Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Разные источники, самые яркие факты, интересные данные и материалы полевых наблюдений еще не составляют собственно этнологической науки. Наука начинается там и тогда, где и когда имеются ясно сформулированные и ответственно применяемые методы изучения источников и на их основе делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов. Методы, применяемые в этнологии (как и в других науках) многочисленны и разнообразны. Они, в частности, различаются по уровню характеру постановки вопросов о получении нового знания. В ряде случаев эти вопросы целесообразно поставить в обобщенно-философской форме. Объективные и субъективные стороны этноса; внутренние и внешние источники движения и изменения в этносах; форма и содержание в этносах; качественные характеристики и количественные параметры в этносах и их компонентах, - рассмотрение этих и подобных вопросов общего (философского) уровня делает изучение этносов более глубоким, более содержательным, ведущим к познанию их не только как явлений действительности, но и сущностных отношений внутри них и между ними. Методы этнологии менее высокого ранга относятся с категории общенаучных. Особенно широкое распространение в этой науке получили исторический и структурно-функциональные методы. Требование исторического метода состоит в том, чтобы рассматривать изучаемые объекты в процессе их зарождения, становления, развития и перспективы будущего изменения или исчезновения, В этнологических исследованиях XX в. приобрел влиятельное положение функциональный или структурно-функциональный метод. Его сущность состоит в требовании выявить значение (роль, влияние, иначе говоря - функцию) того или иного культурного элемента или социального института в жизни народа (племени или другой общности). Структурный подход добавил к этому необходимость выявления строения изучаемого объекта, а позднее - системы (сети) социальных отношений и связей в нем и с ним. Сторонники структурно-функционального метода поначалу отрицали исторический аспект изучения объектов, сосредоточивая внимание на «опросах современности и выдвигая на первый план также прикладные, практические темы и исследовательские результаты. К числу общенаучных относят также системный метод. Наука в том числе и этнологическая, долгими и трудными путями вырабатывала идеи и принципы системного метода, оперируя, в частности, понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явлений, системы, структуры и ряда других. Современный системный анализ требует мысленного расчленения объекта (этноса, региона с его населением и культурой и т.н.) на компоненты, составляющие и элементы, поиска гипотетических и действительных связей между ними, их исторического и функционального исследования, построения моделей структурных связей, поисков детерминант, определяющих движение объекта, и т.п. Системный метод органично аккумулирует в себе многие методологические и теоретические принципы и идеи философского и общенаучного уровня. Применение общенаучных методов в этнологии обнаруживает ряд трудностей общего характера, на которые стремятся обратить внимание исследователей те ученые, которые в своей познавательной деятельности руководствуются принципом релятивизма (относительности). Они указывают на трудности взаимопонимания между представителями разных культур, проистекающие как из этноцентристских установок тюзнающих субъектов, так и, согласно мнению тех, кто занимает крайние позиции из принципиальной несравнимости культур. Кроме того, иные теоретики этнологии полагают, что для более или менее адекватного постижения других культур пригодны не рациональные методы их изучения, а скорее интуитивное понимание, вживание, врастание в другую культуру, не даже и-в этом случае обычно будто бы не удается достаточно точно описать постигаемую культуру на языке постигающего субъекта. Помимо этого, в процессе познания (например, экспедиционного) исследователь не прямо изучает избранный для обследования этнос, а образует с ним систему, состоящую из трех элементов: а) изучаемого объекта; б) исследователя-наблюдателя; в) средств (инструментов) наблюдения - программы исследования, инструментария и избранной методики, а также технических устройств, включенных в осуществление познавательных актов. Таким образом, познание другой культуры (другого этноса)из одностороннего и однонаправленного действия субъекта превращается в сложный диалог культур а — объектом познания становится, стало быть, не изучаемый этнос, а отношение между «ими и познающим субъектом. Всеми этими трудностями, разумеется, не следует пренебрегать. Серьезные исследователи, конечно, признают значение не только интуиции (которая действует тем эффективнее, чем больше труда вложено в познавательную деятельность), не я «живания ^ другую культуру, не только трудностей постижения сильно отличающихся культур, но и диалогового характера познавательного процесса. Тем не менее практика исследовательской работы показывает, что все эти факторы не воздействуют катастрофически на ход познания, что их помехообразующее влияние может быть учтено в ходе исследовательской работы и в решающей мере нейтрализовано. К третьему — нижнему уровню используемых в этнологии методов относятся приемы, способы, исследовательские средства, которые обеспечивают собственно этнологическую эмпирическую работу, познавательное функционирование именно этой науки. Методы данного уровня многообразны; с известной долей условности они могут быть сгруппированы в три класса в зависимости от того, к какому этапу исследовательской работы они относятся. Стоит отметить, кстати, что эффективному осуществлению научной работы способствует предварительное составление программы исследования, в которой желательно предусмотреть не только определение темы, объекта и задач исследования, но и порядок (последовательность) исполнения работы по этапам и частям. Во-первых, методы поиска и сбора информации. Наиболее надежен и эффективен, метод экспедиционного поиска и сбора новых сведений особенно при изучении современных явлений и процессов. Экспедиции бывают двух видов - маршрутные и стационарные. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки: экспедиционный способ дает возможность охватить обследованием более широкие регионы, зато стационарный метод дает выигрыш в глубине и длительности изучения относительно небольшого объекта. Беседы с информаторами обычно протоколируют в рабочих тетрадях или записывают на магнитную пленку. Кроме того, опытные экспедиционные работники ведут еще и дневники наблюдений. Именно в ходе экспедиционных обследований чаще всего осуществляется сбор этнографических коллекций вещевых памятников, предметов быта и культуры. Во-вторых, следует выделить тот этап исследовательской работы, который связан с обработкой собранных фактических данных (некоторые ученые предпочитают называть этот процесс переработкой информации). Ее смысл состоит в получении нового упорядоченного, в той или иной мере обобщенного знания. Переработка в своих первичных формах сопутствует собиранию информации, так как оба эти этапа состоят в достаточно тесной взаимозависимости. Действительно, уже при сборе информации (сведений, данных) -исследователю рекомендуется тщательно обдумывать те способы, которые он намерен применить на этапе переработки. В противном случае может оказаться, что собранная информация не пригодна для переработки теми методами, которые в данном случае хотелось бы применить. В полевых условиях (точно то же может быть отнесено также к работе в любых хранилищах или с разнообразными источниками) начинается первичная обработка собранных сведений. Она может состоять в перенесении данных, записанных в полевых тетрадях и дневниках, на тематические классификационные карточки, в составлении тематических досье и т.п. Один из важнейших приемов переработки сведений - их группировка (классификация) по тем или иным признакам (желательно, чтобы эти признаки были существенными). Дальнейшим этапом переработки информации, следующим за группировкой, считают выделение типов или комплексов явлений культуры, быта, социального поведения и т.п. Существенный и эффективный прием - составление типологических таблиц, а также нанесения выявленных типов на карту с помощью условных знаков. В-третьих, в качестве отдельного заключительного этапа исследовательской ^работы выделяют этап интерпретации полученных результатов. Этапу интерпретации отчасти предшествует, а отчасти соответствует использование приемов генерализации (обобщения) тех итогов, которые получены в результате переработки эмпирических данных. Обобщенные данные сопоставляются с предшествующими данными и выводами науки-(как по критерию соответствия их друг другу, так и по критерию различия). В задачу интерпретации входит также оценка полученных выводов с точки зрения точности и строгости методов и техники исследования. Новые данные интерпретируются (истолковываются) в плане выявления исторических, функциональных и, главным образом, причинных связей и отношений, а также уже известных закономерностей. В случае невозможности (полной или чаще частичной) это сделать ставится вопрос либо о дополнительной проверке полученных новых выводов, либо о корректировке прежде установленных закономерностей или теорий. Наука, в том числе и этнология, постоянно претерпевает изменения, обновляет набор своих исследовательских средств. По этой причине методы науки обогащаются, расширяются, становятся более тонкими, рассчитанными на применение в данных типичных условиях. Постепенно в науке складывается ситуация, когда на методы (или способы их применения), использовавшиеся на более ранних ступенях развития науки, исследователи начинают смотреть как на традиционные (иногда их даже трактуют как архаические, устаревшие), а на методы, пришедшие в науку позднее (в том числе из других «аук), - как на новые, современные и во всяком случае нетрадиционные. Иногда эти группы методов называют классическими и неклассическими. Легко понять, что соотношение между классическими и неклассическими методами изменчиво, новые методы мало-помалу становятся традиционными. Вследствие этого чрезмерное противопоставление друг другу традиционных (классических) методов новым (неклассическим) едва ли оправданно. Все дело в том, что классические и неклассические методы имеют неодинаковые познавательные возможности и их рациональное использование сопряжено с корректной постановкой исследовательских задач. Классические методы исследовательской работы отличаются относительно большой свободой выбора аспектов изучения, средств исследовательской работы, меньшей программированностью и кажущимся отсутствием формализации данных: формализация имеет здесь (например, при картографировании явлений этнической культуры) не слишком жесткий характер. К числу традиционных приемов сбора информации относятся различные формы прямого наблюдения, интервью (беседы) с информаторами, собирание музейных коллекций и их описание, извлечение данных из материалов прессы, других нарративных источников -и т.п. Среди классических методов переработки информации — составление картотек и досье, типологизация, картографирование и другие. Современные (неклассические) методы характеризуются относительно большей строгостью, формализованностью, что вызвано широким использованием средств и-исследовательских приемов статистики, привлечением электронно-вычислительной техники (ПЭВМ) для переработки и анализа данных. Среди неклассических методов в первую очередь следует назвать массовые этнологические обследования, основанные на проектировке и расчете представительности (репрезентативности) выборки из той или иной генеральной совокупности изучаемых объектов Введение в этнологию Числа (в виде статистических таблиц и т.п.) позволило также применить в ней метод структурного моделирования этносов. В состав неклассических методов включают также метод статистического анализа прессы (так называемый контент-анализ), метод экспертных оценок и многие другие. Следует, впрочем, подчеркнуть, что наибольший научный эффект дает комплексное использование широких наборов методов, корректирующих исследовательские результаты и выводы. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА Европа (от семит, " ереб" - запад) - западная часть материка Евразии, считающаяся особой частью света главным образом благодаря выдающейся роли, которую сыграли ее народы в мировой истории. Она была областью древних цивилизаций (эгейской, греческой, или эллинской, этрусской, кельтской и римской), начальной областью широкого распространения христианства - ныне численно преобладающей в мире религии, родиной промышленного капитализма, современной науки и техники, а также родиной десятков миллионов мигрантов в страны Америки и на другие континенты, где они составили основу новых этносов (наций). Внутри Европы есть немало своеобразного как в природном, так и в языково-культурном отношении; вместе с тем она может рассматриваться как большая историко-этнографическая провинция, отдельные части которой издавна соединены хозяйственными и культурными связями; поэтому термин " европеец" имеет не только географический, но и определенный культурный смысл. В последнее время усилились тенденции к экономическому и политическому единению Европы. Идет речь о создании " общеевропейского дома", могущего послужить хорошим примером для других частей света. Общая площадь Европы - около 10 млн кв. км. Европу принято делить на Западную (иногда подразделяемую на Южную, Центральную и Северную) и Восточную. Очерк этнической истории На территории Европы, в Южной Франции (пещера Кро-Маньон), были впервые найдены древнейшие костные останки человека современного вида, относящиеся к эпохе позднего палеолита (350 тыс. лет до н.э.). Переход к производящему хозяйству (земледелие, скотоводство), получивший название " неолитической революции", произошел в Южной Европе, судя по археологическим данным, вскоре после его утверждения на Ближнем Востоке, с которым в то время имелись контакты. Не случайно, что и первая в Европе " эгейская" (Крито-Микенская) цивилизация возникла 3-2 тыс. лет до н.э. на островах, расположенных между Европой и Ближним Востоком. Там обнаружены остатки городов, где, судя по археологическим находкам, получили развитие ремесло и торговля, а также несколько систем письменности, из которых пока удалось расшифровать лишь одну (так называемое линейное письмо В). Об этноязыковом составе жителей Европы в период эгейской цивилизации известно мало; из того времени дошли лишь названия некоторых народов: на Апеннинском полуострове жили этруски, лигуры и другие, на Иберийском полуострове - иберы, лузитаны, васконы; на Британских островах - пикты и т.д. Из числа этих народов сохранились лишь васконы (баски), язык которых занимает изолированное место в лингвистической классификации. Предполагают, однако, что именно в тот период начинается проникновение в Европу этносов, говорящих на языках индоевропейской семьи, чья прародина находилась ранее где-то между Европой и Индией. Дифференциация индоевропейских языков происходила в процессе длительных и порой причудливых в географическом отношении миграций их носителей по слабозасёленным и большей частью лесистым или заболоченным в то время пространствам Европы. На юге Балканского полуострова распространились племена с пеласгийским языком, а затем греческие (ахейские и дорийские) племена в его средней части - фракийские и иллирийские племена, на Апеннинском полуострове — италийские племена (латиняне, сабины и др.). Прибалтийские районы по обе стороны от Ютландского полуострова занимали германские племена, к юго-востоку от них жили славяне, к востоку - летто-литовцы. Основную же часть Центральной и Западной Европы занимали кельтские племена: на территории современной Франции и Бельгии - галлы, на Иберийском полуострове - кельтоиберы, на Британских островах - бритты, скотты, галлы. Во 2-1 тысячелетиях до н.э. развивается городская греческая (эллинская) цивилизация, воспринявшая некоторые достижения египетской, ассиро-вавилонской и эгейской культуры и в свою очередь, давшая начало новой " европейской" культуре (искусству, науке, литературе и т.п.); вследствие обширных завоеваний Александра Македонского (IV в. до н.э.) греческая культура оказала существенное влияние на Малую Азию и другие страны Востока. Однако влияние Эллады на западные страны Средиземноморья, несмотря на основанные там греческие колонии, было слабым и к III в. до н.э. стало уступать влиянию римской культуры, вобравшей в себя элементы греческой и этрусской. Расширение экспансии Рима в возникновение огромной Римской империи от Гибралтара до Дуная и от Северного моря до Сахары привело к распространению в ее провинциях (особенно в Иберии, Галлии и Фракии) римских поселений и латинского языка, взаимодействие которого с местными языками привело позднее к возникновению многочисленных языков романской группы. В последние столетия Римской империи, и особенно после ее падения (IV в. н.э.), на территории зарубежной Европы происходили этнические миграции на дальние расстояния. Этот длительный и сложный период получил название эпохи Великого переселения народов (П1-1Х вв. н.э.). Именно в то время германоязычные этносы распространяются по Центральной, Северной и части Западной Европы, потеснив или ассимилировав часть романизированных галлов, а кое-где и растворившись в их среде, как произошло с племенами франков, давших свое название современной Франции. Германоязычные племена англов и саксов проникают на Британские острова, тесня и поглощая местное кельтоязычное население, часть которого (бритты) переселилась обратно на материк в область, получившую название Бретань. Развернулось движение германоязычных племен на восток и юго-восток, в области расселения славян; сами же славянские племена расселились по части Центральной и Восточной Европе и проникли на юг, заняв почти весь Балканский полуостров, кроме Пелопоннеса. Приходившие время от времени в Европу с востока иноэтнические кочевые племена (" орды" ) обычно не проникали глубоко на ее территорию и большей частью уничтожались или растворялись среди ее населения, как произошло, например, с племенами аваров, а также тюркоязычных булгаров, давших название Болгарии. Исключением были, по существу, лишь племена мадьяр (венгров), пришедшие в IX в. с Южного Урала и занявшие долину среднего Дуная (Паннонию), отрезав западных славян от южных. В VIII в. почти весь Пиренейский полуостров был завоеван арабами, но они продержались там лишь несколько веков, оставив следы в культуре местного населения. Следы арабского влияния сохранились также на Сицилии, а жители острова Мальта до сих пор говорят на диалекте арабского языка. Существенное влияние на этническую историю Юго-Восточной Европы оказали турки, захватившие в ХГУ-ХУ вв. весь Балканский полуостров и удерживавшие свое влияние в ряде его регионов до XX в. Сильное воздействие на культуру и быт народов Европы, а в ряде случаев и на этнические процессы оказало христианство, которое утвердилось в первые века н.э. вначале в Римской империи, а затем распространилось по всей территории Европы. Эта довольно аскетическая по своим начальным установкам " религия рабов" оказалась популярной не только среди низов, которым за их страдания был обещан небесный рай в загробной жизни, но и для правящих групп, к которым относилась ее вполне земная установка " кесарю - кесарево". Христианство в отличие от иудаизма с его обстоятельным сводом правил поведения - Талмудом и от возникшего позже ислама с аналогичным сводом правил - Шариатом менее регламентировало жизнь людей, что впоследствии создало более благоприятные условия для проявления личной инициативы и, в конечном счете, для промышленного развития. Ослабление Рима, где находился центр христианства, привело к возвышению Византии, а затем, в XI в., и к разделению христианства на две церкви: западную, или римско-католическую, со строгой централизацией и главой в лице папы римского, и восточную - греко-византийскую, или православную, фактически разделенную на государственные церкви во главе со своими патриархами. В XVI в. в связи с начавшимся развитием торгового капитализма и определившейся тенденцией к сложению этнически однородных (национальных) государств возникло движение против засилья и роскоши католической церкви, получившее название протестантизма, а его две основные ветви - по именам их основателей - " лютеранство" и " кальвинизм"; кроме того, выделились англиканство и некоторые другие протестантские церкви и направления. Протестанты переводили священные книги на национальные языки, чем создавали основу для их литературного употребления, и этим, а также ориентацией на местные нужды способствовали формированию национального самосознания. В Западной Европе наблюдалось более раннее по сравнению с другими частями света возникновение и развитие капитализма, обеспечившее ей на несколько столетий ведущую роль в мировой истории, что объясняется сложным комплексом причин. К их числу относится расположение Европы большей частью в умеренном поясе, где людям для своего жизнеобеспечения необходимо больше трудиться, чем в южных широтах, заботиться о запасах на зиму и т.п. Некоторые исследователи считают, что изрезанность береговой линии Европы способствовала развитию морского судоходства, сыгравшего видную роль в прогрессе торговых и культурных связей Европы со странами Востока и создавшего возможность заокеанской экспансии, ограбления захваченных стран, а это облегчило период первоначального накопления капитала. Разнообразие природных ландшафтов внутри Европы требовало от ее жителей дифференцированных средств и форм адаптации и жизнеобеспечения, а это в свою очередь способствовало развитию торговых связей между отдельными ее областями. Немаловажное значение имело, конечно, наличие природных ископаемых (каменный уголь, железная руда и др.), необходимых для развития тяжелой промышленности как основы всей капиталистической экономики. Ко всему этому, как считал известный социолог М. Вебер, следует добавить положительное влияние протестантизма, который, с одной стороны, был следствием потребностей раннекапиталистического развития, а с другой — способствовал этому Развитию рядом своих установок. К таким установкам относятся тезисы о непосредственной (а не через церковь) связи человека с Богом и об испытании предопределенной Богом судьбы путем своей " мирской" (в том числе предпринимательской) деятельности; известно, что протестантские Нидерланды и Англия быстро обогнали в своем развитии католические страны; известно и то, что так называемая американская предприимчивость пошла от первых групп поселенцев-протестантов из Англии, а не от появившихся ранее испанцев и португальцев. Начальный период развития капитализма, увеличение числа горожан (в первую очередь ремесленников и торговцев) и укрепление торговых связей, ознаменовался борьбой против феодальной раздробленности, образованием в Европе крупных, довольно однородных в языковом отношении государств. В большинстве случаев этот процесс закончился к XVII в., однако национальное самосознание еще долго оттеснялось чувством преданности полуобожествленному монарху или местным самосознанием. Формирование наций началась по существу, только в годы ВФР конца XVIII в., когда термин " нация", употреблявшийся ранее неопределенно, стал обозначать единство народа и государства и противопоставляться понятию " король", который считался уже " слугой нации". Правда, в этом термине преобладал политический смысл " сообщества граждан", но именно деятелями Французской революции был пущен в оборот термин " национализм" как приверженность к своей нации и сформулирован так называемый принцип национальности, согласно которому каждый народ суверенен и имеет право на образование своего государства. Этот принцип, выражающий основную идею национальных движений того времени - создание национальных государств - сыграл важную роль в европейской истории XIX и XX вв. Если языковая карта Европы определилась в основных своих чертах еще раннем средневековье, после завершения массовых миграций многих этноязыковых групп, то этнонациональная карта сформировалась в основном в XIX в. в значительной степени под влиянием фактора государственности. В одних случаях государственные границы, проведенные еще на донациональной стадии, разрезали сравнительно однородные в языково-культурном отношении массивы населения на части, каждая из которых давала начало самостоятельным этносам; так на базе немецкоязычного массива возникли немцы, австрийцы, германошвейцарцы, эльзасцы и люксембуржцы, на базе французоязычного - французы, франкошвейцарцы и валлоны. В других случаях объединение в одном государстве, казалось, уже сложившихся близких в языково-культурном отношении этносов-национальностей приводило к их консолидации в единую нацию: так северофранцузская и провансальская национальности соединились в одну французскую нацию. Немаловажное национально дифференцирующее значение в ряде случаев имел и религиозный фактор при сочетании его обычно с фактором государственности: так произошло отделение протестантов-голландцев от одноязычных им католиков-фламандцев; так из одноязычного сербохорватского населения выделились православные сербы и черногорцы, католики-хорваты и мусульмане-" боснийцы"; да и разделение англоязычных жителей Северной Ирландии на протестантов-" ольстерцев" и католиков-ирландцев основано в значительной степени на различии конфессий местного населения и прибывших туда переселенцев из Англии и Шотландии. Со вступлением европейских стран в эпоху капитализма и на новую ступень развития производства возросли темпы роста численности их населения, главным образом в результате развития здравоохранения и борьбы против высокой в прошлом смертности. Общее число жителей стран зарубежной Европы возросло примерно с 80 млн в 1650 г. до 295 млн в 1990 г., что составило около 18% всего мирового народонаселения. В действительности прирост числа европейцев был еще более значительным, но часть его поглощалась эмиграцией в страны Нового света, главным образом в Америку; только в XIX в. за пределы Европы уехало около 30 млн человек. Массовая эмиграция из Европы продолжалась до середины XX в., составив свыше 25 млн человек, что вместе с потерями в первой мировой войне (свыше 7 млн человек) и во второй мировой войне (свыше 15 млн человек), а также в связи с развернувшимся снижением рождаемости сильно замедлило темпы роста численности ее населения: на 1950 г. оно составило 393 млн человек, или 15, 6% мирового народонаселения. В последующие десятилетия из-за продолжающегося снижения рождаемости эти темпы продолжали снижаться, но Европа пополнялась притоком иммигрантов главным образом из стран Азии (Турция, Пакистан и др.) и Африки (Алжир, Марокко и др.). В 1985 г. общая численность жителей стран зарубежной Европы составила 493 млн человек, на 1990 г. - около 500 млн, что соответствует лишь 9, 5% от мирового народонаселения, возрастающего в основном благодаря высокой рождаемости в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Этнический состав На сравнительно небольшой по размерам территории зарубежной Европы проживает более 60 народов, для которых она является основным местом обитания, и, еще того, много групп иммигрантов, прибывших из других частей света. Около трети из этого числа можно отнести к крупным народам, каждый из которых считывал на 1987 г. свыше 5 млн. человек, причем в сумме они составляют более 2% всех жителей данного региона. Приводя цифры о численности народов, следует заметить, что переписи населения с учетом национальной принадлежности или языка (родного, основного разговорного) проводятся лишь в некоторых полиэтнических странах Европы (Югославии, Швейцарии и др.), в большинстве же стран этниническая статистика неразвита и сведения о численности тех или иных народов основываются на различного рода подсчетах. Необходимо учесть также, что во многих странах этническая принадлежность по значению сильно уступает государственной (подданству), а в Испании, например, дополняется диалектально-региональной (кастильцы, андалузцы и др.). Растет число людей со слабым или неопределенным этническим самосознанием. Некоторые небольшие национальности, например " монакцы" или " гибралтарцы", вообще выделяются в этнической статистке довольно условно. Основная масса народов зарубежной Европы говорит на языках индоевропейской семьи, представленной здесь главным образом тремя ее лингвистическими группами с численностью на 1985 г.: романской - 185 млн человек (36, 9% от всего населения), германской - свыше 178 млн (36, 1%) и славянской - около 85 млн (17%). Численное соотношение двух основных этноязыковых групп только за последние 30 лет заметно изменилось, на 1959 г. германская составляла около 40%, а романская - 35, 5%, но затем последняя вышла вперед благодаря большему естественному приросту у составляющих ее народов. Крупнейшими народами романской группы являются итальянцы (56, 5 млн), французы (46 млн), испанцы (28, 5 млн), румыны (21 млн), португальцы (11, 5 млн), каталонцы (7, 5 млн); германской группы - немцы (75, 5 млн), англичане (43, 5 млн), голландцы (12 млн), шведы (8, 1 млн), австрийцы (7, 5 млн), фламандцы (7 млн), Датчане (5, 2 млн), шотландцы (5 млн); славянской группы - поляки (38 млн), чехи (10 млн), сербы (8, 8 млн), болгары (8 млн). Другие группы индоевропейской семьи представлены греческой - 10 млн (греки), кельтской - 7, 7 млн (ирландцы - 5, 8 млн, уэльсцы, бретонцы), албанской - 4, 9 млн, и индоарийской - 2, 5 млн (цыгане – свыше 1 млн). Кроме того, в зарубежной Европе живут народы финно-угорской группы. Уральско-юкагирской семьи - 18, 4 млн (венгры - свыше 13 млн, финны - около 5 млн, и саами), а также баски (1 млн), язык которых занимает изолированное место в системе лингвистической классификации, народы тюркской группы алтайской семьи - свыше 3 млн человек (главным образом, турки, большей частью иммигранты), наконец, народ семитской группы - мальтийцы; живущие в странах зарубежной Европы евреи (около 1, 5 млн) говорят главным образом на языках окружающего населения (английском, французском и др.). Значительная часть прибывших за последние десятилетия иммигрантов принадлежит к семитской группе афразийской семьи — 2, 4 млн (алжирцы - 0, 9 млн). Традиционное распределение коренных народов зарубежной Европы по языковым группам и семьям не вполне точно отражает реальную языковую ситуацию. Это замечание относится, прежде всего, к кельтской группе, входящие в которую ирландцы, уэльсцы и гэлы пользуются в подавляющем большинстве английским языком, а бретонцы - французским. Немало жителей Европы двуязычны с малых лет (так, эльзасцы и люксембуржцы, включаемые в германскую группу, пользуются немецким и французским языками); еще больше жителей (в том числе иммигранты и особенно их дети) приобрели второй язык через систему школьного и специального образования или бытового общения. Широко бытовавший в средние века латинский язык в церковной жизни, образовании и науке со времени Реформации стал уступать национальным языкам, а затем сохранился главным образом в католической литургии; в XVIII - первой половине XIX в. довольно широкое распространение получил французский язык, но к концу XIX в. его потеснил немецкий. Однако тот и другой с середины XX в. уступили по значению английскому, который стал по существу основным языком межнационального общения в большинстве стран Европы (как и во многих других странах мира). Религиозный состав жителей зарубежной Европы установить точно намного труднее, чем этноязыковой. Католичество сохраняет свое преобладание среди народов романской группы (кроме румын), его исповедует также большинство народов бывшей Австро-Венгрии (австрийцы, венгры, чехи, словаки, словенцы и хорваты, поляки, фламандцы и ирландцы, большинство жителей Швейцарии и около половины немцев - всего свыше 170 млн человек). Протестантизм в виде лютеранства является основной религией в странах Северной Европы и Дании; его исповедует также около половины верующих немцев; в виде реформаторства, или кальвинизма, - главным образом в Нидерландах и среди части жителей Швейцарии; в Британии — в виде англиканства и пресвитерианства. Общее число протестантов оценивается примерно в 110 млн человек. Православие распространено среди народов Юго-Восточной Европы: сербы, черногорцы, болгары, македонцы, греки и румыны; ислам - среди большинства албанцев, боснийцев и турок. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы