Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАРОДЫ СЕВЕРА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ



На Севере Восточной Европы, кроме русских, живут карелы, вепсы, коми-(зыряне), коми-пермяки, саамы (лопари) и ненцы. Все это население, за исключением ненцев, относится к большой европеоидной расе. Несколько особняком стоят саамы, в антропологическом типе которых прослеживается древнее смешение монголоидных и европеоидных признаков.

Карелы (карьяла) - 131 тыс. человек - живут в Карелии - 79 тыс. (60, 1 %) и Тверской области. Вепсы (вепся) - 12, 5 тыс. - населяют смежные районы Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Саамы - 1, 9 тыс. - занимают некоторые районы Кольского полуострова. Основная масса их живет за пределами России - на севере Норвегии, Финляндии и Швеции. Коми (зыряне) - 345 тыс. - живут в Республике Коми (291, 5 тыс. - 84, 5%), а также за Уралом, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, небольшая их часть проживает в Мурманской области. Коми-пермяки - 152 тыс. - расселены в Коми-Пермяцком автономном округе и отчасти за его пределами - в Красновишерском районе Пермской области (язьвинские коми-пермяки) и Афанасьевском районе Кировской области (зюздинские коми-пермяки). Ненцы - 34, 7 тыс. - обитают на широких пространствах тундры и лесотундры Европы и Западной Сибири. В Восточной Европе они составляют коренное население Ненецкого автономного округа и небольшими группами живут дальше к западу, включая Кольский полуостров.

Этногенез и этническая история

Языки народов Севера Восточной Европы относятся к уральской языковой семье. Коми-зырянский и коми-пермяцкий близки между собой и вместе с удмуртским составляют пермскую группу финских языков. Карельский и вепсский языки относятся к прибалтийско-финским языкам. К ним близок язык саамов. Но как считают исследователи, саамы в древности говорили на другом языке, возможно, самодийском, и только попав в прибалтийско-финскую этническую среду, они утратили свой древний язык.

Заселение европейского Севера происходило в эпоху мезолита (12-10 тыс. лет тому назад). С юга продвигалось европеоидное население, этническая принадлежность которого остается неизвестной. С востока просачивались монголоиды, говорившие, по-видимому, на уральских языках. Раньше других, вероятно, появились предки саамов, которые в эпоху неолита широко были расселены по всему европейскому Северу. Тогда же сложился их антропологический тип. Позднее значительная часть саамов была ассимилирована расселявшимися на Севере финно-угорскими и ненецкими племенами. На Кольском полуострове саамы появились в I тысячелетии до н.э. В это время в районе Финского залива уже жили предки эстонцев, карелов, вепсов и финнов-суоми.

Формирование карелов происходило на Карельском перешейке и в прилегающих районах Финляндии. В русской летописи они известны под названием " корелы". В начале XIII в., когда Швеция захватила Финляндию, часть карелов (сейминские и привыборгские карелы) осталась на территории Финляндии и затем вошла в состав финского народа. В этот же период началось постепенное продвижение карелов на Олонецкий перешеек и севернее его. К XV в. они достигли побережья Белого моря. Оседая в южных районах современной Карелии, они смешивались с жившими там вепсами. В результате этого смешения образовались две этнические группы карелов со своими диалектами карельского языка - ливвики и людики. Третью группу составили собственно карелы, занимающие северные районы Карелии.

В XVII в. после захвата Швецией Карельского перешейка происходило переселение карелов в Тверскую, Новгородскую и Ярославскую земли. Так образовались верхневолжские, или тверские, карелы.

Этногенез коми-зырян и коми-пермяков связан с этническими процессами, протекавшими на территории Верхнего Прикамья в начале I тысячелетия н.э., где на основе различных племен, связанных по происхождению с ананьинскими племенами, формировались племена коми. В конце I тыс. н.э. часть их продвинулась на север, в район Вычегды, где смешалась с местным населением, говорившем на языке, близком к вепсскому. Так было положено начало коми-зырян, отсюда они расселялись по другим районам Вычегодского бассейна. В XIV в. территория, населенная различными группами коми-зырян, в русских источниках известна под именем Перми Вычегодской. В феодальный период отдельные группы коми-зырян были слабо связаны между собой, особенно выделялись коми-ижемцы. Развитие капиталистических отношений способствовало консолидации коми-зырян в народность.

Оставшиеся на Каме племена коми сложились в коми-пермяцкий народ. Область их расселения носила название Перми Великой. В XIV—XV вв. Пермь Вычегодская и Пермь Великая вошли в состав Московской Руси. С этого времени начались тесные контакты народов коми с русскими, что привело к широкому распространению среди них русской культуры.

Хозяйство и материальная культура

Народы Севера, за исключением саамов, рано начали заниматься земледелием. Однако эта отрасль хозяйства получила значительное развитие только в южных районах их расселения. Наряду с земледелием повсюду было распространено скотоводство. Эти виды занятий дополнялись лесными промыслами, преимущественно охотой, а также рыболовством, особенно на крупных реках и озерах. Коми-зыряне, жившие на р. Ижме, под влиянием ненцев перешли к занятию оленеводством, однако сначала сами они не кочевали со стадами оленей, а нанимали пастухов из тех же ненцев. Но постепенно ими был освоен этот вид занятий, и они стали сами выпасать своих оленей. Занимая все новые пастбища, они в конце XIX в. продвинулись за Урал.

В период капитализма народы Севера, особенно коми-зыряне, широко практиковали различные виды отхожих промыслов.

У саамов хозяйство было комплексным. Они занимались оленеводством, рыболовством и охотой, в том числе и на морских животных. В отличие от ненцев они доили оленей. В течение года саамы совершали несколько перекочевок. С конца XIX в. кочевать стали только мужчины, а остальные члены семей переселялись лишь из зимних поселков в летние.

В материальной культуре карелов, вепсов, коми-зырян и коми-пермяков в XIX в. прослеживалось много общих черт. Для них был характерен гнездовой тип расселения, при котором вокруг главного селения располагались небольшие деревни. Жилищем им служили срубные избы на высоком подклете. Хозяйственные постройки (двор) обычно пристраивались к жилищу, образуя общее сооружение (дом-двор).

У всех этих народов сложились сходные традиционные комплексы одежды, особенно женской. Она состояла из рубахи с длинными рукавами, на которую надевали разного покроя сарафаны на лямках. Головные уборы были обычно сложными: непосредственно на волосы надевали шапочки, затем головной убор на твердой основе. Широко бытовали различные платки и шали.

Мужской костюм был таким же, как и у соседнего русского населения.

Жилищем саамам первоначально служила вежа - низкий, углубленный в грунт сруб с крышей, засыпанной сверху землей. В крыше для освещения и выхода дыма оставлялось небольшое отверстие. Летом сооружали конические шалаши, покрытые берестой. Под влиянием русских в XV-XVII вв. саамы стали переходить к полуоседлому образу жизни, в связи с чем появились небольшие срубные избушки с окнами, позднее распространились срубные избы.

За годы советской власти произошли заметные изменения во всех сторонах жизни народов восточноевропейского Севера. На Севере стали развиваться различные отрасли тяжелой и легкой промышленности и специализированное сельское хозяйство. Вырос национальный рабочий класс. Преобразилась и материальная культура. Традиционные особенности еще сохраняются во внешнем облике сельского жилища, но его внутренняя планировка и убранство все более приближаются к городским. Традиционная одежда повсюду сменилась городской, только в немногих местах отдельные ее элементы сохраняются в костюме пожилых женщин. Продолжает бытовать меховая зимняя одежда у лопарей.

Духовная культура

До революции ни один из народов восточноевропейского Севера не имел своей письменности, если не считать особой зырянской письменности, созданной в XIV в. Стефаном Пермским, но не получившей распространения и быстро забытой. В духовной жизни этих народов большое место занимало устное творчество и прикладное искусство. Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки, особенно известны руны карело-финского эпоса " Калевала". Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву.

По вероисповеданию народы Севера были православными, но у них в той или иной степени сохранялись пережитки дохристианских верований, особенно у саамов, которые почитали " оленью хозяйку" и других " хозяев" - покровителей промыслов; у них же существовали культ священных камней и пережитки шаманизма.

При советской власти была создана письменность у коми-зырян и коми-пермяков, а также у карелов, у которых в качестве литературного был принят финский язык.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  2. Альфред Вебер: судьба Европы
  3. Власть на огромную евразийскую территорию, вовлекая в ее орбиту многие народы,
  4. Водные ресурсы Западной Европы. Анализ водохозяйственного баланса европейских стран
  5. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
  6. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  7. Географические пояса и природные зоны Зарубежной Европы
  8. Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КНР, КНДР, МНР И КУБОЙ
  9. ГЛАВА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в.
  10. ГЛАВА 7. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII в.
  11. ГЛАВА 8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX в. КЛАССИЦИЗМ И АМПИР
  12. ГЛАВА 9. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА XIX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX в. МОДЕРН И АРТ-ДЕКО


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1644; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь