Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТАКТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ
Тактическое творчество фехтовальщика всегда с большой полнотой отражает личность спортсмена, его характер, морально-волевую сторону человека и особенности его кортикальных процессов возбуждения и торможения (темперамент). Поэтому тактика фехтовальщика глубоко индивидуальна, хотя она в то же время в большой степени отражает особенности и направление тактической выучки. Ясно выражаемое проявление индивидуальности в тактике ведения боя позволяет говорить о тактических обликах фехтовальщиков, о тактических типах. Определение тактических типов фехтовальщиков-бойцов имеет большое значение в умении фехтовальщика создавать верное представление о противнике и на основании этого представления составлять наиболее соответствующий особенностям противника план боя.
Активность и пассивность
По психологическим признакам всех фехтовальщиков схематично можно разделить на два основных типа: активный фехтовальщик-боец и пассивный. Активный фехтовальщик-боец пытается управлять ходом боевых взаимодействий, он не выжидает, не «высиживает» оплошности противника для нанесения ему укола или удара, а создает обстановку, способствующую возникновению ошибочности действий противника, ускоряет возникновение боевых схваток, идет на обострения, часто атакует. Отличительными его чертами являются: сильная воля, целеустремленность, смелость, решительность. Пассивный фехтовальщик-боец отдает инициативу в действиях противнику, обрекая себя на пассивность, предпочитает действовать в обороне, склонен к длительным бездействиям и выжиданиям во время боя. Психологически он характеризуется недостатком воли, нерешительностью, безинициативностью, слабо развитым тактическим мышлением. Разумеется, что между этими крайними, так сказать чистыми, типами имеются промежуточные типы с теми или иными отклонениями в сторону активного или пассивного фехтовальщика-бойца. Эти два тактических типа фехтовальщиков обусловлены характером и физиологическими особенностями деятельности центральной нервной системы. По более узкому, специально фехтовальному, признаку по склонности действовать в нападении или обороне фехтовальщиков можно разделить на бойцов атакующего стиля и оборонительного. Бойцы атакующего стиля, как правило, принадлежат к активному типу. Бойцы оборонного склада — к пассивному типу. Не редкость, однако, бойцы, которые сочетают активность со склонностью действовать в обороне. Не вникая в бой таких фехтовальщиков, можно и не заметить, что они «хозяйничают» в бою, вызывая противника на желаемые им атаки, в противодействиях которым они и проявляют свое боевое преимущество перед противником.
Преднамеренность и экспромт
По чисто тактической манере ведения боя, обусловленной особенностями обучения и тренировки, т. е. по направленности тактического мышления, фехтовальщиков, как пассивных, так и активных бойцов, можно разделить, правда тоже схематично, на две группы: фехтовальщиков преимущественно преднамеренных действий и фехтовальщиков преимущественно мгновенно им про визированных действий. Здесь, так же как и в предыдущей типовой классификации, следует иметь в виду, что не существует фехтовальщика, действующего только преднамеренно или только импровизирующего. Фехтовальщик преднамеренного действия, задумав применить определенный тактический прием, подводит под него свои боевые действия или выжидает момент, когда задуманный прием окажется осуществимым, пропуская при этом часто моменты, выгодные для применения других, не задуманных им приемов. Такая статичность замысла, такая навязчивая преднамеренность приводит к неполноценному тактическому общению с противником и к редким по времени включениям в боевые схватки. Положительной стороной фехтовальщиков преднамеренного действия является возникающая у них склонность к сложным многотемповым действиям, стремление к сложному острокомбинационному бою, основанному на тщательном изучении противника. Фехтовальщик мгновенно импровизированных действий не обременен замыслом, преднамеренностью он обычно играет оружием и дистанцией для создания боевой обстановки, чреватой разнообразными моментами и дающей простор для самых неожиданных боевых импровизированных действий, возникающих на основе мгновенных решений, вытекающих из внешней боевой ситуации и не успевающих даже облечься во внутреннюю словесную форму. Преимуществом фехтовальщика мгновенно импровизированных действий, обусловленных подвижностью его мышления, является разнообразие действий, их многочисленность и неожиданность, а недостатком — отсутствие твердой целенаправленности в обыгрывании слабых сторон противника и неглубокое нередко проникновение в будущий ход взаимодействий с противником. Разная тактическая манера боя — установка иа преднамеренные действия и на импровизированные — находит в большей или меньшей мере место у фехтовальщиков обоих психологических складов—активных и пассивных. А это ведет к возникновению у разных фехтовальщиков бесчисленных сочетаний типовых черт, т. е. к большому количеству фехтовальщиков смешанного типа, значительно отличающихся один от другого как по тактике, так и по манере, стилю ведения боя. Фехтовальщик каждого типа, постоянно пользуясь на тренировках и в бою тактическими и техническими приемами своего, только ему присущего арсенала боевых средств, совершенствуется в своей манере вести бой и может стать сильным фехтовальщиком. Однако достижение высокого спортивного мастерства возможно только при сочетании качеств активного типа фехтовальщика с умением, когда это требуется, действовать и преднамеренно и импровизированно. Создание такого типа фехтовальщика возможно, вопреки некоторым, глубоко заложенным в человеке чертам характера, но для этого требуется большая и трудная, зато благодарная работа фехтовальщика по самовоспитанию, без которой все усилия тренера не могут привести к существенному результату.
Сложная игра и упрощения
Различаются фехтовальщики своей склонностью к сложно-комбинированным завязкам и, наоборот, к коротким одиночным действиям. Эта склонность наиболее полно проявляется в реагированиях фехтовальщика на обнаруженные вызовы бойца. Реагирования мотут быть: 1) контактирующими до известного момента с желанием противника (у любителей комбинационнных осложнений) и 2) отвергающими с самого начала предлагаемый противником йывов (у фехтовальщика, склонного к упрощениям). При контактирующих реагированиях фехтовальщик, поняв вызов противника, принимает его приглашение и производит вначале желаемые противнику действия, а затем прибавляет к ним концовку, не входившую в планы противника и ведущую к его поражению. Например, противник-рапирист, находясь на дальней дистанции, периодически делает захваты в четвертое соединение, вызывая этим атаку двойным переводом. Фехтовальщик, поняв его замысел (вызов), идет на приглашение, атакуя двойным переводом, но выполняет атаку ложно, т. е. несколько укороченно, чтобы успеть взять защиту от задуманного противником ответа и нанести ему укол в контрответе. Такие контактные, согласованные с противником, реагирования ведут к сложному, комбинационному бою, требующему безупречного владения техникой. При реагированиях, отвергающих вызовы противника, фехтовальщик, понимая, чего желает противник, использует его вызов для совершения несложного действия, не предполагаемого противником и идущего с самого начала вразрез предлагаемой противником игре. Например, противник-рапирист, также как и в первом примере находясь на дальней дистанции, периодически делает захваты в четвертое соединение, вызывая атаку двойным переводом, на что фехтовальщик, понимая его замысел (вызов), сразу же нарушает контакт, производя на движение вызова контрзахват в шестое соединение с шагом вперед и последующим уколом прямо. Такие реагирования на вызовы, отвергающие тактическую игру противника с самого начала, ведут к укороченным боевым схваткам и к различным столкновениям оружия. Бой становится прерывистым, внешне некрасивым и невыгодным для любителя сложной, комбинационной манеры боя.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы