Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА. (48-51 гл.)
Содержит полследования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех неподвижных и подвижных дней в году. 48 гл. Типикона носит название " Месяцеслова" потому, что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев - для всех праздников, дней предпразднества, попразднств, отданий праздников и памяти святых, службы которым находятся в Месячной Минее. Месяцеслов начинается 1-м числом сентября и кончается августом. В " Месяцеслове˝ помещены также и " Марковы главы", т.е. статьи, написанные иеромонахом Марком, которые указывают, как отправлять службу, если случатся праздники Богородицы или попразднества и отдание всякого двунадесятого праздника в воскресение, или если подобные праздники случатся в дни пения Триоди Постной или Цветной. 49 гл. содержит последования для дней приготовительных к Великому посту и длл самого Великого поста, т.е. от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи. 50 гл. (Пентикостарион, т.е. Пятидесятница) содержит последования для дней, начиная от св. Пасхи до недели Всех Святых. В 51 гл. говорится о соблюдении Петрова поста, который следует за Пятидесятницей. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ТИПИКОНА (52-60 гл.) Есть как бы дополнение к 1 и 2-й части его. В 52-й главе, с которой начинается третья часть Типикона, содержатся указания об отпустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на Ч^сах и на Божественной Литургии. В следующих главах печатаются са^е песнопения, на которые указывается в 52 главе. Так, в 53 гл. содержатся воскресные песнопения, а именно: воскресные отпустительные тропари всех восьми гласов с богородичными их, ипокои, кондаки, а также прокимны на утрене перед Евангелием и на Литургии и аллилуарии. В 54 гл. содержатся столпы евангельские, 11-ть 'воскресных экзапостилариев с Богородичными и столько же евангельских стихир. Узнав из Йндиктиона и Зрячей Пасхалии, в какие числа месяцев в известном году начинается каждый столл гласов, легко сосчитать, которою будет в этом столпе известная неделя, который глас должен быть петь в ней и какое по счету читать утреннее Евангелие. С 55 до 57 гл. содержатся краткие песнопения для седмичных дней. В 55-й главе находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также - прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы. В 57-й главе отпустительные Богородичные и Крестобогородичны на 8 гласов, которые поются в течение всего года на вечерне, на утрене на " Бог Господь" и в конце утрени. В 58 гл. помещены троичны песни и светильны на 8 гласов. (Если на утрене поется " Аллилуиа", а не " Бог Господь", то после " Аллилуиа" поются не тропари, а троичны гласа, и по 9-й песни особые светильны). В 59 и 60 гл. изложены прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала), аллилуарии, Евангелия (указания на зачала) и причастны (общие, святым) (гл. 59) и " на всякую потребу" (гл. 60). ВТОРОЙ ОТДЕЛ ТИПИКОНА Составляют " Храмовые главы". В них указано, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другим праздником в один и тот же день. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположены так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно: сперва (с 1 до 24-й) находятся главы о праздниках, какие бывают во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до недели Мытаря и Фарисея. Потом (с 25 до 48 гл.) - о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди, и наконец, (с 48 по 58 гл.) - о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди. 59 гл. - припевы, которые поются на 9-й песни канона в Господские и Богородичные праздники. 60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник. А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Приложение с тропарями святых, службы которых содержатся в Дополнительной Минее. ПАСХАЛИЯ. (краткие сведения) В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе - годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе - лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ. В древние времена величину года измеряли 12 лунными месяцами. Весь лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца, египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов. В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на 1-м вселенском Соборе юлианский календарь был положен в основание пасхальных вычислений. Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29 суток. Год тот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется високосным годом. Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8, 4 секунды. Эта незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория УШ отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее времмя отвратить это перемещением равноденствия. Было постановлено отбрасывать от каждых 400 лет по 3 дня, т.е. в продолжение четырех столетий аннулировать три високосных года. В настоящее врегля разница между старым и новым (григорианским) стилем достигла примерно 13 дней. ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни недели, что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме и других Церквах Пасха праздновалась Не в одно время с идеями, а после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и постановлено: " Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием". ОСНОВА ПАСХАЛИИ В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основание, эпакта, ключ границы. Индиктион - это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион. Сначала слово " индикт" не имело никакого отношения к Пасхалии, - это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на '3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312 г. в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую хронологию и в наши летописи. кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев. Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтов дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются. Если бы все годы были простые, то каждый седмичный день приходился бы на то же число месяца через 7 лет, т.е. пока не обошел бы лишний день всю седмицу и не возвратился бы на свое место. Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосным, чтобы этот лишний день мог составлять седмицу, т.е. обойти все седмичные дни. Итак, чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным, который бывает через 3 года. Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А, Б, Г, Д,,,, обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою бутовою. Пасхальный год начинается с марта месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква, это и есть вруцелетная буква, которая называет на каждый год в Пасхальной таблице. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето - 3, это значит, что с марта 1957 г. до марта 1958 г. все числа месяцеслова, около которых стоит буква 3, будут приходиться в воскресные дни. Точно также в 1956 г. все числа месяцеслова, около которых стоит буква Г, будут падать на воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начинается с марта месяца). Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 ч. II шш. и 24 сек. Круглым числом эта разность полагается в II дней. Накопляясь с каждым годом, эта разность, по истечении 19 лет совершает, так называемый! круг луны. Кругом луны называется 19-ти летний период, по истечении которого фазы луны должны приходиться в те же числа, как случшшсь 19 лет назад. Число, обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым Числом. Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст II дней. Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, т.е. определить число марта или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым оканчивается еврейская Пасха. ПРи определении дня Пасхи эпакта не имеет значения. Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. между 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов. Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования св. Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную Пасху должно праздновать: 1) после иудейской, 2) ввоскресный день, 3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия, 4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора 1, Лаоди-кииского поместного собора 37. Нарушение этих соборных постановлений о времени празднования св. Пасхи категорически запрещается. Новый календарь, который был введен в 1582 г. в Рижской церкви папой Григорием ХШ, не так точен, как Юлианский. Бывает на Западе так, что празднуют Пасху или одновременно с иудейской или даже ранее ее, чем нарушают канонические правила празднования Пасхи. Относителънс же Юлианского (солнечного) календаря многими учеными (Болотов, Предтеченский и др.) уже давно установлено, что он точно согласован с лунным календарем, между тем как у Григорианского календаря эта согласованность с лунным грубо нарушена. В нашей Русской Православной Церкви день празднования св. Пасхи ведется по Юлианскому календарю. Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Следованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празднования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и временами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырьмя месяцах, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в гражданском счислении будет относиться не к этому, а к предшествующему году. КРУГ СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2417; Нарушение авторского права страницы