Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Суббота 5-й седмицы. Похвала Пресвятой Богородицы ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Служба вся по Триоди. Полунощница субботняя. Начало утрени обычное. " Царю Небесный". Трисвятое, псалмы 19-й и 20-й и прочее. Шестопсалмие, ектения великая. На " Бог Господь" - тропарь, глас 8 - " Поведенное тайно" поем трижды, косно. После кафизмы и малой ектений вместо седальна начинается пение акафиста. По уставу настоятель должен читать акафист в алтаре пред престолом, а каждение на первых кондаках совершает один диакон. Но у нас с давних пор установился обычай читать акафист на средине храма. С началом пения 1-го кондака отверзаются царские врата и предстоятель со всем собором исходит на средину храма к заранее уготованному здесь образу Богоматери. В некоторых храмах образ Богоматери уготовляется в алтаре, и с началом пения кондака выносится двумя священнослужителями впереди настоятеля и полагается на уготованном среди храма аналое. Став около образа Богоматери, священнослужители поклоняются по чину. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим и во время медленного пения 1-го кондака (поем со сладкопением, косно) совершает каждение всего храма. Затем читаются следующие икосы и кондаки. При соборном служении они разделяются, по возможности, между всеми иереями. Только 1-й и 12-й икосы и 13-й кондак читает сам предстоятель. В некоторых храмах читается только начало икосов, а припевы " Радуйся" поются антифонно на оба лика. После окончания 3-го икоса певцы поют " Взбранной Воеводе". Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются, читается 17-я кафизма. Ектения малая. По возгласе царские врата отверзаются. Певцы поют протяжно " Взбранной Воеводе". Священнослужители исходят к иконе Богоматери. Совершается малое каждение царских врат, местных икон, предстоятеля, певцов и молящихся. Читаются дальнейшие икосы и кондаки акафиста, кончая 7-м кондаком " Хотящу Симеону". По прочтении второй части акафиста певцы поют " Взбранной Воеводе", священнослужители уходят в алтарь, и царские врата закрываются. Чтец - псалом 50-й. Молитва " Спаси, Боже" не произносится. Если храм в честь Похвалы Богородицы, то после второй части акафиста - полиелей, величание, степенны, прокимен, Ечангелие, стихира и молитва " Спаси, Боже, люди Твоя". Канон храму Христову или святому с ирмосом на 6. Канон Похвалы Богородицы, глас 4 - " Отверзу уста моя" на 6. К канону праздника, если не стихословятся библейские песни, припев " Пресвятая Богородице, спаси нас". (Где храм Богородицы, там канон праздника на 12, а канон храму оставляется.) Катавасия " Отверзу уста моя". По 3-й песни -малая ектения и по возгласе - вместо седальна певцы медленно поют " Взбранной Воеводе". Священнослужители исходят царскими вратами к иконе Богоматери. Совершается малое каждение и читается третья часть акафиста от 7-го икоса, кончая 10-м кондаком. Певцы - " Взбранной Воеводе". Чтец - седален Триоди. 4-я и 5-я песни канона. С 6-й песни канон храму прекращается и поются канон Похвалы Богородицы с ирмосом на 6 и четверопеснец Триоди на 8. Если не стихословятся библейские песни, то к первым двум тропарям 1-го четверопеснца припев - " Святии мученицы, молите Бога о нас". К 3-му припев - " Покой, Господи, души усопших раб Твоих". К 4-му - " Пресвятая Богородице, спаси нас". К первым двум тропарям 2-го четверопеснца - " Святии мученицы, молите Бога о нас", затем " Слава, и ныне". К последним двум тропарям особые припевы - псаломские стихи, напечатанные на ряду. Катавасия - ирмос второго четверопеснца. По 6-й песни ектения малая. Отверзаются царские врата. Священнослужители исходят к иконе Богоматери. Предстоятель с диаконом совершают полное каждение храма, читается последняя часть акафиста от икоса 10-го" Стена еси девам" (до конца). 13-й кондак " О Всепетая Мати" читает Предстоятель трижды и затем 1-й икос" Ангел предстатель". Певцы поют " Взбранной Воеводе". Священнослужители покланяются по чину пред святою иконою и лобызают ее. Так же и все люди. Предстоятель помазует елеем от лампады, горевшей пред образом Богоматери. Продолжается канон с 7-й песни. На 9-й песни поем " Честнейшую". По 9-й песни и малой ектений - светилен акафиста (трижды). На " Хвалите" - стихиры праздника на 4, глас 4, " Слава, и ныне" - глас тот же " Языка, его же не ведяше". По великом славословии тропарь праздника " Поведенное тайно". Ектений. Отпуст. Час 1-й. На часах - тропарь и кондак праздника. На литургии - Блаженны от канона акафиста, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы " Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем". Стих " Яко призре на смирение рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди". Апостол дню - Евр., зач. 322 и Богородице - Евр., зач. 320, Аллилуиа - Богородице. Евангелие дню - Мк., зач. 35, и Богородице - Лк., зач. 54. Причастен " Чашу спасения прииму". Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской На великой, вечерне, на " Господи, воззвах" - стихиры воскресные Октоиха - 6, преподобной - 3, писаны в Триоди на ряду (одну повторяем), " Слава" - преподобной, глас 4 - " Очудотвори, Христе", " И ныне" - догматик гласа. На литии стихиры храма. На═ стиховне - стихиры═ воскресные, ═ " Слава" - преподобной, глас 2 - " Душевная ловления", " И ныне" - Богородичен воскресный 2-го гласа - " О чудесе новаго". По " Ныне отпущаеши" -" Богородице Дево" (трижды). На утрени, на " Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды) " Слава" - тропарь преподобной, глас 8: " В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем-же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой". " И ныне" - Богородичен воскресный 8-го гласа " Иже нас ради". По кафизмах - седальны воскресные. Степенна и прокимен воскресные. Евангелие воскресное. " Воскресение Христово". Псалом 50-й. " Покаяния отверзи" и прочее. Канон воскресный с Богородичным на 6, Триоди - на 4 и преподобной - на 4. Катавасия " Отверзу уста моя". По 3-й песни - кондак, глас 3: " Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны креста оружием погубляет: сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная". Икос и седален преподобной и Богородичен Триоди. По 6-й песни - кондак и икос воскресные. По 9-й песни - светилен воскресный, " Слава" - преподобной, " И ныне" - Богородичен Триоди " Сладосте Ангелов". На " Хвалите" - стихиры воскресные - 8. К 7-й припев - " Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя". К 8-й - `" Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний" и Триоди самогласен, глас 1, с припевом " Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя", " Слава" - тот же самогласен, " И ныне" - " Преблагословенна еси". По отпусте - " Слава, и ныне" - стихира Евангельская. Литургия св. Василия Великого. Блаженны Октоиха. Прокимен воскресный гласа и преподобной прокимен, глас 4 - " Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". Апостол - Евр., зач., 321 от полу, преподобной - Гал., зач. 208. Аллилуиа - гласа. Евангелие - Мк., зач. 47, и преподобной - Лк., зач. 33. Причастен " Хвалите Господа" и " В память вечную". На вечерне - прокимен, глас 8 - " Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи". Прочее - по обычаю. Пятница 6-й седмицы Все богослужение обычно, как в предыдущие пятки. От сего дня прекращается употребление Минеи и Октоиха до понедельника Фоминой седмицы. На вечерне - обычная кафизма. На " Господи, воззвах" - стихиры на 10 (Самогласен дня, глас 8 - " Душеполезную совершивше Четыредесятницу", дважды, и мученичен. И св. Лазарю 5 стихир, первые две по дважды), " Слава", глас 8 - " Представ гробу Лазареву", " И ныне" - " Душеполезную совершивше Четыредесятницу". Вход с кадилом и прочее доследование литургии Преждеосвященных. Отпуст " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистый Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол (здесь поминаются святой храма и дня), святаго и праведнаго Лазаря, иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых". В пятницу вечером - повечерие великое. По 1-м Трисвятом - тропарь празднику, глас 1 - " Общее воскресение". По 2-м Трисвятом тропари обычные" Помилуй нас, Господи, помилуй нас". По " Слава в вышних Богу" поем канон прп. Андрея Критского. Сей канон, как и все каноны на повечериях Страстной седмицы, рекомендуется читать самому настоятелю на средине храма по тому же чину, как читается на повечериях 1-й седмицы Великий канон. По 3-м Трисвятом - кондак празднику, глас 2 - " Всех радость Христос". Отпуст малый и обычные прошения " Помолимся". Суббота Лазарева На полунощнице по 1-м Трисвятом вместо " Се Жених грядет" тропарь " Общее воскресение". По 2-м Трисвятом кондак " Всех радость Христос". Молитву же за упокой " Помяни, Господи" не глаголем. На утрени, на " Бог Господь" - тропарь, глас 1: " Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне" (трижды). По 1-й кафизме - седален Триоди. По 2-й кафизме ектений нет, но непосредственно воскресные тропари, глас 5 -" Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим". " Ангельский собор". Каждение всего храма. Малая ектения. Возглас " Яко благословися Имя Твое". Седален, дважды. Посем " Воскресение Христово видевше". Псалом 50-й и канон 1-й с ирмосом на 8. Второй канон на 6. Катавасия - ирмос последнего канона. По уставу в субботу Ваий канон должно петь со стихами библейских песен по праздничному чину " Поим Господеви", но так как у нас давно вышел из употребления обычай стихословить в праздники канон с библейскими песнями, то сегодня, как и в Неделю Ваий, припев к тропарям канона тот же, что указан и на повечерии, т. е. " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Этот припев поется и на всех канонах Страстной седмицы. По 3-й песни - седальны праздника. От 6-й песни поем четверопеснец. По 6-й песни - кондак, глас 2: " Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот, и мира Воскресение сущим на земли явися. Своею благостию, и бысть образ Воскресения, всем подая Божественное оставление". И икос. На 9-й песни " Честнейшую" не поем, но к тропарям канона тот же припев " Слава, Тебе, Боже наш". С этого дня " Честнейшую" не поется до понедельника Фоминой недели. По 9-й песни " Свят Господь Бог наш" со стихами. Светилен Триоди, дважды. " Слава, и ныне" - иной светилен. На " Хвалите" - стихиры на 8, " Слава", глас 2 - " Велие и преславное", " И ныне" -" Преблагословенна еси". По великом славословии тропарь " Общее воскресение". Ектения. Отпуст дневной с упоминанием праведного Лазаря. Литургия св. Иоанна Златоустого. Блаженны, песни 3-я и 6-я, на 8. На входе - " Приидите, поклонимся... во святых дивен Сый". Тропарь празднику, " Слава, и ныне" - кондак. Вместо Трисвятого " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа". Прокимен, глас 3 - " Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся". Стих " Господь Защйтитель живота моего, от кого устрашуся". Апостол: Евр., зач. 333 от полу, Евангелие: Ин., зач. 39. Хотя ни в Триоди, ни в Типиконе нет указаний на то, чтобы в субботу Лазареву петь задостойник, но в синодальном издании " Триодь нотного пения" (СПб., 1898) дано нотное переложение ирмоса 9-й песни канона" Чистую славно почтим" в качестве задостойника для субботы Лазаревой. Причастен " Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы