая открытость быта и досуга, времяпрепровождение жителей (особенно мужчин) вне дома - на улицах и площадях, куда выносятся столики кафе, закусочных и ресторанов; женщины выходят на улицу преимущественно в вечерние часы для прогулок по главной улице города или селения. В этой этногеографической зоне сохранились давние народные зрелища и представления, наиболее ярким из которых является бой быков в Испании (коррида); аналогичное зрелище есть и в Португалии, но в менее жестокой форме - быка здесь не убивают. Довольно близкими к нему являются южнофранцузские " коровьи бега", устраиваемые на аренах римской эпохи; суть их состоит в том, чтобы раздразнить животное и затем, уклонившись от его рогов сорвать укрепленную между рогов кокарду. Весьма специфична популярная среди басков игра в мяч (пелота).

Многие собственно спортивные игры зародились в Англии, являющейся до сих пор одной из наиболее спортивных стран мира. Среди этих игр наибольшую популярность приобрел футбол, который известен еще со средних веков. До сих пор на Масленицу или Пасху в некоторых селениях устраивается футбол без строгих правил по улицам, в котором участвуют все жители, а ворота команд иногда отстоят друг от друга на несколько километров. Из Англии футбол распространился по существу во все страны Европы, и ежегодные футбольные соревнования как внутри стран, так и особенно между странами привлекают миллионы болельщиков. Довольно широкое распространение приобрел возникший в Англии теннис (лаун-теннис); некоторые другие английские по своему происхождению виды спортивных игр (крикет, гольф, и др.) бытуют главным образом среди обеспеченных групп населения. Из Англии распространились, наконец, и такие спортивно-зрелищные мероприятия, как конные бега, получившие распространение в Испании и некоторых других коневодческих странах, велосипедный спорт и велосипедные прогулки, частично вытесненные в последние десятилетия выездами на мотоциклах и автомашинах, а также у жителей приморских районов - прогулки на яхтах и соревнования яхтсменов. В странах Северной Европы с ярко выраженной зимой распространен конькобежный спорт и связанная с ним такая популярная игра, как хоккей (" канадский" - с шайбой и " русский" - с мячом). Широко бытует волейбол.

Кроме занятий спортом, который становится с повышением уровня жизни все более массовым явлением, во многих странах сохраняются и менее массовые, так сказать, игры, вроде игры в металлические шары во Франции и деревянные шары в Италии, игры в карты и кости и т.п.

И в заключение - немного о народных зрелищах и театре. Сохранившиеся карнавалы и красочные шествия уходят корнями в массовые обряды античной эпохи, особенно ярко проявившиеся в Древней Греции в виде " дионисии" (от Дионисия, или Вакха, - бога виноделия). Священным животным Вакха, кстати сказать, был козел, которого приносили в жертву, сопровождая этот обряд песнями -" трагедиями" (от греч. " трагос" - козел, " одэ" - песня); последующие действия (драма) сопровождались веселыми песнями - " комедиями" (от греч. " комос" -веселее); позднее эти термины стали употребляться для обозначения собственно театральных действий с профессиональными актерами. Греческий " театр" (зрительное место) строился обычно в виде полукруга (амфитеатр) и нередко вмещал до 10 тыс. зрителей и более; его непременной частью было специальное место для " хора", с которым актеры, выступавшие в трагических или комических масках и обычно в обуви на высоких подставках (котурнах), могли вступать в диалог. В Древнем Риме воспринятый из Греции театр лишился религиозно-нравственной сути (включая и обычно выражавшего ее хора) и превратился в забаву для народа; поэтому основное место в нем заняли комедии. Кроме того, возникли амфитеатры и цирки, в которых устраивались кровавые бои гладиаторов и диких зверей.

Христианская религия покончила с античными массовыми зрелищами, частично заменив их церковной службой (литургией) и представлениями на евангельские сюжеты. Такие представления, обычно называемые мистериями (от лат. " министр Риум" - служба), постепенно расширялись и к XV в. в растущих средневековых городах стали уже одним из существенных элементов общественной жизни; число действующих лиц в них нередко измерялось сотнями, а представления, привлекавшие жителей всего города и прерываемые обеднями и проповедями, обычно длились по 3 дня. Одним из компонентов мистерий были сценки из народной жизни, иногда шутовского плана; считается, что именно они, отделившись от мистерий, и дали начало собственно театру, как стационарного типа (главным образом, для обеспеченных слоев), так и странствующему (бродячему) театру, актеры которого выступали перед простым народом прямо на улицах и площадях. В XIX в. такие театральные уличные представления постепенно уходят из жизни, за исключением кукольно-театральных (в Италии) и цирковых представлений, особенно на ярмарках; стационарный же профессиональный театр охватывал сравнительно Небольшое число зрителей.

Положение с " народными зрелищами" существенно изменилось с конца XIX в., когда появившееся во Франции кино стало быстро распространяться по странам мира и завоевывать все большую популярность; в течение одного десятилетия оно стало самым массовым видом зрелищного искусства, оттеснив театр. Во многих кинофильмах, особенно на народные сюжеты, проступает национальный колорит, усилившийся с появлением звукового кино; вместе с тем торговля кинопродукцией приобретает международный характер, усиливая взаимодействие культур различных народов в их духовной, а отчасти и в материальной сфере; проникновение в 20-е годы в страны Европы американских " ковбойских" фильмов, завоевавших популярность массового зрителя, приводит к подражанию им со стороны европейских кинопромышленников на национальной, так сказать, почве. Подобные процессы взаимодействия " национального" с " инонациональным" и международным проявляются и после второй мировой войны, когда начиналось распространение телевидения, а затем и видеозаписей.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА

Значительная часть Юго-Восточной Европы в среднем и нижнем бассейне Дуная заселена румынами и венграми, этнические территории которых отделили западных славян от южных. Этногенез этих двух соседствующих и в ряде районов территориально смешанных народов различен, однако их исторические пути нередко соединялись. Эти народы, тесно связанные со славянским миром, в курсах этнографии принято рассматривать отдельно.

Румыны ведут свое происхождение от фракийских племен гетов и даков, подвергшихся романизации после завоевания их римлянами (провинции Мезия и Дакия) и размещения здесь значительных гарнизонов (П-Ш вв. н.э.). Большинство основанных в этот период на Нижнедунайской равнине городов и крепостей в последующие столетия были разрушены волнами воинственных кочевников, двигавшихся через эту долину на запад, а романизированное население отошло к северу - в лесистые Карпаты, где продолжалось формирование румынского (волохского) этноса и откуда позже шло перезаселение равнинных областей. Сильное языково-культурное влияние оказали на румын южнославянские (преимущественно болгарские) и восточнославянские племена, что было усилено принятием румынами православной религии. В средние века этническая территория румын была разделена на несколько княжеств и воеводств, входивших в состав Турции и Австрии (позже - Австро-Венгрии); румынская государственность возродилась лишь во второй половине XIX в.

Венгры ведут свое происхождение от древнеугорских (мадьярских) племен Юго-Восточного Урала, которые, как бы завершая эпоху Великого переселения народов, прошли в IX в. через Причерноморские степи и Нижнедунайскую равнину на широкую Среднедунайскую равнину (бывшую римскую провинцию Паннонию), покорив или истребив местные, в том числе славяноязычные, группы и переняв у них навыки земледельческого хозяйства и оседлого образа жизни. Их основные культурные контакты, в отличие от румын, ориентировались на запад, что отразилось и в принятии ими в XI в. католической религии.

Венгры сильно пострадали от монгольского нашествия (1241-1242 гг.) и от турок, установивших 150-летнее господство над большей их частью (ХУ1-ХУП вв.); именно в этот период усилилось переселение венгров на восток, главным образом в гористую Трансильванию, где они смешались с румынами. В 1686 г. Венгрия подпала под власть Австрии и лишь в результате длительной борьбы, в ходе которой окрепло национальное самосознание венгров, добилась в 1867 г. автономии, в рамках двуединой Австро-Венгерской империи. Сложная этническая история отразилась в существовании у венгров нескольких этнографических групп, среди которых выделяются жители гористых северных районов - полоци и восточных - секеи (на территории Румынии); предполагают, что в состав последних вошли остатки гуннов.

В хозяйстве румын и венгров ведущую роль вплоть до XIX в. играло животноводство: крупный рогатый скот, овцы, свиньи, а на юге Венгрии - еще и коневодство, однако уже в XIX в. оно уступило земледелию (главным образом пшеница и кукуруза). У тех и других сильно развито овощеводство, садоводство, виноградарство и виноделие. В XX в. стала все более развиваться промышленность: в Венгрии - главным образом по обработке сельскохозяйственных продуктов, в Румынии - на базе местных ископаемых также металлургия, металлообработка, добыча нефти. Основным типом сельских поселений у румын являются деревни линейного и кучевого (в горах) типа; у венгров, избежавших в прошлом крепостной зависимости, широко распространены также хутора.

У румын и венгров преобладают трехраздельные дома, в гористых районах - обычно с деревянным срубом и четырехскатной крышей из дранки, в равнинных районах - с глинобитными стенами и соломенной крышей; в последние десятилетия распространились многокомнатные кирпичные дома с черепичными крышами. Непременной принадлежностью жилой комнаты у румын до последнего времени был резной или расписной сундук для приданого, цветные домотканые ковры и дорожки. В окраске внешних стен у румын повсеместно преобладает белый цвет, у венгров распространен и желтый.

В традиционной одежде румын и венгров, полные комплекты которой сейчас можно увидеть лишь на праздниках, проступает их прежний скотоводческий уклон хозяйства: так, у тех и других (у женщин и, особенно у мужчин) - кожаные и меховые изделия, главным образом из овчины: меховые безрукавки с вышивкой и аппликацией, тулупы и накидки (у венгров безрукавная " шуба" ), овчинные и войлочные шапки, суконные штаны и жилеты. В традиционный румынский мужской костюм входит длинная белая холщовая рубаха с широким цветным поясом и белые же широкие или узкие штаны из шерстяной или холщовой ткани; в венгерский - белая рубаха, но черные узкие штаны (особенно на востоке и юге), заправляемые в высокие черные сапоги, в прошлом - со шпорами. Такая венгерская одежда с добавлением шнурованного спереди жилета и расшитого белого плаща, перекинутого через левое плечо, стала прототипом гусарской формы, принятой и в других странах, в том числе в России. В женский костюм у румынок входит белая рубаха с длинным, у венгерок - кофта с коротким рукавом, у румынок – длинная белая или темная юбка с цветным передником, у венгерок - более коротка) широкая юбка, надеваемая на несколько нижних, темного или красного (у палаци цвета с расписным фартуком. Головной убор у румынок - платок, у венгерок - цветной чепец с лентами.

Наиболее распространенная пища у румын — мамалыга с приправами, пшеничный хлеб, овощной суп (чорба) или закисленный борщ, капуста, фасоль, тушеное или жареное мясо, брынза. Национальным блюдом считаются матетеи (типа люля-кебаб) и сарма (голубцы из виноградных листьев и свиного мяса). Венгру употребляют много мяса (особенно свинины) с острыми приправами (черный и красный перец, лук и др.), много овощей и мучных изделий. Национальные блюда, гуляш (густой мясной суп с картофелем, клецками и приправами) и паприка (куриное мясо, тушеное в сметанном соусе). Из напитков те и другие предпочитаю черный кофе, виноградное вино и фруктовую водку.

В духовной культуре румын, прежде всего в календарных и религиозных праздниках, немало общего с болгарами, например колядование на Сочельник с шуточными представлениями ряженых. Очень красочна традиционная свадьбу, длящаяся обычно с субботы до понедельника или вторника; еще недавно бытовал обряд похищения невесты. Распространены лирические песни — " дойны" и героические баллады о борцах за свободу и справедливость - " гайдуках". Продолжают бытовать групповые танцы: " хора" (танцующие в круге держатся за руки), " брылу" (танцуют в линии или полукруге, положив руки на плечи) и др. Наиболее специфичный музыкальный инструмент - длинная пастушья труба -" бучум". У венгров прослеживаются следы дохристианских верований, например в фольклоре образ " мирового дерева"; распространены героические баллады о борцах за свободу, добрых разбойниках-" бетлярах". В календарных и религиозных праздничных обрядах много общего с австрийцами и немцами, например дарение на Новый год на счастье черных фигурок трубочистов. Очень своеобразная венгерская народная музыка с мотивами, идущими из Приуралья, не раз использовалась профессиональными композиторами, особенно Ф. Листом; заметное влияние на музыку нового времени оказали цыгане. Национальным танцем считается " чардаш", столь же известный, как и польская " мазурка".

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь