Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «Речевая культура юриста». Отличия устной монологической судебной речи от культуры письменной речи.
Что входит в понятие культуры речи юриста? Следует помнить, что речь имеет две формы: письменную и устную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официальных ситуациях; она рассчитана на предварительное обдумывание, значит, требует предельной точности, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально-делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише. Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В выступлениях прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по конкретному делу, поэтому судебные ораторы нередко используют конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь требует богатства словаря, художественной выразительности! Ведь она обращена непосредственно к живым людям! Поэтому культура публичной речи - это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово не только несет информацию, но и оказывает большое психологическое воздействие, например: Наказание - это не только кара, это возможность искупить вину, исправиться, перевоспитаться. Не однажды приходилось наблюдать, как под воздействием убедительной речи прокурора, анализирующего и оценивающего преступные действия подсудимого, подсудимый все ниже и ниже опускает голову, иногда плачет. И наоборот, слушая речь адвоката, выражающего мысль, что его подзащитный еще не потерянный человек, что у него много положительных качеств, подсудимый поднимает голову, лицо его светлеет. Он понимает, что ему верят. Недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также штампованная, сухая, неинтересная и неубедительная речь прокурора (нередко читающего текст обвинительного заключения вместо произнесения речи) или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует его как представителя органов правосудия. Если ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант граждан, оказывается проводником речевого бескультурья. Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста - это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам. Речевые штампы в судебной речи: понятие и виды. Применение и злоупотребление Юридические штампы – это устойчивые выражения в языке права, которым может быть юридический фразеологизм, а также правовые аксиомы, юридические поговорки и пословицы, крылатые юридические выражения. Юридический штамп – словесная форма сгустков правовых начал в обществе, способ аккумуляции и существования правового опыта. Словарь рус. языка определяет: «Штамп – принятый образец, которому слепо подражают; шаблон». Энциклопедия рус. языка: «Штамп (от итал. stampa – печать) речевой – стилистически окрашенное средство языка, которое осознается говорящими как «готовая», устойчивая и часто употребляемая формула. В отличие от клише понятие клише оценочно (так называют любые надоевшие выражения) и отчасти субъективно». Признаки штампа: 1) Запомнившаяся форма; 2) Бездумное повторение; 3) Стертая семантика, потускневшая эмоционально-экспрессивная окраска; 4) Как правило, не уместен в речи; 5) Наносит вред мыслям; 6) Нарушает речевые нормы; 7) Явление психологическое. Виды: 1) Универсальные слова – слова, имеющие неопределенное, обобщенное, стертое значение: факт, мероприятия, вопрос, некоторые, определенные и т.п. Им можно заменить любое слово с конкретным значением, если говорящий хочет выразить мысль неконкретно, приблизительно. 2) Парные слова – слова-спутники, которые обычно употребляются в речи вместе, хотя не явл. фразеолог. оборотами: успехи обязательно большие, критика – резкая.Определения в этих словосочетаниях неполноценны, т.к. они выражают мысль шаблонно, лишают ее индивидуальности. В штампованной речи внимание к каждому слову ослаблено. 3) Образные или «модные» слова и выражения – это шаблонные метафоры с потускневшей семантикой, образность которых теряется из=за частого употребления. Использование штампов влечет за собой несоблюдение таких требований официально-делового стиля, как точность, краткость, стандартность. Особенности судебного красноречия в Древней Греции На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической деятельности. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который в течении 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные мероприятия, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Он был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течении 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя. Демосфен, упорнейшим образом подготовивший себя к общественной деятельности и посвятивший всё своё ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи. В знаменитой речи «О венке», в которой он выступил против представителя промакедонской партии Эсхина, Демосфен подчеркнул связь ораторского искусства с политикой: “Не слова, Эсхин, и не звук голоса составляют славу оратору, но направление его политики”. С конца V века до н.э. в Афинах появились логографы, т.е. составители речей для выступления сторон в суде. Они готовили речи с учётом индивидуальности «заказчика». Самым знаменитым логографом Древней Греции был Лисий. Который сочинял речи для участников многочисленных в Афинах судебных процессов. Известными ораторами были Сократ, Аристотель. Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом – о популярности его произведений говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. До нас дошли 21 речь и 9 писем. Исократ дожил до 98. Но смерть его была трагична. Известие о поражении при Херонее произвело потрясающее впечатление на афинян. Исократ, получив известие о катастрофе в своем ученом уединении, не захотел пережить несчастье своей родины и наложил на себя руки. ДРЕВНИЙ РИМ Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в качестве будущих правителей государства. Не случайно, когда в Риме появились греческие риторы и открыли там свои первые риторические школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недёшево, и учиться в них можно было, только в совершенстве зная греческий язык. Практически посещать греческие школы могли только дети аристократов, которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам. Но когда в I веке до н.э. открылась школ с преподаванием риторики на латинском языке, сенат заволновался. Нельзя было допустить, чтобы оружие, владеть которым до сих пор учились их сыновья, взяли в руки представители других классов. И в 92 году издаётся эдикт «О запрещении латинских риторских школ». Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы – Тиберий и Кай Гракхи. Видное место среди римских ораторов занимал и Марк Антоний, римский политический деятель и полководец. Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Тулий Цицерон. Речи и труды по ораторскому искусству. Цицерон опубликовал более сотни речей, из которых сохранились 58. Речи основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге Об ораторе в 3 книгах, где перечисляются основные требования к оратору. Диалог требует от оратора обширных познаний в области философии, истории, законодательства и литературы с тем, чтобы он мог перенести обсуждение любого вопроса в более высокие сферы, а не ограничиваться узко юридическими проблемами. Риторическая техника Цицерона в основном позаимствована у греков. Квинтилиан древнеримский теоретик ораторского искусства. Целиком сохранилось только сочинение " Об образовании оратора" — один из наиболее ценных источников по античной риторике и педагогике. В литературоведческом отношении наиболее интересна 10-я книга, где К. даёт обзор греческой и римской поэзии и прозы по жанрам.
Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. Если в XI-XV вв. речи адвокатов были пересыпаны цитатами из церковных книг, то постепенно они освобождаются от этого и приобретают светский характер. Растет авторитет римского права. Появляются сочинения, посвященные теории судебного красноречия, например «Диалог об ораторах» Луазеля. Авторы теоретических работ требуют от судебного оратора прежде всего глубокого знания дела. В XVII в. были известны такие мастера судебного слова, как Леместр, Патрю, Кошен. Но большего расцвета судебное ораторское искусство достигло здесь в XIX в., его представляли настоящие мастера судебной речи: Жюль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен. Их речи отличает ясность изложения, изящество формы. Речи легко читаются и воспринимаются, так как мысли в них выражены точно, доказательства приведены последовательно. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз. Эти качества в одинаковой мере свойственны большинству речей названных ораторов. Русский адвокат К.К. Арсеньев, изучавший красноречие французских юристов, писал, что «весь материал, как бы обширен он ни был, тщательно сгруппирован и разделен на части, тесно связанные между собой, естественно вытекающие одна из другой. Ни скачков, ни возвращений назад, ни повторений, кроме тех, которые необходимы для лучшего освещения фактов». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы