Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лесные области востока Северной Америки



Южнее Великих озер от Миссисипи до Атлантического побережья простиралась область широколиственных лесов с мягким и влажным климатом. Обширные пространства населяли племена, принадлежавшие к разным языковым семьям и группам: делавары, могикане и другие из алгонкинской семьи; ирокезские племена; мускогская группа (в том числе чоктавы, аппалачи и семинолы)! некоторые племена сиу.

Хозяйство обитателей лесов основывалось на подсечно-огневом земледелий, хотя большое значение имели также собирательство, охота и рыбная ловля. Для получения участка срубали подлесок и кустарник, а у крупных деревьев снимали кору. Когда срубленная растительность высыхала (на это уходило от нескольких месяцев до одного года), ее сжигали; при этом земля удобрялась золой. Мужчины с помощью заостренных палок вскапывали землю, женщины и дети, шедшие за ними, размельчали комья. Земельные участки на полученном поле распределялись по отдельным семьям с учетом размеров последних. Основной культурой была кукуруза; высаживались разные сорта, имевшие различные сроки созреванья. Возделывали также фасоль, тыкву и некоторые другие растения; их обычно сажали между кукурузой. Земледелие у некоторых племен было весьма производительным - его продуктов хватало не только для собственного потребления, но и для обмена. Помимо этого старались создавать запасы на год-полтора. Главными орудиями труда служили каменный топор и заостренный кол.

Способы охоты и орудия лесных племен востока США не имели существенных отличий от тех, которыми располагали их северные соседи, однако некоторые племена знали стрелометательные трубки. Собирательством, как и во многих обществах, занимались женщины и дети. Собирали орехи, ягоды (в том числе и клюкву)* желуди и многое другое. Жители этих областей владели способами получения растительного масла, из кленового сока варили сахар. Рыбу ловили корзинами, сетями, били из луков, делали запруды; были известны и крючки. Зимой ловили рыбу сетями в прорубях. По водным пространствам передвигались на лодках.

У многих земледельцев востока Северной Америки жилищем служили так называемые большие дома. Их ширина была от 6 до 8 м. при высоте до 8 м., а длина зависела от числа обитавших в них семей и могла достигать нескольких десятков метров. Каркасом дома служили вкопанные в землю стволы деревьев. Парные стояки связывались верхними гибкими частями. К ним посредством связок из лыка крепились горизонтальные жерди, к которым в свою очередь присоединялись пластины древесной коры. Вход в дом был с торцовой стороны. Во всю длину дома, по его оси, шел проход шириною около 2 м.; в нем располагались семейные очаги. По обе стороны от прохода находились семейные помещения с открытым выходом к очагу. Между жилыми камерами размещались кладовые. Жилые помещения имели помосты, устланные циновками и шкурами. Над ними размещалось еще два яруса помостов, на одном из которых хранилась утварь и иногда спали дети, а на более высоком складывали необмолоченную кукурузу. Такой дом мог служить 10-12 лет.

У южных групп были известны постройки меньших размеров округлой, квадратной или прямоугольной формы, каркасные стены которых заполнялись глиной с примесью измельченной травы.

Племена востока Северной Америки были знакомы с началами ткачества: из растительных волокон ткали пояса. Утварь выдалбливали и вырезали из древесины и коры. Изготовляли сосуды из глины (способом налепа), на юге использовали разнообразные плетеные емкости. Для измельчения кукурузного зерна служили Деревянные ступы и песты.

Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, женщин - из юбочек, изготовленных из растительных материалов и кожи, от холода укрывались шкурами животных. При необходимости на ноги надевали мокасины и ноговицы. Головные уборы - медные обручи вождей, чучела птиц у воинов и прочее -подчеркивали особенности социального положения членов племена.

В качестве главной хозяйственной единицы у земледельцев северо-востока США выступала группа родственных матрилинейных семей, ведших общее хозяйство и обитавших в одном доме. У ирокезов эта община и дом назывались словом " овачира". Несколько овачир составляли род, распоряжавшийся возделываемыми землями, а также охотничьими и рыболовными угодьями. Овачиры были экзогамны, брак - патрилокален; известны также и случаи дислокального брака, когда муж и жена оставались жить в своих овачирах. Костяк овачиры составляли женщины, относившиеся к одному роду. Вместе с ними обитали их дети женского пола, как состоящие в браке, так и незамужние, дети мужского пола, что не вступили в брак и не ушли в овачиры жен; одинокие мужчины и старики того же рода. Другую часть обитателей овачиры представляли мужья местных женщин, которые, будучи членами других родов, не имели в целом решающего голоса в делах данной овачиры.

Семья была устойчивым коллективом, серьезные ссоры между супругами и разводы случались редко. Счет родства и наследование имущества шли по женской (материнской) линии. Поддерживались тесные отношения между сестрами одной матери. Количество семей в одной овачире могло быть разным, как и число овачир в одном поселении. У ирокезов в одном поселении могло проживать от 500 до 5 тыс. человек.

Каждый род, обычно размещавшийся в нескольких овачирах, имел вождя, входившего в племенной совет. Власть такого вождя не опиралась на какие-либо формальные права, но его решения были авторитетны, так как принимались после обсуждения вопросов всеми членами рода.

Дела племени решались на совете, который составляли родовые старейшины. В его функции входил отвод земель для новых поселений и огородов, выделение охотничьих и других угодий, а также организация охотничьих экспедиций и обмена с другими племенами, улаживание конфликтов между соплеменниками, принятие решений о войне и мире. Племена обычно делились на две фратрии, состоявшие из нескольких родов (число родов во фратриях могло быть различным). Роль фратрии, более всего проявлялась в играх в мяч, в похоронных обрядах, на выборах родовых старейшин и военных предводителей.

В религии обитателей восточных лесов сочетались элементы верований как охотников, рыболовов и собирателей, так и земледельцев. У каждого человека были личные духи-покровители, получаемые обычно в процессе инициационных обрядов в форме видения; это могли быть животное, растение, какой-то предмет. Имелись родовые культы, почитание тотемных животных, одухотворение самых разнообразных сил природы. Духа-покровителя имело и каждое селение. Целый ряд религиозных обрядов обусловливал функционирование тайных обществ. Как во многих областях Америки, здесь распространился и шаманизм; шаманы были главными врачевателями. Помимо этого круга верований, восходящих к доземледельческому слою, наблюдались и другие - культ солнца, воды, культы основных земледельческих растений. Духи растений почитались всеми. Главным божеством считалось солнце, соединявшее в себе черты творца мира, умирающего и воскресающего бога, а иногда и культурного героя. У некоторых групп был развит культ огня. Божествам посвящались ежегодные торжества; у индейцев-криков они получили название " плясок кукурузы". Некоторые божества стали приобретать антропоморфный характер.

Земледельцы восточных лесов верили в загробное существование. У некоторых племен был разработан сложный погребальный обряд. Умершего вождя, помимо его личных вещей, могли сопровождать убитые пленники. * Среди индейцев описываемого региона были записаны многочисленные мифы, легенды и сказки, главными героями которых выступали не только животные и' рыбы, но и антропоморфные существа.

Прерии

К западу от Миссисипи до Скалистых гор простираются травянистые холмистые степи. Как и во многих других местах Америки, здесь обитали носители языков, относившихся к разным семьям. Наиболее многочисленными были сиу (дакота, ассинобойн, айова, омаха и др.) и алгонкины (арапахо, чейены и др.).

Животный мир был достаточно разнообразен; в обеспечении пищей особое место занимали бизоны.

С середины I тысячелетия н.э. в некоторые районы этой обширной области стали проникать керамика и земледелие, появились оседлые поселения. В XVI в. число жилищ в них стало доходить до нескольких десятков. Жилища представляли собой столбовую конструкцию со стенами и кровлей из дерна; на западе этой области жилища охотников и собирателей имели коническую форму.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь