Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Логическая последовательность в проповеди.
Правильное, логичное расположение аргументов в проповеди также является мощным средством убеждения, в особенности, если это предусмотрено первоначальным планом проповеди. Если, например, мы вооружимся тезисом о том, что мир, созданный Господом, может чудесным образом влиять на жизнь каждого отдельно взятого человека, мы можем подкрепить эти слова цитатами из Библии. Ход наших мыслей можно в этом случае изобразить следующим образом:
Предмет: " Сила Слова Божьего". I. Эта сила возрождает от нетленного семени (1Пет.1: 23). II. Она очистительна (Ин.15: 3). III. Она священна (Ин.17: 17). IV. Она может способствовать духовному росту (1Пет.2: 2). в) Предосторожность, с которой надо употреблять аргументы Мы заключаем наше рассмотрение аргументов несколькими словами совета. В стремлении к правде некоторые священники, кажется, одержимы идеей о том, что они - активные защитники веры. Следовательно, полагают они, проповедь следует наполнить массой неодобрительных слов в адрес тех, кто против их веры. В своей книге " Лекции моим ученикам" Чарльз Сперджен говорит в этой связи о человеке, который разгуливает с " теологическим пистолетом", постоянно пребывая в готовности выстрелить в любого, кто покажется иноверцем или кто просто-напросто не вполне согласен с его доктриной. Ясно, что такое отношение к проповеди совершенно несовместимо с христианскими ценностями. Более того: оно опасно и чревато неприятными последствиями. Совершенно справедливо, что мы готовы защищать правду и постоять за нее, но агрессивными и чрезмерно наступательными в этой готовности быть не следует. Человек Бога должен не только отрешиться от воинственных настроений в ходе проповеди. Он должен сделать все, чтобы у его слушателей также не пробудилась агрессивность - что бывает, если проповедник использует насмешки над противниками или едкий сарказм. Полемика по Библии может иногда требовать того, что теолог Уильям Эйер назвал " священным сарказмом". Пример такого сарказма - слова Илии, когда он высмеивает 400 пророков Ваала на горе Кармил. Между тем, все-таки лучше использовать логические аргументы и обойтись вообще без сарказма. Еще одно предостережение следует высказать касательно использования аргументов. Если проповедь состоит на все сто процентов из аргументов, она, скорее всего, будет плохо слушаться. Неинтересной и сухой может быть и статистика, если она присутствует в проповеди в избытке. Таким образом, проповеднику следует развить способность излагать аргументы и свидетельства умело, чтобы они были наглядны и представляли интерес для слушателей. Например, вместо того чтобы говорить о населении Китая, равном примерно одному миллиарду человек, что мало кто может охватить рассудком, лучше сообщить, что каждый четвертый из землян - китаец. Цитаты Цитаты могут в значительной мере способствовать разработке плана проповеди. Точная цитата, приведенная в нужном месте, придаст вашим словам в целом большую убедительность. Проповеднику следует применять все необходимые цитаты, но и тут не следует слишком увлекаться. Мы рассмотрим здесь четыре основных вида цитат. а) Цитаты из Писания. Мы уже упоминали о цитировании Библии в проповеди, но, тем не менее, повторимся: ничто не придает такого веса проповеди и словам проповедника, как уместная цитата из Библии. Даже если речь идет о каком-либо описании, нет ничего лучше для усвоения материала вашей проповеди, чем к месту упомянутые слова из Библии. Но и в этом случае следует пристально следить, чтобы все цитировалось к месту и точно. б) Пословицы и поговорки! Поговорки и пословицы - это устоявшиеся сочетания слов типа " Друзья познаются в беде" или " Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Можно применять пословицы других народов. Например, китайские: " Тот, кто стоит в грязи, в ней и увязает", " И самые высокие башни начинаются с земли", " Мудрец в трудностях видит предоставленную возможность, а глупец и в предоставленной возможности видит только трудности", " Одна вещь, с трудом приобретенная, лучше сотни доставшихся даром". Другой вид использования устоявшихся фраз - это упоминание специфических духовных истин, известных в краткой форме. Например: " Служение Иисусу - это не лишний труд, а труд от любви" " Наши большие дела малы для Него, а наши малые дела - это дела Его большой любви" " И малое велико, если в нем - любовь Бога" " Большее, чего мы можем добиться в жизни, - это пасть ниц у ног Иисуса" " Быть малым с Богом значит быть малым для Бога" Автор проповеди должен собирать и классифицировать такого рода поговорки, чтобы без труда отыскать нужную, когда она потребуется. Если тот или иной афоризм уместно использовать в проповеди, надо заучить его. Но при этом надо точно понимать его контекст, а также контекст проповеди. в) Сведения из компетентных источников. Значимые сведения из компетентных источников представляют собой другой тип данных, которые можно цитировать в ходе проповеди. При этом совершенно не обязательно, чтобы это были сведения теологического характера. Нужно лишь, чтобы они относились к сути дела. Процитируем здесь, например, статью из газеты " The Oregonian" от 25 мая 1967 года. Это обращение бывшего заключенного Ларри Дотсона к сорока мальчикам и девочкам школы города Портленд. В статье содержится описание жизни за решеткой. " Когда темнота и тишина поздней ночи опускается над большой тюрьмой, каждый из заключенных остается один на один со своей сломанной жизнью. Поздняя ночь, когда все в мире погружено в сон, - это как раз то время, когда можно слышать стоны и слезы отчаяния. Это плачут 35- и 40-летние мужчины, скорбя по своей потерянной жизни". Эти слова созвучны с данным в Библии описанием людей, которые брошены во тьму, " где плач и скрежет зубов". В ходе проповеди хорошо было бы упомянуть и автора цитаты и, в особых случаях, ее источник. Следует особо подчеркнуть имя автора, если одно его упоминание является хорошим аргументом в дискуссии или споре. Существует еще несколько принципов, которыми должен руководствоваться проповедник при составлении плана проповеди. При этом проповедник должен быть уверен, что цитирует источник точно. А если придется приводить цитату, которая в том или ином смысле идет вразрез с его собственным мнением, об этом также надо открыто сказать. Следует, конечно же, тщательно избегать цитат, которые могли бы повредить кому-либо из присутствующих или известных общине людей или испортить их репутацию. Кроме того, надо помнить, что замечания такого рода, касающиеся частных лиц или институтов, могут стать поводом для обращения в суд по обвинению проповедника в клевете. В заключение скажем, что проповедник не должен увлекаться слишком пространными цитатами. г) Поэзия. Стихотворные цитаты украсят любую проповедь. Особо ценны гимны, содержащие высокие слова веры и говорящие о жизни высокодуховной души. Гимны, посвященные трудностям жизни, будут к месту, когда речь пойдет о жизненных испытаниях, которым подвергается человек. Могут быть использованы и другие гимны, если их темы созвучны темам проповедей. Находя ту или иную цитату, проповедник должен удостовериться, что она не слишком длинна. Если речь идет о гимне, то, как правило, одной или двух строф будет вполне достаточно. А иногда полное представление о гимне дают даже две-три строчки. То, что аудитория хорошо знакома с гимнами, не должно служить препятствием к их цитированию. Напротив, как показал опыт, знакомство людей с гимном только добавит интереса к проповеди, если люди услышат заученные тогда-то строки в новой связи. Не следует злоупотреблять цитированием стихов во время проповеди. Как и в случае использования других выразительных форм, проповедник должен знать меру и не цитировать стихи слишком часто. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы