Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предосторожности против лжи.
Для убежания вышепомянутых пороков должно в твердой содержать памяти оную истинну: чего себе не хощешь, того другому не твори, и за самое несумнительное почитать, что который обык своим дерзским языком другаго терзать честь, или слова свои частыми мешать лжами, тот по справедливой необходимости тож самое на себе постраждет, и не возможет убежать, чтоб не почтен был или за безчестнаго, или за непостояннаго и ветренаго человека. Почему всякому с Сирахом должно желать, чтоб язык был в сердце, а не сердце на языке, и с Давидом молиться: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Можно же, да и должно отверзать уста свои, но на хвалу Божию и пение преславнаго имени его, на дерзновенное истинны исповедание, на защищение другаго имени и чести против клевет и ложных доносов, на то, чтоб выхвалять другаго достоинство, и тем почтительный долг отдавать добродетели, или и на краткое обличение другаго пороков с чистосердечным исправления намерением. §. 14. Десятая заповедь преждереченных заповедей есть совершенное изъяснение, и она требует, чтоб не токмо зла не делать, но и в сердце того не желать. Ясно есть Евангельское слово, Матф. гл. 15. ст. 19. От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Почему Бог запрещая заповедию сею неправедное и непристойное желание, в своем начале пресекает зло, и в самом источнике изсушает поток беззакония. А именно, повелевая в пятой заповеди должную вышшим лицам отдавать честь, сею заповедию требует, чтоб мы и сердцем к ним любовно всегда расположены были. Шестою заповедию запрещая убивать другаго и обижать, сею и хотеть того, или внутренно токмо гневаться запрещает. В седьмой воздерживая от всякаго незаконнаго плотскаго смешения, сею и от самой к тому склонности и непозволительнаго движения отводит. Осьмою и девятою запрещая чужое добро похищать, и чужую честь терзать злословием, а сею и думать о том не велит. Заключение толкования заповедей. В сих спасительных закона Божия заповедях содержатся вечныя истинны, которыя суть совершенным правилом благочестиваго жития. О сколь блаженны те, которых в законе Господни воля, и в законе его поучаются день и нощь, которые веселятся во объятиях у добродетели, и за свои благия дела награждение в самих себе находят, то есть, спокойство совести! А то уже и всякое желание превосходит, что их любящих Бога возлюбит Бог любовию вечною и с ними к несказанному их благополучию на веки соединится, по оному Спасителя нашего слову: Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим. Однако сколькоб кто ни успевал в исполнении Господних заповедей, и сколькоб ни восходил на высоту добродетели, но разсуждая, что все сие есть плод и милость содействующия Божия благодати, и что добродетели наши смешены бывают с недостатками, надыматься тем ни мало не должен, но паче Евангельское оное памятовать слово: Аще и вся повеленная вам сотвори те, глаголите, яко раби непотребни есмы; зане, яже должни бехом сотворити, сотворихом. Горе же презрителям святой воли Господней, которые предпочитая внешния услаждения паче духовных и Божественных от добродетели удаляются, и яко безсловесныя животныя суть подлые страстей своих невольники. Их и здешняя жизнь есть паче смерть, нежели жизнь; но сие нещастие тем есть страшнее, что оно сею жизнию не пресечется, но предаст будущаго века суду, где всех дел свидетель и осудитель будет сам закон, которой они преступали, как говорит Апостол, Рим. гл. 2. Елицы в законе согрешиша, законом суд приимут. §. 15. Для исполнения заповедей Божиих нужно есть содействие благодати его (а); которое, как и всякое другое добро получается усердною молитвою (в). а) Будучи человек и в понятии духовныя истинны слаб, и в избрании совершеннаго добра немощен, [как сие выше довольно показано] требует, чтоб вседействующая Божия благодать сии недостатки сама собою дополнила, возвышая его мысль к понятию Спасительныя истинны, и управляя его сердце к желанию и достижению истиннаго благополучия. О сем нас Евангелие не токмо извещает, но и уверяет, что милосердый Бог помогать нам в столь нужном для блаженства нашего деле всегда готов есть. Без мене, говорит Спаситель наш, Иоан. гл. 15. ст. 5. не можете творити ничесоже. Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы аще во мне не пребудете. Согласно с своим Учителем мудрствовал его избранный сосуд. 2. Корин. гл. 3. ст. 4.Надеяние таково имамы Христом к Богу, не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога. Сия милосердая недостаткам нашим споспешествующая Создателева воля потребна не токмо в делах духовных, которыя непосредственно нас к вечному пути управляют, но и во всяких других требованиях надлежащих и до сей жизни. Ибо Господь есть верьховный властелин всех вещей, и Он с высоты святыя своея на все вещи взирая, по своему премудрому благоволению всякой твари пристойное и надлежащее делает удовольствие. В разсуждении сего святый Иаков написал, что всякое даяние благое и всяк дар совершен свыше есть сходяй от Отца светов. Почему, дабы щедрых Небеснаго Отца даров всегда мы были сподоблены, должно сердечным желанием возноситься к Нему и усердными молитвами ударять в двери его благоутробия. Правда, что Бог ведает и прежде прошения, в чем мы имеем нужду; да ведает и то, кому что дать надлежит: а в разсуждении сего часто человек того не получает, что он получил бы, ежели бы усердною молитвою и чистым сердца расположением предварил склонную всегда к благодетельству Создателеву волю. Что есть молитва? в) Молитва есть возношение мысли нашея к Богу с прошением от него душеполезных благ. Чтоб молитва наша была богоугодна и действительна, потребно 1) Чтоб мы того у Бога просили, что нам в истинном его слове предписано. Ибо человек Духом Святым непросвещенный, как не может знать, в чем его истинное состоит блаженство, так не может знать и того, что ему в молитве своей просить надобно. Подтверждает сие великий Апостол Рим. гл. 8. ст. 26. Дух пособствует нам в немощех наших. О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными. Сей Святый Дух в писании своем открыл, чтоб нам первее всего искать и просить царства Божия и правды его, то есть, способа к получению его. И сего души нашей спасения просить от Бога прямо, то есть, с несомнительным уверением, что прошение сие есть приятно Богу: а протчих благ, как-то здравия, долговременной жизни, богатства, честей, довольства, просить с договором, то есть, прибавляя: ежели его святой воле угодно, и ежели он всевидящим своим оком предусматривает, что оная благая для меня будут полезными. 2) Чтоб молитва была приносима от горячаго и сокрушеннаго духа с нелицемерным признанием скудости своея и бедности, и словами кающагося блуднаго сына, колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю! Лук. гл. 15. Понеже человек сам чрез себя ничего не имеет и иметь не может, ежели Отец Небесный не отверзет щедрую руку свою. 3) Чтоб все наши прошения утверждены были надеждою на дражайшия заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа, с крепким уверением самих себя, что единая токмо Искупителя нашего смерть и пролиянная за нас его кровь сильна склонить милосердие Божие ко исполнению желаний наших. А без сего молитва наша, яко от грешнаго сердца и от недостойных уст происходящая, никакой не имеет силы. Сие столь несомнительно, что сам Сын Божий ясными сло вами объявил нам то: аминь, аминь, глаголю вам: яко елика аще попросите от Отца во имя мое, даст вам. Иоан. гл. 10. ст. 23. А блаженный Павел и сильным доказательством то подтверждает. Рим. гл. 8. ст. 32. Иже убо своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть его: како убо не и с Ним вся нам дарствует? §. 16. Чего мы от Милосердаго Бога в молитвах своих просить должны, то все заключается в следующей Господней молитве. Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков аминь. Сия молитва, которой нас научил сам Господь Иисус Христос, хотя сама чрез себя есть ясна, но понеже она в себе заключает все то, чегоб токмо человек от Бога просить мог, небезполезно оную несколько пространнее изъяснить. ИЗЪЯСНЕНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ. Отче наш, иже еси на небесех! Всемогущий Боже и Создателю наш, который будучи по существу своему никаким необъемлем местом, на небеси особенным откровением славы своея присутствуешь: Ты нас, врагов, по неизреченной своей милости возлюбив, ходатайством возлюбленнаго Твоего и единороднаго Сына Господа нашего Иисуса Христа усыновил себе, и духом Твоим в сердца наша вопиешь, Авва Отче: и сим неизглаголанным воплем уверяешь нас, что скорее родители земные оставят детей своих, нежели, чтоб Ты, премилосердый Отец, присвоенных тебе благодатию Твоею сынов прошения презрел, и к их нуждам не преклонился бы благоутробно. Сею благою ободряемы надеждою, всесмиренно всею нашею верою молим Тебя. Да святится имя Твое; Приведи нас в познание Твоея истинны; открой очи наши, и уразумеем чудеса от закона твоего: даруй мир церкви Твоей, которую Ты сотворил освященным Ковчегом истинны Твоея, и дабы все светильником закона путеводими от заблуждений своих собралися во едино Твое стадо к единому Тебе Пастырю. Притом отведи нас от злых дел, которыми оскорбляется благословенное имя Твое, и даруй нам успевать в любви Твоей и добродетели, яко да видит мир добрая дела наша и прославит Тебя Небеснаго Отца. Да приидет Царствие Твое: Ты нас привел из тьмы в чудный свой свет, и утвердил сердца наша упованием жизни вечныя: мы управляемы здесь словом Твоим и духом Твоим, поспешаем желаниями нашими к Твоему вечному покою: токмо ты исторгни соблазны, и злыя против Евангелия Твоего предприятия покажи суетными, да безпрепятственно проходим течение жизни сея, и из плачевной мира сего юдоли преселимся в блаженное святых жилище, где Ты сам всяческая во всех. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. И хотя развращенная наша воля отводит нас от Твоего спасительнаго пути, пленяема тленными красотами и страстями смущаема: но Ты всесильным своим действием покори ее Твоей воли благой и совершенной; дабы мы с радостию без роптания повиновалися всем Твоим повелениям, и твердо веровали бы, яко Ты вся премудро к добрым управляешь концам. Подавай же нашей немощи силу, чтоб мы живущия на земли назначенную нам от Тебя должность проходили усердно и верно так, как непорочные Ангелы Твои исполняют волю Твою на небеси. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И понеже мы еще влечем многотрудную жизнь сию, и тела тягостию и немощию обложенныя носим, то Ты и на сию слабую состава нашего часть щедроты Твои излить благоволи, подавая к временному житию сему потребная, даруй благорастворение воздуха, умножи плоды земныя, благослови наши труды и промыслы, укрепи тела нашего здравие, да из сего познаем, что Ты един источник, из котораго вся благая проистекают, и что без Твоего благословения все наши и усильныя тщания и заботы суть тщетны. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Но совсем тем пользуяся неисчетными Твоими благодеяниями, не воздаем за оныя Тебе благодетелю достойной благодарности. Мы ежечасно преступаем Божественный закон Твой, и святой воли Твоей не покаряемся: мы щедрыя дары Твои употребляем во зло, и тем зело прогневляем Твою благость, остаясь должниками, чтоб за свои преступления праведному Твоему подверженным быть гневу. Но Господи! не вниди в суд с рабы Твоими, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. По неизреченному Твоему милосердию остави все грехи наши ради безконечных заслуг и излиянныя за нас на кресте крови единороднаго и возлюбленнаго Сына Твоего, дражайшаго Ходатая нашего, Иисуса Христа. За что в знак благодарности нашей твердое намерение и усердное желание имеем, все нашим должникам долги оставить, и все нанесенныя нам от других обиды и оскорбления с радостию простить; токмо благодать Твоя готовою да будет нам помощию. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Не токмо же прешедшия наши прости грехи, но и от будущих предохрани нас грехопа дений. Ты знаешь существа нашего немощь ко греху удобосклонную, и видишь, коликими в море мира сего волнуемся бедами и напастьми: плоть уловляет страстями, мир прелестьми, диявол хитростьми; не попусти нам, Всеблагий Господи! сими уловленным быть сетьми, и разженныя искушений стрелы угаси, да не како победившися ими в пропасть отчаяния впадем. Ежели же и попустишь нам Отечески ко исправлению нашему впасть в некия искушения, буди воля Твоя! токмо малодушие наше всемогущею рукою Твоею подкрепи, да не ослабеем в сем блаженном подвиге, и да действует сила Твоя в немощи нашей. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки веков, аминь. Веруем же, что Ты не презришь прошений наших, Небесный Отче! Ты яко всесильный вся можешь, а яко преблагий вся нам благая подать хощешь. Ты нас уверил Евангельским Твоим благословенным гласом, что мы не сомнительную имеем надежду получить все то, чтоб мы от Тебя ни просили именем возлюбленаго Отрока Твоего Иисуса. Но паки Тебе молим, да из получаемых нами Твоих благ, не нам, но имени Твоему будет слава, аминь, буди, буди. МОЛИТВА ВОСТАВ ОТ СНА. Господи! благодарю тебе от всего сердца моего, что ты меня здрава и невредима воздвиг от сна, и разогнав тьму нощную, осиял радостным светом дня сего: молю Тя усердною моею в Тебя верою, разгони темноту неведения моего и страстей моих, и просвети мой ум и волю светом вседействующия благодати Твоея. Даруй мне рабу Твоему, дабы я на дела от Тебя мне назначенныя с полною охотою моею устремлялся, и изъискивал бы со тщанием тайны в святом законе Твоем сокрытыя, со дерзновением всегда призывая святое имя Твое: Отче наш и прочая. МОЛИТВА ОТХОДЯ КО СНУ. Всемогущий Боже! сподобившись Твоим промыслом сего нощнаго достигнуть часа, за все благодеяния, какия я в сей день от щедрой Твоей руки получил, благодарное; а за прегрешения моя, кающееся приношу Тебе сердце: и молю Тя, ко сну меня отходящаго святым Твоим покрой осенением: но притом даруй, чтоб я памятовал вечный оный покой, который Ты уготовал любящим Тя, в которых числе и меня, Господи, устрой. ПРЕД ОБЕДОМ. Очи всех на тя, Господи! уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всяко животное благоволения. ПОСЛЕ ОБЕДА. Благодарю Тя, Христе Боже мой, яко насытил мя еси земных Твоих благ; не лиши мя и небеснаго Твоего царствия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы