Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная



Служба воскресная и Триоди.

Перед началом великой вечерни святой Крест полагается на жертвеннике, на блюдо, покрытое покровцем. Крест может быть украшен венком только из живых цветов. Затем иерей с кадилом, диакон со свечой приходят к жертвеннику. Диакон произносит:

" Благослови, владыко". Иерей - " Благословен Бог наш". Диакон - " Аминь", и вместе поют Трисвятое. В это время иерей кадит святой Крест. По " Отче наш" и обычном возгласе поют " Спаси, Господи, люди Твоя", " Слава, и ныне" - кондак Кресту " Не ктому пламенное оружие". Иерей во время пения тропаря взимает честный Крест с блюдом на главу и в предшествии диакона с кадилом и со свечой переносит его на престол и полагает на евангельское место, а Евангелие заранее поставляет на престоле (как после чтения Евангелия на литургии). Пред престолом ставится свещник с возжженной свечой.

На великой вечерне, на " Господи, воззвах" - стихиры на 10:

воскресные - 6 и Триоди (Кресту) 4. " Слава" - Триоди, " И ныне" - догматик рядового гласа. Вход. " Свете тихий". Прокимен дня, глас 8 - " Господь воцарися". На литии стихира храма, " Слава, и ныне" - Триоди, гл. 5 - " Зрящи Тя тварь". На стиховне стихиры Октоиха, " Слава, и ныне" - Триоди, глас 4 - " Пособивый, Господи, кроткому Давиду". По " Ныне отпущаеши" - " Богородице, Дево" (дважды) и " Спаси, Господи, люди Твоя" (единожды).

На утрени, на " Бог Господь" - тропарь воскресный (дважды). " Слава" - тропарь Кресту, " И ныне" - Богородичен воскресный 1-го гласа " Гавриилу вещавшу". По кафизмах - седальны воскресные с Богородичными их. Степенна и прокимен текущего гласа. Евангелие воскресное. " Воскресение Христово", " Покаяния" и прочее, как в прошедшие недели, только Евангелие для целования не выносится. Канон воскресный с ирмосом на 4, Богородице на 2 и Кресту на 8. К тропарям канона Кресту припев " Слава, Господи, Кресту Твоему честному".Катавасия Триоди " Божественнейший преобрази". В некоторых храмах, основываясь на том, что пред тропарями канона Триоди стоят первые слова ирмосов пасхального канона, поют эти ирмосы как катавасию. На это нет никаких оснований. Церковный устав указует иную катавасию на сей день и полный текст всех ирмосов ее помещает полностью в Триодионе. Ирмосы, обозначаемые в начале каждой песни, указывают музыкальный размер данной песни и имеют то же значение, что надписания подобных над стихирами.

По 3-й песни канона т-седальны Кресту. По 6-й песни - кондак, глас 7: " Не ктому пламенное оружие хранит врат едемских, на тыя бо найде преславный соуз, древо крестное: смертное жало и адова победа прогнася. Предстал бо еси. Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай". И икос Кресту. По 9-й песни - светилен воскресный, " Слава" - Триоди (Кресту), " И ныне" - Богородичен Триоди. На " Хвалите" - стихиры воскресные - 4 и Триоди - 3. По исполнении их первая повторяется. Посем самогласен Триоди, глас 8 - " Высокомудраго разума", " Слава" - тот же самогласен, " И ныне" - " Преблагословенна еси".

Иерей, а в соборных храмах только предстоятель, облачившись пред великим славословием во все священные одежды, возглашает " Слава Тебе, показавшему нам свет". Во время пения великого славословия он совершает в предшествии диакона каждение трижды вокруг престола. По окончании славословия предстоятель творит пред престолом три поклона и во время пения последнего Трисвятого возлагает на свою главу святой Крест на покровце и, в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом, исходит через горнее место к северным дверям и затем по солее - к Царским вратам. Остановившись в них, лицом к престолу, предстоятель возглашает " Премудрость, прости" и несет Крест к аналою, поставленному на обычном месте среди церкви. Певцы поют тропарь " Спаси, Господи, люди Твоя" (трижды).

Когда иерей выносит святой Крест из алтаря, бывает перезвон, когда же он возгласит " Премудрость, прости" - трезвон.

Положив Крест на аналой, иерей с диаконом совершают окрест аналоя троекратное каждение. После каждения священнослужители поют тропарь, глас 6 - " Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим", трижды и трижды совершают поклонение. Затем певцы поют трижды " Кресту Твоему". В это время священнослужители совершают два поклона, целуют Крест и паки творят поклон един. Также покланяются Кресту все присутствующие в храме. Во время поклонения Кресту поются стихиры на поклонение.

Ектений и отпуст - " Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых славных и всехвальных апостол, (здесь поминает святых храма и дня), святых праведных богоотец". (На отпусте во всю 4-ю седмицу до пятка возглашается " Силою Честнаго и Животворящаго Креста".)

По отпусте " Слава, и ныне" - стихира евангельская. Наш Церковный устав умалчивает о том, где должен оставаться святой Крест после поклонения ему до пятка. Древние соборные Чиновники дают по этому вопросу определенные указания, что Крест поставляется " на месте, идеже ставят аналой с праздничною иконою" (Чиновник Холмогорского собора, с. 82), " к поклонным иконам", т. е. иконам в иконостасе (Чиновник Новгородского собора, с. 173), " против патриархова места" (Чиновник Московского Успенского собора, с. 97). А на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину храма священником (порядок изнесения см. далее, в понедельник).

На часах тропарь воскресный, " Слава" - Кресту, по Трисвятом - кондак Кресту.

Литургия св. Василия Великого. Блаженны гласа на 6 и от канона Креста песнь 3-я на 4. По входе тропари - воскресный и Кресту, " Слава, и ныне" - кондак Кресту. Вместо Трисвятого поется " Кресту Твоему покланяемся, Владыко". Прокимен,

, глас 6 - " Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое". Стих - " К Тебе, Господи, воззову. Боже мой, да не премолчиши от мене". Апостол - Евр., зач. 311, Евангелие - Мк., зач. 37. За " Достойно" - " О Тебе радуется". Причастен " Знаменася на нас свет Лица Твоего, Господи".

В Неделю вечера на вечерне - прокимен великий, глас 8 - " Дал еси достояние".

Окончание вечерни, как и в предыдущие Недели поста.

Понедельник 4-й седмицы

На 1-м часе поклонение Кресту, как в воскресенье. Во время Богородична " Что Тя наречем" на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадят святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на средину и полагает на уготовленный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо " Стопы моя" иерей с диаконом поют " Кресту Твоему покланяемся, Владыко", и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место.

На всех часах и изобразительных по " Отче наш" - кондак Кресту " Не ктому пламенное оружие".

Среда и суббота 4-й седмицы

Оставляется служба Минеи и поется вся служба только по Триоди.

На 1-м часе совершается поклонение Кресту, как в понедельник.

На всех часах - кондак Кресту.

Обычное последование литургии Преждеосвященных Даров.

Начиная от среды Крестопоклонной седмицы и кончая Великой средой на литургии Преждеосвященных Даров, после ектений об оглашенных добавляется ектения " О готовящихся ко просвещению".

Эта ектения, как напечатано в Служебнике, предначинается возглашением " Елицы ко просвещению изыдите, помолитеся, иже ко просвещению".

Последование службы субботы 4-й седмицы, как указано во 2-ю и 3-ю субботы.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь