Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Устраните киллеров, убивающих творчество



Преподаватель экономики и писатель-юморист Стивен Ликок говорил: «Что касается лично меня, то я скорее написал бы «Алису в стране чудес», чем всю Британскую энциклопедию». Он ценил теплоту творческой мысли гораздо больше холодных фактов. Если и вы придерживаетесь того же мнения, то вам необходимо избавиться от установок, которые обесценивают творческое мышление.

Просмотрите следующие фразы. Гарантирую, что вы убиваете творческое мышление всякий раз, когда слышите (или мысленно произносите) следующие слова:

 

Я не творческая личность.

Следуй правилам.

Не задавай вопросов.

Не выделяйся из толпы.

Держись в рамках.

Есть только один выход.

Не будь глупцом.

Будь практичным.

Будь серьезным.

Думай о своем имидже.

Это нелогично.

Это непрактично.

Этого никогда не делали.

Этого нельзя сделать.

У других это не срабатывало.

Мы это уже пробовали.

Это требует слишком упорной работы.

Мы не можем позволить себе ошибиться.

Этим процессом будет слишком трудно управлять.

У нас нет времени.

У нас нет денег.

Да, но...

Игра — это нечто легкомысленное.

Мы потерпим неудачу.

 

Если вы считаете, что у вас есть великая идея, не позволяйте никому отговорить вас от нее, даже если она кажется глупой. Не позволяйте себе или кому-то другому потворствовать киллерам, убивающим творчество. Иначе вы никогда не сможете сделать ничего нового. Или, как утверждает Эдвард де Боно в книге «Новое мышление», «нельзя выкопать яму в другом месте, все время копая ее в глубину». Не трудитесь еще усерднее над одной и той же старой задачей. Обязательно внесите в нее какие-нибудь изменения.

 

Старайтесь мыслить творчески,

задавая правильные вопросы

Творчество — это в значительнёй степени умение задавать правильные вопросы. Инструктор по менеджменту, сэр Энтони Джей, сказал: «Нетворческий разум может увидеть неправильные ответы, но, чтобы увидеть неправильные вопросы, требуется творческий разум». Неправильные вопросы убивают процесс творческого мышления. Они направляют мыслителей на прежние позиции или вынуждают поверить в то, что мышление вообще необязательно.

Чтобы стимулировать творческое мышление, задайте себе следующие вопросы:

 

· Почему это должно быть сделано именно так?

· В чем суть проблемы?

· Каковы данные, лежащие в ее основе?

· О чем напоминает мне данная проблема?

· Каково альтернативное решение?

· Какая метафора или символ поможет это объяснить?

· Почему это важно?

· Каков самый трудный и самый дорогостоящий способ сделать это?

· У кого другая точка зрения на этот счет?

· Что случится, если мы не сделаем этого вообще?

 

У вас есть идея и, возможно, вы сами можете придумать лучшие вопросы. Физик Том Хиршфельд утверждает: «Если вы не спрашиваете достаточно часто «почему это так? », то кто-нибудь спросит: «почему вы здесь? » Если вы хотите мыслить творчески, то должны задавать правильные вопросы. Вы должны бросить вызов этому процессу.

 

Создайте творческую среду

Чарли Броуэр сказал: «Новая идея — вещь хрупкая. Ее можно убить усмешкой или зевком; ее можно смертельно ранить саркастическим замечанием и до смерти напугать нахмуренной бровью важного для вас человека». Каждую минуту негативно настроенные люди убивают тысячи великих идей. И наоборот, творческая среда становится чем-то вроде теплицы, где идеи высевают в удобренную почву, в которой они могут дать ростки и расцвести. Творческая среда:

· Поощряет творчество. Дэвид Хиллз говорит: «Исследования творчества показывают, что решающее значение в вопросе, будут наемные служащие творчески мыслить или нет, имеет осознание ими того факта, что им это разрешено». Когда нововведения и плодотворное мышление открыто поощряются и вознаграждаются, люди видят, что им дано разрешение проявлять творческие способности.

 

  Нетворческий разум может увидеть неправильные ответы, но, чтобы увидеть неправильные вопросы, требуется творческий разум. Энтони джЕй

 

В своей компании «INJOY» я поощряю творчество, регулярно созывая сессии творческих команд, где собираются «мыслители», чтобы выработать новые и лучшие идеи. Если в помещении царит соответствующая атмосфера, всегда происходят три вещи: на более высокий уровень поднимаются идеи, повышаются энергия и синергетический эффект, а в результате на более высокий уровень поднимается и компания в целом.

· Укрепляет доверие среди членов команд и отдельных лиц. В творчестве всегда существует риск потерпеть неудачу. Вот почему для людей творческого склада так важно доверие. Автор детективных романов Рита Мэй Браун говорит: «Творчество рождается благодаря доверию. Доверяйте своим инстинктам. И никогда не ждите большего, чем можете сделать». В творческом процессе доверие вытекает из того факта, что люди, работая вместе, хотят наилучшего для своей организации и друг для друга. Оно вытекает из того, что люди в команде уже почувствовали вкус успешных, творческих идей, а также из уверенности, что время, потраченное на творческие идеи, не пропадет впустую, поскольку эти идеи обязательно реализуются.

 

  Творчество рождается благодаря доверию. Доверяйте своим инстинктам. И никогда не ждите большего, чем можете сделать. РИТА Мэй БРАУН

 

· Притягивает тех, кто мыслит творчески. Творческие личности отличаются эксцентричностью. Допускаю: иногда они оказываются не в центре внимания. Как следует обращаться с творческими людьми? Я следую совету Тома Питерса: «Удалите олухов и выращивайте сумасбродов! »— и стараюсь проводить время с такими людьми.

Во всяком случае, я получаю от этого удовольствие. Особенно я люблю втягивать людей в занятия типа «мозгового штурма». Они принимают приглашения на такие занятия, потому что атмосфера там наполнена энергией, идеями и смехом, К тому же высоки шансы, что в результате появится какой-нибудь новый проект, семинар или стратегия бизнеса. А они знают, что после этого будет праздничная вечеринка!

· Уделяет внимание любым нововведениям, а не только крупным изобретениям. Творчество должно с чего-то начаться. Сэм Уэстон, создатель популярных мультипликационных сериалов 80-х годов, сказал: «Так называемые потрясающие идеи приходят редко, но, чтобы сделать творческую карьеру, вам не обязательно нужны именно такие. Мое определение творчества — это логическая комбинация двух или более уже существующих элементов, которая в результате дает какую-нибудь новую концепцию. Наилучшим способом построить жизнь с помощью воображения является дальнейшее развитие имеющихся новаторских предложений, а не придумывание совершенно новых концепций».

Творческие люди говорят: «Дайте мне хорошую идею — и я дам вам еще лучшую! ». К счастью, я рано выучил этот урок. У меня редко появляется своя идея. Чаще я беру идею, предоставленную мне кем-то другим, и поднимаю ее на более высокий уровень. Таков мой подход к творчеству. Когда я выступаю на конференции, то часто описываю идею, взятую из книги, над которой я в данный момент работаю. Затем предлагаю присутствующим в аудитории поделиться со мной своими мыслями, идеями и примерами, чтобы пополнить ими свою книгу. Я говорю так: «Я возьму то, что вы мне даете, сделаю это еще лучше, а затем оплачу то, что взял в кредит». Потом, улыбнувшись, добавляю: «Ну а потом продам вам эту книгу». И мы все от души смеемся. Я радуюсь тому, что получаю хорошую идею; они радуются тому, что получают признание своих, пусть небольших, заслуг. (Впоследствии я посылаю им бесплатный экземпляр книги.)

· Придает больше ценности возможности выбора. Одна женщина выслушала сделанное ей предложение, а потом сказала: «Извини, Фред, но я не могу выйти за тебя». — «Почему? — спросил он. — У тебя есть кто-то другой? » — «Нет, Фред, — ответила она, — но должен же быть! »

Творческие люди — мыслители иного склада. Они вечно о чем-то думают и изыскивают способы что-то сделать, так как понимают, что наличие вариантов дает благоприятные возможности. Когда кто-нибудь из моего ближайшего окружения приносит мне задачу, требующую решения, я прошу три вещи: самую лучшую информацию по этому предмету, возможные варианты и обоснование выбранного ими варианта. Я обнаружил, что мышление такого рода часто приносит самые лучшие результаты.

· Охотно предоставляет людям возможность выйти из узких рамок. Большинство людей, как правило, так и остаются ограниченными своими узкими рамками, даже если эти рамки были деспотически навязаны им или совершенно не соответствуют духу времени. Иногда, обучая людей творчеству, я даю аудитории следующую задачу на сообразительность:

Проведите четыре прямые линии через все точки, не отрывал карандаш от бумаги.

• • •

• • •

• • •

 

Эту задачу можно решить только в том случае, если человек готов применить творческое мышление (см. решение головоломки в конце этой главы). Большинство людей не готовы этого сделать. Запомните: ограничения, с которыми мы сталкиваемся, по большей части навязывают нам не другие люди, а мы сами. Люди с недостатком творческого мышления часто подпадают под эту категорию.

Если вы хотите стать творческой личностью, бросьте вызов ограничениям. Изобретатель Чарлз Кеттерииг говорил: «Все человеческие свершения — независимо от того, в какой форме они выражаются, — должны выходить за рамки установленных правил; в противном случае у нас никогда не было бы ничего нового». Творческая среда всегда принимает это в расчет.

 

Все человеческие свершения — независимо от того, в какой форме они выражаются, — должны выходить за рамки установленных правил; в противном случае у нас никогда не было бы ничего нового. ЧАРЛЗ КЕттЕРиНГ

 

· Ценит силу мечты. Творческая среда предоставляет свободу мечте. Она как бы предлагает пустой лист бумаги и спрашивает: «Если бы мы могли нарисовать картину того, чего хотим достигнуть, то на что она была бы похожа? » Творческая среда позволила Мартину Лютеру Кингу-младшему со страстью заявить миллионам людей: «У меня есть мечта», а не «У меня есть цель». Цели дают сосредоточенность, а мечты — силу. Мечты расширяют наш мир. Вот почему Джеймс Аллен убедительно заявлял, что «мечты — это спасители мира».

Чем более дружественно-творческим будет ваше окружение, тем больше у вас будет потенциальных возможностей стать творческой личностью.

 

Проводите время с другими

Творческими людьми

А что если там, где вы работаете, враждебная для творчества среда, и у вас есть не так много возможностей ее изменить? Конечно, можно сменить место работы. Но что если вы хотите сохранить эту работу, невзирая на негативное окружение? Наилучшим выбором в этом случае будет найти способ проводить какое-то время с другими творчески мыслящими людьми. Творчество заразительно. Вы когда-нибудь замечали, что происходит во время интенсивного «мозгового штурма»? Один человек бросает какую-нибудь идею. Другой использует ее как трамплин, чтобы раскрыть другую идею. Еще кто-то развивает ее дальше, в еще лучшем направлении. Затем кто-то подхватывает ее и выводит на совершенно новый уровень. Взаимодействие идей может оказаться подобным электрической искре.

В моей жизни есть сильная группа творческих личностей, и я стараюсь регулярно с ними встречаться. Уходя от них, я всегда чувствую в себе невероятный заряд бодрости, я полон идей и начинаю смотреть на все уже другими глазами. Эти люди мне просто необходимы.

Неопровержимым фактом является то, что начинаешь мыслить так же, как и те люди, с которыми проводишь много времени. Чем больше времени вы сможете проводить с творческими людьми, занятыми творческой деятельностью, тем более способными к творчеству вы станете сами.

 

Вылезайте из своей скорлупы

Актриса Катрин Хепберн как-то сказала: «Если вы будете подчиняться всем правилам, то пропадет все удовольствие». И хотя я не считаю, что необходимо нарушать все правила (многие из них нас защищают), я думаю, что не слишком мудро позволять самонавязанным ограничениям становиться помехой на нашем пути. Мыслители творческого плана — это люди, которые сумели вылезти из своей скорлупы. Они знают, что должны постоянно выходить за пределы собственного мира и личных ограничений, чтобы испытать творческое вдохновение.

Существует самый эффективный метод раскрыть себя новым парадигмам. Сделать это можно следующими способами: совершайте поездки в новые места, исследуйте другие общественные структуры, другие страны и традиции, посмотрите, как люди, полностью отличающиеся от вас, живут и мыслят, читайте книги на другие темы. Я любознателен от природы, и мне нравится познавать новое, но я все еще продолжаю читать книги только по своей любимой тематике — по лидерству. Иногда я вынужден заставлять себя читать книги, расширяющие сферу моего мышления, потому что знаю: это того стоит. Если вы хотите разрушить собственную скорлупу, заберитесь в чью-нибудь другую. Расширьте тематику своего чтения.

 

ИГРА — ЭТО ТОЖЕ ВЫХОД

 

Многие люди ошибочно считают, что если у человека от рождения нет творческих способностей, то он никогда не станет творческой личностью. Но вы уже наверняка поняли, что творческие способности можно развить. Некоторые люди так упорно трудятся, чтобы стать творческими мыслителями, и проводят так много времени на размышления вне своей скорлупы, что я не уверен, есть ли она у них вообще.

Недавно я прочел статью о такой группе людей. Они создали маленькую компанию по маркетингу в Ричмонде, штат Вирджиния. Компания называется «РIау» (Игра) и представляет собой кипящий котел творческих идей: угловая комната — конференц-зал — называется у них «игровой». Служащие изобрели для себя титулы, среди которых есть такие: «Что дальше», «Резонный голос», «Проверьте, пожалуйста», «1, 21 гигаватта». Их поощряют к тому, чтобы они брали дополнительные выходные и занимались альпинизмом — словом, делали все, что может еще больше разжечь их творческие способности.

Когда рождаются идеи и каждый записывает свою на бумагу, кладет ее в конверт, а затем бросает конверт на стол, служащие называют это «делать ставку». Если команда в отчаянии бьется о стену и приближается крайний срок сдачи продукции, она выбрасывает «красный флаг» относительно этого проекта и каждый в организации набрасывается на него. «Никто не уходит домой до тех пор, пока проект, идущий под красным флагом, не будет приведен в требуемое состояние готовности, поясняет служащий Кортни Пейдж, — независимо от того, сколько времени это займет».

 

ЖИВИТЕ, ЕШЬТЕ,

ДЫШИТЕ ТВОРЧЕСКИ

 

Основатели компании «РIау» создали невероятно творческую среду. Билл Хоулэнд, менеджер Центра творческого лидерства, недавно исследовавший способность этой компании укреплять творческий дух, сказал, что «баллы компании по этому показателю столь высоки, что их невозможно измерить. Я не видел другой компании с такой открытой и творческой атмосферой за все шесть лет работы в этом центре».

Ценности компании были простыми: люди, игра и прибыль — именно в этом порядке. Робб Пейр, руководитель отдела торговли, говорит:

«Работа в компании «Play» действительно дает мне ощущение безграничности. Здесь риск поощряется, и у меня есть шанс раскрыть свой потенциал и способности».

Соучредитель Энди Сефанович рассказывает, как компания смогла укрепить творческий дух своих сотрудников: «Что мы делаем, так это строим творческую общину — а не окружаем творчество некой таинственностью, как особый талант, которым обладают очень немногие, выдающиеся».

Каков же их совет людям, которые хотят стать более творческими личностями? «Ищите как можно больше информации и как можно основательнее ее обдумывайте». Это формула, которую мы все можем научиться применять.

 

ВОПРОС НА РАЗМЫШЛЕНИЕ   прилагаю ли я усилия, чтобы выбраться из своей скорлупы ограничений и применять свои идеи и имеющиеся возможности для достижения творческого подъема?  

 

ПРИВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ

ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

1. Если вы пробовали записывать свои идеи, просмотрите записанное. (Если вам не удалось записать идеи, то вы упускаете благоприятную возможность поднять их на следующий уровень. После завершения этого упражнения начните записывать идеи и делайте это в течение следующих 90 дней.)

Просмотрите записанные идеи и найдите одну, которая, по-вашему мнению, имеет огромный потенциал. А теперь задайте себе следующие вопросы, чтобы эту идею расширить:

 

· Почему мне нравится эта идея?

· Какие основополагающие данные в нее включены?

· Что мне это напоминает?

· Что является ее альтернативой?

· Какая метафора или символ помогает объяснить эту идею?

· Какова ценность этой идеи?

· Какой самый трудный или самый дорогостоящий способ ее осуществить?

· У кого иной взгляд на это?

· Что случится, если я не буду вообще этого делать?

· Куда может привести эта идея в моих самых безудержных мечтах?

 

Вы можете добавить сюда и другие вопросы, по собственному усмотрению. Суть заключается в том, чтобы выйти из своей скорлупы и позволить идеям придать вам правильное направление. Условия:

1) вам не разрешается перемежать свой мыслительный процесс саморедактированием, критикой или другими «киллерами» творчества;

2) вы должны стараться записать как можно больше идей.

 

2. Подумайте о своей рабочей среде. Укрепляет ли она творческий дух или, наоборот, перекрывает ему кислород? Если она стимулирует творческую мысль, принесите свои благословения и поблагодарите коллег и босса. Если же нет, посмотрите, нельзя ли сделать обстановку более дружественной и располагающей к творчеству. Если вы являетесь боссом, то изменить рабочую атмосферу входит в ваши обязанности. Поощряйте творческое мышление и любые новшества. Введите элементы игры. Дайте людям время перезарядить свои ментальные способности, подобно тем развивающим творческое мышление субботникам, которые рекомендует компания «Play». Наймите консультанта, чтобы обучить людей навыкам мышления вне их скорлупы. В общем, сделайте все необходимое.

 

3. Если у вас есть средства, чтобы поехать в другую страну и изучить незнакомую культуру, то, возможно, вам захочется спланировать соответственно этому свой очередной отпуск. Если у вас нет такой возможности, тогда прочтите три книги, тематика которых выходит за рамки вашей профессиональной сферы. Но не забивайте свой разум ничем, что будет вызывать у вас скуку или быстро выскочит из головы. Просто откройте себя той информации, которая заставит вас расширить границы разума.

 

Первой обязанностью лидера является

умение очертить границы реальности.

Макс де Три,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

КОМПАНИИ «HERMAN MILLER INC.»

 

КАК ОНИ МЫСЛИЛИ?

 

Полиция здесь не для того, чтобы создавать беспорядок.

Она здесь для того, чтобы охранять беспорядок.

МАЙОР РИЧАРД ДЕЙЛИ,

ВО ВРЕМЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНВЕНТА

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ЧИКАГО, 1968 г.

 

Одна из моих последних конференций — «Реальные проблемы лидерства». Она прошла очень успешно, несмотря на четыре весьма трудные проблемы: влияние на изменения, разрешение конфликтов, развитие лидеров и создание жестких требований. На первый план здесь выдвигалось изучение случаев из реальной жизни лидеров, самостоятельно и успешно справившихся с подобными задачами, и оказание помощи в преодолении существующих проблем. Как известно каждому, кто окончил учебное заведение несколько лет тому назад и уже успел «пообтесаться» в реальном мире, существует огромная пропасть между образованием, полученным в колледже, и реальным миром.

После одной из таких конференций я устроил обсуждение за круглым столом, уделив особое внимание некоторым новым тенденциям, и, к сожалению, многим не понравилось услышанное. В свое время, начиная карьеру сразу после окончания учебного заведения, я тоже был идеалистом. Вот некоторые из моих неправильных представлений и та реальность, с которой мне пришлось столкнуться.

Неправильное представление Реальность
Я мог бы сделать каждого человека счастливым. Часто конфликты неизбежны.
Людям нравятся изменения, если они сделаны правильно. Люди, как правило, противятся изменениям.
Лидеру достаточно лишь проявлять заботу о людях. Чтобы люди работали эффективно, их нужно развивать.
Хорошее лидерство устраняет необходимость в жестких требованиях. Жесткие требования необходимы всегда.

Если честно, то на раннем этапе своей деятельности у меня было стремление избегать реалистического мышления, поскольку я считал, что оно будет мешать моему творческому мышлению. Но по мере того, как я рос в профессиональном плане, я начинал понимать, что реалистическое мышление лишь дополняет и обогащает мою жизнь.

 

ПРОВЕРКА РЕАЛЬНОСТЬЮ

 

Сталкиваясь с реальностью, мы познаем разницу между тем, чего мы хотим, и тем, что есть. Я постигал эту истину медленно, урок за уроком. В первый год работы в церкви я обнаружил, что, независимо от того, насколько упорно я трудился и что бы я ни делал, я не мог угодить каждому. Это открытие я сделал, когда мне не удалось получить единодушного одобрения от своей паствы на первом для меня ежегодном собрании конгрегации.

И так мои неправильные представления рушились одно за другим. Но через какое-то время я начал мыслить более реалистично. Этот процесс прошел несколько фаз. Первая — когда я вообще не был вовлечен в процесс реалистического мышления. Спустя какое-то время я понял, что это необходимо — хотя бы от случая к случаю. Но в конце концов я осознал, что должен уделять большее внимание реалистическому мышлению, если хочу решать серьезные проблемы и учиться на своих ошибках, причем делать это нужно как можно скорее — пока не попал в беду. Реалистическое мышление стало составной частью моей жизни. Сегодня я и своих ключевых лидеров призываю мыслить реалистически. Мы делаем это мышление фундаментом нашего бизнеса, потому что извлекаем из него определенность и защищенность.

Я продолжаю расти, развивая свое реалистическое мышление, но оно все еще не является моей сильной стороной. Мне еще нужно многому научиться. Недавно мне напомнил об этом мой брат, Ларри, образец реалистического мыслителя. На собрании совета директоров не слишком доходной организации «EQUIP», которую я основал, чтобы обучать лидерству пасторов за океаном, мы обсуждали бюджет на текущий год. Трагедия, случившаяся 11 сентября 2001 года, неблагоприятно повлияла на доход большинства подобных организаций, не вовлеченных в систему добровольных пожертвований. И хотя дела шли неважно, я верил, что скоро все изменится к лучшему, и мы сможем найти в этом году достаточно денег, чтобы сформировать такой же бюджет, как и в прошлом.

Однако Ларри, который также является членом совета директоров «EQUIP» не дал на это своего согласия. Он хотел подойти ко всему с практической точки зрения. «Джон, — сказал он, — ты не можешь позволять своему природному оптимизму заниматься составлением этого бюджета. давай рассмотрим наихудший сценарий. Каким будет доход «EQUIP», если ситуация повернется к худшему? Именно на таком варианте мы должны строить свои планы, составляя бюджет и определяя штат служащих».

Мы немного поговорили относительно этой идеи и в заключение Ларри сказал: «Вы всегда должны задавать себе вопрос: «А что случится в худшем случае? » Это единственный способ удержать организацию на плаву в финансовом отношении».

А Ларри хорошо знает, о чем говорит. Он прекрасный бизнесмен. Благодаря своей смекалке и способности мыслить реалистически он создал много преуспевающих компаний и стал финансово независимым, когда ему было немногим более 20 лет.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  2. Актерское творчество в век развития режиссуры
  3. Архитектура 20 века и творчество Ле Корбюзье
  4. Вопрос 1. Основные психические процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Представление. Воображение.
  5. Доклад Творчество Оскара Нимейера
  6. Жизнь и творчество нобелевских лауреатов по экономике
  7. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
  8. Лекция 1. 17 век в развитии европейской культуры. Ренессансный реализм и творчество Лопе де Вега
  9. Общественный и семейный быт, духовная культура, народное творчество
  10. По правовым формам реализации: правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность.
  11. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права.
  12. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законодательного процесса.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь