Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Народное искусство и фольклор



Народное художественное творчество восточных славян, опирающееся на многовековые истоки и традиции, имеет широкий набор видов и жанров. Некоторые из них отчасти связаны с народными верованиями, семейной и календарной обрядностью русских, украинцев и белорусов. К числу наиболее выразительных жанров устного словесного и музыкального фольклора относятся народные обрядовые песни, сопровождавшие все семейные и календарные праздники, свадебные и похоронные плачи-причитания, рождественские колядки и жнивные песни и т.п., сказки животного цикла, волшебные сказки, пословицы и поговорки, былинно-эпическая поэзия, загадки и др. В настоящее время обрядовая поэзия восточных славян сильно сократила сферу своего бытования.

Многообразна и богата сюжетами народная лирическая песня белорусов, русских и украинцев (любовная, семейная, солдатская и др.). Имели распространение народные игры, народная драма и театр (у русских хорошо известен народный кукольный театр " Петрушка", у украинцев и белорусов - " вертеп" ). Меньше известен театр живых (разумеется, самодеятельных) актеров, возникший в конце XVII - начале XVIII в., с его наиболее популярными драмами " Царь Максимилиан" и " Лодка". В.XIX в. во многих русских селениях и городах бытовали весьма популярные формы массового народного театра - бродячие актеры, плясуны, циркачи-акробаты и другие, выступавшие на городских ярмарках и площадях.

Огромен сказочный эпос, повсеместно бытовавший у русских, украинцев и белорусов. Восточнославянский сказочный фольклор хорошо изучен, тематика, сюжеты и мотивы его подробно проанализированы и систематизированы рядом исследователей Х1Х-ХХ вв. Из современного повседневного быта русских, украинцев и белорусов сказки почти исчезли, вытесненные литературными формами: теперь сказки, да и те в литературной обработке, рассказывают (а чаще читают) только детям. ^

Ярким проявлением устного народного творчества является русский героический эпос - былины, собранные на Русском Севере (местное название - старины), хотя по своему содержанию эпос связан со старейшими культурными и политическими центрами Древнерусского государства - Киевом и Новгородом. Близки по характеру к былинам исторические песни (на Украине - " думы" ), исполняемые нараспев. Украинские " думы" чаще всего исполнялись слепыми певцами - кобзарями и бандуристами, ходившими от селения к селению и кормившимися этим.

Содержание более позднего фольклора у русских, украинцев и белорусов, как правило, отражает основные вехи истории общества и государства. Это песни, частушки, городской романс, устные рассказы, в частности о Великой Отечественной войне, о героях-партизанах и т.п. В последние годы фольклористы начали серьезно собирать и изучать новые жанровые песни, свидетельствующие о том, что народное поэтическое творчество не иссякает и в наши дни.

Необычайно богато и разнолико народное музыкальное (песенное) творчество русских, украинцев и белорусов. В песнях нашла свое отражение тяжелая трудовая жизнь народа, борьба с завоевателями, угнетенное положение женщины и др. Восточнославянская музыка вдохновляла многих выдающихся композиторов прошлого века: М.И.Глинку, А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, П.И.Чайковского, А.Н.Серова, Н.А.Римского-Корсакова, Н.В.Лысенко, С.С.Гулак-Артемовского и др.

В белорусской, русской и украинской народной музыке вокальная сторона, как правило, преобладала над инструментальной. Ее характерная черта - многоголосие. В отдельных областях России, Белоруссии и Украины в манере исполнения прослеживается ряд особенностей.

Древнейшим струнным музыкальным инструментом, изображенным уже на одной из фресок Киевского Софийского собора XI в., являлись славянские гусли (найдены также в раскопках древнего Новгорода и других русских городов). С XVI в. на Руси известны смычковые инструменты - гудок, домра (по некоторым данным, она была известна еще в домонгольское время). В конце XVIII в. появилась знаменитая русская балалайка, а в первой половине XIX в. - гитара. На Украине в прошлом были широко популярны лира, кобза и др. Позднее их почти полностью вытеснила украинская бандура. Из народных духовых инструментов восточных славян известны рожок, жалейка и волынка. В XIX в. и в сельской местности, и в городе стала известна гармоника (гармонь) в ее различных областных вариантах.

В настоящее время среди русских, украинцев и белорусов отмечается большой интерес к народной музыке. Появилось большое число народных любительских и профессиональных фольклорных ансамблей. Отечественные композиторы широко используют материал народного музыкального творчества, продолжающего развиваться и в наши дни.

С глубокой древности у восточных славян существовали пляски и танцы. Обычно они сопровождались пением и исполнялись под музыку. Так, для русских крестьян повсеместно были характерны хороводы. У северных великоруссов Хороводы отличались плавностью и величавостью; у южных - они были более быстрыми и оживленными. В конце XIX в. появились новые танцы, заимствованные из городского быта, — " барыня", " камаринская", различные виды кадрили, лансье (" ланчик" ) и др. Массовые старинные пляски - " метелицы", " веснянки" - сохранялись у украинцев. Начиная с XIX в. они успешно сосуществуют с новыми танцами типа " казачок" и " гопак". К числу старинных белорусских танцев, сохранившихся до наших дней, можно отнести " лявониху", " крыжачок" и др. Мировую известность приобрели такие хореографические профессиональные ансамбли, как " Березка", Ансамбль народного танца под управлением И.А. Моисеева, прославленный русский народный хор им. Пятницкого с его танцевальной группой, украинская хоровая капелла " Думка" и др.

Ярко и привлекательно декоративно-прикладное искусство русских, украинцев и белорусов. Вышивкой и узорным тканьем покрывалась праздничная народная одежда восточных славян. Мастерицы многих областей России плели кружева (этот промысел кое-где сохранился до наших дней). Резьбой украшались дома у русских на Севере, в Поволжье и в Центре России, богато расписывались стены, печи утварь на Русском Севере, хаты и печи украинцев и т.д.

География распространения многих народных промыслов и ремесел восточных славян связана с природными условиями того или иного региона, особенностями социально-экономического развития и конкретной историей отдельных районов расселения русских, украинцев и белорусов. Например, широкое распространение получила деревянная резьба в богатых лесом районах Верхнего и Среднего Поволжья, на западе и севере европейской части страны (у русских и белорусов), в лесных районах Прикарпатья (у украинских гуцулов); роспись утвари на Русском Севере и домов в степных районах Украины. Практически для всех восточнославянских народов характерно узорное ткачество и украшение одежды вышивкой. Этнические или областные различия в декоре прослеживаются главным образом в орнаментике и цветовой гамме тканей. Интересны и другие различия. Так, вышивка жемчугом была распространена на Русском Севере, а вышивка бисером - на Украине и т.п. '

В России на основе местных крестьянских промыслов и ремесел возникли центры художественного производства, теперь широко известные всему миру. До сих пор славятся своими изделиями гончары подмосковной " голубой Гжели", подлинными произведениями искусства являются расписные шедевры " золотой Хохломы" (Нижегородская обл.), лаковые миниатюры Палеха (Ивановская обл.), Федоскино (Московская обл.) и Мстёры (Владимирская обл.), жестовские росписные подносы (Московский обл.), изящная резьба по моржовой кости (Архангельская обл.).

 

НАРОДЫ ВОЛГО-КАМЬЯ

Восточную Европу помимо восточных славян населяют многие народы, различающиеся по своему происхождению и культурно-бытовому облику.

Особый историко-этнографический регион Восточной Европы представляет Волго-Камье, в котором живут шесть крупных народов, имеющих свои национальные автономии: поволжские, или казанские татары, в Татарии их 1765 тыс человек; чуваши - 1839 тыс. человек, в Чувашии - 905, 6 тыс. (49, 2%); башкиры - 1449, 4 тыс. человек, в Башкирии - 863, 8 тыс. (59, 6%); мордва - 1153, 5 тыс. человек, в Мордовии - 313, 2 тыс. (27, 2%); удмурты (в прошлом - вотяки) -746, 5 тыс. человек, в Удмуртии - 496, 3 тыс. (66, 5%); марийцы (в прошлом — черемисы) - 670, 2 тыс. человек, в Марийской республике - 324 тыс. (48, 3%) (численность народов в этой главе дана по переписи населения в 1989 г.).

В лингвистическом отношении все народы Волго-Камья делятся на две группы. Одну из них составляют удмурты, марийцы и мордва, говорящие на языках финно-угорской группы уральской языковой семьи, другую - чуваши, татары и башкиры, языки которых принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи.

По расовой принадлежности все названные народы относятся к разным антропологическим типам большой европеоидной расы, среди которых преобладают типы, сочетающие в себе помимо европеоидных также в большей или меньшей степени монголоидные признаки. Это объясняется тем, что Волго-Камье входило в ареал древнего смешения европеоидных и монголоидных типов. Смешанные типы ярче всего представлены среди финно-угорского населения, кроме мордвы-эрзи, не имеющей признаков монголоидности. Среди тюркских народов Волго-Камья, особенно среди башкир, встречаются типичные монголоиды, но их процент незначителен.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь