Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл.) следующим образом.



После молитвы девятого часа: «Владыко Господи….» отпуста не бывает. Священник по окончании молитвы девятого часа, облачившись в фелонь и открыв завесу (Типикон, 7 и 9 гл.), исходит из алтаря северной дверью, становится пред царскими вратами и возглашает: «Благословен Бог наш…». «Чтец: «Аминь». «Приидите поклонимся» …..(трижды), и читает псалом (103-й), называемый предначинательным: «Благослови, душе моя, Господа».

В таких случаях, когда девятый час не совершается, то вечерня начинается обычно так.

Священник: «Благословен Бог наш….» Чтец: «Аминь» и читает обычное начало, т.е. «Царю Небесный….», Трисвятое по «Отче наш…» «Господи помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся» (Трижды), а затем предначинательный псалом. По 103 псалме, произносит «Слава, и ныне», с троекратным «Аллилуиа». После священник, стоя на том же месте, на солее, произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся». После возгласа «Яко подобает...», читается рядовая кафизма. Кафизма начина­ется чтением псалма, а не пением «Господи, помилуй» (трижды) со «Славой». По прочтении кафизмы произносится малая ектения. В неделю, (воскресенье) вечера и в праздничные дни на вечерне кафизмы читать не положено. Хор поет «Господи, воззвах» со стихирами по Уста­ву» (счет стихир бывает различен. Иногда стихиры поются на 4, 6, 8, 10. Стихиры на «Слава» и на «И ныне» в счет не входят. Если стихир по Уставу положено петь на 6, а их в Минее меньше, тогда некоторые стихиры поются во второй раз). «Господи, воззвах» в дни предпразднства и попразднства, а также шестеричному святому и в субботу поется на глас, ука­занный в Минее. «Господи, воззвах» поется на глас текущей недели Октоиха и первые три стихиры будут из Октоиха, а остальные из Минеи. «Слава, и ныне» и поется Богородичен, а по вторни­кам и четвергам поется Крестобогородичен, которые находятся наряду в Минее. С пятницы на субботу на «И ныне» поется догма­тик гласа истекающей недели. В дни празднства и попразднства Богородичен заменяется стихирой праздника из Минеи. Иногда у святого имеется стихира на «Славу». В таком случае Богородичен берется на «И ныне» из приложения Минеи по гласу «Славы».

Во время пения стихир «Господи, воззвах» диакон, а если нет диакона, то священник, совершает каждение (Типикон, 2, 9, 22 гл.) сначала вокруг престола. Выйди северной дверью на солею, диакон кадит св. врата, иконы правой и левой стороны иконостаса, затем правый и левый клироса, молящихся и весь храм. После каждения всего храма диакон снова поднимается на солею и кадит пред царскими вратами местные иконы (Типикон, 22 гл.).

По «Господи, воззвах», хор: «Свете Тихий» (по Уставу на вседневной вечерне вход не полагается). Возгласы после «Свете Тихий», «Вонмем» и прокимен произносит диакон в алтаре на Горнем месте (у престола). Произносить же просительную ектению, как и все ектении, диакон выходит на солею.

По ектении и возгласа: «Яко благ и человеколюбец Бог еси….» Хор: «Аминь». Священник – «Мир всем». Хор: «И духови Твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Хор: «Тебе, Господи» (протяжно). Священник тайно читает молитву главопреклонения. После этой молитвы возглас: «Буди держава Царствия Твоего….». Затем поются стихиры на стиховне.

В период предпразднства и попразднства стихиры на стиховне берутся из Минеи, в другие дни, когда служба не праздничная, а вседневная, эти стихиры берутся из Октоиха, где они даны на каждый день. В субботу из Октоиха берутся стихиры мученикам, одну стиховную и две стихиры на «Господи, воззвах» мученичны «Слава» святому, тогда и Богородичен берется по гласу стихиры на «Слава» из приложения Минеи, а Богородичен «стихиры на стиховне» опускается. После стиховных стихир читается: «Ныне отпущаеши….» и Трисвятое по «Отче наш…..». священник возглас: «Яко Твое есть Царство….». Хор поет тропарь.

В период предпразднства и попразднства вначале поется тропарь рядовому святому, а на «Слава, и ныне» – тропарь празд­ника. В субботу тропарь святому, а на «Слава, и ныне» – Бого­родичен воскресный по гласу истекающей недели. После пения тропарей диакон произносит сугубую ектению; начиная с прошения: «Помилуй нас, Боже...». По возгласе: «Яко милостив...» диакон возглашает: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен...» Хор: «Утверди, Боже...» Священник: «Пре­святая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже....» Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник северными дверьми при закрытых царских вратах выходит на амвон, произносит отпуст великий «Христос истинный Бог наш…». После отпуста поется многолетие: «Великаго Господина…..». Если же вместе с вечерней отправляется и утреня, как это принято во многих храмах, то отпуст после вечерни не произносится. Когда же хор пропоет: «Утверди, Боже…», священник произносит возглас: «Слава Святей….» и далее начинается утреня.

ПОВЕЧЕРИЕ (МАЛОЕ)

Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие со­вершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей. Уставной порядок малого повечерия со­держится в Часослове и в Следованной Псалтири.

Порядок малого повечерия следующий: По окончании вечерни священник в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив три пок­лона, произносит: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небес­ный», Трисвятое, «Отче наш». «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читает три псалма: «Помилуй мя, Боже...» (50 Пс.); «Боже, в помощь мою вонми...» (69 Пс.); «Господи, услыши молитву мою...» (142 Пс.).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» – то славословие, которое читается на утрене. После славословия читается «Символ веры» и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 гл.) (есть дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено, а именно: Пасхальная седмица, дни седмицы Пятидесят­ницы, начиная от вечера понедельника Св. Духа до Недели всех святых и др.). Затем поется «Достойно есть». По окончании чтения «Трисвятое» и «Отче наш...» – тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову:

«Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твой...», Слава: «Со святыми упокой...» и ныне: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един...».

Порядок в пении или чтении тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы. В среду и пятницу в течение всего в храме, посвященном Господу, не читается тропарь храма, а тропарь креста «Спаси. Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на крест...» (Типикон, 52 гл.).

После пения тропарей и кондаков чтец произносит «Господи, помилуй» (40 раз) и молитву «Иже на всякое время и на вся­кий час...» Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево...» Затем следует молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...». За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...». И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часо­слов). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». И далее быва­ет малый отпуст, т.е. хор поет «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». После отпуста священник просит у стоящих в храме про­щения себе.

 

19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.

ПОЛУНОЩНИЦА Полунощницей называется церковная служба, которая совер­шается в полночь, равно как и во всякий час ночи до утра. Христианский обычай освящать богослужением полночь или вообще ночное время, без сомнения, основывается на примере Самого Гос­пода Иисуса Христа (Лк. 6, 12; Мф. 26, 30), Которому подражали Апостолы (Деян. 16, 25) и современные им христиане (1 Кор. 14, 26. Кол. 3, 16). В Часослове и Следованной Псалтири помещаются три от­дельных последования – Полунощницы: вседневная, субботняя и воскресная. Кроме того, есть и в Типиконе Устав и вседневной (Понед. 1 нед. Вел. поста), и воскресной (Типикон, 7 гл.) полунощницы. Та или другая полунощница совершаются сообраз­но с днем седмицы и указанием Устава. Не полагается полунощницы, если совершается всенощное бдение, а также в некоторых других случаях (Типикон, 2, 7 гл.; пятница и суббота 5 седм. Вел. поста, среду Страстной сед­мицы).


Поделиться:



Популярное:

  1. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА. (48-51 гл.)
  2. Выбирать изъяны нельзя, можно только указать сколько изъянов берет игрок, изъяны, выбираются случайным образом.
  3. Глава 1. Если вы должны указать человеку на его ошибку, начинайте следующим образом.
  4. Дать названия по заместительной номенклатуре ИЮПАК следующим соединениям.
  5. МОИ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВАМИ
  6. Моя тщетная повседневная деятельность
  7. Некоторые из нас могут быть в поисках любви, а вместо этого мы сталкиваемся с сексом. Нам необходимо понять свои нужды и вычислить, как их удовлетворить наилучшим образом.
  8. Полпереворота назад на лопатки с последующим подъемом разгибом (китайский флик-фляк)
  9. Решение вопроса обороноспособности страны. Значительное сокращение вооружения с последующим, уже в ближайшие годы, полным искоренением взяточничества, коррупции, бандитизма и терроризма
  10. С учетом видо-временной формы глагола пропуски в предложениях заданий 9-11 вы заполните следующими сказуемыми
  11. СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ
  12. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице. Спасение человека совершается только верой и только в Церкви


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь